Цифровизация экономики становится драйвером к кардинальным изменениям в потребительском поведении граждан развитых и развивающихся стран. Россия не является исключением.
Укрепление горизонтальных связей в обществе позволяет людям оптимизировать потребительские расходы и существенно повысить качество жизни, используя принципы совместного потребления. Благодаря онлайн-сервисам снимается вопрос необходимости приобретения товара для получения доступа к нему. Доступность товаров и услуг увеличивается и в отношении стоимости, и в отношении скорости их предоставления.
Такой подход становится особенно актуальным в образе жизни миллениалов, или поколения Y (родившихся в 1980–1990 гг.), и последующего поколения Z, для которых получение впечатлений, мобильность и возможность выразить свою индивидуальность важнее статусного потребления.
Влияние шеринг-модели не ограничивается цифровизацией отраслей, оно является системным и многоаспектным. Развитие экономики совместного потребления (шеринг-экономики) в РФ способствует решению стратегических задач, зафиксированных в «майском указе» президента России (см. таблицу) [1].
При этом шеринг-экономика не просто улучшает показатели, а трансформирует экономические отношения, причем в самых разных сферах: городской среде, городском общественном транспорте, междугородних перевозках, туризме, аренде коммерческой недвижимости и оборудования. Развитие подобных направлений, несущих системные изменения и влияющих на развитие страны в целом, является критически важным для экономического роста страны, поскольку именно они обеспечивают так называемый Парето-эффект: 20% усилий, которые дают 80% результата [2]. В связи с этим становится актуальным изучение современных тенденций развития экономики совместного потребления в России.
Вклад шеринг-экономики в решение стратегических задач развития России
до 2024 г. [3]
№ |
Сфера жизнедеятельности |
Стратегическая задача |
Решение шеринг-экономики |
1 |
Экология |
Существенное снижение экологического ущерба в крупных промышленных центрах |
Байкшеринг, скутершеринг |
2 |
Цифровая экономика |
Ускорение внедрения цифровых технологий и финансирование платформенных разработок |
Краудфандинг, базы открытого исходного кода |
3 |
Предпринимательство |
Формирование благоприятных условий предпринимательской деятельности и самозанятости |
Коворкинг, биржа фриланса |
4 |
Городская среда |
Повышение качества городской среды |
Каршеринг, байкшеринг, скутершеринг |
5 |
Дороги |
Снижение перегрузок на автомобильных дорогах федерального и регионального назначения |
Карпулинг |
Методологическая основа исследования. В 1990 г. Й. Шумпетер в своих исследованиях упоминал, что конкуренция со стороны «нового товара, новой технологии, нового типа организации» будет более актуальной, чем совершенная конкуренция. Он охарактеризовал этот феномен как конкуренцию, «которая наносит удар не по прибыли и продукции существующих фирм, а по их основам и самой их жизни» [4]. Его пророчество, безусловно, сбылось.
Так, Хамари и другие ученые определяют шеринг-экономику как деятельность по получению, предоставлению или совместному использованию доступа к товарам и услугам, координируемую с помощью онлайновых услуг [5].
Многими зарубежными исследователями предложены альтернативные названия шеринг-модели, такие как экономика краткосрочных контрактов, платформенная экономика, экономика доступа и совместное потребление.
Российские ученые также активно изучают феномен экономики совместного потребления. Влияние шеринг-экономики на экономику страны исследует А. А. Чулок (2017), шеринг-экономике как новой экономической реальности посвящены работы М. Ю. Шерешевой (2019), распространение шеринг-модели в сфере туризма рассматривается А. Н. Полухиной (2019).
Результаты и обсуждения. Взрывной рост экономики совместного потребления поразил даже оптимистичных экспертов рынка, а существующие в настоящее время тысячи платформ совместного потребления работают практически в каждом секторе экономики по всему миру. В то же время экономика совместного потребления постепенно теряет часть своего первоначального очарования: она была призвана смягчить гиперпотребление (многочисленные исследования указывают, что шеринг-экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический ущерб [6]) и построить горизонтальные связи в обществе. Эти преимущества не исчезли, но становится все труднее найти платформы для совместного потребления, которые реализуют эти принципы на практике. Акцент сместился в сторону удобства, цены и транзакционной эффективности.
Помимо стремительного роста шеринг-экономику может ожидать и неравномерность развития.
В этом году появятся первые публичные предложения о продаже (IPOs) в экономике совместного потребления, а также первые крупномасштабные банкротства. Lyft и Uber собираются провести IPOs, и финансовые эксперты почти единодушно оценивают капитализацию Uber в $120 млрд, а Lyft – в $15 млрд.
Тем временем в Китае, одном из мировых лидеров экономики совместного потребления, в перспективе до 2020 г. распространение шеринг-модели будет обеспечивать рост ВВП на уровне 1,5–2% в год и породит 5–10 новых интернет-гигантов. Динамика развития шеринг-сервисов в России свидетельствует, что у нашей страны есть все шансы стать важной частью мирового перехода к шеринг-экономике.
В 2018 г. объем транзакций на основных платформах шеринг-экономики в России составил около 511 млрд рублей. В сравнении с 2017 г. этот показатель вырос примерно на 30%. Основной вклад в объем и рост экономики совместного потребления вносят С2С-продажи (72% от объема транзакций в 2018 г.), услуги частных лиц-фрилансеров (19%), транспорт (каршеринг и карпулинг – каждый приблизительно по 2,5%) и краткосрочная Р2Р-аренда жилых помещений (2%) (рис. 1) [7].
Рис. 1. Объем транзакций по секторам в 2018 г., млрд руб. [8]
Однако в гонке за ростом нельзя забывать о том, что построение процветающей, устойчивой модели экономики совместного потребления зависит главным образом от двух элементов: смены мышления и доверия. Менталитет требует времени; изменения не происходят в одночасье. Платформы, которые стремятся расти слишком быстро (тратят ли прибыль слишком быстро или предполагают, что спрос будет экспоненциальным) или подрывают доверие клиентов (которое трудно приобрести и очень легко потерять), могут столкнуться с существенными трудностями в будущем.
Среди других тенденций развития экономики совместного потребления можно выделить следующие.
- Демография пользователей. Экономика совместного потребления будет все больше зависеть от демографических факторов, которые до сих пор играли (в основном) вспомогательную роль: формирующийся средний класс, женщины и молодежь (см. рис. 2).
Впервые в истории человечества средний класс представляет собой большую часть мирового населения – и, по прогнозам, в ближайшие 10 лет он удвоится, составив 5,2 млрд человек. Ожидается, что женщины будут нести ответственность за увеличение всех располагаемых доходов в следующем десятилетии. Между тем в США, Японии, Европе и за ее пределами наблюдается рост числа стареющих жителей.
Рис. 2. Демография пользователей шеринг-экономики в России [9]
Каждая из этих демографических характеристик будет играть большую роль в экономике совместного потребления. Шеринг-экономика позволяет людям получить доступ к вещам, которые они в противном случае не смогли бы себе позволить, обеспечивая возможность для более широкого экономического участия. Женщины уже являются одними из самых ярых клиентов в сфере совместного потребления, и рост шеринг-модели, вероятно, еще больше увеличит это. Кроме того, экономика совместного потребления может постепенно изменить выход на пенсию: поскольку все больше людей стремятся работать на пенсии, нуждаются в дополнительном доходе или хотят оставаться занятыми, такие платформы, как WorkZilla, Kwork и другие, предназначены для удовлетворения таких потребностей.
- Правовое регулирование. Большинство платформ шеринг-экономики основаны на доверии, а также на рейтингах гостей и собственников. Во многих случаях отсутствует регулирование контроля за товарами и услугами, обмениваемыми в ходе этих операций. Например, отели проверяются для обеспечения качества, в то время как апартаменты Airbnb – нет. Цифровая модель экономики совместного потребления плохо согласуется с действующими законами и правилами, что в итоге приведет к необходимости создания механизма правового регулирования шеринг-платформ.
- Выход из экологического кризиса. Одним из преимуществ экономики совместного потребления, выходящим за рамки ее денежной стоимости, является ценность, которую она имеет для защиты окружающей среды. Разделение ресурсов и жизнь философией использования только того, что необходимо, может существенно сократить гиперпотребление и величину отходов производства.
Согласно данным ТИАР-центра за 2018 г., в Москве за счёт байкшеринга произошло сокращение выбросов углекислого газа на 40 тонн, а годовых выбросов ТЭС – на 500 МВт [10].
В связи с этим одной из тенденций, на которую следует обратить внимание, является увеличение объема собираемых данных о воздействии экономики совместного потребления на окружающую среду.
- «Безработное» будущее. Обсуждения концепций следующей экономической системы, которая может прийти на смену капиталистической, положили начало исследованиям вариантов будущего, в котором не придется работать. Среди множества концепций были выделены кардинально новые векторы развития экономики, одним из которых стал сценарий «Устойчивые общие блага» (Sustainable Commons). Данный сценарий опирается на подчинение труда интересам общего блага, а не работе по найму. Основными предпосылками перехода к новой концепции являются автоматизация и цифровизация, искусственный/машинный интеллект, сокращение потребности в человеческом труде; смена мышления и ценностей на постмодернистские и интегральные, которые придают меньшее значение статусному потреблению и материальным благам; размывание границ между трудовой деятельностью и различными аспектами жизни, в результате которого происходит снижение роли и значения работы как ключевой характеристики человеческой личности, организатора повседневной жизни и главного источника дохода [11].
В свою очередь, экономика совместного потребления обеспечивает удовлетворение потребностей нового времени: гибкость в построении повседневной жизни (фриланс с возможностью выполнять работу из любой точки мира в любое время суток позволяет уйти от классической офисной модели) и вариативность формирования ключевого дохода (краудфандинг с возможностью получения прибыли от совместных инвестиций позволяет уйти от работы по найму).
Экономика совместного потребления становится важной частью глобальной экономики. Внезапное появление шеринг-экономики привело к возникновению многих непредвиденных проблем для потребителей, действующих предприятий, регулирующих и директивных органов. Однако в контексте формирования новой экономической реальности шеринговая модель способствует решению стратегических вопросов развития страны: снижению экологического ущерба, активному внедрению цифровых технологий, развитию инноваций и предпринимательской деятельности, повышению качества городской среды и т. д.