Качество жизни является едва ли не самым важным показателем, на основании которого можно строить прогнозы относительно стабильности государства и определять вектор его развития. Улучшение качества и уровня жизни приоритетно в нашей стране, поскольку является одним из основных направлений реализуемых национальных проектов в различных направлениях: образование, жилищные условия, здравоохранение и т. д. Это объясняется тем, что в настоящее время обеспечение человека минимумом благ и комфортом не является единственной задачей. Существует масса критериев, которые помогают оценить качество жизни.
Так, по мнению специалистов Всероссийского центра уровня жизни, оценить качество жизни возможно, используя такие критерии, как социальная инфраструктура, окружающая среда, оценка собственной удовлетворенности качеством собственной жизни, оценка трудовых условий, личная безопасность, оценка качества общества.
Среди других исследователей целесообразно выделить С. А. Айвазяна [1], который совместно с группой других ученых пришел к выводу, что качество жизни можно оценить посредством оценки: уровня благосостояния, качества экологии, качества населения и реализуемой социальной сферы, а также природно-климатических условий.
Более подробно рассмотрела совокупность критериев Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат), которая подошла к определению и оценке качества жизни в широком понимании. Основной массив показателей рассчитывается не только в целом по РФ, но и по отдельным субъектам (регионам) РФ и по группам населения (город/село; пол; возраст). В полной системе показателей социального положения и уровня жизни населения России Росстатом выделяются следующие группы (их точное название, порядок и содержание незначительно изменяются от года к году):
- Демография.
- Социальное и экономическое развитие и мнение населения об этом уровне.
- Оценка уровня безработицы, трудовых условий, а также уровня занятости.
- Доходная часть населения и их распределение.
- Средства связи.
- Правонарушения.
- Социальная политика.
- Оценка жилищных условий.
- Здравоохранение.
- Образование.
- Культура, туризм и отдых.
- Окружающая среда.
- Разделение доходов и уровень бедности.
- Расходы населения и уровень потребления в домашних хозяйствах.
- Международные сравнения.
Таких методических подходов достаточно много, и каждый из них так или иначе в своей формулировке включает прямо или косвенно ссылку на жилищные условия. И действительно, жилищные условия – это едва ли не самый важный критерий, ведь каждая семья и человек прежде всего стремятся обзавестись своим жильем. Если у человека нет жилья, ему достаточно трудно развиваться в различных направлениях и труднее осуществлять социальную роль в обществе.
Жилищные условия в любом регионе показывают уровень его развития, социальной политики, уровня дохода и возможностей населения. На решение жилищного вопроса можно посмотреть с различных сторон: с одной стороны, это задача государства, которую оно стремится решить, используя различные национальные приоритетные проекты, с другой стороны, это отдельное направление бизнеса, где инвесторы зарабатывают деньги, и наконец, это ниша, в которой человек стремится приобрести собственное жилье в силу своих возможностей.
В 2002 г. была введена в действие федеральная целевая программа «Жилище», целью которой было помочь российским гражданам купить жилье. Однако в настоящее время данная программа стала частью другой целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [2], которая утверждена в предыдущем 2017 г., и осуществлять ее будут Министерство строительства и Министерство финансов. Однако все это федеральный уровень, а в регионах также осуществляется реализация подобных программ. Поскольку нашим объектом исследования в рамках данной статьи выступила Омская область, рассмотрим, как работают жилищные программы в данном регионе.
Администрация Омска в лице департамента жилищной политики в пределах своей компетенции реализует и исполняет федеральную целевую программу «Жилище» [3]. В рамках реализации этой программы администрация дает возможность приобрести жилье молодым семьям за счет социальных выплат либо индивидуального жилищного строительства. За 2018 г. в департамент жилищной политики обратилось 304 молодые семьи, из них 181 семье были оказаны консультационные услуги в рамках данной программы, остальные семьи подали документы для участия в программе. И по итогам 2018 г. свое право в данной программе подтвердило 118 семей. На эти цели было выделено в 218 г. в Омской области 80 млн руб., из них 30 млн руб. выделяется из федерального бюджета в рамках государственных целевых программ. Нетрудно посчитать, что софинансирование регионального бюджета составит около 52 млн руб. Для участия в целевой программе «Жилище» необходимо выполнение следующих условий:
- возраст не превышает 35 лет: одного из супругов в неполной семье или обоих супругов в полной семье;
- наличие документального подтверждения о том, что семья нуждается в получении жилого помещения;
- доходы семьи позволяют обратиться в кредитное учреждение за кредитом либо есть иные денежные средства, которых будет достаточно, чтобы оплатить стоимость жилья свыше суммы социальной поддержки.
Однако реализация программ не способна быстро обеспечить жильем все население страны и регионов. Информацию о состоянии жилищных условий можно получить на сайтах Федеральной службы государственной статистики РФ и ее региональных подразделениях. Здесь информация о жилищных условиях населения, деятельности организаций коммунального комплекса формируется в разрезе: страны, федеральных округов, субъектов РФ и их центров, городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, а также форм собственности [5].
Если возвращаться к вопросу о реализации целевых жилищных программ, то стоит в связи с этим рассмотреть динамику числа молодых семей, состоящих на учете как нуждающиеся, и числа семей, улучивших свои жилищные условия. Для оценки деятельности работы данной программы рассмотрим выполнение данных показателей за 2000–2017 гг. [4]
Таблица 1
Число семей, получивших жилые помещения и состоявших на учете
в качестве нуждающихся в жилых помещениях (единиц)
Показатель |
2000 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год |
1459 |
1105 |
2905 |
3014 |
2845 |
2148 |
1570 |
1300 |
1431 |
1105 |
Число семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года |
70622 |
43670 |
45564 |
47904 |
52516 |
47453 |
47613 |
41587 |
41086 |
41143 |
Как видно из табл. 1, число семей, получивших жилье или улучивших свои жилищные условия, снизилось на 75,7% в динамике за 2000–2017 гг. Хорошая динамика наблюдалась в 2010–2013 г.: так, в 2011 г. был отмечен пик за рассматриваемый период – 3014 семей, а уже с 2012 г. отмечено постепенное уменьшение числа семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия. Если рассмотреть число семей, состоявших на учете, то здесь также отмечено снижение числа участвующих в реализации данной программы. Так, еще в 2000 г. их число составило 70 622 семьи, а уже в 2017 г. число снизилось до 41 143 семей, что на 29 479 семей, или на 58,3%, меньше. Уже в 2009 г. их рост составил 43 670 семей, что на 26 952 семьи меньше, чем в 2000 г. Очень сильная диспропорция отмечена в соотношении стоящих на учете и получивших или улучивших жилищные условия. Так, в 2000 г. из состоявших на учете 70 622 семей получили жилье лишь 1459 семей, диспропорция снижается к 2017 г.: из состоявших на учете 41 143 семей получили жилье 1105 семей, однако снижение этой диспропорции связано не с более активным предоставлением жилья семьям, а с сокращением числа состоящих на учете.
Если рассматривать общую площадь жилищного фонда Омской области [4], то необходимо отметить, что доля общей жилой площади в динамике за 2000–2017 гг. растет и составляет к 2017 г. 47694,5 тыс. кв. м, что на 120,9% больше, чем в 2000 г. Однако этот показатель дает нам представление об общей площади, но не оценивает обеспеченность жильем населения Омской области, поэтому целесообразно рассмотреть показатель оценки жилья на одного жителя, что можно увидеть в табл. 2.
Таблица 2
Жилищный фонд Омской области за 2000–2017 гг.(на конец года)
Год |
Общая площадь жилых помещений, всего, тыс. кв. м |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м |
2000 |
39680,6 |
18,7 |
2008 |
42765,1 |
21,5 |
2009 |
43817,4 |
22,1 |
2010 |
44417,5 |
22,5 |
2011 |
44974,2 |
22,8 |
2012 |
45719,0 |
23,2 |
2013 |
45299,4 |
22,9 |
2014 |
46013,7 |
23,3 |
2015 |
46765,6 |
23,6 |
2016 |
47507,0 |
24,1 |
2017 |
47964,5 |
24,5 |
Для наглядности рассмотрим динамику данного показателя в виде рисунка.
Если говорить о результатах работы за 2018 г., то необходимо отметить, что за январь – октябрь 2018 г. было введено еще 324,3 тыс. кв. м общей площади.
Еще одним направлением осуществления одновременно социальной политики и обеспечения жилищных достойных жилищных условий служит предоставление населению Омской области социальной поддержки для оплаты коммунальных услуг.
Динамика общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя
в Омской области за 2000–2017 гг., кв. м
Таблица 3
Предоставление гражданам Омской области социальной поддержки
и субсидий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг
Год |
Число граждан, пользовавшихся социальной поддержкой, чел. |
Объем средств, предусмотренных на предоставление гражданам социальной поддержки, тыс. руб. |
Количество семей, получавших субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за год, ед. |
Сумма субсидий, начисленная населению на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, тыс. руб. |
2000 |
695520 |
199691,8 |
105547 |
95929,9 |
2008 |
410955 |
1936813,7 |
52592 |
324617,0 |
2009 |
416601 |
2158167,7 |
49490 |
374892,4 |
2010 |
463199 |
2319671,0 |
42479 |
332975,0 |
2011 |
457718 |
2655252,6 |
30583 |
278493,7 |
2012 |
425291 |
2732673,9 |
25730 |
248629,5 |
2013 |
415215 |
2933900,5 |
21170 |
286478,5 |
2014 |
420806 |
3274167,6 |
19338 |
262216,1 |
2015 |
421103 |
3329634,1 |
19757 |
312778,8 |
2016 |
423560 |
3460985,3 |
19297 |
294471,1 |
2017 |
429080 |
3637711,1 |
17079 |
254567,7 |
Как видно из табл. 3 в динамике за 2000–2017 гг. число граждан, которые пользуются социальной поддержкой, снизилось, и значительно. Еще в 2000 г. таких граждан было 695 520 человек, а уже к 2017 г. их число сократилось на 266 440 человек, или на 61,7%. Основное сокращение мы видим еще в 2008 г., когда их число сократилось по сравнению с 2000 г. на 284 565 человек и составило 410 955 человек. В динамике же за 2008–2017 гг. сильных колебаний не обнаружено. Одновременно со снижением числа граждан, которым предоставляются социальные выплаты, увеличивается объем средств, предусмотренных на предоставление гражданам социальной поддержки, что можно объяснить и большим выделением средств из бюджета, и ростом инфляции. Так, за 2000–2017 гг. доля средств, выделенных на социальную поддержку, выросла на 34 380 119,3 тыс. руб., или на 1821,7%. Анализируя показатели числа семей, которые получают субсидии, можно сказать, что их число сократилось, и значительно; так, еще в 2000 г. число таких семей составляло 105 547, а уже к 2017 г. их было 17 079 семей, что на 83,8% меньше, или на 88 468 семей. При этом сама сумма субсидий ощутимо выросла, что можно объяснить в том числе ростом инфляции за анализируемые годы. Так, в 2000 г. сумма начисленных субсидий составляла 95 929,9 тыс. руб., а уже в 2017 г. их значение составило 254 567,7 тыс. руб.
Если анализировать в общем рынок жилья в регионе, то можно отметить, что Омск занимает пятое место по России, причем это относится и к первичному рынку недвижимости, где цена в среднем составила 44 тыс. руб. за квадратный метр, и к вторичному рынку, где была зафиксирована цена на уровне 45 тыс. руб. за квадратный метр. Наиболее популярным жильем для омичей были однокомнатная и двухкомнатная квартиры на вторичном рынке с долями спроса 34% и 32% соответственно. На третьем месте оказались «трешки» (20%), в основном на вторичном рынке жилья [6].