Для начала рассмотрим, что такое дочерняя компания и филиал.
Дочерняя компания – это юридическое лицо, созданное иным предприятием либо учредителем с передачей ему доли своего имущественного фонда.
Яркими примерами могут служить такие компании:
- Berkshire Hathaway Inc, у которой имеется несколько дочерних компаний, которые занимаются различными видами деятельности:
- General Re (перестрахование);
- Berkshire Hathaway Primary Group (страхование);
- Berkshire Hathaway Reinsurance Group (страхование и перестрахование);
- BNSF – железнодорожная сеть, охватывающая штаты США и Канаду;
- Berkshire Hathaway Energy – американская компания, занимающаяся электроснабжением и газоснабжением;
- McLane Company (оптовая торговля).
- «Роснефть» – российская государственная нефтяная компания. В ее структуру входят дочерние предприятия, у которых основной вид деятельности – добыча и разработка месторождений:
- «РН-Юганскнефтегаз» обеспечивает большую половину добычи ОАО НК «Роснефть»;
- «РН-Пурнефтегаз» ведет разработку нефтяных и газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе;
- «Томскнефть ВНК» осуществляет свою деятельность в Западной Сибири;
- «Ванкорнефть» находится в Восточной Сибири;
- «РН-Сахалинморнефтегаз» осуществляет свою деятельность на Дальнем Востоке;
- «РН-Северная нефть» – в Республике Коми;
- «Самаранефтегаз» – крупнейшее нефтегазодобывающее предприятие Роснефти на территории Самарской области и ее третий по объему добывающий актив;
- «Удмуртнефть» – крупнейшее нефтедобывающее предприятие Удмуртской Республики;
- «Краснодарнефтегаз» – юг России;
- «НК «Роснефть-Дагнефть» и ОАО «Дагнефтегаз» – у этих предприятий основными месторождениями являются Димитровское нефтегазоконденсатное месторождение и Озерное нефтяное месторождение [1].
К преимуществам можно отнести следующие факторы:
- ответственность по долговым обязательствам лежит на головной компании;
- маркетинговая стратегия, которую ведут дочерние предприятия, разрабатывается в головной компании, выступающей гарантом качества продукции и предоставляющей возможность использования репутации компании и т. д.;
- расчет и составление бюджета осуществляются бухгалтерией головной компании;
- расходы дочерних организаций покрывает главная фирма.
Основные недостатки:
- у дочерних компаний есть ограничения по использованию средств основного капитала, так как его разделение происходит по определенному плану, который устанавливается руководством основного предприятия;
- при банкротстве основного предприятия дочернему предприятию придется прекратить свою деятельность, так как вся его прибыль будет перераспределяться на погашение расходов.
Филиал – это зависимая от основной организации структура, не являющаяся самостоятельным юридическим лицом, однако расположенная, как правило, на значительном географическом отдалении от головного офиса.
Примером могут служить такие компании, как Mvideo, у которой 424 магазина в 169 городах России, либо «Эльдорадо», у которой более 400 магазинов по стране.
Преимуществами филиалов, по мнению санкт-петербургской консалтинговой компании «Advising Bureau РЕШЕНИЯ УСПЕХА», являются [2]:
- Полная управляемость филиала.
- Полное соблюдение правил и политики главной компании.
- Возможность вносить изменения в поставленные задачи и требования в режиме реального времени.
- Упрощается «обратная связь» с руководством филиала – возможность изменить позицию компании в регионе.
- Возможность уменьшить количество сотрудников филиала, используя сотрудников головного офиса по ключевым позициям.
- Наличие взаимозаменяемости, т. е. сотрудники главной компании и филиала могут заменять друг друга по тем или иным причинам.
- Может случиться смена кадров, когда сотрудники филиала могут быть приглашены в главный офис.
- Филиал точно не будет партнером главной компании в регионе.
- Инвестиции, вложенные в собственное подразделение, увеличивают стоимость компании в целом.
- Происходит «экспансия торговой марки» компании, она становится более узнаваемой, и, соответственно, возрастает её цена.
Недостатки:
- Требует достаточно больших инвестиций.
- Все риски неудачного открытия филиала лежат на головной организации.
- Требует постоянного контроля за движением денежных средств и ценностей.
По статистике, 61% компаний не проводят анализ денежных потоков, из-за чего в начале работы сталкиваются с проблемой размывания средств между подразделениями. В 67% организаций филиалы имеют организационные сложности и проблемы в управлении, вследствие чего более 80% филиалов в первые 1–2 года после начала работы имеют высокую текучесть персонала, что приводит к увеличению затрат на открытие и содержание филиала.
Таким образом, можно сказать что все это происходит из-за того, что в главном предприятии нет четкой политики в управлении филиалами и нормализации необходимых процессов, функций и полномочий сотрудников.
При проведении опроса руководителей 50 компаний на предмет карьерного роста для персонала филиала и взаимозаменяемости сотрудников головного офиса и филиалов выяснилось следующее:
- 34% руководителей рассматривают кандидатуры сотрудников филиалов на имеющиеся вакансии в головном офисе.
- 47% считают, что перевод персонала из филиала в главный офис является неэффективным.
- 19% могут рассмотреть перевод только при желании самого сотрудника.
По итогам опроса видно, что в большинстве компаний нет методики и практики контроля потенциала карьерного роста и имеющегося опыта у персонала филиалов для использования в главном офисе.
На выбор в пользу филиальной структуры или создания дочерних предприятий большое влияние оказывают вопросы налогового аспекта.
Дочернее предприятие значительно сокращает издержки, в отличие от филиала, у которого ведение налогового и бухгалтерского учета осуществляется в главном предприятии, так как такие издержки будет вести оно само.
Филиалу придется добавлять сумму налога на прибыль, который относится к каждому филиалу, а декларацию подавать не только по месторасположению главной компании, но и там, где находятся филиалы. В случае дочерних предприятий, так как они являются самостоятельными юридическими лицами, они ведут документацию только по местонахождению.
Самый главный недостаток филиалов в условиях кризиса заключается в том, что филиалы действуют от имени создавшего их общества. Другими словами, холдинг несет полную ответственность за их действия: платит штрафы, возмещает убытки. Более того, если налоговая инспекция из-за одного филиала накладывает арест на счета холдинга, это может парализовать всю его работу.
Дочерние предприятия самостоятельно отвечают по своим обязательствам, но надо учитывать, что в случае проблем у дочерней организации главная будет привлечена:
- к солидарной ответственности, так как главная компания давала указания дочерней, которые обязательны для исполнения;
- субсидиарной ответственности, ведь дочернее предприятие обанкротилось, исполняя прямые указания управляющей компании, и теперь у дочерней фирмы не хватает собственных активов, чтобы расплатиться по всем долгам и обязательствам. Все это придется компенсировать управляющей компании за счет собственных средств или имущества.
Особенности создания филиала или дочерней фирмы
На сайте FIOKAN указывается порядок открытия филиала [3]:
- Для начала принимают решение об открытии филиала общим собранием участников.
- Далее вносят изменения в связи с созданием филиала в устав юридического лица.
- Утверждают Положения о филиале.
- Подают заявления в регистрационный орган по месту нахождения юридического лица.
- В конце изготовляют печати филиала.
Дочернее предприятие можно создать двумя способами: на пустом месте или путем поглощения.
По мнению профессора А. Т. Зуба, преимущества создания дочернего предприятия [4] следующие:
- это более дешевая форма прямого проникновения;
- такой метод создания подходит для малых фирм, у которых финансовые ресурсы ограничены;
- целесообразно, когда нет желания унаследовать проблемы существующей фирмы;
- иногда перестройка устаревших технологий производства бывает дороже, чем создание нового предприятия;
- можно создать предприятие там, где нет проблем с наймом сотрудников;
- правительства в странах внедрения поддерживают такие фирмы субсидиями и налоговыми скидками.
Этапы создания дочернего предприятия с нуля:
- Для начала необходимо составить устав дочерней фирмы.
- Провести общее собрание учредителей.
- Закрепить решение о создании в протоколе.
- Назначить руководителя и главного бухгалтера.
- В конце подготовить и сдать необходимые документы в налоговую службу для регистрации.
Путем поглощения:
- быстрое проникновение на иностранный рынок;
- быстрая отдача на используемый капитал;
- может предупредить действия фирмы-конкурента;
- можно избежать ряда проблем в культуре, управлении и т. д.;
- в результате поглощения фирма может использовать имеющиеся на предприятии технологии, торговые марки, устоявшиеся связи с поставщиками и потребителями;
- не нарушает существующего конкурентного соотношения в стране-хозяйке.
Этапы создания дочернего предприятия путем поглощения:
- Выбрать вид деятельности и зафиксировать его в уставе.
- Зарегистрировать новое юридическое лицо.
- Назначить директора и главного бухгалтера.
- Передать часть финансовых средств дочерней компании и закрепить актом.
- Сдать заявление и необходимые документы главной организации в Государственную палату.
Итак, в чем различие между филиалом и дочерней фирмой? На сайте «Финансовый директор» представлены главные отличия дочернего предприятия от филиала [5].
Таким образом, нельзя сказать точно, что будет выгоднее – филиал или дочернее предприятие, потому что многое зависит от стратегических целей бизнеса, видов деятельности, реализуемых холдингом, и других важных факторов. Но в большинстве случаев на практике филиальную сеть используют компании, имеющие один вид основной деятельности (например, торговля). Если организация ведет несколько видов деятельности, то лучше сформировать дочернее общество, выделив в него отдельное бизнес-направление. Бывают и комбинированные варианты, например, когда создается группа компаний, у каждой из которых есть собственные филиалы.
Ключевые отличия филиалов от дочерних предприятий
Филиал |
Дочернее предприятие |
Не является юридическим лицом, полностью зависима от головного офиса, не может быть субъектом правоотношений и участником судебных слушаний |
Является юридически независимой организацией, может быть субъектом правоотношений, истцом и ответчиком в суде |
Руководитель филиала действует на основании доверенности, выданной головной организацией |
Функционирует на основании устава либо учредительного договора и устава в зависимости от выбранной организационно-правовой формы |
Имеет закрепленное имущество, активы, закрепленные за филиалом, могут быть взысканы в счет долгов головного офиса и, наоборот, по обязательствам, связанным с деятельностью филиала, полную имущественную ответственность несет головная организация |
Имеет обособленное имущество. Не отвечает по долгам головной организации, поэтому рискованные экономические сделки могут заключаться от имени дочерних предприятий |
Осуществляет все или часть функций головной организации, в том числе функции представительства |
Может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом |
Сведения о филиале должны быть указаны в учредительных документах юридического лица |
|