Педагоги и психологи, связанные с обучением и воспитанием будущих специалистов, в процессе их профессиональной подготовки всё чаще отмечают трудности, обусловленные недостаточной готовностью студентов к включению в совместную образовательную деятельность. Очевидно, что такая ситуация объясняется рядом причин. Часто к ним относят изменение парадигмы взаимоотношений в подростковом коллективе: зачастую школьник, особенно старшеклассник, отрешен от среды непосредственного общения со сверстниками. Огромное количество времени отводится выполнению домашних заданий, подготовке к сдаче государственных экзаменов; в свободное время живое общение подменяется виртуальным. Возникает практически неразрешимая проблема перегруженности школьников, которая лишает их возможности соответствовать требованиям реальной жизни: парадоксально, но в такой ситуации возможна адаптация лишь к учебно-познавательной деятельности.
В высшее учебное заведение попадает молодой человек, привыкший работать в определенных рамках; нельзя отрицательно характеризовать эти требования, поскольку они складываются из особенностей реалий, в которые попадает учащийся, и без их соблюдения невозможно успешное преодоление данного жизненного этапа. При этом обучение в вузе требует адаптации к новым условиям; меняется социальная роль: от роли ребёнка, ученика необходимо перейти к социальной роли взрослого, студента, а значит, приспособиться к особой организации учебного процесса, во многом построенной на основе самостоятельности, осознанном отношении к обучению, отсутствии постоянного контроля со стороны взрослых. Кроме изменения подхода к обучению, происходит и смена модели межличностных отношений, которые предполагают умение обдуманно выстраивать свою линию поведения, выбирать круг общения, организовывать деловую коммуникацию. Совершенно очевидно, что для успешной адаптации студент должен усвоить особые нормы и правила студенческой жизни, которые отличаются, с одной стороны, от ценностей школьного периода, но в то же время, несмотря на их близость в аспекте самостоятельности и осознанности отношения к действительности к периоду взрослой жизни, имеют множество несовпадений с этим этапом. Успешность социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе определяет многое: способность эффективно осваивать учебный материал, умение укладываться в жёсткие рамки изучения многих дисциплин, требующих освоения огромного объёма материала в сжатые сроки; распределять время учебной работы и эффективного отдыха, помогающего справиться с интенсивной умственной нагрузкой. Во внеучебной деятельности студентов и в межличностных отношениях исчезает одно звено: взрослый, родитель, педагог, которые больше не вмешиваются в них, но и не помогают в их налаживании, и это также требует особой перестройки.
Иными словами, возникает необходимость социально-психологической адаптации, включения студента в процесс перестройки системы поведения личности под влиянием требований, предъявляемых к ней условиями среды, для решения определенной задачи, которая в описываемой ситуации заключается в успешном профессиональном обучении [1].
Необходимо также иметь в виду, что в процессе социально-психологической адаптации происходит взаимодействие личности с окружающей средой на разных уровнях, что вызывает внутриличностные изменения, приводящие к совершенствованию взаимоотношений с этой средой, не только усвоение норм и правил поведения, но и формирование особых личностных качеств, которых требует от студента социальная ситуация [2].
В зависимости от индивидуальных особенностей адаптация студентов может происходить в разных формах: от полного, внутреннего приспособления к условиям окружающей среды, срастания с ней до внешнего соблюдения основных норм и правил поведения с сохранением всех особенностей, свойственных личности. При этом нельзя оценивать ту или иную форму как положительную или отрицательную. Их проявление зависит от особенностей личности и может быть воспринято как успешное, если в процессе совместной образовательной деятельности не возникают препятствия к сотрудничеству и усвоению знаний. Необходимо помнить о том, что нередко возникают ситуации, когда личность лишь внешне адаптируется к окружающей среде, проявляя свою готовность следовать нормам и правилам социального окружения, но внутренне не принимая его. Возникает опасность того, что при кажущемся благополучии не будет достигнута цель успешного обучения и эффективного межличностного общения, поскольку внутренняя установка личности не согласована с её внешним поведением. По сути, в данной ситуации мы приходим к классической модели субъект-субъектного обучения, где сторонам процесса познания отводились неравновесные роли: преподавателю – роль носителя безусловного знания, авторитетного его источника; обучающемуся – пассивного репродуктивного воспроизводителя полученной информации. В этих условиях необходима была именно внешняя адаптация, формальное соблюдение «правил игры», что не способствовало реализации творческого подхода к обучению, развитию стремления к самостоятельному познанию. В данной модели получения знаний отсутствует важный компонент успешной адаптации к требованиям образовательной среды и к успешному обучению – внутренняя мотивация; лишенный её обучающийся не осознает важности приобретения знаний, теряет интерес к познавательной деятельности, воспринимает её как повинность. «Для того чтобы мотивация стала внутренней, необходима заинтересованность в учебе, связанная не только с тем, что интересен сам изучаемый материал, а с тем, что важен процесс познания, т. е. интересно не только узнать новое об изучаемом явлении, а важен именно процесс движения к новому» [3].
Исчезает возможность организации совместной деятельности – главного условия равновесных, адаптированных друг к другу и к окружающей среде, равноправных взаимоотношений преподавателя и студента. Исключается также ситуация возникновения обратной связи между участниками образовательного процесса, они «не слышат друг друга»: преподаватель просто транслирует набор теоретических сведений; задача студента – записать, выучить, воспроизвести, не делая своего вклада в процесс постижения истины, не продуцируя новых идей. Отпадает необходимость в рефлексии – осознании результатов учебного труда, умении обсудить спорные моменты; тогда как «для того чтобы обучение приобрело характер творчества, необходимо также, чтобы каждый его этап сопровождался рефлексией» [4].
По сути, достижения оцениваются формально, субъективно, только преподавателем в виде оценки. Не происходит адаптации к вузовской системе получения знаний; следуя современным тенденциям развития образования, преподаватели стремятся использовать новые, интерактивные методы преподнесения материала, зачастую забывая о возможностях классической системы. Ранее мы уже отмечали, что в технических вузах при освоении сложных дисциплин неизбежно заучивание материала, и адаптация к системе вузовского обучения заключается не в отрицании традиционных методик, а в изменении подхода к ним. Здесь важна роль преподавателя: он должен адаптировать студента к тому, что заучивание требует серьезного, глубокого осмысления учебного материала; два этих процесса неразрывно связаны; прочное запоминание невозможно без осмысления. Таким образом, поверхностная, внешняя адаптация таит в себе серьёзные угрозы, создавая опасность неэффективного обучения.
Опасность такого вида адаптации заключается в том, что личность не получает положительного социального опыта и, таким образом, лишает себя возможности реализовать его при переходе к другим этапам социальной и профессиональной деятельности. Успешная адаптация позволяет добиться равновесия во взаимоотношениях личности и среды, чувствовать свою защищенность, реализовать творческий потенциал, иметь возможность саморазвития.
Возникает необходимость в активизации процесса социально-психологической адаптации студентов к требованиям вузовской среды, которая должна проводиться с помощью педагогов и психологов. Безусловно, велика роль внеучебной деятельности в повышении качества и ускорении этого процесса, но наиболее естественно, без дополнительных временных затрат она происходит в ходе освоения учебных дисциплин. В целом адаптация к условиям обучения в вузе включает в себя овладение способами взаимодействия в учебном коллективе и усвоения новых знаний, то есть тесно связана с процессами мышления и коммуникации. Процесс адаптации протекает в первые годы обучения, когда студенты осваивают общеобразовательные предметы, важное место среди которых занимают гуманитарные и языковые дисциплины, способствующие формированию коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность оценивается исследователями как необходимый компонент профессиональной компетентности представителя любого вида деятельности: ведь современный руководитель производства, грамотный специалист должен не только иметь багаж узкоспециальных знаний, но и уметь передавать информацию, организовывать успешное взаимодействие в коллективе. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, не может быть реализована без языковой (лингвистической) компетентности, и особым потенциалом в её реализации обладают именно языковые дисциплины. Исследователями языковая (лингвистическая) компетентность определяется как «системное качество личности, интегрирующее в себе личностные коммуникативные качества, знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями и средствами, культурой общения как в социальной жизни, так и в профессиональной сфере, осознание личностью своих потребностей, ценностных ориентации и мотивов личностной коммуникации и её развития» [5].
Совершенствование языковой компетентности происходит по нескольким основным направлениям: улучшение коммуникативных навыков, умения структурировать мыслительный процесс; помощь в интеграции в социум в соответствии с выдвигаемыми им требованиями.
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» большое внимание уделяется проблеме совершенствования коммуникативной культуры будущих специалистов, и наибольшими возможностями в этом обладает тема «Ораторское мастерство». Экскурс в историю ораторского искусства помогает понять, насколько важно уметь излагать свои мысли публично: великие ораторы своими речами влияли на ход важных событий. Студенты знакомятся с основными риторическими канонами, которые помогают правильно построить выступление и сделать его ярким, способным воздействовать на аудиторию; правилами организации взаимоотношений между оратором и его аудиторией. Большой интерес вызывают занятия, посвященные технике речи оратора, приемам тренировки голосового аппарата и возможностям использования не только вербальных, но и невербальных средств. Происходит знакомство с разными типами речей: эпидейктической, убеждающей, агитационной, информирующей, беседы, импровизации. Благодаря использованию интересного материала происходит вовлечение студентов в совместную деятельность, активизируется процесс адаптации к коллективу. Многие задания оказываются трудными, но дают толчок к самосовершенствованию, развитию коммуникативных навыков: например, просьба сказать комплимент соседу по парте. Поначалу комплименты высказываются неумело, скудными фразами; иногда в них превозносят те качества, которых нет в человеке. Но постепенно члены группы приходят к пониманию того, что хороший комплимент можно произнести лишь в том случае, когда ты внимателен к своему партнеру и видишь его хорошие стороны: тогда похвала будет уместной и красивой. Завершающее задание при изучении темы «Ораторское мастерство» заключается в составлении и произнесении небольшой речи в избранном студентом жанре; оно дает возможность преодолеть страх общения с аудиторией и услышать её мнение о своём выступлении. Происходит сближение членов коллектива: даже те, кто не выступал, имеют возможность включиться в совместную деятельность, в процесс обсуждения. Таким образом, активизируется процесс адаптации к деятельности в учебном коллективе, которая подразумевает умение излагать свои мысли и внимательно относиться к партнерам по общению. Этому в немалой мере помогает то, что получение теоретических знаний сопровождается практическими занятиями, организованными таким образом, что в ходе обучения постоянно востребована работа в группах, нацеливающая на непосредственную коммуникацию.
На последующих этапах обучения будущим специалистам технического профиля предстоит освоение сложных специальных дисциплин, изучение которых невозможно без умения структурировать материал, чётко организовать процесс мышления. Обучение в вузе носит более прагматичный характер, чем школьное обучение: оно формирует профессионала в определённой отрасли, и без систематизации мыслительных операций невозможно. Казалось бы, изучение языковых дисциплин не способствует организации мышления, но нельзя забывать о том, что язык – это система, и его изучение требует именно системного подхода, что адаптирует студентов к особенностям обучения в вузе и готовит их к восприятию специальных дисциплин.
Процесс систематизации мышления начинается с совершенствования речевых навыков; необходимо помнить о том, что в психологии речь выступает как инструмент мышления. Очень важным оказывается совершенствование процесса восприятия информации, одной из составляющих которого является осознанное чтение. Важно научить студентов не только правильно относиться к восприятию информации: например, членить текст на части, уметь выделять главную мысль, но и готовить информацию для последующего восприятия, правильно составлять конспект. В современных условиях умение конспектировать, казалось бы, отходит на второй план, поскольку создается неограниченный доступ к любому учебному материалу, однако осознанное, прочное его усвоение возможно только при умении структурировать, которое развивается при совершенствовании навыков грамотного конспектирования.
С развитием навыков фиксации информации тесно связана проблема её запоминания. В ходе обращения к теме «Ораторское мастерство» происходит знакомство с мнемотехническими приемами и законами памяти, многие из которых составляют основу обучения в вузе: например, закон края, закон повторения, закон интереса. Происходит осознание студентами того, что прочное усвоение материала возможно лишь при его осознании, но в то же время при изучении некоторых дисциплин необходимо и механическое заучивание; создается особый цикл, когда неоднократное повторение приводит в итоге к осмыслению и прочному запоминанию. В процессе структурирования и фиксации информации проводится изучение особенностей таких мыслительных операций, как анализ и синтез, а также основных методов умозаключения: аналогии, индукции и дедукции.
Совершенствование языковой компетентности связано с развитием такого познавательного психического процесса, как воображение. При помощи него создаются лучшие образцы речевой деятельности человека. Но огромную роль играет оно и в техническом творчестве, помогая предвидеть результат научного или технического труда. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» предполагает развитие навыка подключения воображения при решении мыслительных задач; на это направлено выполнение творческих заданий, требующих выражения собственного мнения, например создание эссе.
При изучении языковых дисциплин в техническом вузе студенты включаются в процесс самостоятельной исследовательской деятельности, создавая тем самым предпосылки для последующего создания научных работ разных уровней. При самостоятельном исследовании процессов, происходящих в современном языке, студенты технических специальностей делают интересные, глубокие выводы, вникают в суть исследовательской деятельности. Чаще всего их привлекают проблемы использования заимствований в русском языке, неоправданное употребление жаргонизмов, особенности речи современной молодёжи, дискуссионные вопросы отношения к диалектному акценту и диалекту как явлению культуры.
Таким образом, при освоении языковых дисциплин ускоряется процесс адаптации к организации мыслительных операций в их вузовском формате, подразумевающем теоретическое и практическое профессиональное обучение, умение осваивать большие объемы информации в короткие сроки, структурировать, фиксировать, запоминать и воспроизводить её, используя при этом разные методы изложения материала, воображение, самостоятельный исследовательский подход к обучению.
Молодой человек, начинающий обучение в вузе, приобретает новый социальный статус, общество предъявляет к нему особые требования как к представителю интеллигенции; одним из важных качеств интеллигентного человека является высокий уровень его речевой культуры; возникает необходимость адаптации к этим высоким культурным требованиям, активизация которой возможна при изучении языковых дисциплин. Уже на первых занятиях происходит осознание содержания понятия «культура речи», включающего в себя теоретические знания в области языка и умение применять их на практике с учетом коммуникативной ситуации, т. е. не только знание правил и норм, но и умение использовать их в повседневной речи.
Очень важным становится изучение норм современного русского языка, без следования которым немыслима речь грамотного человека. Основные трудности вызывает соблюдение акцентологической нормы, требующей запоминания постановки ударения в словах; лексической нормы, предполагающей умение употреблять слова в зависимости от их значения; грамматической нормы, включающей в себя навыки использования в речи правильных форм слова.
При освоении дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты приходят к пониманию того, что несоблюдение норм приводит к использованию в общении такой формы существования языка, как просторечие. Знание форм существования русского языка и возможностей их использования в речи интеллигентного человека также необходимо будущему специалисту. При характеристике особенностей диалекта, профессионального и социального жаргона, просторечия и литературного языка уточняется круг их носителей и делается вывод о том, что в любой ситуации общения интеллигентный человек безоговорочно может использовать только литературный язык.
Современное общество предъявляет жесткие требования к речи и в части использования функциональных стилей современного языка: научного, публицистического, официально-делового и разговорного; вооружение знаниями об их особенностях также помогает активизировать адаптацию к вузовскому формату обучения. Изучение нормативной и стилистической составляющей языка, таким образом, помогает студентам адаптироваться к этическим требованиям общества к интеллигенции: говорить с нарушением норм – значит нарушать правила поведения в обществе.
Социально-психологическая адаптация студента к новым для него требованиям, которые выдвигает среда вуза, представляется сложным процессом; активизировать его поможет совершенствование речевой компетентности в основных аспектах: систематизация мыслительной деятельности, совершенствование коммуникативной составляющей процесса общения и соответствие требованиям общества к представителям интеллигенции. От успешности адаптации к учебной деятельности зависит следующий её этап – интеграция в профессиональную среду и успешная трудовая деятельность, что и является конечной целью обучения.