Психологические аспекты безопасности трудовой деятельности становятся все более актуальными, поскольку, несмотря на автоматизацию производственных процессов, человек был и остается их постоянным участником и одновременно самым уязвимым элементом в системе «человек − машина» [1].
Под опасностью обычно понимают потенциальную возможность возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение человека. Установлено, что для профессий типа «человек − техника» основным источником опасности, связанным с человеческим фактором, является недостаточная согласованность в сопряжении «человек − машина» [2].
Безопасность − это состояние человека, при котором ему не угрожает опасность, есть защита от опасности, а также состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности. Для реализации состояния безопасности необходимо учитывать всю совокупность опасностей, действующих на объект защиты. Условия безопасности − это условия, в которых находится объект, а действие внешних и внутренних факторов не влечет последствий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями.
Существующая потребность в безопасности требует осуществления специальной деятельности, в рамках которой проводят детальный анализ конкретной производственной деятельности, выявляют присущие ей опасности и разрабатывают эффективные меры защиты человека.
Меры защиты необходимы для снижения уровня заболеваемости, травматизма и смертности, поскольку обеспечить абсолютную безопасность деятельности невозможно. Под защищенностью обычно понимают способность объекта избежать неблагоприятного воздействия опасного явления и/или не изменять свое состояние в результате данного воздействия [3].
Работа в этом направлении должна строиться на основе психологии безопасности, которая изучает психологические факторы, способствующие возникновению несчастных случаев, исследует психологию человека в экстремальной ситуации и разрабатывает методы диагностики личности, склонной к опасному поведению в профессиональной деятельности, а также возможные пути их предотвращения [4]. Объектом психологии безопасности являются различные виды деятельности человека, связанные с опасностью, а предметом − психические процессы, порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность, психические состояния и свойства личности, отражающиеся на безопасности деятельности.
Таким образом, безопасность − многозначное понятие, характеризующее в первую очередь защищенность и низкий уровень опасности для человека.
Степень защищенности личности от различных негативных и деструктивных факторов внешнего мира характеризует одно из свойств личности, называемое психологической безопасностью. Психология личной безопасности определяет уровень комфортного психического состояния, необходимый человеку для выполнения профессиональных и социальных функций без опасения за собственную жизнь и без страха перед возможными негативными последствиями развития той ситуации, в которой он находится [5].
По статистике, до 75% всех несчастных случаев на производстве происходят по прямой или косвенной вине самого пострадавшего, пренебрегающего правилами безопасности по различным причинам: снижение уровня самоконтроля, нарушение техники безопасности и предпочтение опасных способов действия хорошо известным безопасным, а также выбор опасных действий из нескольких альтернативных [6].
На поведение человека в опасных ситуациях оказывают существенное влияние многие факторы (индивидуальные психофизиологические характеристики личности, пол, возраст, образование и т. д.), действие которых не всегда учитывается на практике. Также следует рассматривать и устойчивое свойство индивида, формирующееся в процессе его социализации и называемое локусом контроля (характеризует склонность человека приписывать ответственность за важнейшие события и результаты своей деятельности внешним силам, другим людям, объективным условиям, судьбе и т. п.) [7].
Непосредственными причинами опасных действий работников могут быть недисциплинированность, негативная установка на выполнение требований безопасности и охраны труда, мотивация, побуждающая к нарушениям правил безопасности, необеспеченность необходимой информацией [8].
Механизм психологической безопасности очень сложен для изучения. Потребность в безопасности базируется на одном из основных врожденных инстинктов − инстинкте самосохранения, определяющем жизнедеятельность и выживание человека. В действительности человек достаточно часто пренебрегает безопасностью, а иногда и осознанно рискует здоровьем и жизнью, хотя правильнее было бы исключить любую возможность нанесения ущерба собственному организму. Следует учитывать и тот факт, что инстинкт самосохранения у человека базируется на приобретенных знаниях, а следовательно, трудно предсказать его поведение при недостатке или отсутствии необходимых сведений [9].
На сегодняшний день многие производственные травмы и несчастные случаи частично можно объяснить следующим:
- Развитие современных технологий и уменьшение возможности противостоять опасности с их стороны
Появляющиеся благодаря развитию научно-технического прогресса все более сложные техника и технологии увеличивают риск возникновения несчастных случаев.
- Адаптация к современным высокотехнологичным машинам
Современная техника и оборудование воспринимаются многими как неотъемлемая составляющая жизни и деятельности. Человек часто нарушает правила эксплуатации, забывая об элементарных правилах безопасности и повышенной опасности, связанной со сложной техникой (удар током, возгорание, авария).
- Неблагоприятная ситуация в экономике
Недостаток финансовых ресурсов заставляет многих работать дополнительно, а из-за отсутствия достаточного количества времени на восстановление работоспособности появляются усталость и переутомление.
- Новые формы зависимостей
Интернет-зависимость, гаджетозависимость, смартфономания и селфимания способствуют рассеянности, препятствуют полной концентрации внимания на профессиональной деятельности, что резко усиливает опасность в совокупности с отсутствием интереса к выполняемой работе.
- Недостаток естественного адреналина
Желание «острых ощущений» возникает у людей часто на фоне комфортной жизни. Данная зависимость обычно проявляется неосознанно в выборе экстремальных увлечений, связанных с опасностью видов деятельности. Потребность в получении «острых ощущений», связанная с такими врожденными свойствами нервной системы, как сила и динамичность, не дает человеку адекватно оценивать ситуацию и собственные силы, толкает его на опасные действия и поступки [10].
Для снижения рисков организации, связанных с человеческим фактором, следует учитывать различные аспекты индивидуального поведения работника.
С поступками человека связано внутреннее напряжение, ощущаемое им в состоянии беспокойства. Состояние беспокойства возникает, когда появляются желания, для удовлетворения которых пока отсутствуют возможности. Человек одновременно ощущает и побуждение к действию, и препятствие, которое мешает его исполнению, и, как следствие, испытывает дискомфорт и неуверенность. Внутреннее напряжение проявляется в суетливости, нарушает согласованность действий [11]. Торопливость и преждевременность действий характерны для людей с преобладанием возбуждения, что снижает и безопасность деятельности, и ее качество [12].
Удовлетворению потребностей могут препятствовать как внешние, так и внутренние факторы, в результате чего появляются страх (сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу для жизни индивида и его благополучия) или тревога (эмоциональное состояние, выражающееся в ощущении неопределенности, ожидании опасных событий). Для регуляции необходимо тщательное изучение источников страха или тревоги и их нейтрализация [13].
Основными типами реакций человека в ситуации опасности являются избегание и движение навстречу опасности, в основе которых лежат потребности в переживании чувства опасности и чувства безопасности (уход от опасности, вариантом которого может быть желание ее преувеличения) [14].
Реакция избегания обусловлена врожденными защитными механизмами: сопротивлением возможности негативных переживаний, осторожностью и благоразумием [15].
Склонность к риску как личностная черта определяет различную готовность к риску одних и тех же людей в разных ситуациях в зависимости от значимости для них данных ситуаций и силы потребности в достижении цели. Готовность к риску увеличивается при назревании внутреннего конфликта у человека и в коллективе может проявляться сильнее, так как зависит еще от ожиданий окружения [16]. Стремление к опасности может определяться как жаждой острых ощущений, так и различными факторами и обстоятельствами, в которых человек с ними столкнулся [17]. Следовательно, склонность к опасному поведению у разных людей можно оценивать только при одинаковых условиях, учитывая силу потребности, ценность результата, сформированное мнение относительно безопасности, уровень подготовленности и т. п. [18]
Способность своевременно идентифицировать признаки опасности и умение выбирать способы реагирования определяют отношение человека к опасности. Исследователи выделяют наиболее типичные способы реагирования в ситуациях опасности (адекватное, преувеличивающее опасность и игнорирующее ее) и мотивационные факторы, влияющие на отношение людей к опасностям (уровень выраженности потребностей в опасности и в безопасности, готовность к риску, преобладание мотивации достижения успеха или избегания неудачи). Адекватные способы реагирования в ситуациях опасности выбирают люди, у которых не выражена потребность в переживании чувства опасности, и они реагируют на опасность взвешенно и рационально. Стремление к преувеличению опасностей характерно для людей, у которых преобладают потребности в переживании чувства опасности и в обеспечении безопасности, сочетающиеся со стремлением избегать неудач [19]. Игнорирующие опасности люди предпочитают пережить острые ощущения, при этом достижения или неудачи не имеют для них принципиального значения (реакция движения навстречу опасности) [20]. Существует несколько разновидностей игнорирования опасностей. При демонстративном игнорировании человек желает показать свою независимость и смелость, а при сознательном, повышая уровень адреналина, стремится к самоутверждению. Но, как правило, преобладает беспечный тип, не обремененный ответственностью, действующий под влиянием текущих потребностей и не думающий о последствиях своих действий [21].
Отношение людей к опасностям определяют и мотивационные факторы. Опасность часто преувеличивается, если потребности в переживании чувства безопасности и в обеспечении безопасности связаны с желанием быть успешным. Высокий уровень потребности в переживании чувства опасности и отсутствие стремления избежать неудач обусловливают желание игнорировать опасности [22].
Часто более серьезное влияние на отношение людей к опасностям оказывают не физические неблагоприятные факторы, а социально-психологические (монотония, дефицит времени, неожиданность и неопределенность ситуации, необходимость быстрого переключения внимания, ограниченное время для принятия решений о действии и многие другие), резко снижающие эффективность профессиональной деятельности [23].
На уровень безопасности производственной деятельности значительно влияют и индивидуальные особенности личности [24]. Индивидуальные особенности проявляются в соблюдении требований, предъявляемых к работе, правил техники безопасности и охраны труда. Более тщательно их выполняют лица с инертной и слабой нервной системой, а лица с подвижной и сильной нервной системой чаще отступают от них, что увеличивает вероятность ошибочных действий [25].
Поскольку человек − единое целое, то душевные переживания могут вызывать соматические расстройства, а некоторые заболевания могут влиять на психику. Следовательно, достаточно трудно разделить физические и поведенческие риски. Трудности в классификации случаев реализации риска человеческого фактора требуют проведения и медицинских, и психологических обследований при отборе кандидатов на работу, где последствия реализации подобных рисков катастрофичны (летчики, авиадиспетчеры, операторы атомных электростанций и т. д.) [26].
Например, оператор не выполнил определенные действия, из-за чего произошла авария. Он мог это сделать осознанно, считая их необязательными и решив, что не произойдет ничего страшного, или забыть их сделать. Но такая забывчивость могла быть следствием рассеянности, что относится к немотивированному поведению, или вызвана расстройством работы головного мозга (физические риски). На практике не всегда удается установить истинную причину действий оператора из-за умышленного или неосознанного сокрытия правды или из-за его гибели в вызванной им аварии [27].
Железнодорожный транспорт − это источник повышенной опасности и для работников ОАО «РЖД» [28]. Сложные условия профессиональной деятельности в транспортной компании приводят к негативно воздействующим на состояние персонала значительным психическим перегрузкам, снижая результативность деятельности, приводя к повышенной утомляемости и нервозности, а также к широкому спектру пограничных нервно-психических расстройств и к психосоматическим заболеваниям. Психические перегрузки приводят к разнообразным поведенческим нарушениям, социально-психологической дезадаптации, разрушают мотивированность работников к добросовестному труду, способствуют личностной и профессиональной деградации, что ухудшает не только состояние здоровья, но и психологический климат в коллективах [29].
В холдинге «РЖД» была разработана «Методика оценки влияния человеческого фактора на возникновение случая травмы на производстве и определения доли ответственности причастных работников к этому событию» (далее – Методика), которая позволяет провести объективный анализ нарушений требований охраны труда и причин опасных действий работников, повлекших за собой случай травмы; определить психологические и физиологические причины нарушений. Специалисты установили, что недостатки в обучении безопасным приемам труда и снижение у работников мотивации на безопасный труд входят в число основных причин несчастных случаев, в том числе и со смертельным исходом [30].
Поскольку большинство несчастных случаев происходит по вине самого человека, то все работники организации должны быть должным образом подготовлены к безопасной деятельности. Уровень безопасности конкретного лица зависит и от его информированности [31]. Отсутствие необходимого объема знаний не способствует определенности в деятельности и вызывает у индивидуума психологический дискомфорт [32].
Для устранения выявленных при помощи Методики проблем в области безопасности проводят соответствующие превентивные профилактические мероприятия, в том числе и своевременное обучение работников [33].
Практика внутрифирменного обучения показала, что для повышения уровня подготовленности по вопросам безопасности трудовой деятельности эффективно применение технологии встречных усилий, которая основана на активном взаимодействии в процессе познания и предполагает, что овладение знаниями происходит на основе волевых усилий (сознательного напряжения), предпринимаемых педагогом и обучающимся. Усилия должны исходить с обеих сторон, при этом они могут быть неравноценными, но восприниматься как доля учебного труда, вложенного в совместную деятельность по овладению знаниями [34].
В процессе активного взаимодействия, предполагающего информационный обмен, решаются следующие задачи: показать реальный уровень опасности, сфокусировать внимание на потенциальных последствиях игнорирования опасностей, мотивировать людей к безопасному поведению [35], поскольку мотивация является сильнейшим фактором, определяющим безопасное трудовое поведение работников [36].
С целью снижения степени влияния человеческого фактора на безопасность труда на Свердловской железной дороге были проведены курсы повышения квалификации по программе «Психология безопасности труда и управление мотивацией работников на безопасный труд» для различных категорий руководителей и специалистов (главный инженер, заместитель начальника по кадрам, ведущий психолог, руководитель сектора охраны труда, специалист по охране труда и др.) [37].
Полученные знания о механизмах воздействия на психику человека различных негативных факторов в процессе профессиональной деятельности позволяют применять психологические методики как для преодоления перегрузок, так и для исключения нервного перенапряжения, снижения раздражительности. Актуальная задача сохранения высокой работоспособности сотрудников, деятельность которых подвержена регулярным психоэмоциональным перегрузкам, решается с учетом их личностных и психофизиологических особенностей [38].
Таким образом, для безопасной профессиональной деятельности работникам необходимо знать основы психологии безопасности, действующие опасные факторы и безопасные приемы труда; уметь выбирать оптимальные варианты трудовых действий и поведения в различных производственных ситуациях с учетом личностных особенностей; исключить переработки и другие факторы, вызывающие развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (психических перегрузок, чрезмерного утомления, монотонии, эмоционального и операционального напряжения), которые приводят к разнообразным поведенческим нарушениям и разрушают мотивированность работников на безопасный труд; превентивно выявлять предрасположенность к опасному поведению в процессе профессионального консультирования и отбора.