Full text

Мотивы достижения успеха, мотивы избегания неудач и мотивацию к риску детерминирует такая потребность, как потребность в достижении успеха. Уровень развития этой потребности характеризуется определенным сочетанием трех данных типов мотивов. Предметом исследований потребность в достижении успеха стала во второй половине XX в. в работах Дж. Аткинсона, Т. Гьесме, Д. Макклелланда, А. Мехрабиана, Х. Хекхаузена и др. В отечественной психологической науке вопросами потребности в достижении успеха занимались Н. В. Афанасьева, И. И. Вартанова, М. М. Далгатова, Г. Е. Залесский, К. Левин, М. Ш. Магомед-Эминов, А. К. Маркова, Г. Мюррей, Ю. М. Орлов, С. А. Шапкин и другие.

В обобщенном виде понятие «потребность» определяет Е. П. Ильин как «отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние), связанное с целеполаганием» [1]. Ю. М. Орлов отмечает, что «мотивация достижения – это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало, и это является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь» [2]. Г. Мюррей рассматривает мотивацию достижения как «устойчивую потребность достижения результата в работе, стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь определенного уровня в каком-либо деле» [3].

Психологи часто рассматривают потребности и мотивы в неразрывной связи с эмоциями, чувствами, переживаниями. Так, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев отмечают, что «условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т. д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т. д.» [4].

В психологической науке эмоциональность – это особое психическое свойство личности, ее способность отражать качество, интенсивность и содержание своих чувств, переживаний, эмоций и аффектов. Изучением эмоционального опыта в жизни человека, его аффективного пространства, классификацией эмоций занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, Н. Г. Гаранян, Н. Н. Данилова, В. П. Зинченко, К. Э. Изард, Е. П. Ильин, Д. А. Леонтьев, Т. Н. Осипенко, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, С. Д. Смирнов, Е. В. Субботский, Б. М. Теплов, Э. Фромм, А. Б. Холмогорова, Г. Н. Шингаров, Э. Эриксон и многие другие.

К. Э. Изард определяет эмоции как «нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некото­рых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в опре­деленное русло» [5].

Достаточно развернутое толкование эмоциональности дает В. Д. Небылицын, понимая ее как «обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений», и выделяет основные характеристики эмоциональности: «впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность» [6].

«Чувства и эмоции часто связывают с мотивами и потребностями личности, обуславливая последние и детерминируя первые. Эмоциональное реагирование играет различную роль в мотивационно-потребностной сфере от отражательной и оценочной до основополагающей и побудительной, в зависимости от степени вовлеченности эмоций в эту деятельность и конкретной актуальной стадии мотивационного процесса» [7].

С целью изучения потребности в достижении успеха и эмоциональности личности было проведено исследование, респондентами стали юноши и девушки от 17 до 19 лет, всего было опрошено 48 человек. Ведущие психодиагностические методики – тест-опросник Ю. М. Орлова «Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха» и методика В. В. Суворова «Определение эмоциональности». Статистическая достоверность расхождений между распределениями проверена при помощи непараметрического χ2 – критерия Пирсона, результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения и стандартное отклонение распределений

коэффициентов потребности в достижении успеха и эмоциональности

 

Интерпретационные

коэффициенты

Потребность в достижении успеха

Эмоциональность

Среднее значение

12,43

9,38

Стандартное отклонение

1,67

2,69

Максимальное значение

16

14

Минимальное значение

10

5

 

Критические значения для χ2 – критерия Пирсона: v = 48: χ2 Эмп = 64,001 (при p < 0,05), χ2 Эмп = 72,443 (при p < 0,01). В данном исследовании χ2 Эмп = 64,103, таким образом, расхождения распределений интерпретационных коэффициентов потребности в достижении успеха и эмоциональности статистически достоверны (при p < 0,05).

Мотивация достижения успеха характеризуется стремлением добиваться наилучших результатов в деятельности и направлена на достижение наиболее успешных показателей, особое значение имеют ситуации с элементами конкуренции, соревнования, соперничества. Мотивы достижения, стремление к повышению уровня личных возможностей, взаимосвязь между самой деятельностью и потребностью достижения опосредуются через ряд аспектов: субъективность (оценка вероятности успеха, трудности в достижении цели, актуальность задачи и т. д.); привлекательность (заманчивость, значимость успеха в конкретном деле) и уровень воспринимаемого контроля (приписывание успехов или неудач внешним обстоятельствам либо самому себе).

«Такое теоретическое понятие в психологии, как локус контроля (характеризующее свойство личности объяснять причинные связи своего поведения и достижение желаемого результата через внутренние либо внешние факторы), он же уровень субъективного контроля, в последнее время все чаще заменяют обобщенным термином – уровень воспринимаемого контроля, при котором согласованность самого поведения и его последствий сочетается с оценкой человеком своей способности осуществить задуманное» [8].

От развития потребности в достижении успеха зависит активность и инициативность личности, основные действия человека направлены на получение положительных конструктивных результатов, нацеленность на успех выражается в уверенности достижения поставленных целей и реализации намеченных планов. Потребность в достижении может преобразоваться в самостоятельное личностное свойство (как устойчивое психическое явление, обусловливающее деятельность и поведение человека), проявляющиеся как неудовлетворение актуальным положением дел, склонность эмоционально погружаться в деятельность, стремление добиться переживания эмоции удовлетворения от достигнутого, неудовлетворение от выполнения задач низкой степени сложности. Результаты исследования потребности в достижении успеха представлены в табл. 2.

Таблица 2

Процентное соотношение уровней потребности в достижении успеха

 

Уровень

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

%

12

51

25

12

0

 

Как видно из представленных данных, средним и выше среднего уровнями потребности в достижении успеха обладают 37% опрошенных молодых людей. Сформированная потребность в достижении успеха определяется рядом факторов – от стремления к достижению высоких личных результатов и желания делать все «лучше всех» до постановки труднодостижимых целей и выбора наиболее сложных задач. При таком подходе, как правило, задействуются все формы, типы и виды мышления, его операционная и понятийная система. «Понятие выступает элементарной формой реализации логического мышления, которая отражает наиболее общие и существенные признаки предметов, явлений, объектов познаваемой действительности и выражается в вербальной форме» [9].

Низкий и ниже среднего уровни потребности достижения успеха выявлены у большинства респондентов исследования, суммарно такими уровнями обладают 63% опрошенных. Люди, не мотивированные на достижение успеха, не способны правильно соотнести свои возможности и способности; не заинтересованы как в достижении поставленных целей, так и в самой постановке таких целей; предпочитают решать задачи средней и легкой степени трудности; при закономерно возникающих сложностях или незначительных неудачах интерес к выполнению деятельности пропадает.

С позиции С. Я. Рубинштейна конкретной формой существования потребности является эмоция, и выражает она активную сторону потребности. Взаимоотношение эмоций с потребностями он рассматривает в двух аспектах: «с одной стороны, удовлетворение или неудовлетворение потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывается, например, в элементарной фор­ме органических ощущений, может породить эмоциональное состояние удо­вольствия – неудовольствия, радости – печали и т. п.; с другой – сама по­требность как активная тенденция может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности» [10]. Результаты исследования эмоциональности представлены в табл. 3.

Таблица 3

Процентное соотношение уровней эмоциональности

 

Уровень

Низкий

Пониженный

Средний

Повышенный

Высокий

%

0

6

56

26

12

 

По результатам исследования выяснилось, что высоким уровнем эмоциональности обладают 12% респондентов, повышенный уровень выявлен у 26% из них. Высокая эмоциональность проявляется повышенной реактивностью в сфере аффектов, возбудимостью в ответ на незначительные раздражители, настроение меняется резко и по незначительному для окружающих поводу, все эмоции выражены крайне ярко, возможна слабая способность к самоконтролю.

К качественным характеристикам эмоциональности принято относить следующие: эмоциональная возбудимость (определяет степень чувствительности, а также легкость и скорость возникновения эмоций); интенсивность эмоций (особенность реактивности, показывает глубину и силу переживаний); длительность эмоций (экспрессивный аспект во времени, фиксирует устойчивость и продолжительность аффекта) и отрицательное влияние эмоций на деятельность (характеризует степень и вектор реакции на любые происходящие ситуации и события, способствует торможению или мобилизации деятельности).

Лишь 6% респондентов показали пониженный уровень эмоциональности личности. Низкий показатель эмоционального реагирования еще не свидетельствует об отсутствии самих эмоций, проявление эмоций может сдерживаться или подавляться, приводя к накоплению внутреннего эмоционального раздражения и формированию различных психологических защит: замещения, сублимации, изоляции и прочих. «Роль защитных механизмов психики достаточно разнообразна, от защиты от негативных чувств, эмоций, воспоминаний до патологических процессов развития невротических заболеваний» [11].

Средним уровнем обладает подавляющее большинство опрошенных молодых людей (56%). «Эмоции играют важную роль в формировании личности. На базе положительных или отрицательных эмоциональных переживаний у человека появляются, закрепляются и реализуются различные потребности и интересы. Неповторимые индивидуальные проявления склада человека формируются в течение всей его жизни и непрерывно связаны с развитием личности в целом. Они являются составной частью структуры личности и совместно с остальными ее элементами образуют психическую сущность индивидуума» [12].

Оптимальные показатели эмоциональности свидетельствуют о достаточном самоконтроле эмоциональных реакций, умении найти им адекватное объяснение и реалистичное выражение, способности снять эмоциональное напряжение. Интенсивное проявление эмоций возможно только при повышенном уровне стресса, когда особо значимые, личностно обусловленные события затрагивают жизненно важные сферы личности или содержат реальную угрозу жизни человека.

Корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить силу и направление взаимосвязи между параметрами. Критическими значениями для N = 48, будут r = ±0,29 (при р ≤ 0,05); r = ±0,37 (при р ≤ 0,01). Результат вычисления критерия для параметров потребности в достижении успеха и эмоциональности rs = 0,351, свидетельствует, что получена значимая положительная корреляционная зависимость (с p ≤ 0,05).

Таким образом, повышение значений эмоциональности личности будет значимо повышать показатели потребности в достижении успеха; получая положительные эмоции от своих достижений, человек будет стремиться вновь испытать подобные чувства, вновь добиться позитивных результатов, увеличивая тем самым мотивацию достижения, мотивируя себя на продолжение действий в этом направлении.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию, фактором мотивации поведения [13]. В контексте потребности в достижении успеха удовлетворение потребности само по себе дает положительные эмоции, увеличивается подкреплением – «успехом», мотивируя к активным эффективным действиям как значимый фактор в мотивации поведения вообще. Выраженная эмоциональность личности, умение проявлять свои переживания и чувства позволяют отражать эмоции достижения успеха, выражать свое эмоциональное состояние, одновременно заряжаясь подобным состоянием, получать удовлетворение от своей значимой (интеллектуальной, познавательной, учебной, организационной, профессиональной и проч.) актуальной деятельности.