Будущее уже наступило – оно просто не очень равномерно распределено.
Уильям Гибсон
Однако хорошие или хотя бы компетентные экономисты встречаются чрезвычайно редко. Парадокс этот объясняется, очевидно, тем, что экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей.. Он должен быть в известной мере математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен мыслить символами и хорошо владеть словом.
Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с легкостью касаться абстрактного и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого – ради будущего…
Дж. М. Кейнс
Введение. Завышенная популярность профессии экономиста после распада страны привела к снижению качества. Штамповали их зачастую в массовом порядке. Как следствие – в обществе появилось недоверие. А нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху, если уже сегодня многие молодые люди зачастую по профессии не работают? Можно ли избежать проблем в будущем и выбрать специальность, которая будет востребована? Постараемся найти ответы в данной статье.
Выбирать будущее всегда надо по душе и в той сфере, которая интересует. Как правило, момент выбора наступает ближе к окончанию школы, и от него зависит вся дальнейшая жизнь. Дело в том, что не только профессиональная реализация, но и уровень удовлетворённости жизнью зависит от профессии [1, 2]. Мечтая о престижном образовании, школьники имеют довольно размытое представление о перспективах и о том, на что они могут рассчитывать в будущем. Для молодых людей важно не только заниматься любимым делом, но и вызывать уважение со стороны окружающих. Работникам «модной» профессии завидуют, стараются поддерживать контакты.
Предварительная профориентационная работа ученых-экономистов Пермского ГАТУ имени
академика Д. Н. Прянишникова с первоклассниками Ординской сельской школы Пермского края
Экономистом быть всегда модно. Данная профессия, возникла с появлением новых понятий: товар, деньги, обмен. Словом “oiconomia” древние греки обозначали управление хозяйством (oicos – дом; nomas – закон). Таким образом, это понятие стало обозначать теорию и практику инновационного ведения хозяйства. Грамотный экономист в любую эпоху способен стать настоящим героем. В традиционной экономике профессионал – тот, кто владеет определенными знаниями и усвоил определенные навыки. Это позволяет выполнять работу на высоком уровне [3].
В эпоху цифровой трансформации на первый план выходят творческие способности и умение эффективно использовать знания. Наука сегодня располагает разнообразными подходами к определению понятия «цифровая экономика», и по одному из них это активное использование высоких технологий и систем электросвязи/ИКТ. Экономические блага, произведенные на их основе, создают предпосылку для появления новых источников роста и качества жизни [4]. Полезность благ может возрастать с увеличением количества их пользователей, возникает так называемый сетевой экономический эффект.
Трансформируется вся деятельность человека, цифровизируются все отрасли: образование, здравоохранение, биотехнологии, сельское хозяйство, энергетика, информационные технологии, право, финансы. Наблюдается выраженный сдвиг трудовых навыков, необходимых молодым людям, чтобы остаться в профессии.
Задачи и методика исследовательской работы. На материалах, полученных в результате сравнительного исследования качества профориентации сельских школ края, итоговых документов воспитательно-просветительских мероприятий первокурсника факультета экономики и информационных технологий университета, анкетирования молодых экономистов на форумах молодежи как местного, так и регионального уровней, проведено научное обобщение тенденций потребности профессии на рынке труда цифрового будущего, что позволило решить ряд исследовательских задач, а конкретно оценить привлекательность специальности экономиста и уровень удовлетворенности. Исследование проводилось с использованием системного подхода и экономико-статистических методов.
Ход и результаты исследования. Мир в целом находится в состоянии трансформации, очень мощной, динамично развивающейся трансформации, и, если вовремя не сориентироваться, если вовремя не понять, что нужно делать и как, отстать можно навсегда.
Под воздействием сплошного проникновения электросвязи/ИКТ многие профессии существенно меняются, становятся более технологичными. Это приводит к упрощению умений работников высокой квалификации. Машины могут и отнять работу – будущее начинает пугать. Оно становится плохо предсказуемо. Надвигающаяся волна технологических новшеств, согласно некоторым исследованиям, ставит под угрозу почти половину всех рабочих мест. На глазах молодых людей произошло исчезновение многих профессий. Но даже и в этом случае нужен будет специалист, который правильно расставит приоритеты и цели для получения максимальной прибыли и с наименьшими потерями [5–7].
В цифровую эпоху профессия экономиста будет самой востребованной. Но это будет другой, новый уровень. Студенты-экономисты должны понять, что они специалисты по эффективности экономической деятельности в цифровую эпоху и там будут планировать ресурсы, контролировать расходы и анализировать результаты на высочайшем уровне и в цифровом формате. Создавать доброе «имя» эксперта-экономиста надо уже сейчас. Сплошное проникновение электросвязи/ИКТ постепенно ведет к исчезновению многих трудовых навыков (например, утрачивается умение пользоваться счетами). Сейчас сложно представить, какие трудовые навыки надо совершенствовать. Нет желания тратить время, деньги на приобретение, которые станут бесполезны в будущем. Уже проиграна битва с роботами-экономистами. Они качественнее и дешевле могут выполнить рутинную работу, не требующую творчества.
Поучительна эволюция бухгалтерской деятельности, в которой благодаря высоким технологиям произошли радикальные изменения. Прогресс достиг той точки, когда искусственный интеллект годится для выполнения почти всех организационно-административных задач. Если ключевым параметром в работе будет повторяемость, то она в опасности. Инновациям противостоять невозможно. Чтобы остаться в профессии, уже недостаточно диплома, молодые экономисты должны постоянно меняться, постоянно овладевать новыми знаниями и навыками. Будущий работодатель ожидает, что специальные знания существенно превосходят тот набор, который получил студент-экономист в учебном заведении.
Проблемы высшего экономического образования не могут быть отделены от контекста высшего образования в целом, но в то же время высшее экономическое образование имеет свою специфику. Подготовка экономистов является важнейшим условием обеспечения развития цифровой экономики, а это уже специалисты другого класса, с другими знаниями и практическими умениями. Во время обучения на факультете экономики и информационных технологий в Пермском государственном аграрно-технологическом университете имени академика Д. Н. Прянишникова приобретаются познания, которые молодые экономисты в дальнейшем могут предложить своим будущим работодателям.
Учеба на факультете предполагает освоение таких научных дисциплин, как микро- и макроэкономика, финансы, статистика, информационные технологии, налогообложение, международные стандарты учета, бухгалтерская отчетность и другие. Таким образом, выпускник приобретает способность мыслить творчески, оценивать инновационные проекты, делать экономические прогнозы, осуществлять финансовое планирование, применять мировой опыт в отечественных хозяйствах [8, 9].
Карьерный рост предполагает новые приобретения, необходимые для конкретной должности, например финансового директора – знания, включающие методы экономического анализа и статистики, а также финансовый менеджмент. Как личность экономист характеризуется решительным складом ума. Кроме того, нужно быть организованным и иметь склонность к скрупулезной работе, требующей концентрации внимания и усидчивости. Университет ведет подготовку экономистов под конкретный рынок, и набор качеств и характеристик соответствует потребностям. Нет чрезмерного внимания к объему знаний, которые не пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Формируются базовые профессиональные компетенции. Необходимо развивать способности студентов к самостоятельной работе, в которой важна мировоззренческая составляющая, обеспечивающая общее развитие личности и, как следствие, его рыночной стоимости.
Таким образом, анализ сущности профессиональной экономической деятельности в современном и будущем обществе помогает сформулировать основные черты экономиста, который относится к своей профессии не только как к источнику благосостояния, но и как к призванию. Удовлетворённость экономической профессией представляет собой оценочное отношение. Она может рассматриваться в аспекте общей и в аспекте частичной удовлетворённости [10].
Выборочный опрос, сделанный на молодежных форумах края среди студентов-экономистов университета и молодых экономистов агрохозяйств, выявил следующий уровень удовлетворенности своей профессией. Исследования представлены в таблице. Они показывают, что большинство респондентов удовлетворены (полностью или частично) осваиваемой профессией – 63%. Низка доля респондентов (14%), которые считают, что овладение настоящей профессией имеет решающее значение в их жизни и полностью удовлетворяет, вызывает вопрос. Но полная удовлетворённость достигается редко и с большим трудом. В профессии экономиста есть свои сильные и слабые стороны, такие, которые нравятся или же не нравятся, т. е. не соответствуют субъективным представлениям.
Удовлетворённость экономической профессией (% опрошенных)
Уровень удовлетворенности
|
Всего |
Студент- экономист |
Молодой экономист |
Удовлетворенность полная |
14 |
11 |
16 |
Не все нравится, есть беспокойство |
49 |
54 |
45 |
Примерно в равной степени |
18 |
20 |
16 |
Больше не нравится |
10 |
8 |
12 |
Профессия экономиста не интересна |
9 |
7 |
11 |
Всего |
100 |
100 |
100 |
Молодые экономисты находятся в процессе овладения профессией, и у них нет целостного представления о ней и о её будущем, оно сформировалось на базе полученных до настоящего момента знаний, на основе мнений и оценок преподавателей и старших специалистов. Как видно из указанных в таблице данных, немалая часть молодых специалистов с трудом может оценить свою удовлетворённость – 18%. Как и ожидалось, студенты-экономисты, обучающиеся в университете, чаще молодых экономистов испытывают трудности при оценке (20% против 16%). Молодые экономисты уже работают и оценивают профессию с практической стороны. Поэтому их мнение о том, что будущая профессия не представляет ничего особенного в сравнении с другими, заслуживает особого внимания.
Можно предположить, что молодые экономисты не удовлетворены некоторыми сторонами профессии, или не проявляют необходимого желания овладеть профессией, или же ошибочно ориентированы на неё. Одновременно необходимо отметить, что доля респондентов, которые считают, что будущая профессия экономиста их не в полной мере удовлетворяет, не столь уж мала – 19%. При этом студентов-экономистов больше не удовлетворённых, чем удовлетворённых профессией. Примерно столько же тех, кого выбранная профессия полностью не удовлетворяет. Эти студенты в перспективе будут стремиться сменить профессию. Ориентация на более высокодоходную работу повышает вероятность смены.
Велика относительная доля молодых экономистов (около одной четверти), которая тоже не удовлетворена своей профессией (это почти в два раза больше, чем студентов). И здесь вырисовываются проблемы, связанные с уровнем пригодности, способом профессиональной нацеленности на эту профессию, а также возможностями, которые предлагаются в высшем учебном заведении. Некоторые элементы процесса овладения экономической профессией, как и содержательная сторона, нуждаются в коррекции с обеих сторон – студентов и преподавателей. Логично, что молодые экономисты предъявляют серьёзные претензии к знаниям, имея возможности оценить их практическую полезность, так как цифровая экономика требует специалистов нового уровня, с новыми знаниями и практическими умениями.
Успех в будущей профессии зависит от способности адаптироваться по мере того, как в быстро меняющемся мире проявляются новые тенденции [11]. В свое время Чарльз Дарвин сказал, что выживает не самый сильный из вида и не самый умный, а выживет тот, который наиболее приспособлен к изменениям. Маловероятно, что изменения когда-либо замедлятся. Что важно было вчера, сегодня не стоит гроша. В прошлом перемены проходили постепенно, теперь – непредсказуемо. Адаптивность позволяет выживать в новых обстоятельствах и оставаться на высоте положения. Хорошо, если этот навык сочетается с проницательностью, давая новые перспективы на горизонте изменений. Для новых хозяйств, чтобы оставаться на волне, понадобятся специалисты, способные меняться вместе со временем, но при этом оставаясь личностью.
Даже в цифровом мире без эмоций не обойтись. Здесь и сейчас молодые экономисты постоянно учится общению. Будущий успех зависит от навыков коммуникации и наблюдательности. Цифровая экономика немыслима без дистанционного общения, это ведет к новому, более изящному стилю управления. Уже сегодня, пусть пока частично, многие крупные агрохозяйства сотрудничают с удаленными специалистами. Возможность работать с удаленными коллективами в цифровой экономике станет еще более важна. Студенты-экономисты, осваивая сегодня работу виртуальных инструментов, вооружены, когда начнется воплощение идеи удаленной работы. По данным исследования, к 2020 г. более 30% занятого населения станут независимыми, работая в облачной среде, внештатными сотрудниками, подрядчиками и временно занятыми специалистами вдали от хозяйств [12, 13]. Только творчески мыслящий специалист способен использовать новаторские методы, быстро разрабатывать новые подходы, открыть новые горизонты для себя и для хозяйств. «Критическое мышление, – писал в начале XVII в. Фрэнсис Бэкон, – это стремление к поиску, любовь к размышлению, неторопливость заявлений, готовность к раздумьям, тщательность распоряжения».
Выводы и рекомендации. Необходимо подвести итог по поводу удовлетворённости молодых людей их будущей экономической профессией, её привлекательности в цифровом будущем. Большинство удовлетворено выбором и освоением профессии экономист. У некоторых разочарование может наступить при соприкосновении с практикой и, вероятно, будет продиктовано условиями и организацией труда, оплатой и окружением.
Как показывает жизнь, не все молодые экономисты свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности экономических прогнозов вообще говорить не приходится. Сравнительное профориентационное исследование позволило уточнить степень важности основных характеристик профессии экономиста, которые нужно учитывать при профориентационной работе в школах, при подготовке студентов с тем, чтобы выпускник университета соответствовал требованиям современного и будущего рынка, уверенно смотрел в завтрашний день и чувствовал, что их плодотворная экономическая деятельность неотделима от творческой самореализации.
Исследование позволяет, хотя и с хорошими поправками, оценивать привлекательность профессии в цифровом будущем.