Full text

Внешнеторговая политика представляет собой реализацию целенаправленной деятельности государственной системы с целью образования и регулирования внешнеэкономических связей, сохранения собственного потенциала и эффективного применения положительных характеристик международного разделения трудовой деятельности.

БРИКС – это организационная структура, которая состоит из пяти государств: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. При отсутствии близости в территориальном аспекте, ускоренном экономическом развитии вышеуказанных стран осуществление партнёрства обусловлено темпом экономического роста, количеством основополагающих природных ресурсов, которые имеются в государстве.

Организационная структура БРИКС выступает в качестве международной платформы, которая включает в себя пять развивающихся стран, а именно Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику.

Первоначально образование данной аббревиатуры БРИК предложил в 2001 г. Дж. О’Нейл [1].

В начале 2011 г. вместо предложенной ранее аббревиатуры стали применять «БРИКС», поскольку в данном временном периоде к рассматриваемой системе присоединилась ЮАР [2].

Государства, функционирующие в рамках БРИКС, отражают высокое значение темпов роста экономической платформы среди стран с переходной экономикой и развивающихся стран [3]. Кроме того, можно увидеть, что образование данной группировки способствует оказанию влияния в международном глобальном пространстве.

Формирование БРИКС предопределяет существование множества факторов. Модель однополярного мира не может рационально функционировать в условиях глобальных интеграционных процессов. Образование финансово-кредитного полюса не может обслуживать мировое сообщество. Данный аспект не устраивает развивающиеся страны, которые в настоящее время выдвигают инновационные подходы в сфере модернизации системы регулирования международной арены. Особенности появления БРИКС тесно связаны с вышеперечисленными факторами существования современного мира [4].

При рассмотрении исторических этапов создания БРИКС можно выявить, что кооперация государств в экономической сфере первоначально не предусматривалась, поскольку основополагающей стратегической целью выступало образование платформы с целью взаимодействия посредством политических механизмов и инструментов. Но в связи с глобальными интеграционными процессами в современном мире взаимодействие организационной структуры не может обусловливать сотрудничество лишь в политическом аспекте [5].

В действительности государства БРИКС осуществляют активную политику в различных сферах: финансово-экономической и торговой [6].

Таким образом, структура БРИКС образована с целью взаимодействия государств в разных отраслях, что способствует повышению уровня конкурентоспособности стран, реализации реформирования экономической политики, эффективному отраслевому развитию их регионов [7]. Кроме того, функционирование пяти государств базируется на привлечении зарубежных капиталовложений, стимулировании внутренних процессов потребления в рыночном сегменте, повышении активности в бизнес-сфере, реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства [8].

Функционирование системы БРИКС предопределяет наличие важнейших концептуальных характеристик, которые заключаются в следующих аспектах:

  1. Стратегия государств БРИКС построена на том факте, что международный экономический сектор находится в состоянии проявления кризисных процессов. В основе этого заключения – превышение спекулятивных финансовых ресурсов, что вредит реальному сектору производственных процессов, значительное увеличение валютных эмиссионных операций и денежной массы в обращении [9].
  2. Организация БРИКС содействует возникновению совершенно новой экономической системы, которая базируется на прогнозировании банкротства, на равном и открытом доступе государств к источникам финансирования, а также к рыночным сегментам сбыта, гармонизации государственного стратегического планирования и рыночных отношений.
  3. БРИКС выступает за достижение договорённости с государствами при соблюдении их суверенитета и культурно-цивилизационной идентичности.
  4. Экономические связи в международном пространстве должны быть основаны на построении поливалютной финансовой системы. Данный аспект выступает в качестве политической особенности функционирования БРИКС. Исторические этапы развития показывают, что действие, которое направлено на возникновение кризисных процессов, может быть пресечено государственным сектором посредством применения военной техники [10].
  5. БРИКС выступает в качестве одной из платформ сетевой дипломатии с целью осуществления дискуссионных бесед в сфере международных проблем. Диалоговая форма достижения сотрудничества обладает некоторыми преимуществами, предопределяющими существование «свободы действий», а также способность сотрудничества при заинтересованности участников таким форматом общения [11].
  6. Организационная структура БРИКС отличается от функционирования стран «большой семёрки», поскольку в рассматриваемой системе объединены государства с разными культурными, религиозными, историческими и этническими особенностями существования. Кроме того, в данном контексте БРИКС выступает в качестве уникальной полицентрической модели в современных условиях [12].
  7. Наращивание экономического потенциала государствами, функционирующими в организации БРИКС, будет способствовать определению роли данной структуры на глобальном уровне в различных сферах развития.
  8. Развитие БРИКС обусловлено существованием собственной внешнеполитической стратегии, которая предопределяет следующие компоненты:

-          стремление достичь поставленных задач стратегической политики при отстаивании собственных интересов [13];

-          существование заинтересованности в области модернизации финансово-экономического пространства на международной арене при установлении чётких и прозрачных правил в торговом обмене, доступе к финансовой базе управления, рыночным сегментам мира [14].

Проанализируем параметры внешнеторговых связей стран БРИКС, учитывая экономические индикаторы [15].

Внешнеторговые связи государств БРИКС можно проанализировать посредством обработки статистической информации, представленной Всемирным Банком.

На рис. 1 приведены статистические данные, характеризующие удельный вес внешней торговли товарами в совокупной величине ВВП стран БРИКС за 2005–2015 гг. [16]

 

 

 

Рис. 1. Удельный вес внешней торговли товарами в совокупной величине ВВП стран БРИКС, %

 

На основании статистических данных можно увидеть, что наибольший удельный вес внешней торговли товарами в совокупной величине ВВП наблюдается у ЮАР в 2015 г.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. удельный вес внешней торговли товарами в совокупном объёме ВВП в Бразилии увеличился на 1,6 п. п., в России – увеличился на 0,8 п. п., в Индии – сократился на 7 п. п., в Китае – сократился на 5,1 п. п., в ЮАР – сократился на 1,4 п. п.

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. удельный вес внешней торговли товарами в совокупной величине ВВП в Бразилии сократился на 0,8 п. п., в России – увеличился на 0,6 п. п., в Индии – сократился на 3,4 п. п., в Китае – сократился на 2,3 п. п., в ЮАР – увеличился на 0,1 п. п.

На рис. 2, 3 приведены статистические данные, характеризующие динамику индексов физического объёма экспортных и импортных операций стран БРИКС [17].

Как показывают вышеприведённые данные, наибольший уровень индекса физического объёма экспортных операций наблюдается у Китая, а индекса физического объёма импортных операций – у Китая и Индии.

 

 

 

Рис. 2. Динамика индекса физического объёма экспортных операций

 

 

 

Рис. 3. Динамика индекса физического объёма импортных операций

 

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. индекс физического объёма экспортных операций в Бразилии увеличился на 16 п. п., в России – увеличился на 5,5 п. п., в Индии – сократился на 8,9 п. п., в Китае – сократился на 6,2 п. п., в ЮАР – увеличился на 9 п. п. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. анализируемый параметр в Бразилии сократился на 3,6 п. п., в России – увеличился на 1,5 п. п., в Индии – увеличился на 14,5 п. п., в Китае – увеличился на 43,6 п. п., в ЮАР – увеличился на 7,7 п. п.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. индекс физического объёма импортных операций в Бразилии сократился на 35,1 п. п., в России – сократился на 123,9 п. п., в Индии – увеличился на 48 п. п., в Китае – сократился на 11,8 п. п., в ЮАР – увеличился на 11,6 п. п. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. анализируемый параметр в Бразилии сократился на 6,2 п. п., в России – сократился на 39,5 п. п., в Индии – увеличился на 14,7 п. п., в Китае – увеличился на 20,1 п. п., в ЮАР – увеличился на 5,1 п. п.

На рис. 4, 5 изображены статистические данные, характеризующие динамику объёма импортных и экспортных операций стран БРИКС за 2005–2015 гг. [18]

 

 

 

Рис. 4. Динамика объёма импортных операций стран БРИКС, млрд ед. национальной валюты

 

 

Рис. 5. Динамика объёма экспортных операций стран БРИКС, млрд ед. национальной валюты

Из вышеприведённых статистических данных можно увидеть, что уровень экспортных и импортных операций к 2015 г. уменьшился у стран БРИКС. Кроме того, наибольшую величину экспортных и импортных операций имеет Китай на протяжении исследуемого временного периода.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. объём экспортных операций сократился в Бразилии на 15,2%, в России – на 30,1%, в Индии – на 11,7%, в Китае – на 3,8%, в ЮАР – на 11,5%. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. анализируемый параметр сократился в России на 5%, в Бразилии – на 5,5%, в ЮАР – на 3,2%, увеличился в Китае на 7,2%, в Индии – на 3,4%.

В 2015 г. по сравнению с 2014 г. объём импортных операций сократился в Бразилии на 23,7%, в России – на 34,3%, в Индии – на 11,1%, в Китае – на 9,6%, в ЮАР – на 13,4%. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. анализируемый параметр сократился в России на 8,7%, в Бразилии – на 2,1%, в ЮАР – на 5,2%, в Индии – на 1,2%, увеличился в Китае на 6,7%.

Сокращение импортных операций выступает положительным фактором в реализации внешнеторговых отношений [19]. Кроме того, темп прироста объёма операций в Китае выше, чем темп прироста импортных операций, что свидетельствует об эффективности ведения внешнеторговых переговоров.

Современное развитие внешнеторговых отношений государств БРИКС обусловлено макроэкономической дестабилизацией внешнеторговой политики, что предопределяет замедление экономического развития государств рассматриваемой организационной структуры.

Введение Стратегии партнёрства государств БРИКС будет способствовать повышению экономического потенциала и применению существующих возможностей с целью экономической взаимодополняемости. Данный аспект предопределяет решение острых экономических вопросов во внутренней экономической политике с целью усиления внешнеэкономических позиций [20]. Партнёрство при вышеуказанном стратегическом планировании порождает разрешение основополагающих проблем в сфере взаимных торговых отношений и инвестиционных проектов [21].

Становление сотрудничества между государствами БРИКС на базе международных связей обладает существенным значением для эффективного осуществления проектов, сформированных в области международных торговых отношений, финансирования проектов, промышленных и научных кластеров.

С целью сохранения высоких позиций на международной арене государствам БРИКС необходимо решить следующие задачи:

  1. Предоставление собственной оценки ситуаций глобального уровня и становление интернациональной торговли с опорой на анализ существующих торговых инструментов.
  2. Координация действий и решений в организациях международного и регионального уровней.
  3. Развитие новых форматов взаимодействия с иными участниками торговых отношений.
  4. Расширение партнёрства с многосторонними организационными структурами, которое дополнит двусторонние связи стран БРИКС.
  5. Реализация активной политики в деятельности международных организаций с целью сохранения роли региональных лидеров, что способствует развитию и устойчивому росту [22].

Таким образом, развитие внешнеторговых отношений играет существенную роль в социально-экономическом развитии любого государства, способствует сокращению внешнего долга страны [23]. В связи с макроэкономической дестабилизацией экономической сферы стран БРИКС произошло замедление экономического развития, что обусловливает нестабильность внешнеторговых отношений.