Full text

В эпоху глобализации и развития цифровых технологий Интернет, затрагивая сферу международных отношений, становится важнейшим инструментом продвижения внешнеполитических интересов государств. В современном взаимосвязанном мире уже не только суверенные страны, но и различные МПО, НПО и даже отдельные лица играют большую роль в трансформации дипломатических отношений. Глобальная сеть информационных и коммуникационных инноваций соединяет более половины всех людей на Земле. В данном контексте на первый план выдвигается так называя «цифровая дипломатия» как форма публичной дипломатии. Являясь сравнительно новым «изобретением», цифровая дипломатия не имеет какой-либо общепринятой, закрепленной концептуальной основы, интерпретируется различными (но схожими) способами и подразумевает под собой многообразные критерии определения.
Так, американский специалист по цифровым медиа Д. Льюис определяет цифровую дипломатию как использование цифровых инструментов коммуникации (социальных сетей) для общения друг с другом и с широкой общественностью. Он, в частности, подчеркивает, что Интернет оказывает три основных воздействия на международные отношения: 1) увеличивает количество субъектов, вовлеченных в мировые процессы и участвующих в разработке стратегически важных политических решений, тем самым уменьшая исключительный контроль государств в данном процессе процессе; 2) ускоряет и освобождает распространение точной или не совсем информации о любой проблеме или событии, которые могут повлиять на ее последствия и результаты; 3)позволяет быстрее и эффективнее оказывать традиционные дипломатические услуги как собственным гражданам и правительству, так и странам за рубежом [1]. Его соотечественник исследователь Ф.Хансон определяет данное понятие как использование Интернета и новых информационных коммуникационных технологий для достижения дипломатических целей, отмечая при этом ряд политических направлений цифровой дипломатии: управление знаниями (использование ведомственных и общегосударственных знаний для совместного использования и оптимизации ради достижения национальных интересов за рубежом), управление информацией (контроль над большим потоком информации и использование ее для лучшего информирования при выработке политики прогнозирования и реагирования на возникающие социальные и политические движения), консульская связь и реагирование(создание прямых, личных каналов связи с гражданами, путешествующими за границу, с управляемой связью в кризисных ситуациях), свобода интернета (создание технологий, позволяющих сделать интернет свободным и открытым, это связано с целями содействия свободе слова и демократии, а также подрыву авторитарных режимов) [2].
Как отметил Фишер, преимущество социальных сетей дает возможность охватить граждан других стран в режиме реального времени. Социальные медиа-платформы предоставляют пространство для взаимодействия, расширения сотрудничества и, таким образом, продвижения целей дипломатии. Потенциальная легкость, с которой можно получить доступ к социальным сетям, и низкая стоимость по сравнению с другими методами делают его привлекательным инструментом для многих посольств, а также других правительственных учреждений, которые сталкиваются с сокращением бюджета. Многочисленные платформы позволяют использовать более динамичный контент, такой как видео, фотографии и ссылки, чем традиционные методы чтения лекций или раздачи брошюр. Кроме того, социальные сети являются ключевыми каналами для охвата молодежи, что является одной из основных целей нынешних усилий в области общественной дипломатии [3]. Данную точку зрения разделяет и американский политолог Е. Поттер, подчеркивая, что цифровая дипломатия рассматривается как важный инструмент продвижения внешней политики государства, поскольку она обеспечивает целенаправленное взаимодействие с зарубежной общественностью [4].
Все эти определения объединяет то, что они рассматривают цифровую дипломатию как особый инструмент так называемой «умной силы» -формы политической власти, способной сочетать жесткую и мягкую силу для достижения желаемых внешнеполитических целей. Одним из основоположников данного термина является небезызвестный Д. Най − автор концепции «мягкой силы». По Наю, стратегия успешной «умной силы» должна реализовываться на основе следующих важнейших принципов: 1)определение наиболее предпочтительных целей и результатов; 2) наличие определенных ресурсов для достижения внешнеполитических целей; 3) выявление наиболее эффективных форм властного поведения; 4) расчет вероятности успеха. [5] По словам американского исследователя и дипломата Ч.Кровера, составными частями «умной силы» являются применение дипломатии, развитие тех или иных компетенций, акцент на убеждения, проецирование власти, а также использование экономически эффективных мер, которые политически и социально легитимны [6]. То есть в данном случае целесообразно грамотно использовать как нематериальные ресурсы − различные достижения культуры, методы убеждения и политические идеалы, так и меры экономического и военно-политического давления.
Так, концепция «умной силы» приобрела особую популярность после того, как сенатор Нью-Йорка Х. Клинтон неоднократно использовала ее в ходе сенатских слушаний в 2009 г. Она, в частности, высказывалась в пользу того, что использование в совокупности дипломатических, экономических, политических, правовых, военных и культурных мер - наиболее эффективный способ достижения каких-либо внешнеполитических целей [7]. Применение того или иного аспекта зависит от определенной ситуации и обстоятельств. Особое значение в данном вопросе она придавала цифровым технологиям, то есть использованию сети Интернет для более эффективного влияния на зарубежные страны.
Следует отметить, что первоначальные проекты цифровой дипломатии были запущены еще в середине 2000-х годов при госсекретаре К.Райс, но качественные преобразования они получили именно при госсекретаре Х. Клинтон. В 2010 г. она произвела реформу Госдепартамента, основываясь на Четырехлетнем обзоре дипломатии и развития, ответственного за работу в сети(QDDR) [8]. Первоначальные усилия данного обзора были направлены на объединение интернет-пользователей вокруг американского правительства, информационную дискредитацию идеологии «Аль-Каиды», «Талибана» и других различных антиамериканских движений, активное использование блогосферы и соцсетей для ведения борьбы против политических режимов в Иране, Китае, а также ограничение медиаприсутствия России на постсоветском пространстве.Спустя время Клинтон привлекла к совместному сотрудничеству руководителей крупных частных интернет-компаний, таких как Google, Facebook, Twitter и ряд других. Эти мощные сетевые гиганты взяли на себя роль эффективных платформ по продвижению американских ценностей, выраженных в пропаганде либеральных принципов, индивидуальных свобод человека, демократии и т.д.


Рис.1. Использование интернет-платформ дипломатическими службами

На сегодняшний день Государственный департамент активно использует социальные сети, онлайн-платформы и технологии для диверсификации способа общения сотрудников, обмена информацией и выхода за пределы своих собственных границ. В 2010 году Ричард Боли- на тот момент времени глава Управления электронных связей Госдепартамента и его команда создали широкий спектр интерактивных веб-порталов, связавших сотрудников Госдепартамента внутри страны и с различными группами по всему миру с целью достижения поставленных целей во внешней политике посредством социальных изменений. Следует подчеркнуть, что в обновленном Четырехлетнем обзоре дипломатии и развития за 2015 главной целью было заявлено достижение национальных интересов США, независимо от условий, с которыми придется столкнуться. Особое внимание уделялось умению определять варианты и оценивать политические риски при неоднозначных и сложных обстоятельствах [9]. Чтобы предвидеть возможные риски и своевременно снизить вероятность неблагоприятных последствий, Госдепартамент направил все усилия для развития инновационных технологий. Одним из инновационных примеров является создание TechCamp-серии двухдневных конференций, в ходе которых организации гражданского общества, работающие за рубежом, и эксперты по технологиям выявляют и применяют довольно простые в применении технологии для решения общих проблем. Государственный Департамент также имеет внутреннюю версию Википедии под названием Diplopedia, которая вмещает более 14000 записей. [10].
В рамках цифровой дипломатии, осуществляемой Госдепартаментом Соединенных Штатов, можно выделить основные направления: развитие блоггерского движения в зарубежных странах, борьба с терроризмом в интернет-пространстве, создание специальных компьютерных программ для диссидентов [11]. Особое внимание следует уделить организации протестных движений в зарубежных странах против правящей власти. Так, во время «Арабской весны» протестная мобилизация молодежи в Египте и Тунисе, осуществлялось посредством сети Интернет, целью которой было свержение действующего режима. Акцент был сделан именно на молодежь, как на самых активных пользователей социальных сетей и в большей степени подверженных влиянию извне. В техническом лагере государственного департамента в Литве активисты из стран с репрессивным правительством научились обеспечивать безопасность своих групп в Интернете посредством использования социальных сетей для организации акций протеста. Технический лагерь в Чили привел к широкому применению программного обеспечения с открытым исходным кодом, которое используется неправительственными организациями во всем мире для совместного управления операциями в случае бедствий, мониторинга выборов и обмена информацией [12]. Таким образом, США извне могли влиять на определенные события, процессы, при этом искусно комбинируя методы дипломатического, политического и культурного давления.
Цифровая дипломатия расширяет сотрудничество и обмен информацией между внутренними и внешними заинтересованными сторонами, обеспечивая возможность участия дипломатов в государственном управлении 21-го века. Более 4,5 миллиарда человек в настоящее время владеют мобильными телефонами, и в течение следующего десятилетия по прогнозам ведущих экспертов эта цифра достигнет 90 процентов населения мира. Госдепартамент положительно относится к тенденциям подобного рода и использует свои ресурсы по максимуму. Так, к примеру, В Мексике Вашингтон работал с мексиканским правительством, мексиканской телекоммуникационной фирмой и мексиканскими неправительственными организациями над созданием системы службы коротких сообщений (SMS), с помощью которой граждане могли сообщать о преступлениях анонимно и тем самым избегать мести. в Пакистане Госдепартамент спонсировал проекты по созданию мобильной сети, работающей исключительно через SMS, поскольку большинство пакистанцев не имели смартфонов. На Гаити Департамент помог создать систему помощи пострадавшим от землетрясения с помощью текстовых сообщений. SMS-сообщения переводились с креольского на английский и передавались работникам по оказанию помощи в считанные минуты. В Тунисе более полумиллиона человек зарегистрировались в качестве участников в финансируемой Государственным департаментом программе, предлагающей изучение английского языка с помощью мобильного телефона. Более того, Департамент заключил партнерские отношения с Глобальной ассоциацией систем мобильной связи (GSMA) для преодоления гендерного разрыва во владении мобильными телефонами [13].
Примечательно, что среди инновационных разработок Госдепартамента были и серии ролевых игр под названием«X-life», ориентированные на целевую аудиторию молодежи Ближнего Востока. Те, в свою очередь, могли представить себя в качестве американских студентов колледжа или начинающих молодых рок-музыкантов, играя в эту игру на своих мобильных телефонах. Игры подобного рода связывали игроков через Facebook и были направлены на укрепление доброжелательности и взаимопонимания между мусульманскими общинами с помощью цифровых средств. Посольства США в Ираке и Египте использовали Facebook для публикации новостей и обучения английскому языку [14]. Как видим, происходила популяризация американского образа жизни среди зарубежных стран, а вместе с тем и американских ценностей.
Немаловажным фактором, способствующим продвижению и отстаиванию интересов США за рубежом, является активная деятельность американского политического истеблишмента в социальных сетях. Многочисленные посты в Facebook и Twitter, порой с громкими и кричащими заголовками, несомненно привлекают внимание общественности, задают тон политическим процессам и вовлекают в обсуждение миллионы пользователей. Впоследствии происходит контакт между вышестоящими лицами и рядовыми гражданами, что говорит о своеобразным доверии и способствует налаживанию диалога. К примеру, действующий президент США Д.Трамп является активным пользователем социальной сети Twitter, его официальный аккаунт насчитывает около 58 миллионов подписчиков, что превосходит совокупное количество людей, подписанных на правительственные ведомства Соединенных Штатов. Своеобразный и оригинальный стиль постов Трампа делает его, безусловно, популярным в глазах общественности и миллионов пользователей, неравнодушным к политическим процессам внутри и за пределами США. Госсекретарь Майк Помпео в последнее время также активизировался в виртуальном пространстве, оставляя периодически на своей страничке в Twitter мнение об основных событиях внутренней и внешней политике государства. Примечательно, что c более чем 170 дипломатическими представительствами в Соединенных Штатах, американские граждане и пользователи социальных медиа по всему миру имеют широкий спектр каналов, с которыми можно взаимодействовать. В дополнение к диапазону каналов у многих посольств также есть несколько учетных записей на одной платформе, чаще всего учетная запись, представляющая посла и учетная запись для посольства [15].Следует отметить, что подобная активная деятельность высших государственных служащих в сети Интернет говорит о кардинально новом способе коммуникации с мировым сообществом, о расширении границ дипломатического взаимодействия и трансформации социальных отношений.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что цифровые технологии выводят дипломатию на кардинально новый уровень, дополняя традиционные инструменты внешней политики новыми инновационными и адаптированными способами ведения дипломатической деятельности. Интернет превращается в просторную и эффективную площадку продвижения американских интересов за рубежом благодаря грамотной и продуктивной политики работников Госдепартамента и иных правительственных структур. Использование социальных сетей дипломатами налаживает контакт между политиками и гражданами. Цифровая дипломатия и Интернет-деятельность в целом в значительной степени способствуют проецированию внешнеполитических позиций государства на отечественную и зарубежную аудиторию.Такие влиятельные интернет-платформы, как Facebook и Twitter, предоставляют дипломатическим миссиям США прямой доступ к гражданам как внутри, так и за пределами их стран. Это общение часто обходит государственные и медийные фильтры, что потенциально позволяет странам более эффективно влиять на иностранную аудиторию и достигать дипломатических целей. Искусное и грамотное сочетание дипломатических, политических, культурных, военных, экономических и иных мер делает цифровую дипломатию эффективным инструментов «умной силы» Соединенных Штатов. Конечно, цифровая дипломатия не заменит классическую дипломатию, но, если обращаться с ней со знанием дела, как это происходит в США, этот инструмент может укрепить работу государства в международных отношениях и внешней политике более быстрым и экономичным способом.