Социальная политика, проводимая в российских регионах и муниципальных образованиях, направлена на повышение уровня и качества жизни отдельных категорий населения. Решение проблем бедности и социального благополучия населения является основной задачей социальной политики. За последние годы в России заметно снизился уровень жизни и благосостояния населения, распространились проблемы бедности [1].
Негативной тенденцией в Российской Федерации в целом и муниципальных образованиях в частности является увеличение бедных слоев населения и малоимущих семей. Данные официальной статистики указывают на то, что численность населения, находящегося за чертой бедности в Российской Федерации, за период с 2012–2017 гг. выросла с 10,0% до 15,0%. В этот период наименьшие показатели доли малоимущего населения отмечались в 2012 г. – 10,7%. Однако в последующем тенденции распространения бедности стали нарастать: 2013 г. – 10,8% (15,5 млн чел.), 2014 г. – 11,2% (16,1 млн чел.), 2015 г. – 13,3% (19,25 млн чел.), 2016 г. – 15,0% (22 млн чел.) [2]. По данным последних исследований, в России сохраняются тенденции роста бедных и малоимущих слоев населения.
Такая же тенденция наблюдается в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В частности, в муниципальном образовании Мелеузовский район Республики Башкортостан количество получателей социального пособия в последние годы выросло, с 104 чел. в 2013 г. до 417 чел. в 2017 г., с ростом их доли в общей численности населения с 0,1% до 0,5% (данные за период 2011–2012 гг., 2013–2016 гг. и 2017 г. отличаются в связи с изменениями в методике расчета и назначения социального пособия).
Об увеличении малоимущих слоев населения свидетельствует также рост числа получателей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг: 2011 г. – 2155 семей, 2015 г. – 2162, 2017 г. – 2459 семей, их доля с 2011 г. выросла на 0,5%. Ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2011 г. получили 8316 семей, 2015 г. – 11565, 2017 г. – 9901 семья, их доля с 2011 г. выросла на 2,9% (табл. 1).
Таблица 1
Количество получателей мер социальной поддержки
в Мелеузовском районе Республики Башкортостан
Вид социальной поддержки |
Годы |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Количество получателей социального пособия, чел. |
1171 |
1105 |
104 |
90 |
145 |
198 |
417 |
Доля получателей социального пособия, % |
1,3 |
1,3 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,5 |
Количество получателей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, чел. |
2155 |
2268 |
2191 |
2157 |
2162 |
2373 |
2459 |
Доля получателей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, % |
2,4 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,8 |
2,9 |
Количество получателей ежемесячной денежной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, чел. |
8316 |
9108 |
14 495 |
11 070 |
11 565 |
10 026 |
9901 |
Доля получателей ежемесячной компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, % |
9,4 |
10,4 |
16,7 |
12,9 |
13,5 |
11,8 |
11,7 |
Среди малообеспеченных слоев населения наибольшую долю составляют российские пенсионеры. Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. В Республике Башкортостан начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий населения от уровня прожиточного минимума. В 2014–2015 гг. данное соотношение составило 1,4 раза, в 2016 г. – 1,3 раза.
В муниципальном Мелеузовском районе численность пенсионеров в 2017 г. составила 25135 чел., или 29,9% от всего населения. Доля пенсионеров ежегодно увеличивается и находится выше среднереспубликанского уровня (см. табл. 2) [3].
Средний размер назначенных пенсий в Мелеузовском районе ниже среднего по республике уровня и аналогичных по административно-территориальному устройству муниципальных районов Республики Башкортостан (в 2016 г. Мелеузовский район занимал 10-е место в межмуниципальном рейтинге) (см. табл. 3).
Таблица 2
Пенсионное обеспечение в Республике Башкортостан и Мелеузовском районе
Наименование показателя |
Годы |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Численность пенсионеров, тыс. чел. |
||||||||
Республика Башкортостан |
1056,4 |
1073,0 |
1089,2 |
1107,2 |
1122,1 |
1147,6 |
1164,4 |
1176,1 |
Мелеузовский район |
21,53 |
22,26 |
22,70 |
23,20 |
23,78 |
24,28 |
24,82 |
25,14 |
Доля пенсионеров, % |
||||||||
Республика Башкортостан |
21,1 |
21,6 |
21,6 |
21,8 |
22,2 |
22,2 |
22,8 |
23,4 |
Мелеузовский район |
24,3 |
25,3 |
26,0 |
26,8 |
27,7 |
28,4 |
29,2 |
29,9 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
||||||||
Республика Башкортостан |
7114,9 |
7761,4 |
8611,1 |
9437,8 |
10266,2 |
11419,7 |
11806,2 |
12409,3 |
Мелеузовский район |
6821,0 |
7431 |
8238 |
8997 |
9755 |
10867 |
11234 |
12151 |
Таблица 3
Средний размер назначенных пенсий в Республике Башкортостан
и муниципальных районах Республики Башкортостан в сопоставимых ценах 2010 г., руб.
Наименование территориального образования |
Годы |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Республика Башкортостан |
7114,9 |
7761,4 |
8611,1 |
9437,8 |
10266,2 |
11419,7 |
11806,2 |
Баймакский |
5827 |
6334 |
7019 |
7626 |
8349 |
9254 |
9586 |
Белебеевский |
7221 |
7893 |
8771 |
9618 |
10456 |
11659 |
12086 |
Белорецкий |
7054 |
7691 |
8530 |
9324 |
10120 |
11257 |
11614 |
Бирский |
6790 |
7438 |
8261 |
9071 |
9885 |
11011 |
11406 |
Благовещенский |
6721 |
7341 |
8134 |
8870 |
9670 |
10720 |
11071 |
Давлекановский |
6827 |
7454 |
8265 |
9025 |
9832 |
10911 |
11261 |
Дюртюлинский |
7011 |
7670 |
8509 |
9337 |
10159 |
11009 |
11745 |
Ишимбайский |
7018 |
7658 |
8509 |
9335 |
10177 |
11314 |
11708 |
Мелеузовский |
6821 |
7431 |
8238 |
8997 |
9755 |
10867 |
11234 |
Туймазинский |
7415 |
8096 |
9009 |
9899 |
10742 |
11919 |
12356 |
Учалинский |
6729 |
7340 |
8164 |
8961 |
9804 |
10941 |
11295 |
Янаульский |
6852 |
7482 |
8280 |
9085 |
9865 |
10984 |
11371 |
Количество пенсионеров и их доля в структуре населения непрерывно растут. Процесс демографического старения будет усиливаться и в дальнейшем. Если в 2018 г. доля населения старше пенсионного возраста составила 25,5%, то к середине 2030-х гг. она достигнет 30,0% при тех же пенсионных возрастах. Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин позволит выправить демографический баланс в стране. Пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение границ пенсионного возраста по полгода начиная с 2019 г. и до 2034 г. Основная цель повышения пенсионного возраста состоит в поддержании численности плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий на приемлемом уровне, что позволит повышать пенсии значительно выше инфляции. Благодаря этому появится возможность ежегодно поддерживать уровень пенсий относительно заработных плат. Повышение пенсионного возраста задумано ради повышения пенсий и уменьшения количества бедных в стране, а также позволит заместить выбывшие трудовые ресурсы. На одну тысячу рублей в год подразумевается индексация страховой части пенсии, что обеспечит прирост пенсий уже в 2019 г. В дальнейшем рост страховой части пенсии может быть выше и ожидается на уровне, близком к росту заработной платы [4, 5].
Во всех странах основанием для повышения пенсионного возраста является увеличение продолжительности жизни и уменьшение соотношения численности работающих и пенсионеров (табл. 4).
Таблица 4
Пенсионный возраст в странах мира, год
Страны |
Мужчины |
Женщины |
Германия |
67 лет |
67 лет |
Великобритания |
67 лет |
67 лет |
Франция |
67 лет |
67 лет |
США |
67 лет |
67 лет |
Италия |
66,5 года |
66,5 года |
Япония |
65 лет |
65 лет |
Китай |
60 лет |
55 лет |
Россия |
65 лет |
60 лет |
В последние годы в Мелеузовском районе сокращается число семей, получающих ежемесячное пособие на детей: с 6133 в 2010 г. до 2640 семей в 2017 г. Соответственно, сокращается число семей, получающих пособие по уходу за ребенком: с 1538 в 2010 г. до 1240 семей в 2017 г. Также снижается число семей, получивших единовременное пособие при рождении ребенка. Все это свидетельствует о снижении рождаемости в Мелеузовском районе и сокращении численности населения (табл. 5). По Республике Башкортостан число получателей социальных пособий на детей в последние годы также имеет тенденцию к снижению.
Таблица 5
Численность получателей мер социальной поддержки отдельным категориям семей с детьми в Мелеузовском районе Республики Башкортостан, чел.
Вид социальной поддержки |
Годы |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Ежемесячное пособие на ребенка |
6133 |
4163 |
3293 |
1562 |
1652 |
3200 |
2896 |
2640 |
Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей |
870 |
721 |
543 |
466 |
529 |
773 |
712 |
650 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
1538 |
1474 |
1440 |
834 |
747 |
1438 |
1356 |
1240 |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
432 |
338 |
304 |
308 |
268 |
280 |
265 |
221 |
В 2010–2017 гг. наблюдается рост числа малоимущих многодетных семей, получающих социальное пособие на детей, с 468 семей в 2010 г. до 593 семей в 2017 г. Об увеличении количества малоимущих семей свидетельствует рост числа получателей социальных пособий при снижении общей численности населения района: их численность с 2010 г. выросла на 21,08% при росте доли в общем объеме республики с 5,35% в 2011 г. до 6,84 % в 2017 г. В то же время по Республике Башкортостан число получателей социальных пособий на детей из многодетных семей в последние годы имеет тенденцию к снижению.
Растет число малоимущих многодетных семей, получающих социальное пособие на детей: 2015 г. – 521 семья, 2016 г. – 540 семей, 2017 г. – 393 семьи. Растет число семей, получающих пособие по уходу за ребенком-инвалидом: 2015 г. – 187 семей, 2016 г. – 194 семьи, 2017 г. – 213 семей (табл. 6).
Таблица 6
Численность малоимущих семей, получающих социальные пособия на детей
в Мелеузовском районе Республики Башкортостан, чел.
Вид социальной поддержки |
Годы |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Ежемесячное пособие на детей из многодетных семей |
468 |
475 |
496 |
409 |
462 |
521 |
540 |
593 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом |
75 |
79 |
118 |
124 |
143 |
187 |
194 |
213 |
В Мелеузовском районе растет число детей-инвалидов, их доля с 2010 г. выросла в три раза. По Республике Башкортостан численность детей-инвалидов также увеличивается. Доля детей-инвалидов выросла на 1,2% с 2011 г.: с 4,5% в 2011 г. до 5,7% в 2017 г. от общей численности инвалидов (табл. 7).
Таблица 7
Численность инвалидов в Республике Башкортостан, чел.
Год |
Всего |
Дети-инвалиды |
Инвалиды старше 18 лет |
2011 |
324526 |
14518 |
310008 |
2012 |
318402 |
14627 |
303775 |
2013 |
311326 |
14782 |
296544 |
2014 |
300206 |
14559 |
285647 |
2015 |
293288 |
14752 |
278536 |
2016 |
276505 |
15063 |
261442 |
2017 |
279387 |
15973 |
263414 |
Соответственно, растет число семей, получающих пособие по уходу за ребенком-инвалидом: их численность с 2010 г. выросла в три раза, с 75 до 213 семей, что свидетельствует о наличии проблемы инвалидизации населения в Мелеузовском районе (см. табл. 8). В Республике Башкортостан также растет число семей, получающих пособие по уходу за ребенком-инвалидом: с 5043 в 2011 г. до 8674 семей в 2017 г., их доля с 2011 г. выросла на 58,0%.
Проведенный анализ социального положения населения позволяет заключить, что в Республике Башкортостан в целом и Мелеузовском районе в частности за последние годы снизился уровень жизни и благосостояния населения, распространились проблемы бедности. В группе риска оказались семьи с детьми, малоимущие бедные слои населения и пенсионеры.
В целом по многим показателям условия жизнедеятельности пенсионеров, малоимущих семей, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социальной политики в отношении пенсионеров, семей с детьми, женщин и детей должны стать: обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями); создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий) [6, 7].
Таблица 8
Численность малоимущих семей, получающих социальные пособия на детей, чел.
Вид социальной поддержки |
Годы |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Ежемесячное пособие на детей из многодетных семей в Республике Башкортостан, чел. |
– |
8886 |
8811 |
– |
– |
9876 |
8744 |
8667 |
Ежемесячное пособие на детей из многодетных семей в Мелеузовском районе, чел. |
468 |
475 |
496 |
409 |
462 |
521 |
540 |
593 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в Республике Башкортостан, чел. |
– |
5043 |
5789 |
– |
– |
7398 |
7816 |
8674 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в Мелеузовском районе, чел. |
75 |
79 |
118 |
124 |
143 |
187 |
194 |
213 |
Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности, а также повышение эффективности функционирования пенсионной системы и увеличение среднего размера пенсий населению, своевременная индексация пенсий в зависимости от инфляции по стране, стимулирование занятости активной части пенсионеров.
Обеспечение устойчивого развития территорий должно ориентироваться на достижение социальных целей развития, обеспечивающих рост благосостояния населения на основе высоких социальных стандартов при условии полной гарантированности и доступности общественных благ для каждой личности [8–10].