Full text

В современном российском обществе под воздействием экономических санкций западных стран сформировался потенциал социальной неустойчивости. Актуальными и резонансными в обществе стали проблемы, связанные с экономикой и материальным положением граждан, дальнейшим расслоением общества на бедных и богатых. Проблемы дороговизны жизни, возможной потери работы, безработицы, повышения тарифов, низких зарплат и достойных пенсий продолжают оставаться в эпицентре массовых тревог и беспокойств в общественном сознании [1]. Курс проводимых экономических реформ по ощущениям большинства граждан не является консолидирующим, соответственно, критически оценивается их социальная эффективность. На первый план выходят также проблемы, связанные с рынком труда и конкуренцией рабочей силы. Комплекс этих социально-экономических проблем результируется в стойком ощущении у граждан дефицита в обществе социальной справедливости. Сложившийся за годы экономического роста характер производственных отношений в российском обществе к настоящему моменту времени исчерпал свой стимулирующий потенциал. Следовательно, в сегодняшних условиях недостаточно действия стихийных воздействий механизмов рынка для того, чтобы граждане хотели работать и активно искали работу. Необходимо внешнее регулятивное вмешательство в сферу трудовых отношений, улучшение условий труда и достойной оплаты труда, т. е. формирование позитивного отношения к труду у большинства граждан страны. Индикатор социально-экономического отчуждения показывает, что государству пока не удается запустить в ход механизмы трудовой мотивации граждан. Российское общество ждет от государства в сфере экономики более активной политики по созданию новых рабочих мест и наведению порядка в области достойной и прозрачной оплаты труда, пенсий, пособий.

Новый этап развития, в который вступила страна, характеризуется следующими особенностями:

-       повышением интеллектуальной и организационной роли государства в модернизации институтов, инфраструктуры, инвестиционных процессов, поощрении инноваций и развитии интеллектуального потенциала общества;

-       ускоренной структурной перестройкой экономической системы, переходом от преимущественно сырьевого производства к производству высокотехнологичных, конкурентоспособных продуктов потребления;

-       формированием и расширением сектора современных инновационно-индустриальных отраслей с последующим выходом их продукции на международные стандарты качества и надежности;

-       декриминализацией и дебюрократизацией органов государственного, регионального, муниципального и корпоративного управления, подготовкой и продвижением управленческих кадров [2, 3].

Современная рыночная экономика развитых стран отличается от российской более высоким уровнем производительности труда, активного использования достижений научно-технического прогресса, высоким качеством выпускаемой продукции, но главное – более высокой организацией трудовой деятельности, качеством труда. Причины интенсивного экономического роста развитых стран следует искать в развитии производительных сил и прежде всего в развитии самого работника, в его трудовой деятельности, отношении к труду. Это связано с изменениями мотивации труда, формирующей у работника, наряду с его стимулами, и потребность в труде. В процессе социализации экономической системы труд перестает пониматься как деятельность, нацеленная лишь на материальное обеспечение человека. В социализирующейся экономике труд становится средством самореализации индивида, благодаря трудовой деятельности раскрываются наиболее значимые стороны личности человека, его возможности, способности и таланты. Таким образом, трудовая деятельность обогащает жизнь человека не только в материальном аспекте, но и с точки зрения его личностного роста, саморазвития.

Основу устойчивого социального развития общества обеспечивает экономика в целом и различные социально-экономические системы в частности. Поэтому в развитии социально-экономической системы необходимо учитывать три обстоятельства. Во-первых, трансформировалась роль и функции работника вследствие увеличения объема накопленных знаний и информации. Во-вторых, современная экономика, социально-экономическая система и общество нуждаются в гармонично развитом, универсальном, творческом, социально ответственном сотруднике и кооперации умственных усилий. В-третьих, в условиях социализации экономики традиционная модель экономического работника исчерпала себя. Его новые модели приобретают черты работника социального, предприимчивого, познающего, ответственного, владеющего интеллектуальным капиталом.

Социализация экономики предполагает изменение траектории социально-экономического развития от сугубо государственных и корпоративных интересов к интересам человека, его потребностям. Социализация экономической системы выражается прежде всего в социализации труда, превращении его из средства зарабатывания денег в средство самореализации личности, ее жизненных и творческих возможностей. В таком процессе работник сам становится основным капиталом [4]. Дальнейшее обеспечение жизнедеятельности экономики невозможно без усиления внимания к работнику, его личностному развитию, которое непосредственно связано с трансформацией, обогащением его потребностей. Среди них – потребность принадлежать определенной социальной ячейке (семья, друзья) и трудовому коллективу, защиты себя от рисков и угроз внешней среды. Значимость и полезность экономической социализации человека через труд (трудовую деятельность) в организации объясняется тем, что организация обладает большим потенциалом для удовлетворения потребностей, чем отдельно взятый работник; организация стремится к развитию навыков и способностей персонала. Организация создает для человека безопасную среду жизнедеятельности, формирует чувство надежности и уверенности. Также она приносит выгоду обществу, создавая необходимые материальные ценности и развивая человеческий капитал. Тем самым организационные структуры увеличивают общественное благосостояние.

Одной из ключевых составляющих процесса социализации современной экономики в России является развитие и удовлетворение все возрастающих потребностей населения. Они становятся важным звеном в социальной ориентации экономической системы, поскольку формируют новый вектор развития общества, связанный с повышением роли и значения социальной сферы в экономическом развитии. В формировании и реализации процесса социализации экономики, ее социальной ориентированности основная роль принадлежит государству. Демократическое государство предполагает свободное развитие каждой личности, возможности максимальной реализации ее способностей, удовлетворения потребностей, формирующихся в обществе. В этом случае социальная экономика на основе инновационного развития выступает как средство наилучшего использования человеческого фактора, знаний, навыков и умений индивидов в целях государства посредством удовлетворения социальных потребностей человека. Роль государства в этом процессе является определяющей, поэтому отношения социальных групп в таком государстве должно определять социальное партнерство. Таким образом, складываются равноправные правовые отношения между государством и гражданами, т. е. государство обеспечивает высокий уровень жизни населения, а граждане, в свою очередь, создают материальные блага для себя и всего общества в целом, тем самым преумножая свое материальное благосостояние и обогащая государство. Возникающий паритет интересов государства и его граждан обеспечивается правовыми условиями функционирования социальной экономики, детерминирующей гармоничное соотношение общегосударственных и личных интересов.

Таким образом, факторами социализации экономической системы выступают:

-          возрастание роли потребностей, мотивирующих человека к социально ориентированному поведению, удовлетворение социальных интересов работника;

-          наличие ценностных ориентаций и установок, определяющих структуру социальных потребностей личности;

-          расширение социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей человека;

-          проявление самовыражения личности, ее социального признания в трудовой деятельности, творчества;

-                    усиление потребности человека быть включенным в трудовой коллектив и общество в качестве инициативного, ответственного работника и активной, деятельной личности.

Развитие социальных потребностей и трансформация ценностных ориентиров развития формируют новую социальную среду. В свою очередь, социальная среда воздействует на сознание человека, формирует определенные модели поведения и изменения структуры потребностей. Под воздействием социализации складывается образ жизни человека, его включенность в процессы коммуникации и развития, изменение экономической динамики, выбор приоритетов дальнейшего социального развития. Человек, общество и социокультурная реальность, порождаемая их взаимодействием, существуют только на основе человеческой жизнедеятельности, формируемой системы взаимосвязей, определяющих закономерности развития социума. Общество, являясь сложной, самоорганизующейся системой, само задает социокультурные параметры своей жизнедеятельности. Трансформации социальных потребностей порождают изменения всей общественной системы, формируя новые взаимосвязи ее компонентов и динамику их взаимодействия. В этом процессе отражаются адаптационно-модернизационные свойства системы, важный потенциал, обусловленный социальными потребностями.

В системе мотивационных факторов, формирующих модели человеческого поведения, социальные потребности имеют определяющее значение. Они отражают необходимость в благах, формирующих условия жизнедеятельности не только человека, но и всего социума. Таким образом, носителями социальных потребностей являются индивиды в рамках конкретного общества (нации, группы, поколения, семьи). Взаимоотношения между носителями различных социальных потребностей формируют новую социокультурную реальность [5]. Социальные потребности выступают факторами социализации экономики, поскольку связаны с трудовой деятельностью. В свою очередь, труд в рамках исследования социальных потребностей трактуется как потребность в самовыражении личности, превращаясь в сильнейший внутренний мотив деятельности. Иными словами, потребность в самовыражении может пониматься как условие дальнейшего развития личности и одновременно мотив, заключающий смысл жизни человека.

Исходным пунктом процесса формирования потребностей выступает потребность в труде и средствах производства, лежащих в основе собственно человеческих потребностей. С усложнением экономических отношений и развитием частной собственности все большее развитие получили экономические потребности, играющие на определенном этапе развития общества главенствующую роль. В дальнейшем эволюция экономических потребностей привела к возникновению ее специфической формы – финансово-экономических потребностей. Предполагается, что с их появлением связана тенденция, ведущая к становлению в хозяйственной жизни господства финансовой экономики, обусловленной глобализационными процессами. Кроме того, обнаружена другая тенденция общественного развития, проявившая себя в появлении социальных потребностей, а также их разновидности – социально-культурных и духовных. Данные формы потребностей связаны с социализацией экономической системы, представляющей собой интеграцию частных и общественных начал, обусловленных в производственной деятельности приоритетом развития человека и условиями его жизнедеятельности.

Таким образом, социализация экономической системы предполагает усиление внимания к работнику, трудовому капиталу, его личностному развитию, удовлетворению потребностей. Социальность самого работника определяется как его качественная характеристика, проявляющаяся в коллективе, предполагающая исполнение им функции представления и защиты интересов индивида. Уровень и качество социализации экономики выражаются уровнем социальности государства в целом и организации или предприятия в частности.

Поскольку на макроуровне основными признаками социализации экономики являются рост национального благосостояния, выравнивание доходов населения, формирование среднего класса, улучшение уровня и качества жизни населения, то на уровне предприятия, организации, фирмы признаком социализации может служить тенденция увеличения экономического результата и обеспечение социальных характеристик (сплоченность коллектива, социально-психологический климат, доброжелательные отношения, толерантность, доверие и т. п.). В условиях социализации экономической системы на долю социальных резервов приходится 30–40% повышения эффективности производства. Также значительное увеличение прибыли обеспечивает освоение его руководством концепции социальной ответственности. В современных условиях выявление, удовлетворение и сохранение баланса интересов работников и самой организации превращается в актуальную функцию и задачу современных руководителей.

В свою очередь, социальное развитие детерминировано комплексом общественных отношений и социально-культурных потребностей, его формирующих. Это позволяет изучать условия функционирования социальных потребностей как совокупности человеческих, материально-технических и финансовых нужд, формирующихся в рамках своей инфраструктуры и оказывающих определяющее воздействие на жизнь всего общества [6].

Социальное развитие тесно связано с социальными потребностями в самоутверждении и самосознании социальной общности в целом, выступающее как источник патриотизма для всего общества, корпоративности или профессиональной гордости, если речь идет о профессиональной общности, предприятии или организации. Таким образом, всесторонний учет социальных потребностей населения позволяет интенсифицировать темпы социально ориентированного роста и общественного развития, основанного на принципах социального управления. По состоянию социальной сферы и ее инфраструктуры достаточно объективно можно судить об уровне и качестве удовлетворения потребностей людей, соотнося их с уровнем социального развития передовых западных стран и общемировыми глобальными трендами. Исследование поведенческой мотивации человека в зависимости от степени удовлетворения социальных потребностей дает возможность целенаправленно учитывать воздействие социальной инфраструктуры, призванной реализовывать данные потребности, на социальную и трудовую деятельность людей, таким образом корректируя стратегию социального развития [7].

При разработке комплекса практических рекомендаций, направленных на формирование новых траекторий социального развития, характеризуемых качеством социальных потребностей, необходимо учитывать следующие условия:

-          в практике управленческих воздействий возникает необходимость учета субъективных оценок населения, отражающих его поведение в зависимости от уровня и качества удовлетворения потребительской структуры;

-          производительность труда работника в значительной степени зависит от его удовлетворенности социальными условиями. Закон «возвышения потребностей» настоятельно диктует необходимость перспективного планирования и развития соответствующей социальной инфраструктуры;

-          к проблеме регулирования социальных потребностей населения следует подходить дифференцированно, принимая во внимание сложившуюся на данной территории систему предпочтений. Различное территориальное расположение, демографический состав, принадлежность к определенной социальной группе могут существенно влиять на формирование индивидуальных предпочтений и интересов как мотиваторов социальной активности.

Важная роль в сфере управления социальным развитием отведена социологическим исследованиям, призванным уточнять, конкретизировать характер социальных потребностей населения, выявлять уровень и способы их удовлетворения. В настоящее время перед современным социумом стоят новые задачи, лежащие в плоскости совершенствования духовной сферы личности, повышения его культурного уровня, выдвижения социальных и духовно-культурных потребностей населения на первый план. В этом состоит новый социальный заказ общественного развития, связанного с тенденциями социализации экономической системы. В свою очередь, его выполнение зависит в значительной степени от продуманных управленческих решений в социальной сфере.

Стратегия социального развития, соответствующая новым вызовам, с одной стороны, призвана отвечать гуманистическим установкам общества и способствовать продуманной социальной политике, с другой стороны, реализация этой политики возможна при соответствующем уровне социальных, социально-культурных потребностей населения. В целях повышения управленческого воздействия социальной сферы общества необходим системный подход. Иначе говоря, развитие социальных, социально-культурных потребностей населения возможно только при соответствующем уровне и качестве жизни, включающих в себя достаточную обеспеченность продовольственными и непродовольственными товарами, доступное и эффективное здравоохранение, качественное и востребованное образование, наличие свободного времени [8, 9].

Принимая во внимание широкие возможности современного социума в сфере реализации различных потребностей населения и повышение требований общественного производства к подготовке рабочей силы, представления о способах удовлетворения потребностей трансформируются. Осознанные потребности выстраиваются в некоторую иерархию. При этом приоритет, например, экономических потребностей неоднозначен, поскольку при определенном уровне насыщения их значение снижается, одновременно возвышаются социальные или духовные потребности. Процесс осознания потребностей включает в себя их соотношение с потребностями других людей, соответствие общественно признанным. В целом социальное развитие воздействует на ту часть распределительных отношений, которые отражают процессы повышения доходов различных групп населения.

Возникновение и развитие социальных потребностей возможно лишь при условии материальной обеспеченности населения, повышении уровня его образованности, формировании здорового образа жизни. В этом смысле такая социальная потребность, как сохранение здоровья населения, становится наиболее востребованной в связи с интенсификацией современных производственных процессов, ростом доли работников умственного труда и т. д.