Full text
Изучение важнейшего для личностного развития процесса самореализации происходит на фоне отсутствия единства авторов в определении этого психологического явления. Представители гуманитарных наук, работая в разных методологических подходах, раскрывают в феномене самореализации различные сущность и механизмы, наделяют его собственным смыслом. Понятие «самореализация» может заменяться различными терминами или служить синонимом для обозначения субъектности в самых разных формах человеческой деятельности. В целом же все определения этого понятия имеют корни в идее А. Маслоу о присущем в человеческой природе стремлении к реализации собственных потенциальных возможностей и способностей. Д.А. Леонтьев раскрывает обобщенное понимание самореализации в качестве процесса опредмечивания его сущности, считая, что потребность в самореализации соотносится с высшим уровнем мотивационной структуры личности, включающей потребность в творчестве в рамках социально значимой преобразовательной деятельности. Главной направленностью этого процесса является стремление реализовать свое бытие в качестве личности в других людях, передавая собственную индивидуальность созидаемым произведениям и изменениям других людей [6]. Все более активное стремление человечества к различным формам самореализации имеет под собой характерную особенность природы человека, все более осознающуюся в процессе развития цивилизации. Через феномен самореализации происходит все более осознанное и целенаправленное вмешательство человечества в собственную эволюцию. В изучении самореализации находит отражение разнообразие исследований самодетерминации человеческой деятельности. В качестве ключевых механизмов объяснения способности личности управлять своей жизнью и своей деятельностью могут использоваться самые разные категории, например самоактивация как способ построения внутригрупповой и личностной идентичности, которая позволяет личности делать жизненно важные выборы и осуществлять практическую реализацию образа себя [14]. Объяснительными механизмами реализации личностью своих возможностей и запуска произвольной субъектной активности выступают понятия «самоэффективность», «самостоятельность», «самоуправление», «самоподдержка» и другие [15]. Между тем, общественную значимость той деятельности, которая реализует тенденцию личности к самореализации необходимо подчеркнуть особым образом. Самореализующаяся личность одновременно и спонтанно активирует не только собственное личностное Я, но и социальные группы, составляющие ее социальную ситуацию развития. Самореализация происходит на фоне активации группы, что в ответ оказывает влияние на личность и способствует достижению высокого уровня развития личности [14]. С процессуальными и результативными аспектами самореализации личности связано понятие личностной зрелости и личностного роста. Как один из критериев личностной зрелости традиционно рассматривается автономность, которая предполагает высокий уровень осознанности, реализм в восприятии как себя, так и окружающего мира. Автономность является необходимым условием независимого самоопределения и принятия важных решений на различных этапах профессиональной самореализации. Соответственно, связанная с готовностью к самореализации личностная зрелость выступает как условие преодоления затруднений самореализации в ходе профессионального развития. Высокий уровень осознанности в профессиональном развитии обеспечивается хорошо развитой саморегуляцией личности, которая обеспечивает сохранение инициативной позиции в принятии решений, целеполагании и формирование индивидуального стиля деятельности в динамичных профессиональных условиях. Таким образом, достижение профессиональных вершин профессионализма основывается на самодетерминации. Личность не может удовлетвориться простым приспособлением к внешним требованиям, актуализируется потребность выхода за свои пределы и проявлять сверхнормативную активность в профессиональной сфере. Представления о самодетерминации и стремлении к сверхнормативной активности методологически основано на сформулированном С.Л. Рубинштейном положении о «жизненной стратегии» личности [9]. Автор выделил две стратегии жизненного пути личности: ситуативную и личностную. Первая – ситуативная - проявляется в поведении личности, которая полагается на удачные обстоятельства, помощь других людей, везение, не прилагая специальной активности для намеренного изменения неудачно сложившихся обстоятельств. Вторая стратегия - личностная – связана с проявлением активности, направленной на «самостроительство своей судьбы». В случае ситуативной стратегии личности подстраивает свою мотивационную сферу под свое поведение, оказываются зависимыми от жизненных обстоятельств, едва успевая за ними, а благодаря личностной стратегии мотивы выступают в качестве первичных оснований принимаемых решений, личность получает возможность предвидеть изменения жизни, прилагать усилия по организации своей жизни и использованию обстоятельств в своих интересах. Несомненно, только личностная стратегия обеспечивает самоосуществление и самореализацию личности. В работах ряда исследователей самореализация представлена как завершающий этап многомерного процесса саморазвития личности, как итог успешного решения поставленных задач (Г. М. Андреева, М. Т. Громкова, Н. Б. Крылова, Л. Н. Куликова, И. Ф. Харламов и другие). При постановке новых задач самореализация выступает в качестве источника новых потенциалов в саморазвитии личности. Ряд исследователей используют термин «самореализация», не ограничиваясь проявлением ее в продуктивной, творческой и общественно значимой деятельности, обеспечивающей личности самоизменение и самостановление на протяжении всего жизненного пути в результате практического осуществления задатков, способностей и черт характера. Важнейшим аспектом самореализации признается также проявление личностных ценностей, актуальных для индивида на разных уровнях ее развития и на разных этапах профессионального становления. Именно профессиональная самореализация является предметом нашего исследования. Под самореализацией в акмеологии (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьмина) понимается процесс перевода потенциальных характеристик профессионала в актуальные. Вслед за ведущими представителями подхода мы рассматриваем не только процесс профессиональной деятельности, но уже и период профессионального обучения как важнейший для становления и развития личностной и профессиональной самореализации. В этом аспекте самореализация рассматривается в качестве формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма. Самореализация в этом плане рассматривается как базовое основание акмеологического развития, самоосуществления человека. Через изучение процесса самореализации акмеологи раскрывают характеристики развития субъекта, его субъектности [1]. Грань между рассмотрением самореализации в качестве результата и в качестве необходимого для достижения вершин процесса достаточно аморфна даже в трактовке представителей результативного подхода, который оспаривается представителями процессного видения самореализации в качестве целостного процесса самоопределения, самоизменения и самосовершенствования на протяжении всего жизненного пути. Самореализация в этом случае понимается как практическое осуществление своих задатков, ценностей и смысла собственного существования через различные сферы социально ориентированной общественно значимой деятельности (В.В. Ковров, А.А. Коростылева, С.И. Кудинов) [3, 4, 5, 11]. Вслед за С.И. Кудиновым, который интерпретирует понятие самореализация как «реализацию собственного потенциала» и предлагает полисистемную модель самореализации [5], в рассмотрении особенностей профессиональной самореализации мы будем рассматривать самореализацию в более широком аспекте, чем феномен достижения вершины развития личности, придерживаясь представления о самореализации как присущей человеку и проявляющейся в реальном поведении тенденции к реализации своих возможностей, способностей, наклонностей, приводящих к развитию и достижениям в различных сферах жизни и деятельности. При рассмотрении самореализации в контексте профессионального развития личности Э.Ф. Зеер обозначает самореализацию в качестве сознательно осуществляемой личностью деятельности, которая реализуется практически и служит решению возникающих жизненных проблем. В результате этой практической деятельности происходит самоизменение индивида через развитие его способностей, формирование компетентности в различных сферах жизни. Самореализация происходит как социальное взаимодействие и возможна только в ходе сотрудничества с другими людьми. Важнейшим условием самореализации является постановка личностью социально значимых целей перед собой [2]. В нашем исследовании мы будем придерживаться представления о самореализации не как о достижении некой вершины в профессиональном развитии, а самореализации как тенденции к реализации своих возможностей, активной стратегии поведения на любой из стадий профессионального развития. Применительно к предмету нашего исследования – самореализации на стадиях учебно-профессиональной и профессиональной деятельности рассмотрим уровни профессиональной реализации наличных у личности возможностей, выделенные в исследованиях Н.С. Пряжникова [8]. Самые низшие из этих уровней представляют собой неприятие деятельности и пассивное профессиональное поведение. В качестве следующего уровня профессионального поведения автор рассматривает реализацию стереотипных способов деятельности, следование инструкции, что обедняет профессиональную реализацию и не способствует личностному профессиональному развитию. Более высокий порядок реализации в профессиональной сфере предполагает стремление личности усовершенствовать отдельные элементы своей профессиональной деятельности. Проявлениями самореализации этого уровня профессионального развития является формирование индивидуального стиля деятельности и инициативность в постановке более сложных профессиональных задач. Высшим уровнем самореализации в профессиональной сфере Н.С. Пряжников рассматривает инновационность, стремление существенным образом усовершенствовать свою деятельность в целом, включая не только средства, но и цели трудовой деятельности, невзирая на сопротивление профессионального окружения. По результатам изучения особенностей самореализации личности, представленным выше, нами было сделано предположение о том, что в основе профессиональной самореализации лежат механизмы, близкие к тем, что обеспечивают активную жизненную позицию и готовность личности к включению в новую для себя деятельность, иными словами, инновационную деятельность. В своих предыдущих исследованиях инновационной деятельности мы конкретизировали структуру этого вида деятельности, определение и основные параметры инновационной готовности были выявлены по итогам анализа работ Ананьева Б. Г., Деркача А. А., Донского Д. А., Дьяченко М. И., Кандыбовича Л. А., Крутецкого В. А., Ливенцевой О. В., Шадрикова В. Д. и других. В результате более чем пятилетнего исследования была разработана методика для психодиагностики уровня психологической готовности к участию в инновационной деятельности. [7]. Инновационную готовность мы рассматриваем в качестве иерархизированной совокупности профессионально важных личностных свойств, оказывающих влияние на эффективность инновационной деятельности. Указанные черты входят в основные личностные подструктуры: направленность, способности, опыт. В качестве инноваций нами рассматриваются как объективные, так и субъективные для личности внедряющиеся новшества, изменения технологии деятельности или производимого продукта в любых важных для личности сферах: профессиональной, технологической, информационной, общественной, образовательной, социальной. Проведенные эмпирические исследования компонентов инновационной готовности с привлечением представителей различных профессиональных сфер позволили выявить ряд факторов, повышающих уровень готовности личности к участию в новой для себя деятельности. Мы предполагаем, что самореализующаяся личность обладает более высоким уровнем инновационной готовности, в связи с чем гармонизации процесса самореализации будет служить создание условий, повышающих психологическую предрасположенность к новому. Выдвинутое предположение о взаимосвязи самореализации и готовности к новому для себя поведению подтверждено исследованиями Э.Э. Сыманюк [10], которое касалось специфики поведения профессионалов в ситуациях столкновения с барьерами в профессиональном становлении. Автор описывает инициативную и ситуативную стратегии профессионального поведения. В рамках ситуативной стратегии личность проявляет меньшую степень устойчивости и слабости познавательных, эмоциональных и волевых установок личности. Человек с ситуативной стратегией поведения в профессиональной сфере прибегает к механизмам психологической защиты и пытается приспособиться к действительности, избегая перемен. Неудовлетворенность содержанием труда, своим профессиональным статусом принимается как должное, индивид примиряется с действительностью. Инициативная стратегия поведения личности в ситуации профессиональных сложностей определяется стремлением к активности и совершению целенаправленных действий, переключения на новые виды деятельности, связанные с принятием на себя ответственности за профессиональные решения. Наличие в поведении профессионала инициативной стратегии характеризует его как зрелую личность, ориентированную на самосозидание, инновационность и самостроительство в соответствии с индивидуальными возможностям и наклонностями. В целях эмпирической проверки выдвинутой гипотезы о взаимосвязи стремления личности к самореализации и готовности к инновациям нами было проведено исследование на выборке испытуемых с уровнем образования от средне-специального до высшего, занятых в сферах обслуживания, производства и коммерческой деятельности в возрасте от 20 до 49 лет в количестве 30 человек на первом этапе и 37 человек на втором. Испытуемым было предложено заполнить две методики опросного типа: Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова и Опросник инновационной готовности персонала В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой. Предполагая, что через опосредованную связь психологической готовности к инновационной деятельности с самореализацией личности, можно выявить специфику направленности личности, на втором этапе исследования было проведено сопоставление уровня инновационной готовности с особенностями мотивационной структуры личности с использованием опросника В.К. Гербачевского. В качестве метода математического анализа был использован метод расчёта линейной корреляции (Пирсона). Высокий уровень готовности личности к участию в инновационной деятельности согласно методике В.В. Пантелеевой, Т.П. Кнышевой, оказался связанным на статистически значимом уровне 0,05 при значении коэффициента корреляции, равном 0,328 с интенсивным и гармоничным уровнем самореализации личности по методике С.И. Кудинова. Данная закономерность может свидетельствовать о наличии у человека с выраженным стремлением с самореализации, имеющем тенденцию занимать ведущие позиции в трудовом коллективе, ищущем возможности для проявления в профессиональной и социальной деятельности своих индивидуальных наклонностей, наличие актуального интереса к применению в своем труде новых способов его осуществления. Люди, которые находятся в процессе самосовершенствования, стремятся к профессиональному росту, используют возможность перспективы, которая открывается в результате преобразований на рабочем месте. С другой стороны, полученные корреляционные связи между адаптивным и инертным уровнями самореализации личности и относительно низкими показателями инновационной готовности позволяют предположить следующие поведенческие проявления. Личность с невыраженным стремлением к самореализации предпочитает быть как все, не включаться в проблемные ситуации. Желание быть на хорошем счету в своей профессиональной сфере заставляет предпринимать действия, способствующие профессиональному росту, но эти действия могут восприниматься как дополнительная и не всегда приятная нагрузка. При инертном уровне самореализации личность не проявляет активности в самоизменении, расширении своего профессионального кругозора и развитии профессионально-важных качеств. Профессиональное развитие воспринимается как вынужденное, мотивированное извне. Личность достаточно пассивна в социальном плане, избегает социально-значимой активности. С описанным поведением оказывается связанным достаточно низкий уровень инновационной готовности, который может сопровождаться недостаточной осведомленностью о тенденциях развития своей профессиональной сферы, недостаточным владением современными технологиями работы, отличается негативным отношениям к новшествам в целом, боязнью перемен, низкой толерантностью к неопределенности, установкой на сопротивление инновациям. Согласно нашим данным у людей с гармоничным типом самореализации личности по С.И. Кудинову вероятно преобладание внутренних мотивов к участию в инновациях, связанных с достижением успеха, реализацией своих способностей и получением удовлетворения от процесса разработки новшества. К деятельности, которая начинает осуществляться ради самой деятельности, с особым вниманием субъекта к содержательной стороне деятельности, мы вслед за американскими психологами Э.Деси и Р.Райаном [12], применили объяснительный конструкт «внутренняя мотивация». Внешняя мотивация регулирует деятельность, направленную на реализацию внешне заданных целей и получение вознаграждения за активность. Уточним, однако, что два вида мотивации - внутренняя и внешняя - не проявляются по-отдельности и не являются протиборствующими. Два ключевых механизма реализации деятельности представляют собой интегративный процесс перехода и взаимоусиления внешних факторов и саморегуляции. Актуализация внутренней мотивации связана с проявлением интереса к профессиональной деятельности и состояния удовлетворенности ею. Уровень внутренней регуляции делает возможной запуск сильной и эффективной мотивации к достижению цели, когда деятельность становится не только целью, но и ценностью для личности, согласно публикациям А. Дж. Элиот и М. Ковингтон [13]. Таким образом, становится очевидна важность детерминации механизмов самореализации внутренней потребностью личности и связью активности с жизненными ценностями при одновременном действии ряда факторов, относящихся к внешним мотивам. Выявление мотивационных факторов, сопутствующих инновационности, и, соответственно, самореализации, позволило бы найти средства для активизации личностной самореализации. С учетом выявленной значимой связи самореализации с психологической готовностью к инновационной деятельности нами в соавторстве с Е.Г. Сычугвой было проведено сопоставление последней с особенностями мотивационной структуры личности по В.К. Гербачевскому, Полученные корреляционные связи отражены в таблице 1. Таблица 1 Показатели взаимосвязи инновационной готовности и мотивационных компонентов № Компоненты мотивационной структуры Значения критерия Уровень значимости 1. Внутренний мотив 0,45 0,01 2. Познавательный мотив 0,27 Уровень тенденции 3. Мотив избегания 0,08 - 4. Состязательный мотив 0,33 0,05 5. Мотив смены деятельности 0,15 - 6. Мотив самоуважения 0,32 0,10 7. Значимость результатов 0,15 - 8. Сложность задания -0,19 - 9. Волевое усилие -0,32 0,10 10. Оценка уровня достигнутых результатов -0,08 - 11. Оценка своего потенциала 0,28 - 12. Намеченный уровень мобилизации усилий 0,25 - 13. Ожидаемый уровень результатов 0,41 0,01 14. Закономерность результатов 0,50 0,01 15. Инициативность 0,05 - Как и ожидалось, в исследовании продемонстрирована взаимосвязь на высоком уровне достоверности между внутренней мотивацией и инновационной готовностью личности. Данный мотив входит в мотивационное ядро личности и выражает увлеченность испытуемого реализуемой деятельностью. Данные подтверждают возможность гармоничной реализации только в деятельности, имеющей привлекательность для субъекта в плане самого процесса, равно как и привлечение персонала к инновационной деятельности возможно при задействовании внутренних мотивов. Взаимосвязь внутреннего мотива и инновационного потенциала личности, через который может оказываться воздействие и на процесс самореализации, демонстрирует важность личностной значимости той сферы, в которой предполагается самореализация для ее гармоничного протекания. Механизм внутренней мотивации отражает двустороннюю зависимость изучаемых переменных: личность, увлеченная процессом своей деятельности, обладает готовностью к новому, а новаторство раскрывает новые возможности для самореализации. На уровне тенденции выражена связь инновационности с познавательным мотивом. Обогащение своей профессиональной деятельности новыми способами и современными технологиями стимулирует интерес к выполняемой работе и реализации в ней своих способностей и наклонностей. Действие познавательных мотивов предопределяет возможную положительную реакцию личности на усложнение процесса деятельности, благодаря чему преодолевается сопротивление нововведениям. Познавательная мотивация проявляется также в самосовершенствовании и саморазвитии, являющихся основой самореализации, что явственно проявлено в индикаторах теста суждений о самореализации С.И. Кудинова. В качестве компонента инновационной готовности в предложенной нами психодиагностической методике рассматривается осведомленность индивида о новых профессиональных тенденциях, технологиях, видах и способах деятельности. Таким образом, через обеспечение условий для формирование когнитивного компонента инновационной готовности возможна активизация процесса самореализации личности. Инновационная готовность и познавательная мотивация оказывают взаимное влияние друг на друга, взаимоусиливаясь и выступая необходимой предпосылкой успешной самореализации. Явно обозначившаяся взаимосвязь между состязательным мотивом и инновационностью свидетельствует о потенциале личности к активному включению в новые для себя сферы самореализации исходя из стремления к достижению социально значимых целей. Самореализация в профессиональной сфере в данном случае осуществляется как способ обретения социального и профессионального статуса. Внутренняя мотивация в этом случае подкрепляется внешней. Самоуважение как компонент мотивационной структуры личности выражается в стремлении ставить перед собой трудные развивающие цели. Самоуважение в трактовке В.К. Гербачевского является характерным для личности, склонной принимать решения в соответствии со своими убеждениями в противовес следованию образцам поведения других людей, если таковое не соответствует принципиальным установкам личности. Более высокий уровень мотивационной составляющей самоуважения оказался связанным с готовностью к принятию новых взглядов и методов работы, обеспечивающей высокий инновационный потенциал и, соответственно, простор для самореализации личности. В структуре инновационной готовности нами выделен личностный компонент, который включает черты, способствующие самоуважению и более настойчивой самореализации (толерантность к неопределенности, социальная смелость, активность, волевые качества - настойчивость, уверенность). Таким образом, в исследовании выявлена взаимосвязь, опосредованная психологической готовностью личности к включению в новую для себя деятельность, между уровнем самореализации личности и выраженностью ряда дополнительных мотивов: внутреннего, познавательного, мотива состязательности, самоуважения, ожидаемого уровня результатов и их закономерности. Указанные мотивы могут рассматриваться в качестве необходимых условий для профессионального развития личности посредством самореализации как на стадии профессиональной деятельности, так и профессионального обучения. Наличие волевого усилия при самореализации личности может выступать в качестве критерия ее негармоничности и несоответствия сферы самореализации истинной направленности личности. Проведенное исследование особенностей профессиональной самореализации личности в контексте готовности к инновациям является пилотажным и представляет собой попытку реализации интегративного подхода к изучению самореализации.