Full text

В современных условиях хозяйствования перед отечественными товаропроизводителями остро стоит проблема быстрого реагирования на нестабильность рыночной среды, адаптации к меняющимся внешним факторам, с одной стороны, и формирования долгосрочной политики и стратегии развития организации – с другой. В этих условиях особое значение имеет разработка новых подходов к управлению предприятием, направленных на формирование стратегических альтернатив, ориентированных на поддержание своих конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе в условиях нестабильности внешнего окружения организации. Конечной целью такой политики должна стать разработанная стратегия развития предприятия, предусматривающая выбор наиболее предпочтительного сценария с позиции целесообразного распределения ресурсов и противодействия возникающим угрозам.

Понятие «стратегия» является центральной категорией в современной экономической литературе по стратегическому менеджменту. В табл. 1 приведены некоторые определения понятия «стратегия».

Обобщая вышеприведенные определения, можно отметить, что стратегия организации – это система элементов управления, включающая приоритетные направления, формы, методы, средства, правила, способы использования ограниченных ресурсов, а также научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью выработки и принятия экономически эффективного решения с позиции достижения стратегических целей и поддержания конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. С этой точки зрения можно рассматривать любую стратегию предприятия: финансовую, инвестиционную, инновационную и другие. Особый интерес представляет стратегия безопасного развития организации, под которой следует понимать механизм постановки и достижения долгосрочных целей устойчивого развития предприятия в динамично изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. Процесс разработки такой стратегии включает ряд этапов, представленных на рис. 1.

 

Таблица 1

Подходы к определению понятия «стратегия»

 

Авторы

Определение понятия «стратегия»

М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Стратегия – общий, всесторонний план достижения целей [1]

Ф. Котлер

Стратегия – отдельный план, разрабатываемый для каждого направления деятельности компании и обеспечивающий ей достижение выработанных долгосрочных целей [2]

Н. Ю. Круглова, М. И. Круглов

Стратегия – это принятые высшим руководством фирмы направления или способы деятельности для достижения важ­ного результата, имеющего долгосрочные последствия [3]

М. Портер

Стратегия – совокупность наступательных и оборонительных мер, направленных на создание прочной позиции компании в отрасли, успешное противодействие конкурентным силам и на этой основе обеспечение наиболее высокой прибыли на инве­стированный капитал [4]

Р. А. Фатхутдинов

Под стратегией понимается совокупность направления разви­тия предприятия и стратегических планов, раскрывающих стратегию и обеспечивающих достижение стратегических це­лей предприятия на определенный период [5]

 

 

 

Рис. 1. Этапы разработки стратегии безопасного развития предприятия

 

Первый этап – аналитический, цель которого – выявление фактически сложившегося на момент разработки стратегии уровня экономической безопасности предприятия. С этой целью прежде всего необходимо использовать основные индикаторы, отражающие состояние производственной, финансовой и социальной сторон деятельности предприятия. В литературе в качестве таких индикаторов используют показатели, приведенные в табл. 2, а сам механизм оценки сводится к сопоставлению фактически достигнутых значений перечисленных показателей с их пороговыми пределами. В случае обнаружения несоответствия при разработке стратегии следует учесть значимость «опасного» индикатора, поскольку за пределами безопасных значений этого показателя организация теряет способность к динамическому саморазвитию, устойчивому росту, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках.

Существуют и другие подходы к оценке уровня экономической безопасности предприятия, среди которых – коэффициентный анализ, методика анализа на основе оценки возможного ущерба, интегрального показателя и др.

Таким образом, в ходе первого этапа следует, в зависимости от стоящей перед предприятием цели, выбрать наиболее подходящий метод и оценить сложившийся уровень экономической безопасности.

Таблица 2

Основные индикаторы безопасного развития хозяйствующего субъекта [6]

 

Основные

индикаторы

Составляющие индикаторов

Производства

Объемы производства; фактический уровень загрузки производст­венных мощностей; коэффициенты обновления и выбытия основных фондов; оценка конкурентоспособности продукции, предприятия и т. д.

Финансовые

Объем продаж; фактический и необходимый объем инвестиций; уровень рентабельности производства; фон­доотдача; просроченная задолженность (дебитор­ская и кредиторская)

Социальные

Уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по региону или экономике в целом; уровень задолженности по зарплате; потери рабочего времени; структура кадрового по­тенциала (возрастная, квалификационная и т. д.)

 

 

На втором этапе стратегического планирования устанавливается взаимосвязь между принимаемыми решениями и результатами их реализации в рамках стратегии государственного регулирования отраслей экономики.

Третий этап сводится к разработке непосредственно стратегии развития предприятия. При этом, как правило, формируются несколько стратегических альтернатив, в которых отражаются имеющиеся и потенциальные угрозы и направления их устранения. Среди полученных альтернатив выбирают наиболее оптимальный вариант, в соответствии с которым формируют составляющие механизма стратегии безопасного развития предприятия.

На последнем этапе проводят экономическую оценку эффективности разработанной стратегии, а также контроль и корректировку результатов ее реализации.

Таким образом, предложенный алгоритм представляет собой процесс разработки стратегии безопасного развития предприятия, что позволяет избежать негативных тенденций в развитии хозяйствующего субъекта, а также найти пути повышения эффективности его деятельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции в современных постоянно меняющихся, нестабильных условиях.

Рассмотрим процесс разработки стратегии развития предприятия на примере СПК колхоз «Восход» – сельскохозяйственного предприятия, расположенного на востоке Ростовской области. Жесткие природно-климатические условия зоны расположения хозяйства определили его специализацию. Основным направлением деятельности предприятия на протяжении последнего десятилетия являлось производство зерновых культур. Реализация зерна приносила предприятию прибыль, динамика которой неустойчива по годам, что связано с колебаниями объемов производства и рыночной конъюнктуры на зерновом рынке региона. Это обусловило необходимость идентификации возможных угроз внешней среды функционирования предприятия, оценки уровня безопасности и разработки стратегии, направленной на достижение ее допустимого уровня. Для оценки уровня безопасности предприятия использован интегральный подход. Результаты оценки представлены на рис. 2.

В зону повышенной опасности вошли показатели развития предприятия, характеризующие устойчивость экономического роста, инвестиционную активность и степень обновления производственных мощностей предприятия. В связи с этим предприятию следует разработать программу стратегических мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности, и прежде всего показателей развития. Одной из альтернатив достижения данной цели является стратегия диверсификации, направленная на расширение видов выпускаемой продукции. Одним из стратегически важных направлений диверсификации производства на анализируемом предприятии является организация мукомольного производства. Основные показатели реализации такой стратегии, выполненные для СПК колхоз «Восход», представлены в табл. 3.

 

 

 

Рис. 2. Ранжирование уровня безопасности СПК колхоз «Восход»

 

Таблица 3

Оценка эффективности стратегии диверсификации для СПК колхоз «Восход»

 

 Показатели

Величина показателей

Размер инвестиционных затрат, тыс. руб.

9697

Планируемая прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

5937,2

Амортизация, тыс. руб.

483,5

Планируемые ежегодные чистые денежные поступления, тыс. руб.

6420,7

Срок проекта, лет

7

Ставка дисконта, %

0,1

Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.

21 562,1

Индекс рентабельности инвестиций, отн. ед.

3,22

Внутренняя норма доходности, %

64,1 

Дисконтированный срок окупаемости, лет

1,72

 

Представленные результаты доказывают эффективность разработанной стратегии. Чистый дисконтированный доход за срок «жизни» инвестиционного проекта составил более 21,5 млн руб., а срок окупаемости инвестиционных затрат превысил 1,7 года. Положительным результатом реализации разработанной стратегии является повышение уровня безопасного развития предприятия (см. табл. 4).

Как видно из табл. 4, увеличение коэффициентов обновления основных фондов, роста инвестиций и устойчивости роста на фоне даже небольшого снижения темпов роста товарной и валовой продукции привело к изменению значения интегрального уровня безопасности по рассматриваемой группе показателей с 1,254 до 0,398. Это произошло в основном за счет существенного роста инвестиций.

Таблица 4

Влияние реализации стратегии диверсификации

на уровень безопасного развития предприятия

 

 Показатели

До внедрения стратегии

После внедрения стратегии

Отклонение, +, –

Коэффициент роста товарной продукции

1,35

1,16

–0,19

Коэффициент роста валовой продукции

1,08

1,06

–0,02

Коэффициент обновления основных фондов

0,10

0,24

0,14

Коэффициент роста инвестиций

0,2

4,20

4,00

Коэффициент устойчивости роста

0,135

0,192

0,06

Коэффициент безопасности

1,254

0,398

–0,856

Уровень безопасности

Кризисный уровень

Достаточная безопасность

Х

 

Таким образом, реализация предложенного подхода позволит предприятию перейти с низкого, кризисного, уровня безопасности на более высокий – достаточный уровень, способный обеспечить устойчивое и стабильное развитие анализируемого хозяйства в современных условиях.