Победа Д. Трампа на президентских выборах 2016 г. ознаменовала новую веху в истории развития Соединенных Штатов, в особенности в сфере экономики. Являясь бизнесменом и прагматиком, Трамп начал воплощать в жизнь свои амбициозные экономические реформы, провозгласив девиз: «Сделаем Америку снова великой [1]».
Актуальность данной темы заключается в том, что экономическая политика является значимым элементом в государственном регулировании, от которого зависит функционирование хозяйственной составляющей государства, уровень жизни его населения, а также общее благосостояние страны. В частности, экономические реформы действующего президента США Д. Трампа имеют отличительные черты по сравнению с модернизацией в сфере экономики предыдущих администраций, а это, в свою очередь, вызывает интерес и создает пласт для широких научных изысканий.
Цель работы заключается в выявлении специфики экономической политики Д. Трампа, ее основных направлений и способов осуществления.
Экономические реформы Д. Трампа, ставшие фундаментальными по своей значимости, получили интересное название «трампономика» (“trumponomics”) от имени их инициатора. В более широком смысле под этим термином следует понимать экономическую политику президента США Д. Трампа, выраженную в сокращении личных и корпоративных налогов, реструктуризации торговых сделок и введении крупных мер фискального стимулирования, ориентированных на инфраструктуру и оборону [2].
Ниже речь пойдет об основных сферах реализации экономической стратегии Д. Трампа, а именно: торговой политике, налогообложении, социальном обеспечении, сфере занятости, энергетике, сфере обороны.
Итак, торговая политика президента Трампа состояла из таких действий, как выход из Транстихоокеанского партнерства (далее – ТТП), приостановление деятельности Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (далее – TTИП) и введение тарифов в отношении отдельных государств. Д. Трамп пообещал заменить ТТП серией двухсторонних соглашений [3]. Это, в свою очередь, является одним из принципов его внешнеэкономической стратегии: заключать соглашения не на многосторонней основе, а посредством двустороннего сотрудничества. Важно отметить тот факт, что торговая политика Трампа сосредоточилась на меркантилизме. Протекционизм стал применяться для защиты американской промышленности от иностранной конкуренции. Цель данной политики – сокращение торгового дефицита США. Почему же были предприняты столь радикальные действия? Ответ прост, но в то же время неоднозначен: дело в том, что в новой политической конъюнктуре, где экономическая мощь Китая становится доминирующей, а реальная выгода для США от членства в подобных организациях минимальной, Трамп идет на резкие, но перспективные меры, желая построить мощную экономику и приостановить влияние КНР.
Что касается тарифов, то данный вопрос во внешнеэкономической повестке США возник в 2018 г. Так, к примеру, 22 января 2018 г. Трамп ввел тарифы и квоты на импортные солнечные панели и стиральные машины, желая защитить отечественного производителя. Далее, в мае 2018 г. Трамп инициировал торговый конфликт с ЕС, введя тарифы на сталь и алюминий, после чего ЕС ответил в июне своими тарифами [4]. Анализ, опубликованный 8 марта 2018 г. Советом по международным отношениям, показал, что предложенные Трампом тарифы на сталь могут привести к потере до 40 000 рабочих мест в автомобильной промышленности [5]. В июле 2018 г. Трамп и ЕС объявили своего рода перемирие, подчеркнув, что они будут способствовать развитию ТТИП. 3 апреля 2018 г. Трамп объявил 25-процентные тарифы на $50 млрд в китайской импортной электронике, аэрокосмической и машиностроительной промышленности. Тарифы были введены вследствие так называемой «торговой войны с Китаем» из-за отрицательного сальдо США в торговле с КНР [6]. Трамп настаивал на выравнивании баланса между импортом и экспортом в торгово-экономических отношениях с КНР, рассматривая Китай как серьезную угрозу стабильности американской экономике. Ниже приведен график торгового дефицита США по основным показателям товаров и услуг в период с 2012 по 2018 г., взятый из открытого источника Бюро экономического анализа.
Рис. 1. Общий торговый дефицит США: товары и услуги. 2012–2018 гг.
Важным событием в рамках торговой политики Трампа стало обновление и модернизация договора НАФТА, начало которому было положено в мае 2017 г. Североамериканское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой трансформировалось в ЮСМКА (USMCA), то есть в более широкое и всеобъемлющее соглашение, которое является выгодным для всех государств-членов, в особенности для Соединенных Штатов [7]. Основная выгода для США заключается в том, что было существенно повышено обязательное «североамериканское содержание» в стоимости автомобилей из Канады и Мексики, расширен доступ американского молока на канадский рынок, чего требовали фермеры из штатов Нью-Йорк и Висконсин и что лично поддержал Д. Трамп; более того, был укреплен режим защиты прав интеллектуальной собственности в Канаде и Мексике, а также продлен срок действия патентов на биопрепараты, на чем настаивала фармакологическая промышленность США [8]. Таким образом, подобная трансформация НАФТА благоприятно сказалась на экономическом развитии Соединенных Штатов, определив их преимущество в данной торгово-экономической триаде.
Переходя к следующему вопросу касательно налоговой политики Трампа, следует подчеркнуть, что она имела неоднозначный характер. Еще до выборов в то время кандидат Трамп предложил значительное снижение подоходного налога и дерегулирование в соответствии с консервативной политикой республиканской партии, членом которой он является, наряду со значительными инвестициями в инфраструктуру и защитой статуса-кво для пособий пожилым людям [9]. В конце сентября 2017 г. администрация Трампа предложила провести реформу налогообложения. Это предложение предполагало снижение ставки корпоративного налога до 20% (с 35%) и исключение налога на имущество. Палата представителей приняла свою версию налогового плана Трампа 16 ноября 2017 г., а Сенат принял его версию 2 декабря 2017 г. Важные разногласия между законопроектами были согласованы комитетом конференции 15 декабря 2017 г. В итоге президент подписал закон 22 декабря 2017 г. Непосредственно перед подписанием законопроекта Трамп заявил, что новый налоговый закон может привести к росту ВВП до 6% [10].
Основные элементы нового налогового законодательства включают в себя снижение ставки налога для юридических и физических лиц, налог на упрощение путем увеличения стандартных вычетов и семейные налоговые льготы, ограничение отчислений в государственный и местный подоходный налог, дальнейшие ограничения на проценты по вычетам ипотечных кредитов, сокращение альтернативного минимального налога для физических лиц и др. В итоге общие федеральные поступления сократились на 0,4% в течение двенадцати месяцев после снижения налогов, по сравнению с увеличением на 3,1% в течение предыдущих двенадцати месяцев [11]. Обратите внимание на график ниже, отражающий распределение льгот в течение 2018 г. по процентам дохода в соответствии с Законом о снижении налогов и рабочих местах. Таким образом, исходя из графика, верхние 10% налогоплательщиков (доходы свыше $ 216 800) получают 52% пособия, в то время как нижние 60% (доходы до $ 86100) получают 17% пособия. Это исключает влияние сокращенных субсидий.
Если говорить о сфере социального обеспечения и здравоохранения, то в данном случае администрация Трампа ослабила программу предыдущего президента Б. Обамы под названием “Obamacare”. Закон о сокращении налогов и рабочих местах отменил налоговые штрафы по закону о доступном уходе для тех, кто не получает страховку. 11 января 2018 г. он позволил государствам ввести требования к работе для получателей Medicaid. Трамп перестал возмещать страховым компаниям расходы, которые они несут, помогая клиентам с низкими доходами [12].
Рис. 2. Распределение льгот в течение 2018 г. по процентам дохода
в соответствии с Законом о снижении налогов и рабочих местах
В качестве оправдания введения новых требований к работе, чтобы претендовать на программы социального обеспечения, такие как SNAP и Medicaid, в июле 2018 г. администрация Трампа заявила, что «наша война с бедностью в значительной степени закончилась и увенчалась успехом», добавив: «сеть безопасности, включая государственные налоговые трансфертные политики, способствовала резкому сокращению бедности в Соединенных Штатах [13]». Таким образом, программа социального обеспечения Трампа была направлена на сглаживание последствий ослабления программы “Obamacare”, вследствие чего были достигнуты значительные успехи в борьбе с бедностью и повышении общего уровня жизни населения США.
Сфера занятости – следующий аспект экономических реформ Трампа. В качестве кандидата еще в 2016 г. Трамп обещал создать 25 миллионов новых рабочих мест в течение следующего десятилетия, однако, как показало время, создание рабочих мест шло несколько медленнее при президенте Трампе относительно конца администрации Б. Обамы. Так, за первые 32 месяца пребывания Трампа в должности (до сентября 2019 г.) было создано 5,5 миллиона рабочих мест против 7,2 миллиона за последние 32 месяца администрации Б. Обамы. Это в среднем 173 000 рабочих мест в месяц, созданных при Трампе, против 224 000 при Б. Обаме в эти периоды [14].
Важным для социально-экономического развития США является то, что администрация Трампа стремилась стимулировать людей с ограниченными возможностями к работе, чтобы экономить деньги для правительства и удовлетворять потребности растущей экономики с ужесточением рынков труда. Так, в 2019 г. безработица в США достигла самого низкого уровня за последние 50 лет [15]. На рис. 3 можно проследить динамику изменения уровня полной и неполной занятости с 2015 по 2019 г. Согласно данному графику, при Д. Трампе в полной занятости задействовано больше количество людей, чем это было при Б. Обаме.
Рис. 3. Изменение уровня полной и неполной занятости в США в период с 2015 по июнь 2019 г.
Одним из самых обсуждаемых и противоречивых решений администрации Д. Трампа был выход США 1 июня 2017 г. из Парижского соглашения по климату ввиду крайне невыгодного для экономики Соединенных Штатов. Трамп предполагал обсудить более выгодную сделку в сфере окружающей среды, однако лидеры Германии, Франции и Италии заявили, что соглашение не подлежит никакому обсуждению. Некоторые эксперты полагают, что выход Америки из данного соглашения создаст вакуум, который Китай с готовностью заполнит. Бизнес-лидеры из Tesla, General Electric и Goldman Sachs заявили, что действия Трампа принесут иностранным конкурентам преимущество в чистых энергетических отраслях. А в свою очередь, американские компании потеряют государственную поддержку и субсидии в данных отраслях [16]. На то, чтобы официально снять свою кандидатуру, уйдет четыре года, и это станет проблемой на президентских выборах 2020 г.
Но, несмотря на все эти тревожные прогнозы, Трамп заявил, что Соединенные Штаты достигнут энергетической независимости к 2025 г. и сконцентрируют на своей территории не только научно-исследовательские центры и структуры по разработке новых технологий, но и производства, где инновации будут внедряться и превращаться в базовые технологии нового промышленного уклада [17].
В мае 2018 г. Трамп приказал министерству энергетики провести беспрецедентное вмешательство на энергетических рынках для защиты угольной и атомной промышленности от давления конкурентного рынка [18]. Р. Пауэлсон, которого Трамп назначил в Федеральную комиссию по регулированию энергетики, отчитался сенатскому Комитету по энергетике и природным ресурсам 12 июня 2018 г. о том, что беспрецедентные шаги федерального правительства – через недавнюю директиву президента министерству энергетики о субсидировании некоторых ресурсов – угрожают обвалом оптовых конкурентных рынков. Это вмешательство может потенциально «взорвать» рынки и привести к значительному росту ставок без каких-либо соответствующих преимуществ надежности, устойчивости или кибербезопасности [19].
Администрация Трампа инициировала регуляторное облегчение для угольной промышленности, в частности, перейдя к отмене Плана чистой энергетики (Clean Power Plan – CPP). Согласно прогнозам Управления энергетической информации на 2019 г., добыча угля без CCP будет сокращаться в предстоящие десятилетия более быстрыми темпами, чем это было указано в прогнозе агентства на 2017 г., который предполагал, что CCP будет действовать [20]. В итоге политика в области энергетики открывает новые возможности для Соединенных Штатов в продвижении своего сырья и упрочнении положений на внешнем рынке.
Еще в ходе предвыборной кампании и после победы на президентских выборах Трамп обещал увеличить бюджет министерства обороны на 10 процентов. Это было связано с тем, что 3% ВНП для военных расходов – это слишком мало, по мнению Трампа, и эта доля должна быть увеличена до 6,5%. Трамп заложил в бюджет министерства обороны $ 574,5 млрд. Это ровно на 10 процентов больше, чем $ 526,1 млрд в принятом бюджете на 2017 финансовый год. Военные расходы США, включая национальную безопасность и дела ветеранов, составили $ 812 млрд в 2017 финансовом году. Это больше, чем любые другие государственные расходы, за исключением социального обеспечения в размере 967 млрд долларов [21].
11 мая 2017 г. Трамп поручил министерству обороны разработать план защиты национальной инфраструктуры от кибератак, подписав исполнительный указ о пересмотре уязвимостей федерального правительства в Интернете и принятии обновленных методов обеспечения безопасности [22].
Трамп также обещал реформировать департамент по делам ветеранов. Он заявил, что увеличит финансирование связанных с боевыми действиями психических и хронических заболеваний. Так, 9 января 2018 г. Трамп подписал исполнительный указ, который расширяет психиатрическую помощь для ветеранов, возвращающихся к частной жизни [23]. Такие действия, продиктованы прежде всего желанием стимулирования военно-промышленного потенциала и укрепления армии в целом путем поощрения ветеранов и предоставления им необходимых льгот и помощи.
Более того, в сфере обороны Трамп призвал союзников по НАТО увеличить свои расходы на содержание альянса в размере 2% (а позднее и на 4%) от ВВП государства – члена организации [24]. Это, по его мнению, является справедливым решением, так как НАТО финансируется в большей степени именно посредством вкладов США, в то время как многие государства вносят лишь 1–1,5%, а то и меньше.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что первые результаты экономической политики Д. Трампа можно назвать противоречивыми и неоднозначными: с одной стороны, все эти инициативы были направлены на укрепление экономического потенциала государства, учет исключительно американских интересов и недопущение второстепенной роли в мировой экономике. Так, значительно сократился уровень безработицы, проблема занятости перестала носить столь напряженный характер, появились предпосылки, способствующие экономическому росту страны и благосостояния его граждан. Кроме того, в сфере медицины и здравоохранения появились новые возможности для защиты населения по различным социальным программам. Значительный вклад средств в оборонную промышленность и энергетику создал широкие возможности развития и углубления данных отраслей. Но, с другой стороны, торговые войны с Китаем и заигрывания с тарифными планами негативно отразились на внешнеторговых операциях США, несмотря на изначальные благие намерения поддержать отечественного производителя.
Специфика реформ в области экономики Д. Трампа проявилась в том, что они носили форсированный и местами радикальный характер, о чем свидетельствуют такие действия администрации действующего президента, как выходы из различных организаций и соглашений. Ставка на исключительно американские интересы создала предпосылки для углубления протекционистских настроений в государственном регулировании экономической сферы США. Несмотря на ряд негативных аспектов экономической политики Д. Трампа, важно отметить, что первые результаты его преобразований принесли определенные преимущества в виде экономического роста и увеличения благосостояния населения Соединенных Штатов.