Важнейшей задачей современного общества является воспитание образованных, социально активных и физически здоровых граждан. Здоровье и благополучие молодежи определяют здоровье и благополучие нации. Обществу необходимы специалисты с высоким уровнем умственного и физического развития. Происходящие в стране социально-экономические изменения оказывают влияние и на уровень жизни, и на состояние здоровья. В настоящее время наблюдается факт падения престижа физической культуры среди молодежи, качество преподавания физической культуры в учебных заведениях не способствует стремлению молодежи к освоению ценностей физической культуры, к занятиям физкультурой и спортом. Практика показывает, состояние здоровья молодежи не соответствует запросам сегодняшнего дня. Проблема здорового образа жизни, а также формирования и укрепления здоровья молодежи была и остается актуальной. Одной из причин способствующих снижению состояния здоровья молодежи является уровень двигательной активности. Образ жизни современного студенчества характеризуется, как малоподвижный. Студенты сталкиваются с высокими учебными нагрузками, многие из них вынуждены работать, все эти факторы препятствуют целенаправленной двигательной активности, а в купе с низкой мотивацией к занятиям физкультурой и спортом, отказываются от физической активности, что в свою очередь способствует снижению работоспособности, и снижению состояния здоровья. В формировании здорового образа жизни важное значение имеет осознанное отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом. Основой педагогических воздействий способствующих развитию как личностных, так и физических качеств, служит процесс формирования мотивации студентов к физической активности[16], и установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие Формирование мотивации к занятиям, способствует росту числа здорового населения, распространению здорового образа жизни, и массовости занятий физкультурой и спортом.
Анализ ряда исследований отечественных авторов В.В.Чешихина, А.А.Касаткина, С.И.Филимонова показывают, что большинство студентов имеют позитивно-пассивное отношение к физической активности, а более 20% негативно относятся к занятиям физической культурой и спортом. Что свидетельствует о несформированности потребности к занятиям физкультурой и спортом, и о низком уровне мотивации, а также необходимости модернизации процессов физвоспитания в ВУЗах. Одной из актуальных социально-педагогических проблем, является проблема отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Важное значение, в формировании здорового образа жизни принадлежит приобщению молодежи к физической культуре и спорту. Физическая активность молодежи в значительной степени зависит от отношения к занятиям физической культуры, от сформированности потребности в двигательной активности, и соответственно от мотивации к занятиям физкультурой и спортом[14]. Изучение мотивационной сферы личности позволит подготовить готовить студенчество к систематическим, целенаправленным занятиям физической культурой и спортом. Известно, что мотивационный процесс напрямую зависит от потребностей человека, которые и побуждают его к деятельности. В основе любой деятельности, в том числе физкультурно-спортивной лежит потребность. Потребность в движении, потребность в укреплении и сохранении здоровья, потребность в физическом самосовершенствовании вот психологическая основа мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Существенная потребность, это недостаток чего-либо, это дискомфорт, от которого человек пытается избавиться, следовательно, все действия человека направлены на удовлетворение этой потребности. Мотивом является осознанная причина активной деятельности человека, направленной на достижение цели. Мотив — сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности [7]. Мотив является побудителем к действию, поступку, деятельности. Он определяет не только поведение человека, но обусловливает конечный результат. Мотивы физкультурно-спортивной деятельности побуждают человека заниматься, но также, что немаловажно, придают занятиям осмысленный характер. Мотивация главный компонент успешного выполнения деятельности. Путь к результативной, и эффективной, деятельности лежит через понимание его мотивации. В основе любой мотивации заложены, как потребности, так и объективные условия жизни, однако основополагающим является внутренняя позиция самой личности[14]. Задача преподавателей физвоспитания заключается в формировании положительной внутренней позиции личности к физкультурно-спортивной деятельности. И для того, чтобы это стало осознанной позицией личности необходимо сформировать знания и убеждения, так как именно знания являются основой формирования потребностей к занятиям физкультурой и спортом. Именно теоретические знания в области физкультуры и спорта, являются мощным средством педагогического воздействия на потребностно-мотивационную сферу студента. Знания о значимости того или иного вида деятельности на организм, формируют потребность в двигательной активности, и оказывают свое воздействие на формирование интереса и мотивации к занятиям. При проведении учебных занятий по физвоспитанию в ВУЗе необходимо предоставлять студентам информацию о разнообразии физических упражнений, и их влиянии на организм, создать представление о том, как средствами физической культуры можно сохранить и укрепить здоровье, как с помощью двигательной активности бороться со стрессом, и повысить умственную и физическую работоспособность. Знания, полученные в процессе занятий физвоспитания, как теоретические, так и практические, формируют кругозор в области физической культуры и спорта. Именно знания способствуют формированию потребностей, потребностей в движении, потребностей в самосовершенствовании, потребности в сохранении и укреплении здоровья. На практике часто наблюдается отсутствие у студентов элементарных знаний в области физической культуры и спорта, они часто не знают ни о способах движений, ни о воздействии физических упражнений и физических нагрузок на организм. Исследования Д.И.Барановской выявило отсутствие у студентов реальной, адекватной оценки уровня собственного физического состояния, подготовки и уровня здоровья[14]. Именно знания и познавательная деятельность являются основой формирующейся мотивации. Исследования, проведенные Л.И.Божович, В.И.Ковалев, О.В.Дашкевич, А.М.Матюшкин, выявили основополагающую роль,
познавательных мотивов в решении проблем активности и развития личности, формирования склонностей и способностей, а также влияние на процесс эффективности обучения[14]. Овладение системой знаний способствует формированию потребностей в занятиях физической культурой и спортом, и позволяет студентам самостоятельно использовать средства физической культуры для физического самосовершенствования, обеспечивая адекватную самооценку и самоконтроль[14]. Теоретическая подготовка способствует формированию осознанной потребности к занятиям физической культурой и спортом. Сознательное отношение к занятиям и эффект наблюдаются там, где студенты четко осознают с какой целью им нужно заниматься, какого уровня нужно достичь и чем это может быть полезно в будущем[4]. Принцип сознательности выступает базовым элементом формирования потребностно-мотивационного процесса. Ни что не может быть введено в сознание человека при его негативном или пассивном отношении, таким образом, двигательная активность взрослого человека является сознательным побуждением. Полученные знания, позволяют оптимально оценивать собственные возможности, оказывают влияние на формирование потребностей, интересов, убеждений и мотивов. Необходимый уровень знаний, позволяющий адекватно оценивать собственные возможности, оказывает непосредственное влияние на формирование убеждений, потребностей, мотивов, интересов.
Следовательно, формирование личностно значимой потребности в совершении целенаправленной двигательной активности происходит через овладение занимающимися необходимой системой знаний, подкрепленной положительными эмоциями от занятий [4]. На основе знаний и убеждений формируются потребности, мотивы, интересы [4].
Мотивацией к физической активности выступает совокупность личностных мотивов, направленных на достижение оптимального уровня физической подготовки и работоспособности. Для процесса формирования внутренней мотивации, возникающей при соответствии мотивов, целям занимающегося , характерным признаком выступает активный интерес к двигательной деятельности. Активность действий, или деятельности зависит от внутренней позиции самой личности и от эмоциональных переживаний. Физкультурная активность обусловлена эмоциональными переживаниями привлекательности физкультурных занятий и удовлетворения от самого процесса занятий [17].
Интересы, потребности и убеждения, сформированные в результате такой деятельности, являются побуждающей, и направляющей силой двигательной активности. При построении процесса формирования мотивации к занятиям физкультурой и спортом необходимо учитывать, что интересы и потребности находятся в тесной взаимосвязи с эмоциями. При формировании мотивации значительное внимание необходимо уделять психологическому комфорту и позитивному настроению, на основании которых и формируется позитивное отношение и восприятие занятий физкультуры и спорта. Целенаправленное и систематическое подкрепление цели и предмета положительными эмоциями приводит к формированию самостоятельного мотива. Изучив мотивы, побуждающие студентов к двигательной деятельности, и принимая во внимание степень их заинтересованности в нем, мы можем предположить и уровень активности студентов в данном виде деятельности[4]. Рассматривая данную проблему применительно к предмету физвоспитания, проводимого в ВУЗе, и определив мотивы побуждающие студентов заниматься, можно, предположить, будут ли они заниматься в дальнейшем самостоятельно, или их конечная цель получение зачета[4]. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом у студентов — процесс непростой и многоступенчатый, зависящий от различных факторов. Традиционно к факторам, влияющим на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, относятся:
- Личность преподаватель и его отношение к студентам
- Личность преподавателя и его отношение к работе
- Предмет физическое воспитание и место, занимаемое в учебно-воспитательном процессе ВУЗа
- Наличие и состояние материально-технической базы
- Наличие элективных дисциплин по различным видам спорта, соответствующих интересам и потребностям студентов;
- Успешность выступления сборных команд по видам спорта на межвузовских, городских и международных соревнованиях;
- спортивные достижения студентов и выпускников ВУЗа
Мотивировать студентов - означает затронуть их наиболее значимые интересы, и актуальные потребности в чем-либо. Внутренняя мотивация формируется в результате удовлетворения от процесса занятий, и характеризуется активным интересом к деятельности. Внутренняя мотивация это активный интерес к занятиям физическими упражнениями[17.]
К внутренним побуждающим мотивам относятся
1.мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения)[4]
2. мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, развитие физических качеств, коррекция фигуры)[4]
Помимо внутренних побуждающих мотивов у каждого человека существует собственная иерархия внутренних отрицательных мотивов (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую отметку и т.д.), препятствующих формированию положительной мотивации, с этими мотивами необходимо работать, заменяя их на положительные мотивы .
Самым актуальным и востребованным мотивом для решения основных задач физического воспитания является мотив укрепление здоровья,
Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется при соответствии внешних мотивов и целей возможностям студентов, то есть являются для него оптимальными. Для поддержания активного и деятельностного интереса к занятиям необходимо применять задания и нагрузки оптимальной сложности, так как чрезмерно легкие и чрезмерно тяжелые задания угнетают активность в достижении результатов деятельности[4]. Практика показывает слабое физическое развитие, и недостаточная двигательная подготовленность могут объясняться недостаточной мотивацией, которая не является побуждающим фактором к физическому совершенствованию. Так сложные задания, не соответствующие уровню развития двигательных навыков и физических качеств вызывают тревогу и неуверенность, и наоборот более легкие задания вызывают эмоции скуки. Однако с ростом уровня знаний, физических качеств, двигательных умений и навыков увеличивается потребность в занятиях, формируется положительная мотивация. А это, в свою очередь, осуществляется в ходе непрерывных, систематических занятий.
Мотив может быть ориентирован как на конечную цель, но также возможно переместить мотив на саму деятельность или какой-либо результат деятельности (например, в игре – на процесс игры)[4]. И тогда учитывая исходные мотивы, возможно, скорректировать методику преподавания и временные мотивы получения результата (зачета) заменить на более устойчивые мотивы процесса занятий физкультурой и спортом. Чтобы мотивы закрепились и были устойчивыми, каждый занимающийся должен получать удовольствие от занятий и определенные (планируемые) результаты. Следовательно, необходимо учитывать предпочтения студентов в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности. А для этого необходимо выявить потребности и мотивы к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью студентов. Все это осуществляется в ходе непрерывных, систематических занятий. Такой подход способствует формированию позитивной мотивации к занятиям физической культурой, решает вопросы посещаемости, успеваемости, гарантирует рост личных достижений студентов. При таком подходе занятия физкультурой приобретают личностный смысл, и появляется интерес к занятиям, а это в свою очередь выступает положительной мотивацией к деятельности, следовательно, можно говорить о превращении внешних заданных мотивов деятельности, во внутренние потребности самой личности.
Безусловно, программы физического воспитания предусматривают использование и внешних мотивов. Однако построение учебного процесса только с ориентацией на внешние показатели, а не на интересы самих студентов, порождает устойчивую отрицательную мотивацию, т.е. стойкое нежелание заниматься физкультурой[14]. Большинство специалистов в области физвоспитания считают, что приоритет нормативного подхода наносит ущерб формированию устойчивой внутренней мотивации к занятиям, когда в приоритет ставят не интересы студентов, а внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами или учебной программой. И, как следствие, теряется интерес к самой дисциплине, снижается посещаемость и эффективность занятий[14]. Таким образом, при разработке учебных программ по физвоспитанию необходимо придерживаться не только интересов, и потребностей самих студентов, но также необходимо совместно со студентами устанавливать цели на достижение определенного уровня развития индивидуальных физических качеств. Для формирования положительной мотивации необходимо создать такие условия занятий, при которых внешние мотивы и цели соответствовали физическим возможностям студента, но в тоже время были нацелены на ближайшую зону физического развития. Следовательно, необходимо рассматривать результаты нормативных испытаний исходя из уровня подготовки конкретного студента, а не какой-то средний показатель, т. е ставить перед студентом цели физического самосовершенствования, так сказать соревноваться с самим собой. Соответственно содержание занятий и физические нагрузки должны соответствовать целям занимающихся, а это уже говорит о необходимости индивидуального подхода в организации занятий. В ходе проведенного исследования и анализа научно-методической литературы выявлено, что одной из причин низкой двигательной активности студентов является отсутствие оптимального мотивационного комплекса. Активный интерес к занятиям физкультурой и спортом, возможно, сформировать, опираясь на внутреннюю мотивацию студента, которая основана на принципах сознательности и личностной активности. Изучение мотивации к занятиям физкультурой и спортом важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. Знание потребностно-мотивационной сферы студенчества позволит подготовить молодежь к целенаправленной физкультурно-спортивной деятельности, необходимо сформировать процесс, в результате которого занятия физической культурой приобретают личностный смысл, создают устойчивость интереса, превращая внешние заданные мотивы деятельности, во внутренние потребности личности.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что для формирования мотивации необходимо выявить потребности, цели и мотивы, побуждающие студентов к активной и осознанной физкультурно-спортивной деятельности. Грамотно организованная работа по формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом станет базисом, способствующим не только укреплению здоровья, но и поможет молодежи социализироваться, адаптироваться к условиям жизни и профессиональной работе и на этой основе обеспечить себе высокую работоспособность и творческую активность.