Full text

Приобщение детей к семейным ценностям является одной из актуальных проблем современного общества. Именно семья закладывает в ребенке крепкое основание, от которого зависит его будущее. В семье ребенок получает первый жизненный опыт и учится решать проблемные ситуации на конкретных примерах родителей и близких ему людей.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. утверждает приоритет семьи в вопросах воспитания и установления связей ребенка с окружающим миром. Это будет способствовать формированию у детей устойчивой мировоззренческой позиции, уважения к социокультурным ценностям, принятым в семье и обществе. Повысится общественный престиж семьи, отцовства и материнства, что благотворно повлияет на сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о значимости в воспитании детей социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм поведения по отношению к человеку, семье, обществу и государству [2].

Согласно ФГОС ДО, одной из главных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями; привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье; вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организацию семейного досуга [3].

Т. Ф. Акчурин отмечает, что семейные традиции направлены на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции семьи включают в себя распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. К семейным традициям можно отнести семейные увлечения [4].

В современных семьях традиции и увлечения довольно бедны по своему содержанию и формам. Не каждая семья способна организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, в то время как активное участие родителей и детей в совместной деятельности содействует развитию таких личностных качеств, как сплоченность, трудолюбие, ответственность.

Процесс формирования у детей представлений о семейных увлечениях невозможен без использования инновационных педагогических технологий, среди которых одной из наиболее эффективных и соответствующих запросам образовательного стандарта является проектная деятельность.

Дети дошкольного возраста не могут усвоить в готовом виде выработанные правила и нормы, социокультурные ценности. Проектная деятельность является тем инструментом, с помощью которого ребенок познает разные стороны жизни, приобретает знания, которые становятся достоянием его личного опыта.

Вместе с тем анализ деятельности педагогов дошкольных учреждений показывает их недостаточную готовность к использованию проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Следовательно, возникает противоречие между требованиями современного общества, государства к приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи и недостаточной разработанностью данного вопроса применительно к проектной деятельности, а также возможности ее использования в формировании у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных увлечениях.

Проблема исследования: каковы возможности формирования у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности?

Цель исследования – выявление педагогических условий, эффективно влияющих на формирование у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности.

Объект исследования – процесс формирования у старших дошкольников представлений о семейных увлечениях.

Предмет исследования – педагогические условия формирования у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование представлений у детей 6–7 лет о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности будет эффективно при следующих условиях:

-          представления о семейных увлечениях будем рассматривать через когнитивный (знание о видах увлечений, увлечениях членов семьи, общих увлечениях в семье), эмоционально-оценочный (проявление эмпатии к увлечениям членов своей семьи, чувства гордости за свою семью, чувство сопричастности к своей семье), поведенческий (стремление проявить интерес к увлечениям своей семьи; желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности в процессе семейных увлечений; уважать труд и занятия других членов семьи) компоненты развития личности;

-          поэтапная реализация проекта «Семейные увлечения» (организационный, подготовительный, технологический и заключительный этапы);

-          привлечение родителей к процессу подготовки и реализации индивидуальных проектов детей.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть представления о семейных увлечениях у старших дошкольников.
  2. Охарактеризовать проектную деятельность как средство формирования у старших дошкольников представлений о семейных увлечениях.
  3. Разработать проект по формированию у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях и определить его эффективность.

При написании работы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); беседа; анализ детских рисунков; качественный и количественный анализ полученных данных; метод математической статистики (критерий Фишера).

Теоретическая значимость исследования: раскрыты представления старших дошкольников о семейных увлечениях; охарактеризована проектная деятельность как средство формирования у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях.

Практическая ценность исследования заключается в том, что нами разработан и апробирован проект «Семейные увлечения», направленный на формирование у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях.

Теоретическую основу исследования составляют труды следующих ученых:

-          по формированию у дошкольников представлений о семье и семейных традициях (С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Т. В. Малова и др.); о сензитивности дошкольного детства к установлению эмоциональных отношений ребенка с близкими взрослыми (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);

-          по организации проектной деятельности дошкольников (А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, В. В. Гузеев, М. Б. Павлова, Е. С. Полат, Е. А. Сыпченко, И. В. Штанько и др.).

По решению первой задачи, принимая во внимание накопленный опыт и разнообразие научных исследований, нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что представления о семейных увлечениях, как и о других аспектах окружающего мира, закладываются в дошкольном возрасте, обеспечивая успешную социализацию.

При этом представление о семейных увлечениях понимается как наглядный образ предмета или явления, события, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти и воображении. Наглядный образ помогает ребенку познавать окружающий мир, переходить от простого к сложному, постепенно делая открытия [5].

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о семье и семейных увлечениях невозможно без участия педагогов и самих родителей.

Л. Н. Толстой считал главной обязанностью родителей обеспечение правильного, качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и заботе друг к другу всех членов семьи. Родители должны быть примером для своих детей, должны общаться с ними и проводить вместе как можно больше времени [6].

А. С. Макаренко отмечал, что правильное и полноценное воспитание ребёнка осуществляется только в семье. Родители на собственном примере должны показать дошкольнику, что семья является коллективом, а он часть этого коллектива. Занимаясь общим делом, имея какое-либо увлечение, семья осуществляет достойное воспитание дошкольника [7].

В. А. Сухомлинский утверждал, что именно в семье ребенок перенимает для себя поведение своих родителей. Как живут они, так будет жить и ребёнок. Если родители будут иметь какие-либо увлечения, то тем самым они будут вовлекать в досуг и своего ребенка, что благотворно повлияет на его развитие [8].

Особую ценность семейных увлечений составляет то, что в них активно включены и задействованы разнообразные механизмы общения: семья – дети, семья – семья, дети – дети, дети – подростки – взрослые. Единовременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность. Внутрисемейные увлечения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Упор на организацию совместной досуговой деятельности взрослых и детей положительно сказывается на укреплении и сплочении семьи. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода на основе многолетнего опыта предлагают разнообразные проекты совместной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста, а также механизмы их поэтапной подготовки по разным темам [9].

Е. К. Ривина предлагает методику ознакомления дошкольников с семьей и родословной через разнообразные формы, методы и средства. Особое внимание обращает на использование художественных произведений [10].

Программа «Семьеведение для малышей» Л. В. Коломийченко направлена на формирование мотивационных основ материнства у девочек и социальных основ отцовства у мальчиков в аспекте семейно-бытовой культуры [11].

С. А. Козлова в своей программе социального развития ребенка «Я – Человек» представляет возможности формирования представлений о самом себе в аспекте ценности семьи [12].

Программа «Красота мужественности и женственности» Т. В. Маловой направлена на формирование у старших дошкольников эстетических представлений о семье, родственных взаимоотношениях, роли мужчины – главы семьи и женщины – помощницы, хранительницы семейного очага [13].

Проведя обзор некоторых исследований, необходимо отметить, что формирование у старших дошкольников представлений о семейных увлечениях изучено недостаточно. Кроме того, использование проектной деятельности по данной проблеме исследовано мало.

Опираясь на трехкомпонентную структуру социальной установки личности М. Смита, мы предположили, что формирование у дошкольника представления о семейных увлечениях можно рассматривать в нескольких аспектах: осознание (когнитивный компонент), оценка (аффективный компонент) и поведение (поведенческий компонент) [14].

Отсюда представления о семейных увлечениях детьми старшего дошкольного возраста понимаются нами:

-          как знание о многообразии видов увлечений, увлечениях членов семьи, общих увлечениях в семье;

-          проявление эмпатии к увлечениям членов своей семьи, чувства гордости за свою семью, чувство сопричастности к своей семье;

-          стремление проявить интерес к увлечениям своей семьи; желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности в процессе семейных увлечений; уважать труд и занятия других членов семьи.

Выполняя вторую задачу, мы охарактеризовали проектную деятельность как средство формирования у старших дошкольников представлений о семейных увлечениях.

Исследования В. Н. Белкиной, Т. Н. Захаровой указывают на то, что проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении имеет свою особенность. Она инициируется взрослыми и осуществляется вокруг имеющейся проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка. В дошкольном учреждении педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога, родителей и детей [15].

Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса представляют методику работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности; раскрывают особенности подготовки исследовательских, творческих и нормативных проектов. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личностные качества дошкольника, а также устанавливать взаимоотношения со сверстниками [16].

Е. С. Евдокимова рассматривает проектирование как инструмент, способствующий саморазвитию ребенка. Она выделяет такие проекты, как исследовательские, информационные, творческие, открытые, игровые (приключенческие), практико-ориентированные, индивидуальные и коллективные. Ею представлены алгоритмы действий в процессе поэтапного развития проектной деятельности [17].

В. А. Деркунская раскрывает технологию организации проектной деятельности детей разного дошкольного возраста, предлагает тематику проектов по разным образовательным областям, определяет функции педагога в организации проектной деятельности дошкольников [18].

В. Н. Журавлева характеризует проектную деятельность дошкольников как уникальное средство обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Ею предлагаются детско-родительские проекты, направленные на развитие познавательных и творческих способностей. Кроме того, ученым представлены паспорта проектов, модели занятий, дидактические игры, физкультурные паузы, консультации для родителей, позволяющие привлечь родителей и детей к реализации проекта, организовать его защиту, спрогнозировать результаты [19].

После изучения работ по организации проектной деятельности дошкольников стало очевидно, что, используя имеющийся опыт, можно сформировать у детей представления о семейных увлечениях. При этом целесообразно определить тематику, содержание проектов, формы и методы их реализации, пути взаимодействия с родителями по подготовке индивидуальных проектов с детьми.

Решая третью задачу, мы разработали и реализовали проект «Семейные увлечения» по формированию у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях и определили его эффективность.

Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ детский сад «Сказка» пгт. Пижанка Кировской области. В ней принимали участие 20 детей 6–7 лет экспериментальной группы. Контрольная группа была сформирована в МКДОУ детский сад № 185 «Машенька» г. Кирова.

Констатирующий этап исследования был направлен на выявление первоначального уровня сформированности у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях в экспериментальной и контрольной группах.

Для этого были использованы следующие методики: беседа «Мир увлечений» и анализ детских рисунков на тему «Увлечения моей семьи».

Диагностическое обследование проводилось во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.

На основе полученных данных по двум методикам стало очевидно, что в группах преобладают в основном низкий и средний уровни сформированности у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях. Уровни сформированности представлений в обеих группах почти не отличаются (см. рис. 1).

Представления детей характеризуются фрагментарностью, неточностью, отсутствием полноты, что стало основанием для проведения формирующего эксперимента.

В ходе формирующего этапа эксперимента вся работа была направлена на формирование у детей 6–7 лет представлений о многообразии видов увлечений, увлечениях членов семьи, общих увлечениях в семье; содействие проявлению детьми эмпатии к увлечениям членов своей семьи, чувства гордости за свою семью, чувства сопричастности к своей семье; формирование стремления проявлять интерес к увлечениям своей семьи, желания помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности в процессе семейных увлечений, уважать труд и занятия других членов семьи.

 

 

 

Рис. 1. Первоначальный уровень сформированности представлений

детей 6–7 лет о семейных увлечениях в экспериментальной и контрольной группах

(констатирующий этап эксперимента)

 

Проект реализовывался поэтапно (организационный, подготовительный, технологический и заключительный этапы).

На организационном этапе нами были определены замысел, цели и задачи проекта. Проведена беседа «Что такое семейные увлечения?», в ходе которой наибольшие затруднения у детей вызвали вопросы, связанные с собственной семьей, ее традициями, отношениями между родственниками. На предложение педагога рассказать об увлечениях своей семьи, узнать об увлечениях членов семьи, о традициях семьи и семейном досуге дети откликнулись положительно.

На подготовительном этапе дети совместно с родителями собирали необходимую информацию по теме проекта. С детьми были проведены занятия «Мир увлечений» «Семейные увлечения», «Родословная моей семьи», «Моя семья», «Рыбалка как семейное увлечение», «Коллекционирование в семье», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Вместе поем – весело живем», «Семейное чтение», «Путешествия вместе с семьей», «Семейные кулинары», «Семейная мастерская», «Семейные игры».

С детьми проводилась игра «Угадай хобби». Была организована выставка фотографий или детских рисунков по теме занятий.

На технологическом этапе работа педагога была направлена на организацию совместной проектной деятельности детей и родителей по подготовке индивидуальных проектов. Для родителей были проведены консультации «Семейные увлечения», «Как подготовить и представить проект вместе с детьми».

Дети с удовольствием рассказывали о всех членах семьи, делились впечатлениями о путешествиях, которые осуществлялись в их семье, рисовали. Родители с большим энтузиазмом принимали участие в проекте, подготавливали фотографии, альбомы и др.

На заключительном этапе детьми проводилась презентация индивидуальных проектов под общим названием «Семейные увлечения».

Были представлены такие темы, как «Увлечения знаменитых людей», «На рыбалку всей семьей», «Лыжная прогулка по лесу», «Путешествуем семьей по родному краю», «Семейные садоводы», «Любимые песни моей семьи», «Под гитару поем, весело живем», «Семейные кулинарные рецепты», «Составляем родословную семьи», «Мой дедушка – коллекционер», «Физкультура и спорт с нами живут», «Танец – украшение семьи», «Читаем всей семьей», «Путешествуем по городам всей семьей», «Золотые мамины руки», «Бабушкины посиделки», «Папа и я в автомастерской», «В семье лад, и играть рад», «Мы с мамой любим фотографировать», «Семейный фотоальбом», «Мой брат спорту рад». Необходимо отметить, что все семьи нашли увлечения, о которых они смогли рассказать в своем проекте.

В процессе реализации проекта «Семейные увлечения» совместно с родителями были созданы необходимые условия для успешной социализации детей, воспитания у них патриотических чувств, культурно-ценностных ориентаций. Родители стали активными участниками образовательного процесса, что в дальнейшем будет способствовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника и формированию общего образовательного пространства.

Для оценки эффективности работы, проведенной нами на формирующем этапе, мы провели повторную диагностику представлений детей о семейных увлечениях в контрольной и экспериментальной группах. Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление динамики уровня сформированности у детей 6–7 лет представлений о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности.

В экспериментальной группе был выявлен высокий уровень сформированности представлений о семье у четырех детей, что составляет 20% от общего количества детей данной группы. Дети знают о многообразии видов увлечений, называют и характеризуют увлечения членов семьи, общие увлечения в своей семье; проявляют интерес к увлечениям членов своей семьи, чувства гордости за свою семью, чувство сопричастности к своей семье; имеют желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности в процессе семейных увлечений; уважают труд и занятия других членов семьи. Со средним уровнем выявлено 14 детей, что составляет 70% от количества детей группы. Дети знают некоторые виды увлечений, называют увлечения членов семьи, общие увлечения в своей семье; проявляют интерес к увлечениям членов своей семьи, чувства гордости за свою семью, чувство сопричастности к своей семье; имеют желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности в процессе семейных увлечений; уважают труд и занятия других членов семьи. Также было выявлено два ребенка (10%) с уровнем сформированности представлений о семье ниже среднего.

В контрольной группе существенных изменений в уровнях сформированности представлений о семье у детей 6–7 лет не обнаружено.

Кроме того, на рис. 2 видно, что уровень сформированности представлений о семейных увлечениях у детей экспериментальной и контрольной групп также отличается. Если в экспериментальной группе 10% детей с низким уровнем, то в контрольной группе ниже среднего уровня 30% детей. Если в экспериментальной группе детей на среднем уровне 70%, то в контрольной группе – 65%. Если в экспериментальной группе высокий уровень составляет 20% детей, то в контрольной группе всего один ребенок – 5% (см. рис. 2).

При проведении сравнительного анализа результатов диагностики представлений детей о семейных увлечениях на констатирующем и контрольном этапах выяснилось, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень сформированности представлений о семейных увлечениях и, напротив, в контрольной группе произошли всего лишь незначительные изменения.

С целью определения динамики сформированности представлений о семейных увлечениях в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента мы использовали расчет по критерию Фишера.

 

 

 

Рис. 2. Динамика уровней сформированности представлений детей 6–7 лет

о семейных увлечениях в экспериментальной и контрольной группах

(контрольный этап эксперимента)

 

Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Для расчета данного критерия нами выбраны показатели по каждому ребенку на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. С помощью данного критерия сопоставили показатели на одной и той же выборке при двух разных условиях.

 

Результаты автоматического расчета по критерию Фишера

 

Этапы эксперимента

«Есть эффект»: задача решена

«Нет эффекта»: задача не решена

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Констатирующий

11 (55%)

9 (45%)

20 (100%)

Контрольный

18 (90%)

2 (10%)

20 (100%)

 

Ответ: φ*эмп = 2,615

 

Рис. 3. Результат эффективности работы по формированию представлений

о семейных увлечениях у детей 6–7 лет по расчёту критерия Фишера

 

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Н0 отвергается.

Контрольный эксперимент дал возможность увидеть динамику сформированности у детей 6‒7 лет представлений о семейных увлечениях в процессе проектной деятельности. Было выявлено, что дети, с которыми проводилась работа, показали хорошие результаты.

Следовательно, результаты контрольного этапа исследования позволили нам доказать эффективность проведенной работы. В процессе реализации проекта «Семейные увлечения» у детей установился более доверительный эмоциональный контакт во взаимоотношениях с родителями. Произошла положительная динамика изменений в представлениях детей о семейных увлечениях, что в дальнейшем будет способствовать становлению уверенности детей в своих силах и будущей самостоятельной жизни.

Теоретический анализ литературы и проведенная нами экспериментальная работа показали, что семейные увлечения – совместное дело, которое объединяет детей и взрослых в семье. В такие моменты, как отмечают дети, хочется разговаривать, делиться своими переживаниями, радостями с близкими людьми и никто не отвлекается на посторонние вещи. Вовлекая детей в новую, интересную для них деятельность, родители поощряют любознательность и творческую активность.

Важным условием для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о семейных увлечениях является авторитет родителей. Родители на собственном примере показали детям, что семья – это коллектив, а он часть этого коллектива. Занимаясь общим делом, имея какое-либо увлечение, семья осуществляет достойное воспитание дошкольника. Родители являются ориентиром в жизни ребенка.

Проектная деятельность, организованная совместно с родителями, вызывает у дошкольника желание действовать, проявлять творческие способности. У ребенка формируются представления о понятии «увлечение», он больше углубляется в увлечения своей семьи, узнает об увлечениях в семьях своих сверстников.

В процессе поэтапной работы над проектом по формированию у детей представлений о семейных увлечениях происходит взаимодействие ребенка и родителей, что способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.

Проектная деятельность – это совместная, самостоятельная деятельность взрослых и детей по планированию и организации процесса подготовки индивидуальных проектов по семейным увлечениям. Проектная деятельность выступает как средство и имеет социально значимый результат.

Семейные увлечения часто носят образовательный характер. В процессе общения с родителями дети приобретают навыки, которые позже могут демонстрировать и вне семьи. Умение разбираться в чем-то досконально, интерес к конкретной теме и глубокое знание вопроса повышают детскую самооценку.

Главное достоинство семейных увлечений – время и общение друг с другом. Со временем проектная деятельность ребенка может стать увлечением всей семьи.

Многообразие представленных детских проектов свидетельствует об эффективности разработанного и апробированного нами проекта «Семейные увлечения».

Следовательно, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение.

Перспективой дальнейшей работы может стать организация проектной деятельности с детьми и родителями по формированию представлений о семейных увлечениях людей разных национальностей.