В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, малое и среднее предпринимательство рассматривается как важнейший ресурс ускоренного перехода экономики страны на инновационный путь.
Перед предпринимательством в России стоит еще целый ряд нерешенных проблем: недостаточная ресурсная база, слабая подготовка кадров в сфере малого и среднего предпринимательства, отсутствие глубокого анализа деятельности предприятий, но, зная причины возникновения проблем, их можно успешно решить.
Начиная с 2012 г. при поддержке главы Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисова процесс формирования и развития малого предпринимательства в экономике региона получает новое направление по реализации комплекса мер, направленного на совершенствование поддержки малого и среднего предпринимательства.
Республика Саха (Якутия) занимает самую отдаленную и самую широкую часть территории Российской Федерации, где невысокая плотность населения и суровые климатические условия становятся основными факторами сложности ведения бизнеса, особенно в отдаленных поселениях, поэтому совершенствование мер по поддержке и развитию малого предпринимательства является очень важной задачей.
Для совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства в Республики Саха (Якутия) 2015 г. был объявлен Годом предпринимательства. Был реализован план мероприятий, направленных на развитие предпринимательства в производственной и социальной сферах, сельского предпринимательства и индустрии гостеприимства. Зa 2015 г. малыми предприятиями республики было произведено продукции на 251 818,0 руб. Это составило 1/5 часть всех произведенных товаров, работ и услуг по республике. На долю малых предприятий пришлось 42,2% республиканского объема подрядных работ, 61,2% оборота оптовой торговли и 33% оборота розничной торговли [1].
Ежегодно осуществляется финансовая поддержка малых и средних предприятий путем выделения бюджетных средств на развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Всего за 2015 г. оказано финансовой поддержки 492 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 192,7 млн руб. [2]
В Республике Саха (Якутия) зарегистрировано по состоянию на 1 июля 2015 г. 53 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято 30,1% экономически активного населения республики. Сектор малого и среднего предпринимательства республики в основном представлен индивидуальными предпринимателями – 72,3% – и микропредприятиями – 26,3%.
Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в городе республиканского значения Якутске (44,7% от их общего количества), Нерюнгринском (7,5%) и Мирнинском (5,4%) районах.
Предпринимательство – это не только экономическая деятельность людей, направленная на получение прибыли, но и определенный слой общества, состоящий из конкретных людей, дифференцированных по разным признакам: по полу, возрасту, национальности, образованию и другим [3]. Эти характеристики позволяют увидеть социально-демографический портрет предпринимателя.
Для определения портрета среднестатистического предпринимателя Республики Саха (Якутия) был проведен опрос на базе Республиканского бизнес-инкубатора в г. Якутске.
В 2017 г. в данном опросе участвовали руководители предприятий, большинство из которых мужчины, они составили 58,1% респондентов. Относительно высокий процент женщин – 41,9% – обусловлен их преобладанием среди частных предпринимателей, занятых в торговле и сфере услуг.
Возрастной состав опрошенных предпринимателей – более половины (62,4%) – это зрелые люди 30–49 лет, уже имеющие стаж работы на государственных предприятиях и в организациях, составляющий 10–20 лет. Молодежь до 30 лет составляет 26,3% респондентов, из них 18–20-летние – 1,1%, а также 21–30-летние молодые специалисты со средним специальным и высшим образованием. Предприниматели пред пенсионного и пенсионного возраста (старше 51 года) составили 8,7% (табл. 1).
Таблица 1
Возрастной состав и уровень образования опрошенных предпринимателей, % (ноябрь 2017 г.)
Возраст |
Незаконченное среднее |
Среднее |
Среднее специальное |
Незаконченное высшее |
Высшее |
Два высших |
18–20 лет |
– |
0,5 |
0,5 |
– |
– |
– |
21–30 лет |
0,5 |
3,2 |
6,5 |
1,6 |
14 1 |
0,5 |
31–40 лет |
– |
3,8 |
9,1 |
1,1 |
20,4 |
– |
41–50 лет |
– |
0,5 |
10,2 |
0,5 |
15,6 |
1,1 |
51 год и старше |
0,5 |
1,1 |
1,6 |
– |
5,4 |
– |
Русские и саха составляют среди предпринимателей 84,4%, а представители других национальностей (украинцы, татары, корейцы, армяне, евреи, эвенки и др.) – 11,9% (табл. 2).
Уроженцы Республики Саха (Якутия) составляют 72,1% предпринимателей – это жители столицы республики (51,1%) а также представители различных улусов.
Среди респондентов уроженцы стран СНГ (Армении, Казахстана, Киргизии, Латвии, Украины) – 8,1%, других регионов России (Иркутской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Ярославской областей, Алтайского края, Бурятии и Башкирии) – 16,6%.
Таблица 2
Национальный состав предпринимателей населения Республики Саха (Якутия
Национальность |
Данные опроса предпринимателей, % |
Данные микропереписи населения, % |
Русские Саха Другие |
48,9 35,5 10,8 |
45,5 39,6 14,9 |
Большинство предпринимателей имеют высшее образование – 57%, среди них есть и обладатели двух дипломов. Среди них выпускники вузов Якутска: Якутского государственного университета – 22,6% респондентов, Якутской государственной сельского хозяйственной академии, Якутского филиала Академии труда и социальных отношений (г. Москва).
Многие представители малого бизнеса закончили популярные и престижные в республике вузы Сибири (Иркутска, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ), Дальнего Востока (Владивостока, Хабаровска), Москвы и Санкт Петербурга – электротехнические, политехнические, юридические, экономические, педагогические институты и академии, Санкт-Петербургский госуниверситет, МГУ. Кроме того, есть и выпускники вузов стран СНГ – Киева, Харькова, Тбилиси, Риги и других городов. 28,5% респондентов обучались в средних специальных учебных заведениях республики: в кооперативном техникуме, финансовом техникуме, электротехникуме связи, Якутском медицинском училище, Якутском речном училище, Якутском сельскохозяйственном техникуме, в среднем профессиональном техническом училище № 25, Намском среднем профессиональном техническом училище № 1, а также за пределами республики. Только 10,2% имеют лишь общее среднее образование.
Около 1/3 предпринимателей имеют инженерно-техническое образование – это инженеры, техники, технологи, строители различных специализаций. Также среди респондентов значительную часть составляют представители экономических и торгово-коммерческих специальностей – экономисты, бухгалтеры, продавцы, товароведы и т. п. Предприниматели, получившие диплом по естественнонаучным специальностям – биологи, географы, геологи, физики и математики, составляют третью большую группу. Среди предпринимателей мало гуманитариев, медиков, юристов и специалистов сельского хозяйства. Остальная часть респондентов имеет другие специальности.
В соответствии с задачами исследования были опрошены руководители МП (53,3%) – директора (40,3%), заместители директора (7%), заведующие отделами (2,2%), менеджеры (3,8%). 26,9% в качестве своей должности назвали «частное предпринимательство», 11,3% – свою специальность или другие варианты. Отказались ответить на этот вопрос 8,6%.
На основе анализа карьеры (место работы до прихода в частное предпринимательство) выявлены следующие типы предпринимателей:
- руководители: директора, начальники, заведующие государственных предприятий – 13,4%,
- специалисты: ведущие, главные специалисты, экономисты, программисты, инспекторы и работники МВД, ГАИ – 11,8%;
- сфера услуг: продавцы, повара, парикмахеры и т. д. – 10,8%;
- инженеры: инженерные работники разных специализаций – 10,2%;
- творческие работники: научные, творческие работники, учителя – 9,1%;
- рабочие: электрики, водители, охранники, техники – 8,6%;
- бухгалтеры – 4,3%.
На этот вопрос не ответили 36,0% респондентов, среди них и те, кто нигде не работал до прихода в предпринимательство.
Результаты опроса показали, что часть предпринимателей очень серьезно относится к постоянному совершенствованию, повышению уровня своего профессионализма в области предпринимательства.
К сожалению, в Якутске пока еще недостаточно специальных бизнес-курсов, обеспечивающих получение эффективных и полезных знаний. Наиболее популярными в столице республики были курсы, которые проводились Саха-Американским центром бизнеса и курсы бухучета, они предлагались разными предприятиями и организациями. Среди других городов, где предприниматели предпочитают получать образование в сфере бизнеса, чаще всего назывались Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Владивосток, а также такие страны, как США, Франция, Италия, Венгрия, Дания. Некоторые респонденты отметили, что регулярно, с разной периодичностью (один-два раза в год, один раз в пять лет и т. д.), ездят на специальные курсы.
Фактически имеющиеся у местного малого предпринимательства знания и навыки можно изобразить в виде своего рода пирамиды. В ее основании наиболее развитая – техническая эрудиция, далее, по мере уменьшения, следуют представления об учете, знание законов и далее – знаний об организации и управлении совершенно недостаточно, начисто отсутствующее звено такой пирамиды – область маркетинга и продвижения товара. Большинство предпринимателей не имело возможности повысить свой профессионализм, и 52% изъявили желание получить необходимые дополнительные знания в разных областях предпринимательства: в области экономики (7%), законодательства (6,2%), маркетинга (5,4%), информатики и бухучета (по 3,2%). Также интерес вызывают: оборот ценных бумаг, ценообразование, сертификация, финансы, психология, менеджмент, аудит, иностранные языки, бизнес-планирование, деловая этика, банковское дело, реклама, делопроизводство. Некоторые хотели бы изучить особенности тех отраслей, в которых они работают: торговли, связи, туризма, электроники, сферы обслуживания, фитодизайна, золотодобычи, плетения, мясо- и рыбопереработки.
Такая заинтересованность в получении дополнительных знаний, усовершенствовании своих навыков и умений должна получать реальную поддержку со стороны государственных органов, занимающихся вопросами предпринимательства. Как показывают данные опроса, среди местных предпринимателей пользуются спросом знания, полученные за пределами республики. В такой ситуации было бы эффективнее и практичнее организовывать бизнес-курсы в городах Якутии с привлечением как своих, так и приглашенных специалистов. Предприниматели осознают нехватку не только практических, но и теоретических знаний в области экономики и законодательства. Кроме того, учитывая, что предпринимательство в республике развивается уже около 10 лет и бизнесмены имеют свой личный опыт, полезно было бы проводить обучающие семинары, на которых был бы возможен обмен мнениями, опытом, выработка региональной модели организации бизнеса и т. д.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.
Выявлены следующие факторы, и предложены ответные меры, позволяющие значительно сократить их негативное влияние на развитие данного сектора экономики.
- Отсутствие первоначального капитала. Зачастую открытие своего дела требует вложения определенных финансовых средств, однако подавляющая часть населения не в состоянии инвестировать значительные суммы в свое дело. Решением в данном вопросе является привлечение заёмных средств. Необходимо консультировать начинающих предпринимателей на основе бизнес-инкубатора Республики Саха (Якутия) с поиском наиболее выгодного и подходящего по условиям кредитования банка.
- Высокая стоимость рекламы для индивидуальных предпринимателей. В данном случае решением может послужить привлечение рекламных агентств на условиях соглашения по льготному обслуживанию резидентов бизнес-инкубатора. Возможен также взаиморасчет на условиях бартера.
- Отсутствие возможностей по поиску и подбору необходимых профильных квалифицированных кадров. Создание прочных устойчивых связей с учреждениями среднего профессионального образования (СПО) может в значительной мере решить данную проблему. Также считаем, что возможно прохождение производственных практик студентов профильных учреждений СПО на производственных площадях резидентов бизнес-инкубатора. Подобная мера позволит решить несколько вопросов: во-первых, при прохождении практики студентами у резидентов бизнес-инкубатора появляется экономия денежных средств, во-вторых, решается вопрос последующего трудоустройства выпускников учреждений СПО.
- Отсутствие опыта поиска и подбора поставщиков сырья, материалов и оборудования. В данном случае выходом может послужить создание открытой базы добросовестных поставщиков, доступной для всех резидентов бизнес-инкубатора. Создание базы или реестра не потребует дополнительных финансовых вливаний, создать ее можно усилиями самих резидентов: в случае добросовестно оказанных поставщиками услуг резидент может самостоятельно внести данного поставщика в реестр.
Данные меры позволят не только решить данные проблемы, которые затормаживают развитие малого предприятия, но и в целом повысят уровень предоставляемых услуг и, соответственно, окажут косвенное влияние на развитие экономики республики.