Full text

Для преподавателей иностранного языка вопрос развития критических навыков у студентов представляет немаловажный интерес, включая и опытных профессионалов, и только начинающих свою деятельность, поскольку и те и другие стремятся найти пути мотивирования своих студентов. Потребность в коммуникативной компетенции вызывает у студентов необходимость развивать свои стратегии изучения языка, сосредоточиваясь на языковых функциях и контексте. В свою очередь, выработка уверенного владения языковыми средствами на занятиях по иностранному языку укрепляет у студентов уровень критического мышления. Но всё же что такое критическое мышление? Каково представление о нём у обучающихся? Наконец, какие коммуникативные виды деятельности могут использовать на занятиях преподаватели иностранного языка для развития критического мышления у студентов? В своей работе мы попытались осветить некоторые теоретические и практические аспекты этих вопросов, основываясь на своих наблюдениях на аудиторных занятиях по иностранному языку. Нами отмечено, что развитие навыков критического мышления помогает студентам улучшить умение общаться на иностранном языке, расширить словарный запас и использовать язык для других целей в различных контекстах. В нашей статье представлены некоторые предложения по использованию преподавателями практических заданий для развития критического мышления в контексте изучения иностранного языка и обучения ему.

Говоря о значении навыков критического мышления, стоит отметить несколько факторов, которые оказывают влияние на способность студентов общаться на занятиях по иностранному языку. Прежде всего, можно отметить мотивацию и обстановку в аудитории. Хорошие учителя знают, как поставить перед студентами перспективную задачу [1]. Хороший учитель применяет приёмы и методы в обучении в соответствии с тем, каким образом студенты изучают его предмет. Значит, студенты мотивированы на то, чтобы больше заниматься и быть вовлечёнными в групповую или командную работу. Одним из факторов, влияющих на коммуникативные навыки обучающегося, является его способность думать и действовать критически. С помощью критического мышления студенты развивают у себя способность общаться на иностранном языке лучше и чаще. Следовательно, развитие критического мышления стимулирует самостоятельную работу по изучению иностранного языка. А оно, как известно, является весьма непростым процессом.

Существуют различные определения навыков критического мышления, но суть одна – это способность мыслить логически. Критическое мышление подразумевает способность контролировать своё собственное мышление и вырабатывать нужные критерии и стандарты для его анализа [2].

Задача преподавателя заключается в формировании не только языковых навыков, но и навыков критического мышления. Читая текст, студенты используют свои навыки критического мышления для анализа и понимания его содержания. Иногда они используют эти навыки неосознанно. Но наиболее полезны они студентам при выполнении письменных заданий. Навыки критического мышления помогают студентам становиться более творческими, самостоятельными и уверенными в себе. Кстати, обучать навыкам критического мышления можно на всех уровнях обучения, начинающих и продвинутых.

Для того чтобы научить студентов думать критически, можно использовать различные методы обучения, которые применяются на занятиях не только по иностранному языку, но и по другим предметам. Преподаватель иностранного языка, основываясь на языковой программе, погружает студентов в коммуникативную деятельность, ролевые игры, имитационную работу и задания на решение проблемы. Поскольку основная цель изучения языка – использовать его в общении и для общения, очень важно применять эффективные методы обучения.

Для построения и выбора методических приёмов необходимо учитывать не только природу изучаемого предмета, но и то, каким образом студенты его изучают [3]. Сегодня общепризнанной является концепция личностно ориентированного подхода в обучении.

Изучение и практическое использование английского языка подразумевает взаимодействие. Преподаватель объясняет что-то новое, студенты делают заметки. Им приходится быть успешными и в восприятии устной речи, и в своём мышлении. Нам представляется, что прежде всего преподавателю следует развивать мышление студентов с помощью проблемных заданий. С другой стороны, студенты должны иметь представление о самостоятельном изучении, только тогда они будут успешными студентами.

Поскольку обучение и изучение иностранного языка сосредоточено на коммуникативной методике, а целью является коммуникативная компетенция, именно на этом аспекте концентрируют своё внимание и учитель, и студент. Коммуникативная компетенция включает в себя различные виды языковых знаний.

Согласно Дж. Ричардсу [4], коммуникативная компетенция включает следующие аспекты языковых знаний:

̶          Знать, как использовать язык для разнообразных целей и функций.

̶          Знать, как видоизменять своё использование языка в зависимости от обстановки и участников (знать, когда использовать формальный и неформальный языковой стиль или использовать соответствующим образом письменную речь, понимая её отличия от устной).

̶                   Знать особенности различных видов текстов (рассказы, доклады, интервью, диалоги).

̶          Знать, как поддерживать разговор несмотря на нехватку своих языковых знаний (при помощи использования разного рода коммуникативных стратегий).

Основная задача преподавателя – помочь изучающему иностранный язык овладеть языковыми умениями. М. Липман полагает, что в круг обязанностей преподавателей входит развитие критического мышления у студентов, а не просто помощь в продвижении с одного уровня обучения на другой [5]. Все виды языковых знаний, которыми должен овладеть студент, требуют использования обучающимся различных стратегий изучения. Следовательно, преподавателю приходится использовать свои собственные стратегии для того, чтобы студенты понимали, какие методы изучения им необходимо использовать, как развить мыслительные навыки и как применять их разумно для различных целей и в различных ситуациях.

Некоторые практические задания для развития критического мышления

В своей работе мы основывались на собственном опыте и наблюдениях на занятиях по английскому языку в Уральском государственном университете путей сообщения. Нужно заметить, что работа по развитию у студентов компетенции критического мышления является делом не одного урока, а многих занятий, начиная от использования простых заданий до заданий, требующих решения каких-то проблем. На занятиях по английскому студенты применяют свои способности мыслить критически различными способами и для различных целей. Из опыта замечено, что если преподаватель не стимулирует студентов, то они будут пассивны в процессе занятия и их интерактивное общение сведётся к минимуму.

Коммуникативная методика особенно успешна, когда обучающиеся охотно сотрудничают друг с другом. Эффективность учебного процесса во многом зависит от профессионализма преподавателя. Профессиональный преподаватель всегда знает потребности своих студентов, поскольку преподавание английского языка состоит не только из объяснения, например, лексики, чтения вслух и домашнего задания. Эффективный учитель должен объяснить, как запомнить лексику, как написать эссе или сочинение и т. д. В условиях личностно ориентированного подхода хорошо подготовленный преподаватель использует различные педагогические приёмы, наблюдает за студентами, работающими над заданиями, которые требуют понимания и говорения на языке, и помогает им.

Используя ресурсы критического мышления, студенты пытаются связать известную информацию с неизвестной, составить схемы и соотнести графический образ слова с его значением. И именно преподаватель должен показать студентам, как этого добиться. При помощи критического мышления у студентов развиваются творческие способности и обогащается словарный запас, лингвокультурные знания. Перед преподавателем всегда должны стоять вопросы: чему учить, как учить и зачем учить.

Студент использует критическое мышление в следующих ситуациях:

̶          при чтении текста, когда он соотносит свой собственный опыт с опытом действующих в тексте лиц;

̶          когда он выполняет задание по написанию письма, обдумывая его план из вводных и заключительных фраз, основного содержания, с учётом выделяемого времени (это может быть задание в аудитории на 10–15 мин или эссе, которое студент должен приготовить дома);

̶          во время аудирования (прослушать и заполнить пропуски, сделать выводы);

̶          во время устной речи: дебаты, обсуждение (тема может быть известна или неизвестна).

Практически всегда, используя свои языковые навыки, студент должен применять и навыки своего критического мышления.

Как было отмечено выше, критическое мышление способствует улучшению общения на английском языке. Шаги по формированию навыков критического мышления начинаются с создания условий и подготовки к укреплению этих навыков. В идеальной учебной языковой программе цели учебного плана выходят за рамки лингвистических факторов и развивают у обучающихся критическое мышление [6], требуя использования различных социально значимых деятельностных заданий, когда обучающийся соотносит то, что он изучает, с реальными жизненными ситуациями. При использовании коммуникативной методики на занятиях по иностранному языку преподаватели разрабатывают разнообразные коммуникативные задания, которые заставляют студентов заниматься языковой практикой, стимулируют мыслительные процессы, активизируют критическое мышление, укрепляют словарный запас и вынуждают использовать различные языковые функции. Мы представляем некоторые виды работы, которые может использовать преподаватель для стимулирования критического мышления. Сложность упражнений и тем может меняться в зависимости от языкового уровня, всё зависит от целей и результатов занятия.

Для развития навыков критического мышления можно использовать следующие виды заданий.

  1. 1.     Задания с неполной информацией

Студенты работают в парах, обмениваясь информацией друг с другом (это могут быть задания по аудированию, например, или устной речи).

  1. 2.     Ролевые игры

Студенты работают в парах, проигрывая роли (например, ситуации из реальной жизни: в аэропорту, на приёме у врача, в магазине и т. д.). Или студенты составляют письменно диалог по предложенной теме, закрепляют степени сравнения прилагательных, наречия и т. д., всё зависит от цели урока. Преподаватель использует карточки, разделяет студентов на пары, распределяет роли по принципу «Студент А» и «Студент В». Время: 5–10 мин.

  1. 3.     Имитационные задания

Студенты работают в группах, играя роли (реальные жизненные ситуации: на вокзале, в торговом центре и т. д.). Отличие – в количестве студентов. Преподаватель также даёт ключи-подсказки, делит студентов на группы, продумывает заранее место действия. Время: 10, 15, 20 мин, в зависимости от языкового уровня.

  1. 4.     Мозаичные задания

В учебниках по английскому языку можно найти разнообразные мозаичные задания. Один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из студентов читает только этот маленький фрагмент, и далее все обмениваются информацией. В результате у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других), что способствует развитию умения слушать собеседника с целью получения необходимой информации. Такие задания направлены на развитие умения работать в группе и сплочение коллектива, так как использование коммуникативно ориентированного подхода даёт возможность значительно увеличить время устной и речевой практики для каждого студента, даёт шанс каждому формировать в своём сознании систему изучаемого языка. Преподаватель заранее готовит раздаточный материал для студентов, время на подобные задания – 5–10 мин.

  1. 5.     Исследование

Разделившись на группы, студенты вместе пишут сообщение по теме, которую они исследовали. Темы могут быть разные, например: «Экологические проблемы», «Изменение климата», «Загрязнение окружающей среды» и т. д. Чтобы выполнить задание, студентам нужно работать совместно и делиться информацией друг с другом.

  1. 6.     Интервью

Как правило, интервью индивидуальны. Студенты готовят набор вопросов для своих сокурсников на предложенную или интересующую их тему. Студенты подготавливают вопросы дома как домашнее задание и затем используют их на занятии.

В своей практической работе преподавания английского языка для развития навыков критического мышления студентов чаще всего используем задания с неполной информацией во время аудирования, устной речи, а также ролевые игры и парную работу. Например, при прохождении темы “Modes of transport” (Intermediate groups) студентам предлагаются следующие виды заданий, которые помогают им развивать навыки критического мышления и лучше усваивать запланированный учебный материал.

Тема Modes of transport

Аудирование:

  1. An employee of a transport company presents some container options to a potential customer. Listen and complete the table with the missing information.

Tapescript: First of all, we offer the general purpose container for any general dry cargo. It comes with a timber floor and has various lashing devices to secure the load. These lashing points are located horizontally at floor level and vertically next to the door comer posts. Our refrigerated container, called “reefer”, can be used for delicate cargo and perishables. It is temperature-controlled and is particularly suitable for cargo that needs regulated or cool temperatures. With our reefer your cargo reaches its destination in perfect condition. If you want to ship liquids, for example, foodstuffs or chemicals, we can provide you with our “tanktainer”. This is a standard container frame with a tank fitted inside. As an extra, we also offer tank containers with electric plugs in case the cargo needs cooling or heating during transport.

For bulky cargo we recommend the open-top container. It comes with a PVC tarpaulin cover instead of a roof panel to allow loading from the top. The doors can be removed to make loading easier. Last but not least, there is our “flat-rack” container which is especially designed for heavy loads. We recommend this special type of container for the transportation of heavy machinery and pipes.

 

Type of container

Suitable for transport of

1

 

2

 

3 tanktainer

 

4

 

5 flat-rack

 

 

  1. Listen again and complete the sentences:

level * tarpaulin * frame * machinery * lashing * removed * controlled * plugs *

 

1)     It comes with a timber floor and has various _________ devices to secure the floor.

2)     These lashing points are located horizontally _____________ ..

3)     It is temperature – __________ and is particularly suitable for cargo that needs regulated or cool temperatures.

4)     This is a standard container ______ with a tank fitted inside.

5)     As an extra, we also offer tank containers with electric ______ in case the cargo needs cooling or heating during transport.

6)     It comes with a PVC _____ cover instead of a roof panel to allow loading from the top.

7)     The doors can be _____ to make loading easier.

8)     We recommend this special type of container for the transportation of heavy ____ and pipes.

 

Парная работа на закрепление темы «Степени сравнения прилагательных»

Work in pairs. Compare different transport modes using some of the adjectives in the box.

Example: I think shipping goods by rail is faster than sea transport.

 

Adjectives

transport modes

slow/fast

Rail

expensive/cheap

Air

Safe

Road

Suitable

Sea

Reliable

River

environmentally friendly

Pipeline

 

Ролевая игра по теме

Describe the container features to your partner using the words from the theme “Modes of transport”:

Student A

Flat-rack container

suitable for: heavy loads, e.g. industrial machinery, pipes

consists of: steel frame with a timber floor, with or without collapsible end walls

loading: from the side up

 

Student B

Bulk container

suitable for: unpackaged dry bulk cargo, e.g. grain

extras :liner bags coated for moisture protection

loading: several spouts and discharge tubes for loading and unloading

 

Итак, одной из целей преподавания иностранного языка на занятии можно считать развитие критического мышления у студентов. Активизация мыслительных процессов помогает студентам осознавать потенциал лексики, которую они собираются использовать буквально в каждом из аспектов изучаемого языка. Навыки говорения, чтения, восприятия на слух и письменной речи помогают студентам улучшить своё общение на иностранном языке. С помощью критического мышления студенты способны самостоятельно заниматься и делать свой собственный выбор при выполнении различных заданий.

Однако существуют различные факторы, влияющие на критическое мышление изучающих иностранный язык. Способность думать является основным требованием для успешной учёбы студентов [7], а для преподавателя важно использовать такие задания на своих занятиях, которые вовлекают студентов в совместную деятельность друг с другом. Для изучающих иностранный язык очень важно сначала повысить навыки своего критического мышления, а затем применять эти самые навыки для улучшения своих языковых умений. Продуманные и подготовленные интерактивные задания помогают студентам лучше усваивать учебный материал и совершенствовать коммуникативную компетенцию.