Агрессию традиционно трактуют в качестве любой формы поведения, нацеленной на причинение вреда либо на оскорбление иного живого существа, не желающего по отношению к себе подобного обращения. Учёные (О. Н. Истратова, Ю. Ю. Аксенова, C. М. Валявко и др.), конкретизируя суть данного феномена, отмечают, что агрессивные действия – это намеренные действия, причиняющие ущерб кому-либо: отдельному человеку, группе субъектов, животному [1–3]. В детском возрасте явление «агрессия» определяется как многогранное и неоднозначное. Исследователи указывают на многообразие факторов риска, которые приводят к развитию агрессивного поведения у дошкольников. В числе таких факторов – особые условия семейного воспитания ребёнка; тиражирование моделей агрессивного поведения через средства массовой информации, через компьютерные игры; психологические особенности, присущие самому ребёнку, в том числе по причине биологических факторов, свидетельствующих о предрасположенности к развитию агрессивности [4].
Несмотря на высокую степень актуальности, проблема детской агрессивности и профилактики агрессивного поведения у детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) продолжает оставаться в логопедической психологии недостаточно исследованной. Как правило, в научных работах имеются только сведения об уровнях агрессивного поведения дошкольников рассматриваемой нозологической группы, а также данные о факторах, которые провоцируют возникновение такого поведения. Не отражена в полной мере специфика коррекционной работы, направленной на профилактику и преодоление у старших дошкольников с ОНР нежелательного поведения со взрослыми и сверстниками.
Нами была разработана и успешно апробирована технология коррекционного воздействия с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников с ОНР. При определении содержания и методических аспектов деятельности принимались во внимание рекомендации учёных о необходимости учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей, структуру нарушения, особые образовательные потребности, содержание социокультурного опыта каждого ребёнка [5].
В коррекционной работе выделено три направления, которые в совокупности ориентированы на развитие у детей следующих способностей:
- понимать эмоциональные состояния окружающих и выражать гнев в приемлемой форме;
- осуществлять саморегуляцию, быть способным к самообладанию;
- конструктивно общаться с окружающими людьми.
Одновременно с этим у детей воспитывали положительные личностные качества.
Опишем специфику реализации коррекционной работы по каждому направлению.
Развитие у детей способности понимать эмоциональные состояния окружающих людей и выражать гнев в приемлемой форме.
Анализ научной литературы показал, что агрессия есть один из способов, за счёт которых происходит выражение гнева [6]. В связи с этим воспитанников важно учить прямо (при помощи доступных речевых и невербальных средств) сообщать о своих эмоциональных состояниях, чувствах, выражать гнев косвенно – в процессе выполнения тех или иных игровых действий.
Так, в ходе индивидуальных занятий детям целесообразно предлагать упражнения следующего типа: составить диалоги между персонажами, изображёнными на картинках. В данном случае дошкольникам следует наполнить коммуникацию изображённых героев таким содержанием, чтобы они не поссорились, чтобы между ними не возникло конфликта. Это важно для развития у детей ценностного отношения к общению и развития коммуникативных умений в целом.
Помимо этого старшим дошкольникам с ОНР в ходе подгрупповых занятий предлагается выполнение упражнений такого рода: один ребёнок без использования вербальной речи, а только с помощью мимики передаёт своим сверстникам ту или иную информацию (например, договорились встретиться с другом, а он опаздывает на встречу; ждём гостей, готовимся их встречать и т. п.). Дети-зрители «озвучивают» своего сверстника и могут задать ему уточняющие вопросы, но ответы на них получают за счёт невербальных средств коммуникации и вновь «переводят» их в словесную форму.
Также на подгрупповых занятиях предусматривается использование элементов куклотерапии. Дошкольникам при помощи кукол бибабо предлагается выполнение таких упражнений: «Спорили, но не ссорились», «Поссорились, но помирились», «Рассердился, но не обидел» (во всех случаях содержание коммуникативных актов между спорящими, ссорящимися, сердящимися персонажами может быть любым, оно определяется возрастными интересами воспитанников). Эти упражнения важны для того, чтобы воспитанники учились выражать гнев и недовольство в приемлемой форме, освоили способы конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Также значительный коррекционный эффект дают элементы сказкотерапии. Через содержание сказок до детей доводится мысль о том, что со злыми и грубыми людьми никто не хочет общаться, с ними не хотят дружить и играть. Но даже если человек (сказочный персонаж) был злым, он может измениться, тогда окружающие люди не будут его избегать, примут в свою компанию. В такой логике разрабатываются и используются сказки «Как лиса и заяц стали настоящими друзьями», «Как самовар перестал обижать и обжигать чашки кипятком» и т. п.
Благодаря элементам сказкотерапии дошкольники учатся понимать эмоциональные состояния окружающих людей, определять их чувства.
Согласно методическим рекомендациям Т. Ю. Четвериковой, О. С. Кузьминой и других ученых, на индивидуальных и подгрупповых занятиях следует практиковать такие виды деятельности, с помощью которых старшие дошкольники с ОНР овладевают способностью определять эмоции героев по иллюстрациям, фотографиям, пиктограммам [7]. Так, организуется работа с иллюстрациями. Показывая детям картинку, психолог предъявляет вопросы: «Кто изображен на картинке? Что она (он) делает? Какое у нее (него) лицо? Какое настроение?» После этого детям предлагается назвать эмоциональное состояние персонажа. Если воспитанники затрудняются это сделать, им следует задать наводящие вопросы, соответствующие ситуации на картинке.
Далее с дошкольниками обсуждается, в какой ситуации человек может испытывать ту или иную эмоцию, чем она может быть вызвана, как при этом чувствует себя человек. В ходе занятий следует предлагать старшим дошкольникам с ОНР рассказать, в каких ситуациях они испытывали подобные эмоции. В доступной форме воспитанникам с ОНР следует разъяснить, как можно справиться со своими негативными эмоциональными проявлениями: «отпустить в небо», «закрыть под замок и не выпускать» и т. п.
Также в процессе занятий важно учить дошкольников понимать эмоциональные состояния человека по выражению его лица. Для этого, как сообщалось выше, необходимо использовать фотографии. Например, это могут быть фотографии с изображением одной и той же девочки, лицевая экспрессия которой ярко выражает ее эмоциональные состояния (например, гнев, испуг, удивление). Методика коррекционной работы с использованием фотографий является следующей. Показав детям фотографию, психолог задаёт вопросы: «Кто изображен на фотографии? Что она делает? Какое у неё лицо?» Фотографии предъявляются по одной. Анализ изображений осуществляется поочерёдно. После этого детям предлагается назвать эмоциональное состояние девочки. Если дошкольники затрудняются определить и назвать эмоцию, психолог мимикой изображает её, спрашивая: «Какое у меня лицо?» Аналогичным способом детям предлагается самим воспроизвести ту или иную эмоцию, контролируя себя при помощи зеркала.
В целом при работе по первому направлению старшие дошкольники с ОНР учатся переносу негативных чувств не на ровесников и взрослых, а на предметы, которые являются неодушевлёнными, поскольку на данном возрастном этапе агрессия ребёнка, в том числе ребёнка с речевой патологией, характеризуется импульсивным характером. Именно с этой целью детям предлагаются куклы бибабо, игрушки настольного театра, при помощи которых дети получают возможность совершить такие действия, которые недопустимы во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Развитие у детей способности к саморегуляции и самообладанию
Результаты анализа научных источников позволяют утверждать, что детям, которым свойственны агрессивные формы поведения, бывают присущи мышечные зажимы. В основном это отмечается в области кистей рук и лица. В данной связи на занятиях требуется использование упражнений и этюдов релаксационной направленности.
Так, в ходе индивидуальных занятий детям, сидящим перед зеркалом, предлагается при помощи лицевой экспрессии воспроизвести следующее:
- брови и лоб спокойные, глаза прищурены, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты (уточняется, какую эмоцию в этом случае передаёт человек, – радость);
- внутренние уголки бровей подняты вверх, рот раскрыт (испуг);
- брови высоко подняты и округлены, рот раскрыт (удивление).
В лицевой экспрессии обращается внимание воспитанников на определённые мимические изменения бровей, глаз, губ.
С целью развития и укрепления эмоциональной стабильности дошкольников названной категории их важно учить управлению собственным телом. Обучение детей с ОНР расслабляться содействует снятию возбуждения, преодолению скованности и беспокойства, восстановлению сил. Для этого в технологию коррекционного воздействия включены упражнения на расслабление кистей рук, мышц лица, а также дыхательные упражнения и игровые этюды.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо контролировать, чтобы дошкольники не напрягали плечи, шею. На такие упражнения целесообразно отвести примерно по три минуты на каждом занятии. Целесообразно проводить эти упражнения под музыку. Например, воспитанникам предлагается занять исходное положение стоя. Дети располагают руки на животе, делают вдох и выдох. При помощи своих рук воспитанники имеют возможность контролировать движения мышц живота. При этом могут использоваться фрагменты следующих музыкальных произведений:
- Антонио Л. Вивальди «Времена года. Осень (сентябрь)»;
- Вольфганг А. Моцарт «Волшебная флейта»;
- Людвиг ван Бетховен «К Элизе»;
- П. И. Чайковский «Щелкунчик» («Вальс цветов»);
- П. И. Чайковский «Щелкунчик» («Танец Феи Драже») и др.
Как отмечалось выше, эффективным средством коррекции являются игровые этюды. Так, например, при помощи мимики и пантомимики детей просят воспроизвести следующие действия:
- «гневно посмотрел» – обращается внимание на выражение глаз;
- «радостно воскликнула» – ребёнку предлагается улыбнуться, использовать междометие «Ой!» и одновременно с этим хлопнуть в ладоши;
- «испуганно попятилась назад» – ребёнок должен втянуть голову в плечи, широко раскрыть глаза, стараясь передать в них страх, и мелкими шагами пятиться спиной к дверям и т. п.
Упражнения такого типа способствуют обогащению словаря детей, что очень важно при речевой патологии.
Чтобы развивать у дошкольников с ОНР способность к саморегуляции и самообладанию, целесообразно использовать элементы арт-терапии. Детям предлагается рисование с использованием нетрадиционных техник под музыкальное сопровождение (могут использоваться указанные выше музыкальные произведения). В частности, воспитанникам предлагаются следующие нетрадиционные техники рисования:
- рисование ладонью (например, на тему «Осенние листья»);
- рисование пальчиками (например, на тему «Снежинки»);
- набрызг (например, на тему «Прогулка под дождём») и т. п.
Такая деятельность помогает обеспечивать благоприятный эмоциональный фон занятий.
Развитие у детей способности к конструктивному общению
с окружающими людьми и воспитание положительных личностных качеств
Важно учесть, что дети с ОНР имеют такую патологию, при которой неполноценной является речевая деятельность, коммуникативные навыки характеризуются грубым недоразвитием. Кроме того, дети не владеют в полной мере нормами речевого этикета. Как следует из научной литературы, ребёнок с ОНР может проявлять агрессию лишь потому, что не может другим способом (вербальным) выразить свои чувства, эмоции, состояния, желания, потребности. Это значительно осложняет интеграцию дошкольников указанной категории в среду здоровых сверстников, препятствует их инклюзивному образованию [8].
С учётом этого детей с ОНР следует побуждать пользоваться вербальными средствами для выражения своих намерений. Дети должны учиться избегать конфликтов и выходить из них приемлемыми и допустимыми способами. С этой целью могут быть использованы приёмы творческого рассказа. Целесообразно практиковать сочинение дошкольниками фантастических историй либо моделирование сказок: их рассказывание на новый лад, с иным финалом. Например, детям предлагается рассказать на новый лад сказку «Заюшкина избушка». В новом содержании лиса и заяц стали друзьями, оказывали друг другу помощь. Лиса больше не злая и хитрая, она готова прийти на помощь. В сказках дошкольников лиса приобретает такие черты характера, как доброта, вежливость, забота. Аналогичным образом могут трансформироваться сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».
Также в процессе занятий целесообразно использовать драматизацию. Дети берут на себя роли персонажей, исполняя их без применения атрибутов, либо делают это с помощью игрушек для настольного театра. Методика обучения является следующей. Сначала напоминается содержание текста. Могут быть использованы фрагменты следующих сказок: «Мойдодыр» и «Федорино горе» К. И. Чуковского, «Теремок» и др.
Затем отдельно обсуждается тот фрагмент, который предстоит драматизировать: уточняются эмоции, испытываемые героями, а также проговаривается, как чувства и состояния персонажей могут быть переданы с помощью мимики и пантомимики, тех или иных речевых оборотов. Далее организовывается драматизация. Распределяются роли. Подгрупповая форма работы позволяет задействовать в драматизации всех детей. По завершении инсценировки фрагмента текста организуется коллективное обсуждение. Детей просят сказать и обосновать, кто лучше всех исполнил роль. В ходе оценки внимание обращается на то, удалось ли участникам драматизации передать чувства, эмоции, настроение героев, правильно ли это было сделано.
Также в процессе занятий должно быть предусмотрено преодоление имеющихся у детей с ОНР коммуникативных барьеров. Наиболее распространенным методом, способствующим их преодолению, считается осознание эмоциональных состояний, рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств» и развитие диалога [9]. В связи с этим дошкольникам можно предлагать загадывать друг другу и отгадывать эмоции, воспроизводить тексты сказок по ролям.
На протяжении всех занятий важно учить детей названной нозологической группы вежливо обращаться друг другу и взрослому, в процессе обращения использовать имя (имя и отчество). Воспитанники должны усвоить значение слов «спасибо», «пожалуйста», «извини(те)», осознать значимость их употребления в собственной речи. На индивидуальных занятиях нужно проводить беседы для принятия ребёнком своего имени, собственных качеств характера. В ходе индивидуальной деятельности следует использовать комплекс упражнений, содействующих преодолению у воспитанников негативной самооценки, в первую очередь заниженной. Благодаря этому у детей будет происходить позитивное самовосприятие и самосознание, станет осуществляться реконструкция положительного Я-образа.
Как в групповых помещениях, так и в кабинете психолога требуется организовать уголки релаксации – уединения. В них размещаются разные предметы. Это могут быть поролоновые мячики, подушки, мишени с дротиками, различные средства для рисования, в том числе нетрадиционными способами. В таких уголках релаксации старшие дошкольники с ОНР имеют возможность отдохнуть от своих переживаний, побыть в одиночестве, расслабиться.
Результаты апробации представленной технологии позволяют констатировать, что благодаря целенаправленному психокоррекционному воздействию у старших дошкольников с ОНР отмечается положительная динамика в развитии способности к конструктивному взаимодействию с окружающими людьми и снижение проявлений агрессивности. Дошкольники стремятся поддерживать коммуникативные контакты со сверстниками, участвуют с ними в разных видах деятельности, проявляя речевую активность. Дети стремятся выслушивать своих собеседников до конца, принимать во внимание их чувства, эмоциональные состояния. При помощи интонации, позы, жестов, мимики дошкольники успешнее определяют суть информации и передают сообщения. Отмечается преодоление коммуникативных барьеров при взаимодействии со сверстниками. Дети свободнее вступают в общение с ровесниками, стремятся договариваться, избегать конфликтов, выслушивать другого ребёнка. Соответственно, представленная технология помимо профилактики и коррекции агрессивного поведения позволяет обеспечивать совершенствование коммуникативных навыков воспитанников и обогащение их социального опыта.