Full text

Всемирная таможенная организация полагает, что таможенный контроль является показателем благополучного развития таможенной службы. Результативным механизмом таможенного контроля является система управления рисками (RMS) – в качестве приоритета для таможенных органов. В концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации таможенный риск – это вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Но понятие таможенного риска должно дополняться такой составляющей риска, как величина потерь, поскольку при анализе ситуации и определении ее как рискованных должностных лиц таможенных органов Российской Федерации учитывают не только ее вероятность, но и потенциальный экономический или иной ущерб, который может возникнуть. Поэтому под таможенным риском предлагается понимать сочетание вероятности нарушения таможенного законодательства и его негативных последствий.

Система управления рисками представляет собой систему таможенного администрирования, которая обеспечивает осуществление эффективного таможенного контроля на основе принципа избирательного контроля и на основе оптимального распределения ресурсов таможенной службы Российской Федерации по наиболее важным и приоритетным направлениям работы таможенных органов по предупреждению нарушений таможенных правил [1].

Риски на таможне непосредственно относятся к категории экономических рисков, и их появление может значительно изменить ход благополучной и эффективной экономической деятельности страны на всех уровнях. Необходимо разработать научно-практический подход к изучению таможенных рисков и конкретные стратегии, которые минимизируют негативные последствия. Когда речь идет о таможенных рисках, прежде всего необходимо иметь о них четкое представление.

Таможенный риск представляет собой риск несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Разумеется, это определение отражает правовой аспект таможенных рисков, но стоит обратить внимание на то, что это связано с появлением неприятного события, которое может произойти в процессе осуществления таможенного регулирования внешней торговли, что повлечет за собой нежелательные экономические последствия, а затем это определение вполне может быть применено в экономическом аспекте вопроса о таможенных рисках.

В целом риски представляют собой сложно-динамическую категорию, поэтому их необходимо исследовать во всех видах деятельности: экономической, политической, социальной и др.

В свою очередь, экономические риски также многообразны. Среди них обычно выделяются финансовые, валютные, предпринимательские, инвестиционные и иные виды рисков. Однако при всей значимости подходов по их исследованиям они не включают особую категорию, а именно риски, возникающие в процессе таможенного регулирования внешней торговли.

Используя широкий подход к определению источников таможенных рисков, их можно разделить на внутренние и внешние по отношению к Федеральной таможенной службе России [2]. Следует отметить, что происхождение и причины возникновения тесно связаны друг с другом.

Внутренние источники определяются как элементы таможенных органов, которые могут быть носителями определенных рисков. Таким образом, внутренним источником таможенного риска может быть деятельность таможенного персонала. В этом случае мы можем поговорить о нескольких вариантах возникновения рисков, например о ситуациях, когда таможенный персонал совершает ошибки при осуществлении своей непосредственной деятельности, различные виды злоупотреблений и мошеннические действия, возникающие из-за преобладания собственных интересов таможенных органов над интересами национальной безопасности, ошибки, возникающие из-за недостаточной осведомленности персонала относительно определенного круга вопросов и других рисков. Кроме того, риски могут возникать в случае таких обстоятельств, как деятельность таможенных служб, которые регулируются не в целях оптимизации функционирования хозяйствующих субъектов, а с целью максимизации государственных доходов.

Если мы говорим о таможенных органах как о едином носителе риска, то в этом случае основные виды угроз экономической безопасности могут возникнуть из-за необоснованных задержек с выполнением процедур таможенного контроля при обработке различных видов документов в ситуациях отказа должностными лицами таможенных органов разъяснить или интерпретировать требования к документам и процедурам, а также из-за коррупции, взяток за беспрепятственный проезд имущества и транспортных средств, повреждения имущества во время нахождения его на складе временного хранения, повреждения имущества из-за задержки в таможенном оформлении и т. д. [3]

Внешние риски имеют более широкий диапазон и могут быть отражены как таможенные риски, возникающие от государственных и хозяйствующих субъектов Российской Федерации, а также таможенные риски, возникающие от иностранных компаний на различных уровнях деловой или экономической деятельности.

Со стороны государства значительные виды рисков включают в себя изменения в любых видах законодательства, прямо или косвенно связанных с деятельностью таможенных органов, структурные преобразования Федеральной таможенной службы России, регулирование информационных потоков, способность сотрудников таможенных служб к доступу инновационных разработок для улучшения таможенных процессов и процедур и т. д.

Со стороны хозяйствующих субъектов перечень таможенных рисков довольно обширен: неполная информация и документы, предоставленные при таможенном оформлении; неточность информации в документах и устных заявлениях при таможенном оформлении; представление поддельных документов для замены отсутствующих; использование незаконных схем уклонения от таможенных платежей; использование незаконных схем для получения дохода от таможенных процедур и т. д.

Со стороны иностранных субъектов разного уровня экономической активности или хозяйственной деятельности ситуации, в которых возникают таможенные риски, подобны описанным выше вариантам с разницей только в принадлежности к определенному государству.

Одним из подходов к классификации рисков является практическое различение рисков выявленных и потенциальных.

Выявленный (доказанный) риск – факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза (ТС) и/или законодательства государств – членов ЕАЭС уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

Потенциальный риск – риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют.

Выявленный (доказанный) риск является историческим фактом, когда нарушение произошло и в таможенных органах имеется отчет о нарушении таможенного законодательства и фактах, сопутствующих такому случаю. Доказанные риски могут быть проанализированы по отношению к текущим данным, чтобы предположить, существуют ли условия, способствующие риску, в настоящее время. Выявленный риск можно разделить на две категории.

Риск в содержании предмета спора:

-          в отношении участников ВЭД проводится анализ частоты уже проведенных проверок и их результатов и история споров (тип, количество, степень серьезности наблюдаемых нарушений);

-          в отношении товаров изучается, с одной стороны, количество нарушений, отмеченных по данному товару или по товарной группе на национальном уровне, определенное по анализу статистики, и, с другой стороны, типы мошенничества, наблюдаемого для каждого товара на национальном уровне, и их серьезность.

Риск в содержании информации. Анализируется целевая оперативная информация, которая, вероятно, должна привести к выявлению существенного мошенничества. Эта информация может поступать из различных национальных или внешних источников.

Потенциальные риски – риски, которые еще не проявили себя, но подозреваются. Например, разработка нового товара, которому владелец присваивает свою торговую марку, может становиться целью тех, кто желает нарушить права интеллектуальной собственности владельца. Эти риски также должны анализироваться на основе текущих данных, и, если условия для риска существуют, должны быть предприняты соответствующие действия. 

Целью классификации рисков в таможенных целях является их распределение на конкретные группы в соответствии с определенным признаком, положенным в основу данной классификации. Научно обоснованная классификация риска содействует четкому определению места каждого риска в общей системе и создает потенциальные возможности для эффективного применения соответствующих методов, приемов управления рисками. Выявление рисков, их наиболее полное описание и классификация – важный этап анализа рисков, имеющий большое значение при совершенствовании СУР. Классификация рисков означает соединение множества рисков, основанных на некоторых признаках и критериях, позволяющих объединить подмножества риска в более общие концепции (табл. 1.).

Таблица 1

Классификация таможенных рисков и их виды

 

Классификация таможенных рисков

По направленности риска

Тарифные/нетарифные

Недостаточная классификация кода ТНВЭД

Недостаточное декларирование страны происхождения

Занижение таможенной стоимости

Занижение веса товара

Перемещение товаров сверх квот

Предоставление поддельных документов

Не декларирование

В зависимости от частоты проявления

Спорадический – нерегулярный риск, вызываемый редкими событиями

Фундаментальный – регулируемый риск

По степени прогнозируемости

Прогнозируемые/непрогнозируемые

Риски, выявленные с применением ИДК (инспекционно-досмотровый комплекс)

Риски неправомерных действий с товарами:

– Риски сокрытия товаров.

– Незаконное перемещение товаров и транспортных средств.

– Тайники, придание товарам вида других товаров

Риски сообщения недостоверных сведений таможенному органу:

– Документальные.

– Идентификационные

По способу доведения информации до таможенного органа

Риски, информация о которых направлена в таможенные органы в электронном виде

Риски, информация о которых направлена в таможенные органы на бумажном носителе

В зависимости от времени существования

Краткосрочный – существует не более 1 месяца

Среднесрочный – существует более 3 месяцев

Постоянный – существует без ограничений срока

До выпуска в ходе совершения таможенных операций

Прибытием/убытием

С проведением различных таможенных процедур

По региону деятельности

Общероссийский – риск, имеющий место на всей территории РФ либо в отдельных таможенных органах

По региону деятельности

Региональный – риск, имеющий место в регионе деятельности одного РТУ

Зональный – риск, имеющий место в регионе деятельности одной таможни

В зависимости от времени обнаружения

Прибытие/убытие товаров и транспортных средств

До выпуска в ходе совершения таможенных операций

В зависимости от способа выявления

Автоматические – доводятся до таможенных органов в электронном виде и выявляются специальными программами

Автоматизированные – доводятся до таможенных органов в электронном виде и выявляются специальными программами с учетом решения ДЛТО по результатам проверки индикатора риска

Неформальные – доводятся в бумажной форме и без применения ПО

По факту выявления

Выявленный риск – факт нарушения таможенного законодательства

Потенциальный – риск не был выявлен, но условия для его возникновения имеются

 

Классификация рисков позволяет:

-          определить обобщающие характеристики объектов риска, например качество товаров или владельцев товаров;

-          изучить структуру объектно ориентированных рисков, например проанализировать весовые показатели или структуру диапазона опасных грузов;

-          правильно осуществлять таможенные операции с товарами, например рассчитать размер таможенных пошлин или проверить документы и информацию о стоимости товаров;

-          применять автоматизированные системы управления для сбора, обработки и записи информации.

В соответствии с подходом Федеральной таможенной службы России к категоризации участников внешнеторговой деятельности определены три типа риска возможного нарушения таможенного законодательства: высокий, средний и низкий (табл. 2) [4].

Таблица 2

Виды риска возможного нарушения участниками ВЭД

таможенного законодательства

 

Виды рисков

Характеристика

Высокие

Реализуются и будут иметь серьезные последствия

Средние

Могут возникать с меньшей вероятностью или иметь менее серьезные последствия, но не обязательно и то и другое

Низкие

Являются допустимыми рисками, которые могут быть оценены в соответствии со стандартными или обычными процедурами или при которых никакие действия не требуются

 

Основной проблемой при классификации и идентификации рисков является вопрос о достоверности заявленной информации, и прежде всего надежности декларации. Здесь важно учитывать разницу между неточной декларацией и не декларацией.

Не декларирование – это не заявление декларантом или таможенным представителем фактической информации о количественных характеристиках товаров (штук, веса, объема товаров), т. е. все товары или их часть не заявляются [5].

Недостоверное декларирование – заявление декларанта или таможенного представителя в таможенной декларации не соответствующих действительности (ложных или недостоверных) сведений о качественных характеристиках товара (общее количество и общее наименование заявленных товаров соответствует действительности). Примеры недостоверной декларации: пересортица внутри партии; несоответствие с точным наименованием товара.

Недостоверное декларирование и не декларирование часто основано на предоставлении недействительных документов, что подразумевает обоснование ложных сведений.

Таким образом, решение главной части проблем, связанных с уменьшением неприятных последствий происхождения таможенных рисков, значительно увеличит результативность работы таможенных органов [6]. Это, в свою очередь, приведет к усовершенствованию положения экономической ситуации в стране, увеличению основных экономических показателей, констатирующих об увеличении уровня самообеспеченности российской экономики и, как следствие, увеличении качества жизни населения. Кроме того, производительность таможенных органов может привести к изменениям в структуре экспорта и импорта в пользу России и значительной поддержке российских предпринимателей, экспортирующих свою продукцию. Также возможно снизить уровень мошеннических схем, связанных с валютными операциями.