Как показывает объективный анализ современного международного положения нашей страны, в настоящее время почти через тридцать лет после распада Советского Союза Российская Федерация непрерывно подвергается мощному геополитическому давлению со стороны мировых лидеров, каковыми в данный момент являются США и Китай. Это давление в конечном итоге может привести к вооруженному конфликту, в который помимо воли высшего политического и военного руководства нашей страны будет вовлечена Российская Федерация. В первую очередь наиболее вероятно возникновение войны между Россией и США. В современной геополитической ситуации прослеживается четкая тенденция со стороны США, подкрепленная реальной политикой, на установление мирового доминирования и всеобъемлющего контроля над энергетическими ресурсами мира, в том числе и находящимися на территории северных районов России [1, 2].
Военно-политическое руководство Российской Федерации предпринимает все меры как политико-дипломатического, так, по необходимости, и военного характера для того, чтобы не допустить прямого военного столкновения с подразделениями и частями вооруженных сил США и их ближайших соратников по НАТО, а также пресечь попытки США столкнуть Россию с Китаем в вооруженном конфликте.
Необходимость расчленения Российской Федерации с целью ее уничтожения как геополитического цивилизационного центра является принятой западноевропейской цивилизацией аксиомой. История свидетельствует, что попытки уничтожить русскую государственность предпринимались как отдельными странами Западной Европы, так и их коалициями неоднократно.
Ведущие современные исследователи, работавшие и работающие в области геополитики, в своих трудах раскрывают суть глобальных интересов ведущих мировых держав [3–6].
Уничтожение русской государственности и цивилизации с последующим полным контролем над российским ресурсами является для современного Запада фактически вопросом его собственного выживания. Отказ от реализации этой цели невозможен ни при каких условиях, так как означает гибель всей западной цивилизации в обозримом будущем. Анализ ряда публикаций западных политологов и высказываний политических деятелей показывает, что в выстраиваемых ими проектах западная часть северных регионов России должна стать продолжением большого пространства Европы, а восточная часть – быть переданными США [7, 8] в той или иной форме.
В первом случае россиянам будет предложено европейское гражданство, относительная политическая и финансовая стабильность.
Во втором случае передача (продажа) Сибири Соединенным Штатам также предполагает предоставление гражданства и права пользоваться национальными языками в повседневной жизни и официальном бизнесе, что, по мнению значительной части западных политологов, является наилучшим способом решения как российских, так и американских проблем. Но это всего лишь пропаганда, рассчитанная на российских «внутренних эмигрантов», людей, исповедующих европоцентристскую идеологию.
Что произойдет с российским населением в случае уничтожения русской государственности, хорошо видно на примере современной Украины – население этой страны уже подверглось тотальному ограблению, за его счет финансируются закупки российского газа рядом стран – членов Европейского Союза. На Украине развязана кровавая гражданская война. Смертность (убыль) населения существенно превышает рождаемость (прирост). Трудоспособные жители Украины массово бегут из страны – в Евросоюзе их используют на малоквалифицированных и малооплачиваемых работах в качестве новых «гастарбайтеров» для объединенной Европы. Программа по сокращению славянского населения в Европе, которую в тридцатых-сороковых годах прошлого века проводила фашистская Германия, вновь заработала. И не без существенной поддержки властей новой демократической Германии. Гитлеры, конечно же, приходят и уходят, но брошенный в VIII веке клич “Drang nach Osten”, под которым столетиями шла германская экспансия в славянские земли, остается актуальным для немцев и в XXI веке.
Как известно, именно благими намерениями выложена дорога в кромешный ад. Российским «западникам» не надо строить беспочвенных иллюзий – любая оккупация русских земель «цивилизованными гуманистами» всегда сопровождалась жестоким геноцидом русского населения.
В 1959 году 17 июля (дата символическая – в этот день был расстрелян последний русский царь и его семья) американским президентом Д. Эйзенхауэром был подписан русофобский закон № 86-90 [9]. В соответствии с ним СССР должен был быть расчленен на двадцать две части – на четырнадцать бывших союзных республик плюс еще восемь частей, на которые должна была быть поделена РСФСР. Надо отметить, что значительная часть положений этого закона была достаточно успешно для американцев реализована в 1991 году. Закон в настоящее время не отменен и остается действующим – так что расчленение Российской Федерации на восемь квазигосударств в Вашингтоне пока не отменили.
В своих работах «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы», «Выбор: мировое господство или глобальное лидерство», «Еще один шанс: три президента и кризис американской сверхдержавы», опубликованных в русском переводе в книге [10], Зб. Бжезинский (1928–2017), авторитетный американский политик польского происхождения, детализирует план расчленения России. По Бжезинскому, на территории современной России должна возникнуть конфедерация государств, зависимых от стран «цивилизованного мира» и НАТО. Выход в Балтику должен быть отдан под контроль Германии (вместе с Санкт-Петербургом), выход в Черное море – под контроль Турции (вместе с Крымом и Кавказом), выход в Тихий океан – под контроль Японии на юге и США на севере тихоокеанского побережья России.
Конечно же, планы Бжезинского не являются директивным документом, а лишь гипотетическими предположениями видного американского политолога. Но он в своих работах не сумел, да и, видимо, и не желал полностью демаскировать фактическую работу по реализации имеющихся американских оперативных и стратегических планов уничтожения российской государственности.
В работе «Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы» и некоторых других Бжезинский уделил большое внимание тому, чтобы вновь не допустить союза или объединения России и Украины. Эти его «рекомендации» правящими кругами США в настоящее время упорно и успешно реализуются. Так что к изложенному в работах Бжезинского видению геополитического будущего Российской Федерации следует относиться с должным вниманием, так как оно напрямую относится, в частности, и к планам Запада по отторжению и переделу территорий Севера России.
Одна из карт возможного раздела России представлена на рисунке.
Одна из карт возможного раздела России [11]
Фактически во время президентства Б. Клинтона Чехословакия вопреки воле ее народов распалась (с 1 января 1993 года) на два национальных государства. Администрацией Клинтона в 1997 году была разработана и принята новая глобальная стратегия США [12]. Суть так называемого «демократического лидерства» оказалась достаточно простой – это новый передел мира в интересах Соединенных Штатов. Американские политологи того времени предполагали, что к 2015 году должно возникнуть более ста новых государств, причем этот план начал активно реализовываться в марте – июне 1999 года в ходе бомбардировок авиацией стран НАТО территории Югославии и привел к распаду этой многонациональной страны.
Согласно принятой в Вашингтоне стратегии административно-территориальное деление мира должно было быть приведено в соответствие с интересами абсолютного глобального господства США и их союзников. При этом все остальные государства, каждое по своему совокупному потенциалу, должны стать лишь некими «губерниями» нового мирового государственного объединения, абсолютно несостоятельными в конкуренции с контролирующей их властью (по сути, мировым правительством) и неспособными создать какой-либо иной альтернативный центр мировой власти. Данный план нового передела мира должен был затронуть в той или иной степени все государства мира, но в первую очередь Российскую Федерацию.
С приходом к власти Д. Трампа (он был избран президентом США 8 ноября 2016 года) сохранилась четкая стратегия, направленная на сохранение и укрепление американской империи в качестве глобального лидера. Часть американской элиты пришла к выводу, что глобализм разрушает США и ведет их к неминуемому краху. Поэтому как внешняя, так и внутренняя политика США была скорректирована: начались определенные изменения непринципиального характера, направленные на возвращение к политике гегемонизма. Интересы национального капитала вновь стали преобладать над интересами так называемых «космополитов», то есть глобальной финансовой элиты [13]. Иными словами, Трамп и его администрация делают акцент на первоочередной защите национальных интересов своего государства. Орудием этой защиты избран милитаризм. Вообще-то трампизм является вполне естественным продолжением империалистической политики Штатов.
В настоящее время непосредственная военная угроза безопасности Российской Федерации со стороны США и их союзников может иметь место только в том случае, если на базе неоспоримого экономического, военного, политического лидерства Вашингтона администрация США сочтет возможным использование военной силы на российской территории для достижения своих интересов. Одной их целей экономических санкций, в последние пять лет регулярно вводимых США и их сателлитами против России, как раз и является достижение этого столь желанного лидерства в форме в первую очередь безусловного военного превосходства. Предполагаемым результатом санкций может стать, по замыслу их «творцов», так называемая «балканизация» России. Под данным термином понимается создание на территории Российской Федерации ряда мелких, несамостоятельных государств, подконтрольных Западу (по аналогии с развалом Югославии в девяностые годы прошлого века). Западные политики считают «балканизацию» вероятным сценарием развития событий в Российской Федерации в том случае, если внутренние социально-политические и социально-экономические трудности нашей страны, в том числе и созданные искусственно, станут фактором ее распада. США в этом случае предпримут все усилия по обеспечению собственного контроля над российским ядерным оружием и энергоресурсами.
В современном глобальном мире главной целью войны между странами, обладающими ядерным оружием, становится не простое физическое уничтожение противника (победитель в ядерной войне, если он будет, скорее всего одержит пиррову победу), а силовое перераспределение главной функции суверенных государств – контроля над ресурсами в пользу победителя [14]. Исходя из этого, считаем, что открытое вооруженное противостояние между Российской Федерацией и США за обладание российскими энергоресурсами северных районов является хотя и чрезвычайной, но вполне реальной угрозой. Поводом для вооруженного конфликта может стать попытка американских правящих кругов установить, например, свой контроль над Северным морским путем [15].
Анализ современных признаков войны, оказывающих влияние на развитие тактики соединений, воинских частей и подразделений на территории северных районов, потребовал определенного уточнения ее сущности и содержания. Методологическую основу проблем ведения современных войн можно понять только при условии синтеза существовавших и существующих теоретических и военно-теоретических взглядов.
Согласно «Военной доктрине» нашей страны на сегодняшний день, в случае развязывания агрессии против России существует опасность втягивания нашей страны как в военный или вооруженный конфликт, так и в локальную, региональную или крупномасштабную войну [16]. Место России в современном мире и угрозы ее национальной безопасности определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации [17].
В современной геополитике сущность современной войны сводится к уничтожению как субъекта, влияющего на протекание геополитических процессов, государства-жертвы, которое будет выбрано страной-агрессором в качестве объекта воздействия. Под таким уничтожением понимается комплекс мероприятий по нейтрализации геостратегических характеристик этого государства, в первую очередь таких как
- военная мощь;
- экономический потенциал;
- размер территории;
- численность населения;
- международный статус государства.
Иначе говоря, современная война против Российской Федерации будет заключаться не только и не столько в интенсивном вооруженном противостоянии, сколько в стремлении государства агрессора (в первую очередь США) и его союзников разрушить Россию изнутри. Например, в 1991 году в ходе многолетнего и многофакторного (в первую очередь идеологического) давления на правящую верхушку СССР США удалось ликвидировать своего геополитического противника – Советский Союз, избавив себя в ходе противостояния от противоборствующей стороны, не вступая с ней в открытое вооруженное противостояние.
Современная крупномасштабная война будет иметь целый ряд специфических особенностей, среди которых в первую очередь следует отметить ее глобальный и тотальный характер.
Глобальность будущей войны будет связана с ее распространением на всю территорию Российской Федерации и вовлеченностью в нее военных союзов заинтересованных государств.
Тотальность войны будет заключаться в том, что она охватит все области жизнедеятельности населения России:
- материальное, экономическое, то есть физическое пространство;
- политическое, информационное, психологическое, то есть ментальное пространство;
- культурное, религиозное и идеологическое, то есть духовное (мировоззренческое) пространство.
Следует отметить, что война против русского народа, против россиян, против России в любой форме ее государственности уже столетиями ведется в ментальном пространстве [18]. В настоящее время происходит очередное ее обострение.
Таким образом, в ходе современной войны противники России будут пытаться провести полную аннигиляцию политической власти и государственности страны с целью обессмысливания действий ее вооруженных сил и любых форм сопротивления населения на временно оккупированных территориях. Война также обернется втягиванием в нее всех наций и народностей, населяющих Российскую Федерацию, при неустанных попытках противника разжечь и использовать в своих целях любые, мнимые или реальные, национальные противоречия. По своей жестокости современная война, в которую может быть втянута Россия, будет сравнима только лишь с гражданской войной, которая ведетсядо полного политического уничтожения противника.
Другой особенностью современной войны является невозможность свести ее к решающему сражению или даже последовательности решающих операций. Тотальность национальной мобилизации и тотальность военной цели предполагают, что к тому моменту, когда по старому закону уже одержана победа, по новому – конфликт еще только разгорается, например, как это происходит в Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии, Украине.
В идеале стремительный сокрушительный удар должен наноситься против не отмобилизованного противника. В современных условиях противник по-настоящему втягивается в войну после первого удара, и чем быстрее этот удар будет нанесен, тем большая часть ресурсов противника останется не затронутой этим ударом. Армия наступающей стороны в статусе оккупационной армии оказывается перед фактом развертывания против нее «второй линии обороны» противника, приобретающей партизанские и террористические формы.
В современных локальных войнах решающее значение имеют не мобилизационные механизмы Генерального штаба, а национальная мобилизационная готовность, основанная на религиозном мировоззрении или идеологии, готовность широких слоев населения к тотальной мобилизации в любых условиях, вплоть до полной оккупации противником и устранения национальной государственности.
Задача российского государства, высшего политического и военного руководства и отчасти общества состоит в том, чтобы выработать соответствующую тактику применения и использования соединений, воинских частей и подразделений, в том числе и на территории северных районов страны, сведя все это в единую концепцию.
На сегодняшний день для Российской Федерации, включая ее северные регионы, существует несколько видов угроз. Они носят как обычный, так и специфический характер.
К первой группе угроз следует отнести угрозы, связанные с информационными, кибернетическими, радиоэлектронными, психологическими и другими подрывными действиями, созданием «управляемого хаоса» с целью провоцирования на территории северных районов России различного рода волнений, конфликтов, нарушения внутренней устойчивости государства и ликвидации изнутри неугодной властной структуры. Противодействие этим угрозам требует системного осуществления на всех уровнях государственного управления стратегического сдерживания, предусматривающую систему взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и других мер по обеспечению национальной безопасности. Отработанным способом создания «управляемого хаоса» являются экономические трудности, искусственно создаваемые, например, при помощи экономических санкций в той или иной стране. С 2014 года на Российскую Федерацию оказывается мощное санкционное давление, формальным поводом для которого послужило воссоединение Крыма с Россией после организованного и профинансированного западными странами государственного переворота на Украине. Часть этих санкций направлена на прямое замедление экономического развития русского Севера. В настоящий момент большим изъяном Стратегии национальной безопасности является то, что, по существу, все задачи по обеспечению национальной безопасности возложены на федеральные органы власти. Принижена роль региональных и муниципальных органов власти.
Особенно острый характер приобретают вопросы, связанные с обеспечением идеологической безопасности государства и общества. Обеспечение данного вида безопасности – это относительно новый элемент, приобретающий в современном мире все большую актуальность. Напомним, что на протяжении всей мировой истории, и в частности истории России, в ряде случаев во время волнений армия и полиция государства отказывались выполнять стоящие перед ними задачи. В ряде случаев офицерский корпус просто раскалывался на враждующие лагеря, как, например, в ходе Гражданской войны в России (1918–1922).
С точки зрения обеспечения внутренней безопасности особенно опасным для России и ее северных районов становится слабость власти в регионах и вообще на местах. Кроме того, одним из факторов, способствующих дестабилизации обстановки внутри страны, являются слабо контролируемые миграционные процессы. Не меньшую опасность для стабильности в стране представляют всякого рода легальные и нелегальные частные охранные структуры. Они нередко используются хозяевами для передела и захвата собственности, но также могут использоваться для других целей, представляющих угрозу для внутренней безопасности как всей страны, так и ее северных районов.
Вторая группа угроз для национальной безопасности России связана с наличием у целого ряда государств ядерного оружия и его постоянным совершенствованием. При этом ядерное оружие некоторых имеющих его стран нацелено главным образом на нашу страну. В связи с этим сохранение ядерного потенциала Российской Федерации приобретает буквально с каждым годом все большее значение. Положение усугубляется появлением высокоточного стратегического вооружения, способного вывести из строя ядерное оружие при нанесении превентивного удара в самом начале войны. Это стимулирует постоянное совершенствование своего высокоточного стратегического оружия и изыскание путей преодоления противоракетной обороны противника. Особо стоит отметить, что в наше время российскому народу нельзя полагаться на всякого рода соглашения и юридические обязательства по ограничению любых видов вооружений, направленных против Российской Федерации [19]. Весь исторический опыт человечества показывает, что самым эффективным способом недопущения войны является способность сделать ее опасной для агрессора. Угроза нанесения ответного неприемлемого ущерба (такой ущерб могут нанести управляемые мощные ядерные стационарные фугасы с элементами неизвлекаемости, установленные на дне морей вблизи побережья нашего вероятного противника) или взаимного гарантированного уничтожения, основанная на реальных возможностях, способна остудить самые горячие головы.
Третья группа угроз состоит в ускоренном качественном развитии основных видов вооружения в ведущих странах мира, прежде всего информационных, роботизированных, другого оружия повышенных потенциальных возможностей преобразующих всю систему боевого применения оружия и военного управления.
Широкое применение спецподразделений, террористических и так называемых частных военных формирований, миротворческих сил, манипулирование и вовлечение в конфликты гражданского населения создает сложную, запутанную обстановку в зоне вооруженных конфликтов, где необходимо учитывать и решать не только оперативно-тактические, но и многие социально-политические, а иногда военно-дипломатические вопросы. Ярким примером таких действий является война, развязанная США и их союзниками в Сирии.
Поэтому совершенно по-новому встают вопросы по применению и использованию соединений, воинских частей и подразделений по охране коммуникаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе на территории северных районов нашей страны. Факторы, влияющие на боевую подготовку войск в северных регионах Российской Федерации, были рассмотрены в публикации [20].
Вышерассмотренные вопросы определенным образом напрямую связаны с возможными угрозами северным районам России. Они обусловлены в первую очередь существенными изменениями в вопросах понимания войны на современном этапе исторического развития, что влечет за собой необходимость пересмотра ряда существующих теоретических положений тактики соединений, воинских частей и подразделений в северных районах при выполнении ими различного рода задач как в мирное, так и в военное время. В заключение отметим, что только хорошо вооруженные и обученные войска в состоянии обеспечить безопасность северных рубежей нашей Отчизны [21–23].