Важнейшая задача государства в настоящее время – это модернизация системы образования, главным ориентиром которой является достижение качества образования, сохраняя его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности и общества. В рамках образовательной политики реализуется равный доступ к получению полноценного образования для всех граждан России независимо от благосостояния семьи, места проживания, национальности и состояния здоровья. Государство гарантирует обучение на современной учебно-материальной базе, в условиях психологической и физической безопасности образовательного процесса, а также оказание социальной, психологической и педагогической помощи семьям обучающихся.
Современные реформы в области образования, результатом которых стало введение федеральных государственных образовательных стандартов, принятие Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [1], построены на принципах гуманистической парадигмы, пришедшей на смену традиционной, поэтому гуманизация становится его основой. Гуманизация образования – процесс, направленный на «гармоничное развитие личности, обогащение ее творческого потенциала, рост существующих сил и способностей» [2]. Он «возможен при наличии определенных факторов гуманизации образования субъектов образовательной деятельности» [3], одним из которых является безопасность образовательной среды.
Новой образовательной концепцией, закрепленной российским законодательством, стало инклюзивное образование, которое предполагает создание для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) безбарьерной среды обучения не в специальной, а в обычной образовательной организации, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание всесторонней психолого-педагогической помощи. В связи с этим проблема обеспечения психологической безопасности участников инклюзивного образовательного процесса, а именно обучающихся, их родителей и педагогов, обретает особую актуальность как одно из условий успешной реализации задач, стоящих перед образовательной организацией.
Как мы видим, преобразования, происходящие в российской системе образования, в фокус внимания ставят личность, ее культурное, социальное, нравственное, профессиональное развитие, в основе которого лежат гуманистические ценности. Образовательная организация, являясь социальным институтом, призвана решать поставленные задачи гуманизации образования путем создания специальных психолого-педагогических условий, способствующих развитию личности обучающегося через взаимодействие его с педагогами и сверстниками в рамках учебно-воспитательного процесса. Наряду с факторами, детерминирующими прогрессивное личностное развитие, безопасность образовательной среды, особенно в условиях инклюзии, становится обязательным требованием для формирования психологически здоровой личности, что обусловливает актуальность изучения этого феномена.
Понятие «здоровье» многомерно и не ограничивается только отсутствием болезни и физических дефектов. Так, Н. М. Новичкова, О. Ю. Лебедева рассматривают здоровье школьника «как гармоничное состояние в единстве физических, психологических, социальных и духовно-нравственных свойств человека в их взаимосвязи и динамике, являющееся отражением единства его природной, социальной и духовной сущностных характеристик и обусловленное как наследственными, так и социальными факторами» [4]. Такая трактовка позволяет проводить исследования каждой составляющей этого состояния в отдельности и факторов, влияющих на сохранение и развитие здоровья в целом.
Психологическое здоровье является одним из аспектов здоровья обучающегося, и, как пишет И. В. Дубровина, оно «предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза благодаря созданию и соблюдению специальных психологических условий» [5]. Автор обращает внимание, что в процессе обучения для здоровья важно удовлетворение следующих потребностей: познавательных, социальных (общение), психологических (уважение к своему человеческому достоинству, к его интересам, способностям, чувствам и переживаниям).
Для нормального развития и существования личности человека необходима безопасность как внутреннего ощущения, так и состояния окружающей среды. В соответствии со структурой потребностей человека, предложенной А. Маслоу, потребность в безопасности (защищенность, чувство уверенности, избавление от страха и неудач, комфорт) стоит на втором месте после физиологических и определяет социальное поведение людей, формируя его мотивы. Удовлетворение потребностей первого и второго уровней является базой для гармоничного развития личности, способной к самоактуализации и самореализации.
Образовательная организация – это социальный институт, в котором осуществляется социализация личности. Процесс обучения базируется на взаимодействии его участников – педагогов, обучающихся, их родителей и является основным элементом образовательной среды. Качественное содержание социального взаимодействия в образовательной среде становится фактором сохранения либо нарушения состояния психологической безопасности личности.
Отечественные исследователи активно разрабатывают проблему психологической безопасности личности. Анализ современной научной литературы показывает, что существуют различные подходы к ее пониманию (см. таблицу).
Содержание понятия «психологическая безопасность личности»
Исследователи
|
Понятие «психологическая безопасность личности» |
И. А. Баева |
Способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с психотравмирующими воздействиями, а также сопротивляемость деструктивным внутренним и внешним воздействиям, отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации |
П. И. Беляева |
Психическое состояние, обусловленное характером образовательной среды и спецификой ее отражения школьником, проявляющееся в переживании им своей защищенности, уверенности в себе и удовлетворенности собой как личностью и субъектом деятельности, а также своими социальными отношениями, результатом чего является манифестация уверенного (ассертивного) поведения |
Г. Г. Вербина |
Состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможности развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой |
Г. В. Грачев |
Состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе |
Н. М. Емелин, Б. А. Еремеев |
Психическое состояние личности, выражающееся в переживании личностью своей защищенности, состояние готовности человека предупреждать появление опасности и адекватно реагировать на возникающую опасность |
Т. С. Кабаченко |
Состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующие нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития |
Т. И. Колесникова |
Защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, влияющие кардинальным образом на человека вплоть до изменения его жизненного пути |
Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец |
Особое состояние динамического равновесия психологической защищенности и открытости действию различных экзогенных и эндогенных факторов, не снижающего для нее возможность постоянного развития в направлении значимой жизненной цели |
В. М. Львов, С. А. Багрецов, И. И. Приходько |
Многомерная и многоуровневая динамическая система, определяющая уровень защищенности психики человека |
Н. А. Лызь, О. Н. Истратова |
Свойство личности, проявляющееся в защищенности и внутреннем ресурсе противостояния неблагоприятным воздействиям |
Д. Р. Мерзлякова |
Состояние защищенности от действия многообразных внешних и внутренних факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование соответствующих ситуации форм и способов поведения и жизнедеятельности человека в современном обществе |
И. Л. Федотенко, А. В. Сергеева, Д. В. Малий |
Специфическое эмоциональное состояние, обусловленное переживанием психологического благополучия, защищенности, комфорта, отсутствием тревожности, страха, фрустрации и стрессов |
Н. Л. Шлыкова |
Целостная система психических процессов, результат которых обеспечивает соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта характеристикам окружающей действительности |
Т. В. Эксакусто, Ю. К. Дуганова |
Состояние динамического баланса отношений субъекта (к миру, к себе и к другим), его активности и удовлетворенности, соответствующих различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, которое позволяет субъекту сохранять целостность, саморазвиваться, реализовывать собственные цели и ценности в процессе жизнедеятельности |
В целом психологическую безопасность исследователи обозначают как особое состояние, возникающее в процессе социального взаимодействия при отсутствии угроз и удовлетворении ведущих потребностей. Психологическая безопасность личности и социальной среды ее жизнедеятельности неотделимы друг от друга, взаимообусловлены между собой и проявляются на всех уровнях функционирования психики.
Тревожным фактом современности стал рост числа детей с ОВЗ и инвалидностью. Вопрос, связанный с образованием таких детей, весьма актуален.
Так, в 1994 г. под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка (Испания) прошла Всемирная конференция по образованию людей с особыми потребностями, на которой был введён в международный обиход термин «инклюзия» (фран. inclusif – включающий в себя) и провозглашены принципы инклюзивного образования, основной из которых гласит о том, что «все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними» [6].
В Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [7].
Многообразие категорий обучающихся с ОВЗ создает значительную вариантность специальных образовательных потребностей, которые, в свою очередь, определяют и наличие особых образовательных условий:
- специальное материально-техническое оснащение;
- высококвалифицированные педагогические кадры;
- программное и методическое обеспечение;
- формирование инклюзивной образовательной среды.
Образовательная среда, пишет И. А. Баева, есть «психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение» [8]. Анализ работ В. И. Панова [9], В. В. Рубцова [10], В. А. Ясвина [11] позволяет выделить ряд структурных компонентов образовательной среды: социально-коммуникативный, пространственно-предметный, психодидактический. Проведем сравнительный анализ содержания компонентов образовательной среды и инклюзивной образовательной среды (см. рис. 1).
В условиях инклюзии образовательная среда видоизменяется, сохраняя свое основное назначение, связанное с обеспечением всем участникам образовательного процесса условий для эффективного саморазвития. Анализ содержания социально-коммуникативного компонента показал, что обязательным условием для каждого вида образовательной среды является создание благоприятного психологического климата в коллективе, а также учитываются особенности взаимоотношений всех участников образовательного процесса, при этом в условиях инклюзии на первое место выходит личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной группе и сотрудничеству с другими специалистами (педагог-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог и др.) и родителями обучающихся.
Основа пространственно-предметного компонента – это здание образовательной организации в целом и прилегающие к нему территории, учебные комнаты и их обустройство, а в условиях инклюзивного обучения этот компонент приобретает иной смысл. Архитектурно-пространственная среда должна быть доступной, то есть безбарьерной, и оборудована в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ, чтобы максимально способствовать их участию в образовательном процессе.
Рис. 1. Структурные компоненты образовательной среды
и инклюзивной образовательной среды
Психодидактический компонент – это содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса, а в условиях инклюзии средства обучения усложняются, так как требуется их вариативность и гибкость, а для каждого обучающегося с ОВЗ необходима разработка адаптированного индивидуального маршрута развития.
В основу формирования инклюзивной образовательной среды заложены следующие принципы (рис. 2):
Рис. 2. Принципы инклюзивной образовательной среды
Если принимать во внимание необходимость наличия особых образовательных условий, придерживаться принципов инклюзивной практики и опираться на содержание структурных компонентов среды, то инклюзивная образовательная среда представляет собой совокупность следующих элементов (рис. 3):
Рис. 3. Структура инклюзивной образовательной среды
Итак, формирование инклюзивной образовательной среды начинается с материально-технического обеспечения образовательного пространства в рамках отдельно взятой образовательной организации, а также проведения специальной подготовки педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзии. Работа команды специалистов, подкрепленная нормативно-правовой базой, адаптированными методическими и образовательными программами, позволит грамотно организовать образовательный процесс. Понимая, что инклюзивное обучение – это сложный и долгосрочный процесс, необходимо особое внимание уделить вопросу развития совместного взаимодействия всех его участников – педагогов, обучающихся и их родителей. Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды и личности в ней приобретает первостепенное значение, так как вероятность нарушения ее возрастает. Поэтому использование современных технологий психолого-педагогического сопровождения всего процесса обучения и межличностного взаимодействия его участников позволит обеспечить в том числе безопасную и комфортную школьную среду.
Система взаимоотношений педагогов, обучающихся и их родителей в процессе осуществления учебно-воспитательной деятельности определяет психологическое содержание образовательной среды. Такие характеристики школьной среды, как «доброжелательная атмосфера в коллективе, уважительное отношение и удовлетворенность взаимоотношениями между педагогами и обучающимися, высокие ожидания от работы обучающихся без предвзятости, применение одинаковых способов оценивания, обучение социальным навыкам взаимодействия, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс и их активное участие» [12], способствуют обеспечению и сохранению психологической безопасности образовательной среды, которая, в свою очередь, обеспечивая защиту от фактов насилия, конфликтов, позволяет удовлетворить основные потребности всех участников и становится источником психологического состояния безопасности личности как переживания отсутствия угроз. Надо отметить, что угроза или опасность представляет собой сочетание факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития человека в условиях отдельно взятой социальной среды.
Образовательная организация в процессе внедрения инклюзивных технологий сталкивается с угрозами психологической безопасности и барьерами различного характера, взаимосвязь которых с компонентами инклюзивной образовательной среды можно представить в виде схемы (см. рис. 4).
ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА |
Социально-коммуникативный компонент |
Пространственно-предметный компонент |
Психодидактический компонент |
Барьеры окружающей среды |
Финансовый барьер |
Социальные барьеры |
Психологические барьеры |
Рис. 4. Схема взаимосвязи компонентов образовательной среды и барьеров в условиях инклюзии
Социально-коммуникативный компонент инклюзивной образовательной среды, определяющий характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса, может содержать угрозы нарушения психологической безопасности образовательной среды, которая проявляется в неудовлетворении потребностей в личностно-доверительном общении, отсутствии признания и уважения.
Пространственно-предметный компонент инклюзивной образовательной среды – это предметная среда, которая может содержать угрозы нарушения психологической безопасности, связанные с несоответствием возможностей материальной базы и учебных материалов образовательным потребностям обучающихся и, как следствие, нарушения учебной деятельности.
Психодидактический компонент инклюзивной образовательной среды, включающий содержание, формы, методы обучения в рамках личностно ориентированной концепции, может содержать угрозы нарушения психологической безопасности, которые проявляются в несоответствии педагогических требований возрастным и индивидуальным особенностям всех обучающихся, в результате чего у них наблюдается повышение уровня школьной тревожности, эмоциональное неблагополучие, снижение учебной мотивации. Следует обратить внимание, что обучающиеся с ОВЗ, имеющие в большей или меньшей степени поврежденную нервную систему со сниженными функциональными возможностями, легко перевозбуждаются, метеолабильны, для них характерны перепады работоспособности, колебания настроения, поэтому образовательный процесс без учета этих особенностей психофизиологического развития приведет к личностной и/или социальной дезадаптации.
Основа инклюзивного обучения заключена в сотрудничестве, и от его организации зависят результаты учебно-воспитательного процесса в целом. Трудности, возникающие в реальных взаимоотношениях его участников, напрямую оказывают влияние на психологическую безопасность личности в инклюзивной образовательной среде. В связи с этим можно выделить две группы барьеров, включенных в социально-коммуникативный компонент этой среды:
- социальные барьеры (негативное отношение к обучающимся с ОВЗ);
- психологические барьеры (неготовность к инклюзии субъектов образовательного процесса на психологическом уровне).
В условиях инклюзии психологические барьеры как «совокупность внутренних качеств, свойств, установок и отношений, препятствующих активному внедрению и реализации данного процесса» [13], необходимо рассматривать в разрезе участников образовательных отношений – педагогов, обучающихся с нормальным развитием и их родителей, обучающихся с ОВЗ и их родителей:
- Психологические барьеры педагогов связаны с проблемами отношения к обучающемуся с ОВЗ и его эмоционального принятия; как следствие – «недостаточное принятие самой идеи инклюзии, трудности построения инклюзивной культуры в образовательной организации ввиду влияния стереотипов и предрассудков, трудности формирования “безбарьерной” психологической среды» [14].
- Психологические барьеры родителей обучающихся с ОВЗ являются следствием полученного негативного опыта взаимодействия с социумом, что влечет за собой их пассивное участие в процессе адаптации ребенка к условиям образовательной организации и взаимодействии с педагогами и родителями.
- Психологические барьеры родителей, воспитывающих детей с нормальным развитием, связаны с личностной неготовностью к принятию детей с ОВЗ и инклюзии в целом вследствие некомпетентности в области инклюзивного обучения, его целей и задач, отсутствия знаний об особенностях развития детей, а также опасения, что в таких условиях образовательные потребности их детей не будут учтены в полной мере.
- Психологические барьеры обучающихся выражаются в проблеме межличностных взаимоотношений:
- со стороны обучающихся с нормальным развитием проявляется непринятие, интолерантность по отношению к одноклассникам с ОВЗ в силу «усвоения» социальных установок своих родителей;
- психологические барьеры препятствуют успешной адаптации обучающихся с ОВЗ и проявляются в виде деструктивных социальных установок, комплекса неполноценности и страхов, связанных с установлением контакта и налаживанием межличностных отношений со сверстниками.
Барьеры, относящиеся к изменению физической школьной среды для достижения «архитектурной» и «транспортной» доступности, а также увеличению финансирования, являются значимыми для реализации основных условий инклюзивного образования и отражаются на уровне пространственно-предметного и психодидактического компонентов:
- барьеры окружающей среды (отсутствие необходимого материально-технического оснащения здания и помещений школы);
- финансовый барьер (потребность в дополнительных средствах на организацию специальных условий инклюзивного обучения).
Как мы видим, инклюзивная образовательная среда представляет собой многокомпонентную систему психолого-педагогических условий и влияний, необходимых для развития личности обучающихся в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, их социализации, которая может содержать реальные и потенциальные угрозы психологической безопасности.
Таким образом, обзор и анализ научной литературы по изучению вопроса психологической безопасности образовательной среды и личности в ней показал следующее:
- российские психологи активно разрабатывают это направление, но мало представлено исследований в области изучения этого феномена в условиях инклюзивной практики;
- законодательно закреплены государственные гарантии обучения граждан в условиях психологической и физической безопасности образовательного процесса;
- инклюзивное образование представляет собой особую социокультурную технологию, направленную на реализацию прав лиц с ОВЗ, связанных с получением качественного образования, путем включения их в общую систему обучения со сверстниками по месту жительства;
- с введением инклюзивной практики в общеобразовательную организацию риск нарушения психологической безопасности образовательной среды и личности в ней возрастает;
- участники инклюзивного образовательного процесса – педагоги, обучающихся с ОВЗ и их родители, обучающихся с нормальным развитием и их родители – могут иметь барьеры, связанные с отсутствием необходимого материально-технического оснащения здания и помещений; профессиональной, психологической, личностной готовностью педагогов к работе в условиях инклюзии, а также с проблемами в организации сотрудничества участников;
- разработка и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности инклюзивной образовательной среды будет способствовать распространению безопасных межличностных отношений и создаст условия, благоприятствующие развитию здоровой личности, сохраняя и поддерживая психическое здоровье и психологическое благополучие всех участников.