Full text

Понятие «географические указания» одно из наиболее специфичных и малоисследованных в научной среде объектов интеллектуальной собственности. В большинстве систем законодательства зарубежных стран географические указания рассматриваются как средства индивидуализации товаров, так как их основная функция – идентификация произведенных продуктов, что является сущностным содержанием именного этого объекта интеллектуальной собственности.

В настоящее время выявлена потребность в охране значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но которые не могут быть зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара в связи с жесткими требованиями к этому объекту интеллектуальной собственности. Необходимо отметить, что часто производители, например, сельскохозяйственных продуктов указывают на этикетке ложное место происхождения товара, чтобы привлечь большее количество покупателей, однако заявленное качество, которое должно быть обусловлено географической средой, в частности климатическими условиями, не соответствует фактическому [1].

Кроме того, обязательства по охране географического указания возникли у Российской Федерация в связи со вступлением в Всемирную торговую организацию в 2012 г., в частности, принятием ею Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и присоединением к Евразийскому экономическому союзу в 2014 г. Также 4 июня 1999 г. Российская Федерация подписала Минское соглашение «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний». Важное значение имеет еще Женевский акт Лиссабонского соглашения «О наименовании мест происхождения и географических указаниях» и Инструкция к Женевскому акту Лиссабонского соглашения.

Эти соглашения предопределили возможность закрепления в законодательстве понятия «географические указания», что обусловлено необходимостью унификации терминологии и гармонизацией национального законодательства с международно-правовыми требованиями.

Еще одной важной причиной появления географических указаний является строгая процедура регистрации наименований мест происхождения. Согласно статистике, представленной на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, в 2017 г. число регионов, подавших заявки на регистрацию наименований мест происхождения товаров, – 10 [2]. Однако, несомненно, в Российской Федерации имеется огромное количество товаров – ремесленных изделий, сельскохозяйственной продукции и многих других, определенные особенности которых обусловлены географической средой, что придает им не только узнаваемость на рынках, но заведомо проверенное качество.

В связи с этим сейчас в Государственной думе Российской Федерации находится на рассмотрении проект Федерального закона № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором предусмотрено включение географических указаний в российское законодательство как средства индивидуализации товаров и услуг.

Исходя из предложенного в законопроекте определения географического указания как обозначения, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением, можно выделить следующие элементы юридической конструкции географического указания: идентифицирующее географическое происхождение товара, обозначение, связь определенного качества, репутации и других сущностных характеристик товара с географическим происхождением, а также необходимость осуществления хотя бы одной стадии производства в пределах данного географического объекта. Особо указывается, что не могут быть зарегистрированы в качестве географического указания обозначения, ставшие общеупотребляемыми как относящиеся к определенному товару, но не связанные с географической средой.

Следует отметить сложившуюся в науке дискуссию о соотношении понятий, которые каким-либо образом указывают на территорию происхождения товаров – указаний происхождения, географических указаний и наименований мест происхождения товаров. В. И. Еременко утверждает, что «географическое указание занимает промежуточное положение между указанием происхождения, которое не гарантирует качество товара, являясь простым обозначением местопребывания производителя или торговца, и наименованием места происхождения товара, качество которого уникально благодаря природным и (или) людским факторам, присущим тому или иному географическому объекту» [3].

Многие исследователи считают, что указание происхождения и наименование мест происхождения товаров соотносятся как общее и частное. Например, А. Л. Маковский констатирует, что так как указание происхождения обозначает не только географическую территорию, «но и личность его производителя или продавца», то наименование места происхождения товара является его «частным случаем».

Однако А. Л. Маковский утверждает, что понятие «географическое указание» охватывает понятие «наименование места происхождения товара [4]. Думается, что такой подход неверен вследствие различий данных понятий. Принципиально важным отличием географических указаний от наименования места происхождения товара является то, что наименование места происхождения товара отражает особые свойства товара, что связано с тем, что все стадии его производства должны осуществляться на территории данного географического объекта, что исключает влияние других факторов и полную географическую детерминированность качества, его уникальность. Также для того, чтобы обозначение можно было использовать в качестве наименования места происхождения товара, необходимо приобретение им известности в отношении производимых товаров, чего не требуется для географических указаний [5]. Г. Боденхаузен считал, что наименования места происхождения товара «рассматриваются как один из видов общего понятия «указание происхождения», характеризуемый связью между качеством, особыми свойствами товара и местом его происхождения» [6].

В Протоколе № 26 – Протоколе об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, дополняющем договор о Евразийском экономическом союзе, предусмотрена защита географических указаний [7]. В определении географического указания, закрепленном в данном документе, особо акцентируется внимание именно на значительной степени детерминированности качества, репутации и других характеристиках товара географическими факторами. Так же, как и в Соглашении о торговых аспектах интеллектуальной собственности, не указано условие осуществления определенных стадий на территории географического объекта, что, думается, является важной составляющей юридической конструкции понятия «географическое указания», но необходимость учета этого элемента вытекает из сущности признака значительной степени обусловленности, что предполагает не абсолютную предопределенность свойств товара географическими факторами.

Российские законодатели в указанном выше законопроекте устанавливают основные положения о географических указаниях наряду с положениями о наименованиях мест происхождения товаров, что связанно с их схожестью, однако не стоит их отождествлять, а уж тем более опасаться последующей замены географическими указаниями наименований мест происхождения товаров, потому что существование товаров, в котором именно его особенные свойства определены условиями географического объекта, не прекратится. Думается, вряд ли обладатели исключительных прав на наиболее известные наименования места происхождения товаров, будь то гжель, вологодское кружево, нарзан, решат прекратить их производство и откажутся от защиты их посредством данного института интеллектуального права. К тому же составители законопроекта специально оговаривают невозможность регистрации географического указания в отношении товара, обозначение которого уже зарегистрировано как наименование места происхождения товара. Это является важной коллизионной нормой.

Правовая охрана исключительных прав на географическое указание, как и на наименование мест происхождения товаров, действует на территории России в случае их регистрации или на основании международного договора. Предоставление правовой охраны в России зарубежному географическому указанию и наименованию места происхождения товара возможно при наличии правовой охраны данного объекта в стране их происхождения.

Немаловажным отличием географического указания от наименования места происхождения товара является то, что географическое указание связывается с природно-климатическими условиями географической среды, а наименование места происхождения товара, кроме данных условий, может быть обусловлено людским фактором.

Отмечается, что географическое указание пользуется правовой охраной, пока существует возможность производства товара на территории данного географического объекта. Исключительное право на географическое указание действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрации и может быть продлено неограниченное количество раз по заявлению правообладателя.

Законодатель расширяет по сравнению с регистрацией наименований мест происхождения товаров, круг лиц, имеющих право зарегистрировать географическое указание. Общим с наименованием места происхождения товаров является то, что географическое указание может зарегистрировать физическое или юридическое лицо. Новым является то, что зарегистрировать географическое указание имеют право также объединения лиц. В связи с этим совместно зарегистрировать исключительные права на географическое указание могут не только конкретные производители, но и те, кто осуществлял доставку, упаковку товара. Это не только увеличит возможное количество зарегистрированных географических указаний, которых в Российской Федерации с ее богатой природой имеется достаточно, но и повысит количество вкладываемых в производство денежных средств посредством объединения лиц, что, несомненно, повлияет на повышение темпов экономического развития.

Примечательным как для географического указания, так и для наименования места происхождения товара является то, что исключительным правом может обладать любое лицо, производящее на территории географического объекта уникальный товар, поэтому отсутствует «правовая монополия» на объект интеллектуальной собственности одного лица, как это возможно в случае с товарными знаками, когда использование такого же или сходного до степени смешения товарного знака означает нарушение исключительных прав. Это стимулирует развитие конкуренции, которая может благоприятно повлиять на качество товаров, а также развитие территории, на которой происходит производство товара, потому что это будет привлекать новых производителей в субъект Российской Федерации, который характеризуется определенными географическими условиями, необходимыми для производства товара с географическим указанием, что отразится на создании его положительного имиджа.

Главной задумкой законодателей, которая позволит значительно упростить процедуру регистрации по сравнению с наименованием места происхождения товаров, является то, что при подаче заявки в Федеральную службу по интеллектуальной собственности Российской Федерации не нужно предоставлять, помимо основных документов, заключение уполномоченного правительством РФ по данному вопросу федерального органа исполнительной власти. В случае с государственной регистрацией наименований мест происхождения товаров необходимо предоставлять такие заключения: в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды – от Министерства здравоохранения Российской Федерации, изделий народно-художественных промыслов – от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, сельскохозяйственных, продовольственных товаров, безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, производимых из рыбы и морских продуктов, – от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции – от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка [8]. Как видно из указанного списка, круг товаров, которые могут быть зарегистрированы в качестве наименований мест происхождения товаров, кроме ограничения критерием исключительности особых свойств, обусловленных географической средой, может быть сужен из-за несоответствия той категории товаров, на которые уполномочены выдавать заключения федеральные органы исполнительной власти. Например, нельзя зарегистрировать в качестве наименования места происхождения товаров лечебную глину, которая распространена на территории России.

Также составители указанного выше проекта федерального закона предусмотрели способы защиты исключительных прав на географическое указание, к которым относятся требование изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое географическое указание или сходное с ними до степени смешения обозначения, а также выплата компенсации вместо возмещения убытков.

Важным аспектом является выделение составителями законопроекта нормы о возможности преобразования заявки на государственную регистрацию географического указания в заявку на государственную регистрацию наименования места происхождения товара, и наоборот, потому что в ходе экспертизы может быть выявлено несоответствие условиям охраноспособности наименования места происхождения товара, например, отсутствие осуществления всех стадий производства на территории данного географического объекта; однако такой товар, несомненно, обладает значительной степенью обусловленности его качества, репутации и других характеристик условиями географической среды, так как часть производства осуществляется на этой территории, поэтому отрицание критериев, подходящих для регистрации его как географического указания, было бы нецелесообразным.

Ключевым моментом является то, что распоряжение исключительными правами на географическое указание ограничено – автор не может передавать или иным образом отчуждать права использования, что распространено в других институтах права интеллектуальной собственности, например в авторском, патентном праве, путем заключения лицензионных и сублицензионных договоров. Это позволит избежать случаев, когда географическое указание используется по отношению к товару, котоый оно не идентифицирует как происходящий с территории с определенными природно-климатическими условиями, потому что при возможности распоряжения им правообладатель имел бы возможность передать его лицу, которое производит данный товар на другой территории.

Прекращение правовой охраны и действия исключительных прав на географическое указание, предполагается, будет осуществляться в связи с утратой географическим объектом определенных условий, которые влияли на производство товара с определенным качеством, а также с потерей правовой охраны географического указания в стране происхождения для зарубежных обозначений.

Необходимо особо отметить, что институт географического указания уже был введен во многих странах на постсоветском пространстве, в частности, его регламентация происходит в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-3 и в Законе Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. № 236. Стоит заметить, что в Законе Республики Таджикистан понятие «географическое указание» является общим по отношению к понятиям «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения». Определение понятия «наименование места происхождения товара» подобно тому, что содержится в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, а понятия «географическое указание» – в проекте указанного выше федерального закона. Однако понятие «указание происхождения» трактуется как обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Очевидно отсутствие в нем указания на степень связи свойств товара с географической средой, что делает его типичной моделью – общим понятием, в связи с чем непонятна логика построения данного закона [9].

Таким образом, введение в четвертую часть Гражданского кодекса географических указаний способствует координации действий не только граждан и юридических лиц по продвижению региональной продукции, обладающей определенным качеством и репутацией в силу происхождения на территории определенного географического объекта, но и региональных властей, которые также заинтересованы в их развитие, так как производство товаров с географическим указанием повышает экономическую привлекательность региона и увеличивает количество денежных средств в бюджете за счет уплаты соответствующих налогов. Например, уже сейчас власти Краснодарского края задумались о стимулировании развития производства краснодарского чая, выращиванию которого на территории субъекта способствуют природные условия, поэтому в 2016 г. Законодательное собрание Краснодарского края приняло закон «О развитии чаеводства на территории Краснодарского края».

Также введение в гражданский оборот товаров с географическим указанием позволит расширить международную торговлю и повысить авторитет российских товаров на международной торговой арене, так как многие российские географические объекты, на территории которых производится продукция с определенным качеством и репутацией, известны и в других странах.

Смягчение критериев для предоставления правовой охраны и процедуры государственной регистрации позволит обеспечить правовую охрану большему числу товаров, обладающих определенными качествами и репутацией в связи с географическим происхождением, а расширение списка лиц, имеющих право подачу заявки на регистрацию, способствует вовлечению лиц, непосредственно связанных с производством данного товара. Это, несомненно, повысит конкуренцию, потому что производители не смогут произвольно размещать на этикетках информацию о том, что продукция была произведена на определенной территории Российской Федерации со своеобразными климатическими и иными географическими условиями, что обусловливает ее отличное качество, а те, кто, несмотря на установленные законодательные запреты, будет нарушать исключительные права использования географического указания, будут ответственны не только за посягательство на конституционный принцип защиты конкуренции, но и за нарушение правил использования объектов интеллектуальной собственности. Это позволит стимулировать производителей товаров, чье качество не связано с географической средой, совершенствовать не только качественные характеристики продукции, но и условия его реализации, что, бесспорно, будет отражаться на прогрессивном развитии российской экономики.

Немаловажно то, что введение понятия «географическое указание» будет способствовать возрождению забытых во многих регионах нашей страны исконных ремесел, которые в цифровой век человечества были отброшены назад ввиду якобы «непопулярности».

Еще одной положительной чертой является то, что в период действия введенных против Российской Федерацией санкций внедрение товаров с географическим указанием позволит заменить многие запрещенные товары зарубежных производителей. Отечественные товары с географическим указанием будут высоко цениться российскими покупателями, так как у многих сложилась ассоциативная связь между определенной географической территорией и возможным качеством продукции, произведенной на ее территории. Например, многим россиянам известны астраханские арбузы, краснодарские томаты.