Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни отдельных категорий населения и поддержка деятельности общественных организаций. К числу приоритетных направлений социальной политики относятся: социальная поддержка и социальное обслуживание пожилых и инвалидов, ветеранов, семей, имеющих детей, малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др. Социальная поддержка и обслуживание населения – основа благополучия отдельных категорий населения, инструмент выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп. В России особую актуальность приобретает социальное положение наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности. Среди малообеспеченных слоев населения наибольшую долю составляют пенсионеры [1, 2].
Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Динамика среднего размера пенсий приведена на рис. 1.
В рассматриваемом периоде с 2006 по 2016 г. средний размер пенсий увеличивался незначительными темпами. Средний размер пенсий в Российской Федерации в 2015 г. составил 12 081 руб., 2016 г. – 12 426 руб., по Республике Башкортостан в 2015 г. – 11 420 руб., 2016 г. – 11 806 руб. [3] Динамика изменений среднего размера назначенных пенсий показывает относительное замедление роста пенсий в России и подтверждает низкий уровень жизни российских пенсионеров (табл. 1).
Рис. 1. Средний размер назначенных пенсий в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006–2016 гг. (руб.)
Таблица 1
Рейтинг субъектов Российской Федерации с наименьшим и наибольшим
размером назначенных пенсий в 2016 г.
Субъекты Российской Федерации с наименьшим размером назначенных пенсий (11 000 руб. и меньше) |
Субъекты Российской Федерации с наибольшим размером назначенных пенсий (16 000 руб. и больше) |
Республика Северная Осетия |
Республика Коми |
Тамбовская область |
Сахалинская область |
Республика Марий Эл |
Республика Саха (Якутия) |
Республика Адыгея |
Мурманская область |
Чеченская Республика |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Карачаево-Черкесская Республика |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Республика Калмыкия |
Камчатский край |
Республика Ингушетия |
Ненецкий автономный округ |
Кабардино-Балкарская Республика |
Магаданская область |
Республика Дагестан |
Чукотский автономный округ |
В целом по Российской Федерации средний размер пенсий с 2006 по 2013 г. рос быстрее, чем размер прожиточного минимума. В 2006 г. в целом по стране отношение среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму составляло 0,8 раза, в 2013 г. – 1,4 раза. К 2013 г. средний размер пенсий относительно прожиточного минимума вырос почти в два раза по сравнению с 2006 г. Данная ситуация говорит о росте денежных доходов пенсионеров относительно роста размера прожиточного минимума [4].
Начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий по отношению к уровню прожиточного минимума. В 2014–2015 гг. отношение среднего размера назначенных пенсий к уровню прожиточного минимума составило 1,3 раза. Эта тенденция продолжалась и в 2016 г. в связи с заморозкой очередной индексации пенсий и составила 1,2 раза [5].
В Республике Башкортостан наблюдается общероссийская тенденция повышения отношения среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму. За период 2006–2013 гг. данное отношение увеличилось с 0,8 раза до 1,5 раза. Начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий по отношению к уровню прожиточного минимума. В 2014–2015 гг. отношение среднего размера назначенных пенсий к уровню прожиточного минимума составило 1,4 раза, 2016 г. – 1,3 раза (рис. 2, табл. 2).
Рис. 2. Отношение среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму
в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006–2016 гг. (разы)
Таблица 2
Пенсионное обеспечение в Республике Башкортостан
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Численность пенсионеров, тыс. чел. |
1073,0 |
1089,2 |
1107,2 |
1122,1 |
1147,6 |
1164,4 |
1176,1 |
Доля пенсионеров, % |
21,6 |
21,6 |
21,8 |
22,2 |
22,2 |
22,8 |
23,4 |
Средний размер назначенных пенсий, руб. |
7761,4 |
8611,1 |
9437,8 |
10266,2 |
11419,7 |
11806,2 |
12409,3 |
Настораживающей тенденцией по-прежнему остается увеличение пенсионной нагрузки. Численность пенсионеров на 1000 чел. населения за последнее десятилетие постепенно растет, в 2015 г. она составляла 291,6 чел., 2016 г. – 294,1. Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, начиная 2007 г. также постепенно снижается. В 2014 г. этот показатель составил 1,64 чел.; 2015 г. – 1,71; 2016 г. – 1,68. С 2015 г. приводятся уточненные данные в соответствии с актуализированной методикой расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда (рис. 3).
Рис. 3. Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера,
в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006–2016 гг. (чел.)
Количество пенсионеров и их доля в структуре населения непрерывно растут. Процесс демографического старения будет усиливаться и в дальнейшем. Если в 2018 г. доля населения старше пенсионного возраста составляла 25,5%, то к середине 2030-х гг. она достигнет 30,0% при тех же пенсионных возрастах. Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин позволит выправить демографический баланс в стране. Пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение границ пенсионного возраста по полгода начиная с 2019 г. и до 2034 г. Основная цель повышения пенсионного возраста состоит в поддержании численности плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий на приемлемом уровне, что позволит повышать пенсии значительно выше инфляции. Благодаря этому появится возможность ежегодно поддерживать уровень пенсий относительно заработных плат. Повышение пенсионного возраста задумано ради повышения пенсий и уменьшения количества бедных в стране, а также позволит заместить выбывшие трудовые ресурсы. На одну тысячу рублей в год подразумевается индексация страховой части пенсии, что обеспечит прирост пенсий уже в 2019 г. В дальнейшем рост страховой части пенсии может быть выше и ожидается на уровне, близком к росту заработной платы [6, 7].
Во всех странах основанием для повышения пенсионного возраста является увеличение продолжительности жизни и уменьшение соотношения численности работающих и пенсионеров (табл. 3).
Таблица 3
Пенсионный возраст в странах мира, лет
Страны |
Мужчины |
Женщины |
Германия |
67 |
67 |
Великобритания |
67 |
67 |
Франция |
67 |
67 |
США |
67 |
67 |
Италия |
66,5 |
66,5 |
Япония |
65 |
65 |
Китай |
60 |
55 |
Россия |
60 |
55 |
К ключевым мировым тенденциям в сфере демографического развития можно отнести следующие:
- старение населения. С 2007 по 2015 г. население старше 60 лет увеличилось во Франции, в Германии, Великобритании, США, Японии, Индонезии и т. д.;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни. С 2000 по 2016 г. средняя продолжительность жизни в мире выросла на пять лет, с 66 до 71 года. По данным Росстата за 2017 г., самая высокая в мире ожидаемая продолжительность жизни в Японии (80,5 года для мужчин, 86,8 года для женщин). В странах Европы лидерами по данному показателю являются: Швеция (80,2 года для мужчин, 83,8 года для женщин), Франция (78,7 года для мужчин, 85,4 года для женщин), Великобритания (79,2 года для мужчин, 82,9 года для женщин).
Среди российских и республиканских тенденций демографического развития можно выделить:
- рост численности населения. В Российской Федерации численность населения увеличилась с 141,9 млн чел. в 2008 г. до 146,7 млн чел. в 2017 г. Среднегодовые темпы роста ниже мировых (1,0). В Республике Башкортостан за аналогичный период численность населения увеличилась с 4057 до 4071 тыс. чел., однако в последние годы фиксируется убыль населения (среднегодовые темпы убыли с 2011–2017 гг. составили 0,99);
- старение населения, приводящее к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. В Российской Федерации доля населения старше трудоспособного возраста с 2008 по 2017 г. увеличилась с 21,2 до 25,0%, в Республике Башкортостан – с 19,3 до 23,4%. Старение населения подтверждается также увеличением среднего возраста в Российской Федерации – с 37,3 до 38,6 года. В результате активизации процессов старения увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население, о чем свидетельствует коэффициент демографической нагрузки, который увеличился с 2008 по 2017 г. в Российской Федерации с 590 до 764, в Республике Башкортостан – с 589 до 773;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В Российской Федерации с 2008 по 2017 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла с 67,88 до 71,87 лет, в Республике Башкортостан – с 68 до 71 года (табл. 4).
Таблица 4
Ожидаемая продолжительность жизни
Территория |
Годы |
||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Республика Башкортостан |
68,00 |
69,01 |
68,89 |
69,04 |
69,32 |
69,63 |
69,76 |
70,08 |
71,00 |
За 2008–2016 гг. в Российской Федерации численность умерших в трудоспособном возрасте сократилась на 28,2% (с 610 580 чел. в 2008 г. до 438 524 чел. в 2016 г.). Структура смертности по видам причин за рассматриваемый период существенно не изменилась. Основными причинами смертности трудоспособного населения в 2016 г. явились: болезни системы кровообращения (156,7 чел. умерших на 100 000 лиц трудоспособного возраста), внешние причины (137,1 чел. умерших на 100 000 лиц трудоспособного возраста). В 2016 г. количество умерших в трудоспособном возрасте в Республике Башкортостан составило 13 730 чел., что меньше, чем в 2008 г., на 19,0%.
Основными мерами социальной поддержки и повышения уровня жизни современных российских пенсионеров являются: повышение эффективности функционирования пенсионной системы и увеличение среднего размера пенсий населению; своевременная индексация пенсий в зависимости от инфляции по стране; стимулирование занятости активной части пенсионеров.