В период активного роста численности населения и развития экономических преобразований все чаще для оценки удовлетворенности человека различными благами, доступными в связи с развитием научно-технического прогресса и улучшением условий проживания в обществе, стало использоваться понятие «качество жизни». Этот термин проник во все слои жизни современного человека, и в 1999 г. Всемирная организация здравоохранения подхватила эту тенденцию и признала этот термин как оптимальное сочетание различных благ, их оценку и степень удовлетворенности ими как отдельного человека, так и общества в целом [1]. Трактовка этого термина в настоящее время имеет различные формулировки, поскольку эта тема стала очень популярной и востребованной в обществе, которое стремится жить полной жизнью и желает постоянно улучшать ее качество. Многие ученые посвятили свои научные труды всестороннему развитию этой темы в различных аспектах, указывая все новые и новые критерии и возможности оценки качества жизни. И даже несмотря на множественность научных трудов дискуссии на этот счет в настоящее время продолжаются. Поскольку само по себе понятие «качество жизни» очень многогранно, его часто используют и в других областях, например в медицине. Это и понятно, ведь без здоровья невозможно осуществлять полноценное потребление остальных благ, а какие-то из них при плохих показателях лишь усугубляют качество жизни, как, например, окружающая среда. Здоровье – это то, что позволяет человеку полноценно жить, и в настоящее время интерес со стороны населения к вопросам здорового образа жизни стал очень высоким. Причем определение, данное Всемирной организацией здравоохранения относительно здоровья как полного социального, физического и психического благополучия человека, очень тесно связано и с его прототипом в экономике, но в более узком аспекте. В последнее время в медицине отмечается заметный прогресс в способах и методах лечения, отношении к больному как личности и уважении к нему, рост платных медицинских клиник обусловил интерес к понятию качества жизни человека. Если углубляться в историю вопроса об оценке качества жизни человека с точки зрения здравоохранения, то можно сказать, что фундаментальным трудом в оценке всестороннего состояния человека стал труд Д. А. Карновского «Клиническая оценка химиотерапии при раке», где автор упоминает о необходимости оценки не только медицинских показателей, но и психологических и социальных последствий заболевания. Можно сказать, с этого труда и началась наука о качестве жизни, но в области здравоохранения.
Изучение вопросов качества жизни в здравоохранении имеет различные аспекты, эти данные широко используются в проведении различных опросов относительно здоровья населения регионов и стран, оценке методов лечения, фармакологии и т. д.
Концепция оценки качества жизни с позиции здравоохранения в настоящий момент, по утверждению многих ученых, базируется на трех составляющих:
1) многомерность оценки состояния больного, позволяющего оценить влияние как болезни, так и прописанного лечения на человека;
2) изменения во времени влияют на оценку качества жизни человеком, поскольку его состояние напрямую влияет на способность удовлетворять свои необходимые потребности;
3) участие самого человека в оценке собственного состояния позволяет правильно назначать лечение и прогнозировать его состояние в будущем.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает качество жизни в части здоровья через реализацию следующих критериев:
- оценка независимости, т. е. возможность человека полноценно работать, зависимость от лечения, лекарств;
- экология, т. е. состояние окружающей среды и ее влияние на здоровье человека, доступность социальных и медицинских услуг;
- личная и общественная жизнь, т. е. способность человека вести полноценную сексуальную жизнь, иметь общественную ценность;
- духовность, т. е. личные убеждения;
- наличие психологических факторов, т. е. переживания человека, его эмоции, внешний вид, уровень самооценки;
- физическое состояние, т. е. наличие у человека потребности и удовлетворённости во сне, отдыхе, наличие боли или усталости.
Эти критерии позволяют органам здравоохранения оценивать качество жизни людей путём использования различных опросников в разрезе каждого критерия, однако они не оценивают степень болезни, а лишь показывают, как человек переносит свою болезнь. Кроме того, необходимо отметить, что критерии сугубо субъективны и зависят от многих факторов, среди которых – пол, возраст, национальность, культура и вид трудовой деятельности, поэтому оценка всех этих показателей возможна лишь в сравнении с нивелированием других обстоятельств.
В настоящее время существует общепринятый в России нормативный документ, который является одним из основополагающих и важных, – это Концепция исследования качества жизни в медицине, предложенная Минздравом РФ от 2001 г. [2] Однако без статистики и оценки общественного мнения оценить уровень здравоохранения достаточно сложно, поскольку научные труды и методики, публикуемые на порталах органов здравоохранения, несут лишь описательную характеристику этого вопроса; для всестороннего изучения вопроса оценки качества жизни рассмотрим отчеты органов государственной статистики на уровне России и регионов, а также опросы, проведенные средствами массовой информации.
Так, по заявлению Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с компанией Bayer, по итогам проведенного исследования в октябре 2017 г., посвященного тематике оценки качества жизни россиян, было отмечено, что в шестерку наиболее приоритетных показателей сами россияне отнесли здоровье, причем оно занимает первое место. Далее шли безопасность, доходы, экология и т. д.
По мнению россиян, их здоровье является слагаемым доступности квалифицированной медицинской помощи, на что указало 24%, эмоциональной сферы – 32%, а также экологии – 28% – и качества продуктов питания – 24%.
Рассмотрим региональный аспект на примере Омской области. По данным Высшей школы организации и управления здравоохранением, которая ранее разработала рейтинг по оценке эффективности систем здравоохранения с участием в нем 85 регионов РФ, Омская область занимала в 2015 г. 39-е место в оценке эффективности системы здравоохранения среди субъектов, в 2016 г. – 50-е место, а в 2017 г. – 49-е место.
По мнению большинства россиян, по-прежнему бесплатные медицинские учреждения остаются местом, где они получают помощь. Так, в 2005 г. число больничных организаций составляло 9,5 тыс., а уже в 2016 г. – 5,4 тыс. Число амбулаторно-поликлинических организаций, тыс.: в 2005 г. – 21,8, а в 2016 г. – 19,1. Как видно из представленных данных, отмечается явная тенденция к сокращению государственных медицинских учреждений. А вот число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха несколько выросло с 4457 до 5075 ед. в 2016 г. [3]
Если говорить о региональных аспектах, то тут необходимо отметить, что картина в общем тоже представлена тенденцией к сокращению (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели здравоохранения Омской области (на конец года)
Год |
Число больничных организаций, ед. |
Число больничных коек, ед. |
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций (посещений в смену), тыс. |
Численность врачей всех специальностей, чел. |
Численность среднего медицинского персонала, чел. |
2008 |
94 |
22 356 |
47,8 |
11 489 |
26 156 |
2009 |
91 |
21 418 |
47,7 |
11 447 |
25 648 |
2010 |
91 |
19 601 |
46,9 |
10 662 |
22 498 |
2011 |
92 |
19 271 |
47,5 |
11 617 |
25 804 |
2012 |
92 |
18 824 |
47,5 |
10 835 |
25 432 |
2013 |
92 |
18 384 |
47,8 |
10 869 |
25 305 |
2014 |
80 |
17 599 |
47,6 |
10 792 |
24 548 |
2015 |
79 |
16 158 |
48,8 |
10 003 |
23 902 |
2016 |
79 |
15 828 |
49,5 |
9866 |
23 389 |
2017 |
80 |
15 501 |
50,6 |
10 043 |
23 140 |
Анализируя данные табл. 1, мы видим, что число больничных организаций снизилось с 94 ед. в 2008 г. до 80 ед. в 2017 г., 4 из которых – негосударственные, что на 14 ед. меньше, а такой показатель, как число больничных коек, снизился с 22 356 ед. в 2008 г. до 15 501 ед. в 2017 г. (79 коек на 10 тысяч человек населения), табл. 2. Однако мощность амбулаторно-поликлинических организаций (посещений в смену) увеличилось, хотя и незначительно, с 47,8 тыс. в 2008 г. до 50,6 тыс. в 2017 г. Также незначительно сократилось число врачей: с 11 489 чел. в 2008 г. до 10043 чел. в 2017 г., а вот численность среднего медицинского персонала снизилась более ощутимо: в 2008 г. было 26 156 чел., а в 2017 г. уже 23 140 чел., что на 3016 чел. меньше, чем в 2008 г.
Таблица 2
Основные показатели здравоохранения Омской области
в расчете на 10 000 человек населения (на конец года)
Год |
На 10 000 человек населения |
|||
больничных коек, ед. |
мощность амбулаторно-поликлинических организаций, посещений в смену |
врачей всех специальностей, человек |
среднего медицинского персонала, человек |
|
2008 |
112,5 |
240 |
57,8 |
131,6 |
2009 |
108,0 |
240 |
57,6 |
129,3 |
2010 |
99,2 |
237 |
53,9 |
113,8 |
2011 |
97,6 |
241 |
58,8 |
130,7 |
2012 |
95,4 |
241 |
54,9 |
128,8 |
2013 |
93,1 |
242,4 |
55,1 |
128,2 |
2014 |
89,0 |
240,8 |
54,6 |
124,1 |
2015 |
81,7 |
246,7 |
50,6 |
120,8 |
2016 |
80,2 |
250,9 |
50,0 |
118,6 |
2017 |
79,1 |
258,3 |
51,2 |
118,1 |
Амбулаторная помощь населению оказывалась в 190 амбулаторно-поликлинических организациях (самостоятельных и входящих в состав больничных), из которых 73 – негосударственные [4].
По данным Роспотребнадзора по Омской области, число заболеваний снизилось в 2018 г. в сравнении с 2017 г.; так, число кишечных инфекций снизилось на 10,8%, болезней инфекции органов дыхания – на 13,4%, ВИЧ-инфекций – на 6,3%, туберкулеза – на 16,5%, однако отмечен рост заболеваний пневмонией на 30%.
Как было отмечено выше, оценка качества жизни населения ведется с помощью различных опросов и анкетирования; так, в 2018 г. Общественным советом при Министерстве здравоохранения Омской области проводилась независимая оценка качества в 65 поликлиниках Омской области. Оценить работу поликлиник жители Омской области могли путем заполнения анкет, а их было заполнено 16 450 ед., как в электронном виде через Интернет, так и в бумажном виде в самих поликлиниках, в которых согласно распоряжению Общественного совета и проводилось данное анкетирование. В качестве критериев, по которым жители ставили свои оценки, были выделены такие: информация о медицинском учреждении, комфорт при оказании медицинских услуг и их доступность, время нахождения в очередях, условия для инвалидов, доброжелательность врачей в поликлинике и удовлетворенность оказываемыми услугами. В тройку лучших вошли такие поликлиники, как БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 2 имени В. П. Бисяриной», БУЗОО «Детская городская больница № 4», БУЗОО «Медико-санитарная часть № 4» [5].
На 2017 г. в Омской области имеется 109 ГУЗОО: 70 больниц с фактической мощностью в 13 953 круглосуточные койки (2 областные больницы, 15 городских,2 больницы СМП, 1 госпиталь, 5 специализированных больниц, 32 ЦРБ, 4 родильных дома и перинатальный центр, 6 диспансеров, 2 медицинских центра) и 29 амбулаторно-поликлинических учреждений. В районах Омской области в настоящее время работает 32 ЦРБ, которые, в свою очередь, включают: 43 участковые больницы,105 амбулаторий и 808 ФАПов.
В настоящее время оценку дневного стационара и помощи, оказываемой в его рамках, можно считать высокой: в 2017 г. такую помощь получило 27 129 тыс. человек, а обеспеченность местами в условиях стационара зафиксирована в размере около 11 мест в расчете на 10 000 населения. Число больниц, которые в настоящее время используют в своей работе стационарзамещающие технологии, – 268.
Однако, говоря о цифрах, нельзя не упомянуть ряд проблем, с которыми сталкивается система здравоохранения в регионе: это нехватка специалистов и большие очереди в поликлиниках. Региональный Минздрав старается сделать все для того, чтобы привлечь в регион специалистов медицинского профиля: так, в 2017 г. около 650 молодых медиков получили единоразовые выплаты в диапазоне от 20 до 50 тыс. руб., кроме того, осуществлялись ежемесячные выплаты в размере до 10 тыс. руб. в зависимости от занимаемой должности и места работы. Те врачи, которые выбрали местом работы сельскую местность, а их было 69 чел., получили по 1 млн руб. Начиная с 2018 г. в регионе стала работать программа «Земский фельдшер», которая предполагает единовременную выплату в размере 500 тыс. руб. тем фельдшерам, которые будут работать на селе. Областной бюджет, в свою очередь, выделил на выплаты 65 врачам и 49 фельдшерам около 90 млн руб. Вопрос с очередями в поликлиниках решается посредством реализации проекта «Бережливая поликлиника», в результате внедрения которого время ожидания пациента у регистратуры сократилось в 4 раза, у кабинета – в 3 раза, записи на повторный прием – в 17 раз [6]. А талон к узкому специалисту, на анализы терапевт выписывает во время приема. Однако это увеличило спрос на талоны к терапевту [7], к которому теперь попасть стало проблемой, и быстро это не сделаешь, а ведь иногда своевременность становится важным критерием помощи больному.
Подобные проблемы возникают по всей стране.
Одна из важных проблем по всей России – это нехватка финансирования. Общая сумма расходов, которая направлена государством в систему здравоохранения в 2017 г., составляет более 3 трлн рублей. Однако и этого в настоящее время недостаточно, чтобы удовлетворить все существующие потребности [8].
Вторая не менее важная проблема – нехватка медицинских кадров. В Омской области произошло сокращение динамики численности врачей, и в то же время заболеваемость и смертность населения стала на 40–50% выше.
Третья проблема – низкая квалификация врачей.
Четвертая проблема – недоступность лекарственных средств и медицинских услуг. Сокращение бюджета на выделение лекарств породило массу проблем, а рост платных услуг, в том числе в государственных поликлиниках, создал настоящую проблему для пенсионеров и малоимущих семей.
Пятой проблемой можно считать недостаток оснащенности клиник и больниц современным оборудованием и низкий уровень обслуживания.
Таким образом, проблемы в системе здравоохранения существуют и решать их, несомненно, нужно, ведь ее состояние напрямую воздействует на качество жизни населения и определяет его. Решение всех этих вопросов требует комплексного и грамотного подхода, на что уйдет не один год, однако это является первоочередной задачей государства.