Full text

В период активного роста численности населения и развития экономических преобразований все чаще для оценки удовлетворенности человека различными благами, доступными в связи с развитием научно-технического прогресса и улучшением условий проживания в обществе, стало использоваться понятие «качество жизни». Этот термин проник во все слои жизни современного человека, и в 1999 г. Всемирная организация здравоохранения подхватила эту тенденцию и признала этот термин как оптимальное сочетание различных благ, их оценку и степень удовлетворенности ими как отдельного человека, так и общества в целом [1]. Трактовка этого термина в настоящее время имеет различные формулировки, поскольку эта тема стала очень популярной и востребованной в обществе, которое стремится жить полной жизнью и желает постоянно улучшать ее качество. Многие ученые посвятили свои научные труды всестороннему развитию этой темы в различных аспектах, указывая все новые и новые критерии и возможности оценки качества жизни. И даже несмотря на множественность научных трудов дискуссии на этот счет в настоящее время продолжаются. Поскольку само по себе понятие «качество жизни» очень многогранно, его часто используют и в других областях, например в медицине. Это и понятно, ведь без здоровья невозможно осуществлять полноценное потребление остальных благ, а какие-то из них при плохих показателях лишь усугубляют качество жизни, как, например, окружающая среда. Здоровье – это то, что позволяет человеку полноценно жить, и в настоящее время интерес со стороны населения к вопросам здорового образа жизни стал очень высоким. Причем определение, данное Всемирной организацией здравоохранения относительно здоровья как полного социального, физического и психического благополучия человека, очень тесно связано и с его прототипом в экономике, но в более узком аспекте. В последнее время в медицине отмечается заметный прогресс в способах и методах лечения, отношении к больному как личности и уважении к нему, рост платных медицинских клиник обусловил интерес к понятию качества жизни человека. Если углубляться в историю вопроса об оценке качества жизни человека с точки зрения здравоохранения, то можно сказать, что фундаментальным трудом в оценке всестороннего состояния человека стал труд Д. А. Карновского «Клиническая оценка химиотерапии при раке», где автор упоминает о необходимости оценки не только медицинских показателей, но и психологических и социальных последствий заболевания. Можно сказать, с этого труда и началась наука о качестве жизни, но в области здравоохранения.

Изучение вопросов качества жизни в здравоохранении имеет различные аспекты, эти данные широко используются в проведении различных опросов относительно здоровья населения регионов и стран, оценке методов лечения, фармакологии и т. д.

Концепция оценки качества жизни с позиции здравоохранения в настоящий момент, по утверждению многих ученых, базируется на трех составляющих:

1)     многомерность оценки состояния больного, позволяющего оценить влияние как болезни, так и прописанного лечения на человека;

2)     изменения во времени влияют на оценку качества жизни человеком, поскольку его состояние напрямую влияет на способность удовлетворять свои необходимые потребности;

3)     участие самого человека в оценке собственного состояния позволяет правильно назначать лечение и прогнозировать его состояние в будущем.

Всемирная организация здравоохранения рассматривает качество жизни в части здоровья через реализацию следующих критериев:

-          оценка независимости, т. е. возможность человека полноценно работать, зависимость от лечения, лекарств;

-          экология, т. е. состояние окружающей среды и ее влияние на здоровье человека, доступность социальных и медицинских услуг;

-          личная и общественная жизнь, т. е. способность человека вести полноценную сексуальную жизнь, иметь общественную ценность;

-          духовность, т. е. личные убеждения;

-          наличие психологических факторов, т. е. переживания человека, его эмоции, внешний вид, уровень самооценки;

-          физическое состояние, т. е. наличие у человека потребности и удовлетворённости во сне, отдыхе, наличие боли или усталости.

Эти критерии позволяют органам здравоохранения оценивать качество жизни людей путём использования различных опросников в разрезе каждого критерия, однако они не оценивают степень болезни, а лишь показывают, как человек переносит свою болезнь. Кроме того, необходимо отметить, что критерии сугубо субъективны и зависят от многих факторов, среди которых – пол, возраст, национальность, культура и вид трудовой деятельности, поэтому оценка всех этих показателей возможна лишь в сравнении с нивелированием других обстоятельств.

В настоящее время существует общепринятый в России нормативный документ, который является одним из основополагающих и важных, – это Концепция исследования качества жизни в медицине, предложенная Минздравом РФ от 2001 г. [2] Однако без статистики и оценки общественного мнения оценить уровень здравоохранения достаточно сложно, поскольку научные труды и методики, публикуемые на порталах органов здравоохранения, несут лишь описательную характеристику этого вопроса; для всестороннего изучения вопроса оценки качества жизни рассмотрим отчеты органов государственной статистики на уровне России и регионов, а также опросы, проведенные средствами массовой информации.

Так, по заявлению Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с компанией Bayer, по итогам проведенного исследования в октябре 2017 г., посвященного тематике оценки качества жизни россиян, было отмечено, что в шестерку наиболее приоритетных показателей сами россияне отнесли здоровье, причем оно занимает первое место. Далее шли безопасность, доходы, экология и т. д.

По мнению россиян, их здоровье является слагаемым доступности квалифицированной медицинской помощи, на что указало 24%, эмоциональной сферы – 32%, а также экологии – 28% – и качества продуктов питания – 24%.

Рассмотрим региональный аспект на примере Омской области. По данным Высшей школы организации и управления здравоохранением, которая ранее разработала рейтинг по оценке эффективности систем здравоохранения с участием в нем 85 регионов РФ, Омская область занимала в 2015 г. 39-е место в оценке эффективности системы здравоохранения среди субъектов, в 2016 г. – 50-е место, а в 2017 г. – 49-е место.

По мнению большинства россиян, по-прежнему бесплатные медицинские учреждения остаются местом, где они получают помощь. Так, в 2005 г. число больничных организаций составляло 9,5 тыс., а уже в 2016 г. – 5,4 тыс. Число амбулаторно-поликлинических организаций, тыс.: в 2005 г. – 21,8, а в 2016 г. – 19,1. Как видно из представленных данных, отмечается явная тенденция к сокращению государственных медицинских учреждений. А вот число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха несколько выросло с 4457 до 5075 ед. в 2016 г. [3]

Если говорить о региональных аспектах, то тут необходимо отметить, что картина в общем тоже представлена тенденцией к сокращению (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели здравоохранения Омской области (на конец года)

 

Год 

Число больничных организаций, ед.

Число больничных коек, ед.

Мощность амбулаторно-поликлинических организаций (посещений в смену), тыс.

Численность врачей всех специальностей, чел.

Численность среднего медицинского персонала, чел.

2008

94

22 356

47,8

11 489

26 156

2009

91

21 418

47,7

11 447

25 648

2010

91

19 601

46,9

10 662

22 498

2011

92

19 271

47,5

11 617

25 804

2012

92

18 824

47,5

10 835

25 432

2013

92

18 384

47,8

10 869

25 305

2014

80

17 599

47,6

10 792

24 548

2015

79

16 158

48,8

10 003

23 902

2016

79

15 828

49,5

9866

23 389

2017

80

15 501

50,6

10 043

23 140

 

Анализируя данные табл. 1, мы видим, что число больничных организаций снизилось с 94 ед. в 2008 г. до 80 ед. в 2017 г., 4 из которых – негосударственные, что на 14 ед. меньше, а такой показатель, как число больничных коек, снизился с 22 356 ед. в 2008 г. до 15 501 ед. в 2017 г. (79 коек на 10 тысяч человек населения), табл. 2. Однако мощность амбулаторно-поликлинических организаций (посещений в смену) увеличилось, хотя и незначительно, с 47,8 тыс. в 2008 г. до 50,6 тыс. в 2017 г. Также незначительно сократилось число врачей: с 11 489 чел. в 2008 г. до 10043 чел. в 2017 г., а вот численность среднего медицинского персонала снизилась более ощутимо: в 2008 г. было 26 156 чел., а в 2017 г. уже 23 140 чел., что на 3016 чел. меньше, чем в 2008 г.

Таблица 2

Основные показатели здравоохранения Омской области

в расчете на 10 000 человек населения (на конец года)

 

Год 

На 10 000 человек населения

больничных коек, ед.

мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену

врачей всех специальностей, человек

среднего медицинского персонала, человек

2008

112,5

240

57,8

131,6

2009

108,0

240

57,6

129,3

2010

99,2

237

53,9

113,8

2011

97,6

241

58,8

130,7

2012

95,4

241

54,9

128,8

2013

93,1

242,4

55,1

128,2

2014

89,0

240,8

54,6

124,1

2015

81,7

246,7

50,6

120,8

2016

80,2

250,9

50,0

118,6

2017

79,1

258,3

51,2

118,1

 

Амбулаторная помощь населению оказывалась в 190 амбулаторно-поликлинических организациях (самостоятельных и входящих в состав больничных), из которых 73 – негосударственные [4].

По данным Роспотребнадзора по Омской области, число заболеваний снизилось в 2018 г. в сравнении с 2017 г.; так, число кишечных инфекций снизилось на 10,8%, болезней инфекции органов дыхания – на 13,4%, ВИЧ-инфекций – на 6,3%, туберкулеза – на 16,5%, однако отмечен рост заболеваний пневмонией на 30%.

Как было отмечено выше, оценка качества жизни населения ведется с помощью различных опросов и анкетирования; так, в 2018 г. Общественным советом при Министерстве здравоохранения Омской области проводилась независимая оценка качества в 65 поликлиниках Омской области. Оценить работу поликлиник жители Омской области могли путем заполнения анкет, а их было заполнено 16 450 ед., как в электронном виде через Интернет, так и в бумажном виде в самих поликлиниках, в которых согласно распоряжению Общественного совета и проводилось данное анкетирование. В качестве критериев, по которым жители ставили свои оценки, были выделены такие: информация о медицинском учреждении, комфорт при оказании медицинских услуг и их доступность, время нахождения в очередях, условия для инвалидов, доброжелательность врачей в поликлинике и удовлетворенность оказываемыми услугами. В тройку лучших вошли такие поликлиники, как БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 имени В. П. Бисяриной», БУЗОО «Детская городская больница № 4», БУЗОО «Медико-санитарная часть № 4» [5].

На 2017 г. в Омской области имеется 109 ГУЗОО: 70 больниц с фактической мощностью в 13 953 круглосуточные койки (2 областные больницы, 15 городских,2 больницы СМП, 1 госпиталь, 5 специализированных больниц, 32 ЦРБ, 4 родильных дома и перинатальный центр, 6 диспансеров, 2 медицинских центра) и 29 амбулаторно-поликлинических учреждений. В районах Омской области в настоящее время работает 32 ЦРБ, которые, в свою очередь, включают: 43 участковые больницы,105 амбулаторий и 808 ФАПов.

В настоящее время оценку дневного стационара и помощи, оказываемой в его рамках, можно считать высокой: в 2017 г. такую помощь получило 27 129 тыс. человек, а обеспеченность местами в условиях стационара зафиксирована в размере около 11 мест в расчете на 10 000 населения. Число больниц, которые в настоящее время используют в своей работе стационарзамещающие технологии, – 268.

Однако, говоря о цифрах, нельзя не упомянуть ряд проблем, с которыми сталкивается система здравоохранения в регионе: это нехватка специалистов и большие очереди в поликлиниках. Региональный Минздрав старается сделать все для того, чтобы привлечь в регион специалистов медицинского профиля: так, в 2017 г. около 650 молодых медиков получили единоразовые выплаты в диапазоне от 20 до 50 тыс. руб., кроме того, осуществлялись ежемесячные выплаты в размере до 10 тыс. руб. в зависимости от занимаемой должности и места работы. Те врачи, которые выбрали местом работы сельскую местность, а их было 69 чел., получили по 1 млн руб. Начиная с 2018 г. в регионе стала работать программа «Земский фельдшер», которая предполагает единовременную выплату в размере 500 тыс. руб. тем фельдшерам, которые будут работать на селе. Областной бюджет, в свою очередь, выделил на выплаты 65 врачам и 49 фельдшерам около 90 млн руб. Вопрос с очередями в поликлиниках решается посредством реализации проекта «Бережливая поликлиника», в результате внедрения которого время ожидания пациента у регистратуры сократилось в 4 раза, у кабинета – в 3 раза, записи на повторный прием – в 17 раз [6]. А талон к узкому специалисту, на анализы терапевт выписывает во время приема. Однако это увеличило спрос на талоны к терапевту [7], к которому теперь попасть стало проблемой, и быстро это не сделаешь, а ведь иногда своевременность становится важным критерием помощи больному.

Подобные проблемы возникают по всей стране.

Одна из важных проблем по всей России – это нехватка финансирования. Общая сумма расходов, которая направлена государством в систему здравоохранения в 2017 г., составляет более 3 трлн рублей. Однако и этого в настоящее время недостаточно, чтобы удовлетворить все существующие потребности [8].

Вторая не менее важная проблема – нехватка медицинских кадров. В Омской области произошло сокращение динамики численности врачей, и в то же время заболеваемость и смертность населения стала на 40–50% выше.

Третья проблема – низкая квалификация врачей.

Четвертая проблема – недоступность лекарственных средств и медицинских услуг. Сокращение бюджета на выделение лекарств породило массу проблем, а рост платных услуг, в том числе в государственных поликлиниках, создал настоящую проблему для пенсионеров и малоимущих семей.

Пятой проблемой можно считать недостаток оснащенности клиник и больниц современным оборудованием и низкий уровень обслуживания.

Таким образом, проблемы в системе здравоохранения существуют и решать их, несомненно, нужно, ведь ее состояние напрямую воздействует на качество жизни населения и определяет его. Решение всех этих вопросов требует комплексного и грамотного подхода, на что уйдет не один год, однако это является первоочередной задачей государства.