Введение
На сегодняшний день быстро меняется запрос рынка труда на выпускника системы высшего образования, особенно к данному вопросу очень внимательно подходят в крупных современных корпорациях и компаниях, которые сформировали компетентностное поле молодых специалистов. Чтобы решить возникшую проблему на уровне высшего образовательного заведения, необходимо внедрение компетентностного подхода в процесс образования, а на уровне работодателя – в экосистему HR‑службы. Если рассматривать эту проблему с точки зрения мирового масштаба, то вопрос формирования компетенций, в том числе и предпринимательских, начали изучать уже в конце XX века, в то время как в нашей стране только лишь в XXI веке. Компетентностный подход как основа фиксированного результата образовательного процесса также влияет и на подбор средств формирования у будущего специалиста личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих эффективность его дальнейшего развития в определенной социально-профессиональной среде как специалиста, способного изменять саму среду. Поэтому в процессе профессиональной подготовки современного специалиста необходимо участие всех субъектов, с которыми личность вступает во взаимодействие в ходе реализации образовательной и профессиональной деятельности. Подготовка специалистов в сфере высшего образования должна проходить на основе взаимодействия вузов, представителей бизнеса и власти, то есть потенциальных работодателей, которые напрямую принимают участие в образовательном процессе, через предоставление студентам базы практик, места стажировок, а также участвуют в формировании учебных планов с включением своих модулей в образовательные программы и осуществляют процесс оценивания качества и перспективности студенческих проектов, выпускных квалификационных работ. При этом следует отметить, что главная роль в этом процессе все же принадлежит университетам как основному элементу, способному создать оптимальные условия для формирования и развития компетенций будущих специалистов в ходе образовательного процесса.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В ходе нашего исследования по данной проблеме были проанализированы научные работы зарубежных ученых, описывающие используемые ими подходы при формировании компетенций будущих специалистов. Результаты такого анализа показали, что существует несколько различных подходов, дифференцированных в зависимости от места их возникновения и отличающихся концептуально. Американская научная школа разрабатывала положения поведенческого подхода, который позволяет заложить в основу образовательного процесса поведенческие характеристики студента и успешно формировать корпоративную культуру, компетенции как основные составляющие образа будущих сотрудников корпораций, предприятий. Среди известных ученых, стоявших у истоков поведенческого подхода, можно выделить Р. Уайта. По мнению автора, подобный подход направлен на развитие индивидуальных способностей обучающихся с целью их дальнейшей реализации в профессиональной деятельности. Американская школа, изучая компетентностный подход, выделяет пять так называемых кластеров: информационный, межличностный, ресурсный, системный и технологический [1].
Грэм Читхэм, как один из представителей английской школы, в основу процесса профессиональной подготовки предлагал заложить положения функционального подхода, поскольку они отводили ведущее место в построении образовательного процесса определению роли каждой должности в организации, в которой будет осуществлять свою деятельность будущий специалист. Наличие компетенций как профессиональных функций, выполняемых представителем на той или иной должности, обеспечит возможность молодому специалисту выполнять свою работу в соответствии с профессиональными стандартами. Ученые отмечали, что в целом для успешного предприятия очень важно, чтобы у сотрудников не только имелись в наличии знания и навыки, но и была сформирована система личностно-профессиональных ценностей [2].
Обращаясь к опыту Франции, нельзя не обратить внимание на историю введения термина «компетенция», которая берет начало в 90-х годах XX века, когда бюро по трудоустройству ANPI начало формулировать и раскрывать квалификационные требования специалиста в терминах компетенций. Именно с этого момента в системе образования этой страны начал развиваться компетентностный подход. Французская школа опиралась на многомерный подход, позволяющий рассматривать профессиональную подготовку как действующую экосистему. Именно поэтому предприятия как субъекты профессиональной подготовки оценивают самостоятельно компетенции каждого специалиста, работающего на предприятии. Р. Ферейра отмечает, что данный прием имеет и отрицательный эффект, поскольку порой использование при оценивании результатов образования методики оценки компетенций специалиста на предприятии приводило к дисбалансу в оценивании компетенций. Но несмотря на это данный подход позволил выстроить систему профессиональной подготовки в стране и получить устойчивые результаты [3].
Стоит также обратить внимание на немецкую школу, которая в своих теоретических и практических исследованиях опирается на положения целостного подхода. Развитие этого подхода началось еще в 80-е годы ХХ века с появлением определения «ключевая компетенция». Тогда содержание понятия представляло совокупность индивидуальных характеристик специалиста, таких как гибкость, способность к сотрудничеству, моральная устойчивость, этичность. В 90-е годы ХХ века в немецкую систему образования впервые был внедрен компетентностный подход, поэтому главные изменения коснулись учебных планов, которые должны были обеспечить процесс формирования личностных и социальных компетенций. Е. А. Девяткин в своей работе объясняет ориентацию только на вышеперечисленные компетенцииследующим образом: профессиональные компетенции характеризуют готовность и способность специалиста решать профессиональные задачи, проблемы, анализировать результаты; личностные компетенции направлены на развитие личности, они описывают ряд её характеристик, например ответственность, надёжность, работа в коллективе; а в основе социальной компетенции лежат межличностные отношения, анализ и прогноз их развития в команде [4].
И. С. Сергеев отмечает в своем исследовании, что в настоящее время во всех областях деятельности современного российского общества поиск наиболее эффективного применения человеческого ресурса стал все чаще основываться на компетентностном подходе. Профессиональная деятельность специалистов описывается определением «компетенция», которая формируется в процессе профессиональной подготовки [5].
В своей монографии Г. А. Бордовский подчеркивает, что основными понятиями компетентностного подхода в образовании стали «компетентность» и «компетенция». Понятие «компетенция» имеет несколько определений, по одному из них оно описывается как комплекс юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Есть и другое определение, характеризующее сферу деятельности, имеющую значение для результативной работы учреждения, в котором индивид должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности [6]. Расхождения в определениях данного термина можно объяснить разнообразием подходов, используемых учеными в ходе исследований, а также особенностями деятельности специалистов в различных профессиональных сферах. Так, понятие «компетентность» включает в себя намного больше, чем только «знания», «умения» и «навыки». Также не следует забывать о разнице в определениях «компетентность» и «компетенция». В российской системе образования на сегодняшний день «компетенция» считается основным понятием, включая в себя интеллект и навык как итог образовательной деятельности, относящейся к различным сферам профессиональной деятельности. Сам по себе компетентностный подход предполагает выявление образовательных целей в процессе формирования у студентов способности самостоятельного решения профессиональных задач, отбор содержания профессиональной подготовки, оценивание полученных результатов. Компетенция – это установленное требование к подготовке студентов, а компетентность – это уровень овладения данной компетенцией обучающимся с опорой на его личностные качества. В системе высшего образования компетентностный подход к обучению, конечно, трансформирует современные образовательные цели.
А. С. Союнов подчеркивает, что при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования выпускник по окончании вуза должен уметь решать задачи, в основе которых лежат универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в зависимости от направлений подготовки [7]. Ввиду перехода университетов к новому типу у каждого студента должны быть сформированы предпринимательские компетенции, и на сегодняшний день в образовании ведется работа в данном направлении с использованием современных подходов в образовании.
М. Х. Гатиятуллина рассматривает термин «предпринимательская компетенция» как синтез отдельных блоков, среди которых – интеллектуальная, мотивационно-волевая и коммуникативная составляющие [8]. Е. П. Сулаева при проектировании определения «предпринимательская компетенция» подчеркивает важную роль набора определенных качеств личности, например готовность к риску, ответственность, целеустремленность, анализ рынка, генерация бизнес-идей. По мнению автора, «предпринимательская компетентность» есть не что иное, как одна из частей профессиональной компетентности, реализация которой позволяет обучающимся либо выпускникам коммерциализировать свои проекты или разработки, занимаясь как технологическим, так и социальным предпринимательством [9]. Еще один отечественный ученый, М. Ю. Романова, выделил основные составляющие определения «предпринимательская компетенция»: анализ рынка конкурентов, разработка и трансформация бизнес-идей, составление бизнес-плана, знания в области ведения бухгалтерии, а также экономических расчетов, коммерциализация разработок и так далее. Специалист готов к решению задач в реальном секторе экономики с учётом сформированных у него приобретенных знаний, умений и навыков в сфере экономики, управления, и других наук [10].
С. С. Гиль утверждает, что предпринимательские компетенции определяются наличием таких качеств, как инициативность, упорство, умение работать с информацией, обязательность, ответственность, умение решать проблемы [11]. Современный специалист должен владеть профессиональными (знания, умения, навыки в области экономики, менеджмента, финансов и др.) и личностными компетенциями (целеустремленность, инициативность, целеполагание), необходимым компонентом является наличие и социальных компетенций (коммуникация, деловое общение, работа в команде и др.).
В. Г. Лизунков подчеркивает ключевую роль в педагогической науке компетенций предпринимателя, так как они необходимы не только бизнесменам, но и сотрудникам различных сфер, позволяют реализовать управленческие функции на разных уровнях организационной деятельности, особенно при создании и выведении на рынок новых товаров, услуг, исследований и разработок [12].
Из проведенного анализа видно, что в целом ни один из авторов не дает описания определения «предпринимательская компетенция» в полной мере, они выделяют отдельные характеристики, которыми должен обладать выпускник высшего учебного заведения. Это говорит о комплексности и многосложности определения, а тот факт, что предпринимательские компетенции важны для реализации видов профессиональной деятельности, кроме предпринимательской, позволяет сделать вывод о необходимости формирования предпринимательских компетенций у студентов в условиях университета, в том числе и федерального.
Методологическая база исследования
В настоящее время запрос современного работодателя формируется на основе положений компетентностного подхода и выражается в моделях молодых специалистов, а система образования дает возможность студентам овладеть определенными в модели работодателем компетенциями.
Исследования, которые проводят кадровые агентства, интернет-порталы трудоустройства – Rabota.ru и HeadHunter, позволили выявить тот факт, что ожидания работодателей и потребность социально-экономического развития страны зачастую расходятся с потребностями молодых специалистов. Многие из них описывают портрет молодого специалиста как креативного, способного к творческой инициативе, коммуникабельного, информационно грамотного, готового к саморазвитию и так далее, а для выпускников не столько важны их профессиональные знания, сколько ориентация и поиск информации, которой им не хватает в профессиональной деятельности, – «добор» soft skills, а также самообучение, жажда изучения современных технологий и актуальных трендов.
Большинство работодателей, особенно крупных корпораций и компаний, с целью дальнейшего развития не только на национальном уровне, но и на международном, а также для дальнейшего повышения конкурентоспособности компании включают в модель современного специалиста предпринимательские компетенции, наличие которых позволит будущему работнику эффективно осуществлять разработку и коммерциализацию новых продуктов, а также применять свои управленческие и лидерские качества [13]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года одним из ключевых направлений развития страны определена поддержка малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных секторах экономики, что позволит создать условия для последующей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности [14]. А. А. Энговатова обращает внимание на то, что политика государства направлена на разработку и внедрение различных механизмов поощрения и финансирования инновационной активности малых компаний субъектов РФ, процесса создания новых инновационных центров [15]. Современным корпорациям, предприятиям нужен специалист, стремящийся к бесконечному развитию, открытый всему новому, особенно в свете использования лучших практик и современных технологий, готовый к риску и стремящийся к действиям. Все чаще предпринимательские компетенции ложатся в основу работы сотрудников не только сферы бизнеса, но и специалистов других отраслей, что становится условием успешной адаптации компании/предприятия на постоянно меняющемся рынке и её развития. Существует несколько градаций предпринимательских компетенций. По мнению Л. А. Трусовой [16], ключевыми характеристиками описания «предпринимательской компетенции» являются: образование; предпринимательское мышление; успех и достижение; взаимодействие и отношение; личностные возможности; самоорганизация; лидерство.
Обращаясь к определению данного понятия, которое дается в сфере технологического предпринимательства, отметим, что А. Е. Гуткевич в структуре предпринимательской компетенции выделяет «планирование и организацию работы в команде, ориентацию на результат, коммуникацию и деловое общение, понимание бизнеса [17]». Раскрывая содержание понятия «предпринимательская компетенция», следует учитывать и тенденции социально-экономического развития российского общества, а также положения теории поколений, которую подробно описывает Дэвид Стиллман [18].
Исходя из этого в содержание данного понятия включаются такие личностные характеристики, как оптимизм, социальная изобретательность, персонализация, практичность, мотивированность. Следовательно, в основу предпринимательских компетенций положены и природные способности предпринимателя.
Современная студенческая молодежь и бизнес, построенный на использовании инноваций, – это два взаимодополняющих друг друга феномена. Поэтому формирование предпринимательских компетенций более эффективно проходит в условиях высшего образования, поскольку именно оно создает условия для эффективного обучения бизнес-проектированию, работе в команде, закрепления практических навыков и знакомства с опытом лучших практик, в том числе международных. Рассмотрим процесс формирования предпринимательских компетенций на примере Южного федерального университета.
В основе российской системы образования всегда лежали государственные образовательные стандарты, в которых указаны главные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Далеко не всегда в задачи такой подготовки входило формирование предпринимательских компетенций. При переходе российской системы образования на компетентностный подход и внедрении ФГОС данная проблема практически не была решена. Согласно определению, которое дает образовательный стандарт, «компетенция» – это способность специалиста применять знания, умения для реализации успешной деятельности в определенной области. Наше исследование началось с анализа ряда основных образовательных программ по различным направлениям подготовки специалистов в Южном федеральном университете. В каждой из программ присутствуют универсальные компетенции, формирование которых не в полной мере может повлиять на сформированность предпринимательской компетенции будущих выпускников. Анализ содержания некоторых учебных планов подготовки специалистов Южного федерального университета показал, что в их структуру не всегда включен блок дисциплин предпринимательской направленности. В таких направлениях подготовки, как 43.03.03 Гостиничное дело: Сервис, туризм и гостиничное дело, 43.03.02 Туризм: Сервис, туризм и гостиничное дело, 43.04.03 Гостинично-ресторанный бизнес, 38.04.02 Стратегическое управление, 38.04.03 Экономика труда и управление персоналом, такие дисциплины отсутствуют.
Если обратиться к ключевым практикам обучения предпринимательству в зарубежных высших образовательных заведениях, исследуемых в трудах А. Хоскинга [19] и вузах РФ, занимающих передовые позиции в рейтингах, стоит подчеркнуть, что образовательный процесс у них включает в себя несколько составляющих, обеспечивающих формирование предпринимательских компетенций, что способствует выработке знаний, умений и навыков по ведению будущими специалистами предпринимательской деятельности. По мнению Ю. Б. Рубина, это достигается путем создания современной инфраструктуры и сетевого профессионально-образовательного пространства вуза с целью дальнейшего содействия развитию молодежного предпринимательства [20].
В нашей стране создаются особые условия для ведения студентами реальной предпринимательской деятельности. Это возможно за счет целенаправленной системной поддержки инновационных социальных и предпринимательских студенческих проектов. Государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные и т. д.) оказывают помощь начинающим бизнесменам и предпринимателям. Разработать свой проект, найти источники финансирования для его реализации студенты могут в процессе прохождения акселерации в бизнес-инкубаторах, где есть возможность представить как личный проект, так и от студенческих научных обществ, некоммерческих организаций, что способствует созданию команд молодых специалистов, готовых к разработке и внедрению инноваций. Включение такого направления в деятельность университетов предполагает необходимость внесения ряда изменений в саму систему высшего образования, что, в свою очередь, становится причиной поиска новых моделей профессиональной подготовки, обеспечивающих реализацию процесса формирования как профессиональных компетенций, так и предпринимательских. На данный момент уже разработаны такие модели подготовки кадров в вузах, как социально-предпринимательская и инновационно-предпринимательская. Изучая в своих исследованиях разработку и апробацию новых модулей основной образовательной программы, Л. В. Горюнова подчеркивает, что реализация данных моделей влечет за собой необходимость для университетов, кроме реализации основной образовательной программы с встроенной практикой [21], реализации практики в проектном режиме, то есть создание пространства, способствующего разработке, реализации студентами инновационных социальных и предпринимательских проектов совместно с лидерами бизнеса, корпорациями и работодателями.
Практика Южного федерального университета демонстрирует результативность использования различных форм поддержки и развития студенческих бизнес-идей, а также внедрения совершенно новых моделей формирования готовности к предпринимательской деятельности (социальные и технологические проекты). Так, на территории студенческого кампуса ЮФУ в 2018 году открылся и функционирует консультационно-регистрационный пункт предпринимателя, где будущие предприниматели из числа обучающихся получают помощь в регистрации ИП, в выборе оптимальной системы налогообложения, посещают консультации по подбору бизнес-идей и использованию франшиз, по оказанию государственной поддержки. По результатам проведенных университетом внутренних исследований, более 80% студентов университета хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью на разных этапах своего карьерного роста: обучаясь в вузе, по окончании, через несколько лет после выпуска. Ежегодно команды Южного федерального университета при поддержке преподавателей-наставников принимают участие в конкурсах студенческих бизнес-проектов национального и международного уровней (Преактум, Enactus). Исследование проводилось со студенческими группами, прошедшими акселерационный и преакселерационный интенсив. На протяжении последних десяти месяцев у обучающихся университета есть возможность, кроме обучения по основной образовательной программе, проходить обучение и по программам акселерации и преакселерации. Студенты дополняют набор своих компетенций, проходя четырех-, семи- или девятинедельное обучение. Акселерационная программа представляет собой интенсивную программу по развитию технологических и социальных стартапов ранних стадий, цели которой – формирование у студентов предпринимательских компетенций и подготовка проекта к привлечению инвестиций. Обучающиеся учатся оценивать и прорабатывать наукоемкие, творческие и предпринимательские проекты, идеи, разработки для их рыночной реализации.
При реализации программы используются такие формы педагогической деятельности, как лекции, практические занятия, мастер-классы, тренинги, консультации и работа с наставниками, вебинары и многое другое. Среди инновационных форм практикуются исследовательские и дизайн-сессии, стендап-конференции, хакатоны. Такие события позволяют обучающимся найти метод решения проблемы либо критической ситуации, что, в свою очередь, стимулирует творческую активность, позволяет сформировать управленческие качества, развивает критическое мышление и soft scills.
Среди основных модулей программы выделены: проверка идей; командная работа; основы работы с целевой аудиторией; построение бизнес-модели; ресурсы и инструменты предпринимателя; привлечение клиентов и организация предпринимательской деятельности; ценность и юридические аспекты; создание MVP и презентация проектов. Обучение по программе акселерации способствует включению студентов в предпринимательскую деятельность, а также развивает личностные характеристики, качества, необходимые для реализации такого вида деятельности.
Так, «прокачав» свои идеи, обучившиеся по подобным программам имеют сформированный бизнес-план, готовы к реализации своих проектов и открывают свой бизнес, даже обучаясь в университете. Работа в командах базируется на совместной проработке проектов кураторами из числа профессорско-преподавательского состава университета, представителями бизнес-сообществ и студентами. Подобная деятельность позволяет сделать проекты жизнеспособными: грамотно составить бизнес-план, запатентовать технологические разработки, проанализировать рынок конкурентов, распределить роли в команде и отработать маркетинговые ходы для привлечения клиентов в студенческий бизнес. По окончании обучения в рамках демонстрационных дней были представлены «упакованные» бизнес-планы и проекты перед экспертами. В качестве экспертов приглашаются, как правило, представители бизнес-сообщества и ведущие работодатели не только малых и средних предприятий, но и крупных международных корпораций. Это позволяет, кроме получения обратной связи и рекомендаций, найти инвесторов и партнеров.
Для исследования формирования предпринимательских компетенций обучающихся было отобрано 60 выпускников акселерационных программ Южного федерального университета.
Результаты исследования
Для оценки формирования предпринимательских компетенций у обучающихся, прошедших акселерационный интенсив, кроме наблюдения, нами неоднократно было проведено анкетирование рецензентов. Представим результаты исследования обучающихся с разбивкой по каждому вопросу. На вопрос о том, хотели бы обучающиеся стать предпринимателями на каком-либо этапе своей карьеры, 86,4% обучающихся ответили «да», 13,6% – «нет».
Анализ ответов на второй вопрос о том, когда студенты планируют открывать свой бизнес, показал, что готовы к реализации своих проектов и открывают бизнес, даже обучаясь в университете, 70% студентов, 11% студентов через 2–3 года после окончания и 5,4% сразу после окончания университета. Более половины опрошенных, которые хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью на разных этапах своего карьерного роста, в том числе и обучаясь в вузе, прошли обучение в Акселераторе, узнав о такой возможности. Кроме того, у опрошенных был вопрос о том, какие предпринимательские компетенции необходимы предпринимателям, где 29,28% указали вопросы выбора идеи для бизнеса и составления бизнес-плана, 18,05% – область бухгалтерского, управленческого и финансового учёта, 14,85% – область стратегического менеджмента, 14,29% – область управления человеческими ресурсами, 11,65% – другое, 11,28% – область маркетинга.
За период реализации акселерационных и преакселерационных программ уже выпущены пять групп резидентов, включая не только студентов Южного федерального университета, но и обучающихся более чем из субъектов Российской Федерации, включая грантополучателей программы «УМНИК». Из них 40%, развивающих инновационное предпринимательство и прошедших обучение, смогли открыть свой бизнес, запатентовать технологические разработки, найти инвесторов и партнеров. Социальное предпринимательство также успешно развивается, поскольку, кроме 60% студенческих проектов, которые были коммерциализированы, часть оставшихся студентов были либо приглашены на работу в крупные компании экспертами Акселератора, либо им была предложена помощь по дальнейшему развитию.
Кроме того, первый год в вузе практикуется защита диплома как стартапа, где выпускная квалификационная работа представлена в виде сформированного проекта будущего бизнеса с изложением основных разделов для инвесторов, где экономический компонент изложен в одной из глав. 10% выпускников акселерационной программы рискнули и успешно защитили свои бизнес-проекты. Как показывают цифры нашего исследования, прохождение интенсива такого инновационного типа позволяет не только сформировать у студентов предпринимательские компетенции, но и развить личностные, а также найти инвесторов среди наставников и экспертов.
Заключение
В основе формирования предпринимательских компетенций обучающихся в условиях Южного федерального университета лежит интеграция профессиональной подготовки по образовательным программам с дополнительным профессиональным обучением, которое проходит в формате инновационного интенсива (акселерационные программы). По данным проведенного исследования, результатом такой коллаборации становятся не только сформированные предпринимательские компетенции у студентов Южного федерального университета, профессионально-личностные качества, такие как работа в команде, умение оценивать риски, коммуницировать, но и «упакованные» студенческие бизнес-проекты, прошедшие путь от идеи до стартапа.