Full text

Актуальность данного исследования обусловлена динамичными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые усиливают потребность в деятельных, предприимчивых, творчески мыслящих выпускниках высших учебных заведений, способных самостоятельно выдвигать и решать многоуровневые задачи в нестандартных условиях. Вуз, будучи социокультурным заведением, в зависимости от применяемой профессионально-образовательной программы способен обеспечивать творческое репродуктивное доминирование у выпускников. Таким образом, сама перспектива профессиональной самореализации молодых специалистов ставит перед современными высшими учебными заведениями задачу формирования личности, готовой к творческому осуществлению профессиональной деятельности.

В связи с этим возникает необходимость в разработке особых педагогических технологий, способных обеспечить подготовку специалистов с мобильным знанием, критическим мышлением, умением быстро усваивать новые знания.

Цель данного исследования – проанализировать научную литературу по теме исследования и сформулировать основные тенденции, наблюдаемые сегодня в высшей школе, при реализации которых используют современные технические, социогуманитарные достижения.

Результаты исследования вносят определенный вклад в дальнейшее решение целого ряда задач в области повышения эффективности высшего образования в России.

Методологической базой исследования является анализ литературы по проблеме разработки и применения современных технологий обучения в высших учебных заведениях.

Многие российские исследователи внесли свой неоценимый вклад в решение задач по повышению эффективности обучения в российской высшей школе в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями.

Так, например, И. А. Васильев считает, что в XXI в. образование является основным элементом на пути к достойному уровню жизни, освоению людьми новых областей деятельности и дальнейшему вхождению в информационное поле. Любое образование, в том числе и высшее, является приоритетным средством внутренних резервов человека и его возможностей в современном мире. А это, в свою очередь, позволяет ему достичь выбранных целей. Поэтому большинству государств и образовательных учреждений приходится менять свои взгляды в сфере предоставления образовательных услуг и дальнейшего создания благоприятных условий для повышения квалификации специалистов [1].

И. А. Чучалин заостряет наше внимание на том, что, к примеру, вследствие повышения показателей, непосредственно связанных с глобализацией, будет увеличиваться мобильность как самих студентов, так и профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений. Это приведет к массовому обновлению профессиональных кадров, работающих в сфере высшего образования. Каждый вуз, претендующий на место в международных рейтингах, будет вынужден провести реорганизацию кадрового образовательного состава, а именно привлечь сотни профессоров и исследователей, использующих в своем арсенале технические и социогуманитарные достижения современного общества [2].

А. В. Белоцерковский предвосхищает крупные перемены в образовании, суть которых состоит в выходе за пределы передачи предметно-организованного знания. По оценке ученого, главными процессами в образовании станут коммуникация и концепции интеллектуальной деятельности, нацеленные на решение центральных задач [3].

А. В. Болтов, Г. Н. Молотова считают, что информационная трансформация, происходящая сейчас в обществе, – это один из основополагающих элементов, оказывающих непосредственное влияние на область высшего образования. Масштабный прогресс в сфере цифровых технологий привел к тому, что научный труд уже не является уникальной собственностью конкретного ученого, а в последние годы – и конкретного учебного заведения [4].

А. С. Роботов подчеркивает, что для выхода российской высшей школы на международную образовательную арену и повышения ее конкурентоспособности следует адекватно оценить и максимально изучить и применить опыт зарубежных государств, разрабатывая при этом собственную систему образования [5].

На основе проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам.

С точки зрения последних технических достижений российского общества, повлиявших на сферу высшего образования, можно выделить активное внедрение дистанционного обучения. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых обучающимся с помощью систематизированной информационно-образовательной среды [6]. В настоящее время данная идея получила мощный толчок в развитии в связи с повсеместным распространением самых современных информационных технологий: сетевых, гипермедийных и мультимедийных. Технология дистанционного обучения включает в себя комплекты («кейсы») специальных учебных пособий, электронную почту, электронные библиотеки, электронные учебники, голосовую почту и системы телекоммуникаций [7]. На данный момент мы можем смело заявлять, что обучающий больше не является главным и единственным источником и носителем новых знаний, каким он был ранее, до широкого внедрения новых информационных технологий в обществе в целом и в обучении в частности. Обучаемый приобрел значительно больше самостоятельности при добывании и усвоении новых знаний, что придало процессу обучения новые черты, заставило стимулировать активность самого субъекта познания, его самомотивацию к деятельности и ответственность за результаты [8]. Актуальные методики обучения, базирующиеся на активных и самостоятельных способах приобретения знаний, и работа с цифровым и информационным материалом вытесняют такие традиционные способы обучения, как демонстрационные и иллюстративно-объяснительные, ориентированные на коллективное восприятие информации [9].

Таким образом, одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного российского общества органично привело к внедрению средств новейших информационных технологий в методику образования, ориентированную на осуществление психолого-педагогических стратегий обучения и воспитания. Эта процедура побуждает преподавателя российского высшего учебного заведения на реализацию следующих неотъемлемых условий:

-          изменение в сторону усовершенствования методологии и выбора информационного наполнения, методов и организационных форм обучения и воспитания с целью надлежащего развития личности студента в современном обществе;

-          разработка методических программ обучения, ориентированных на формирование интеллектуального потенциала обучаемого, включающего самостоятельный навык в приобретении новых знаний, ведении экспериментально-исследовательской и информационно-учебной деятельности по обработке информации;

-          внедрение и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки степени знаний студентов высших учебных заведений [10].

Однако следует заметить, что у такой технологии обучения есть и определенные недостатки. Главный из них состоит в том, что обучение ведется без реального общения с преподавателем, что может существенно снизить его воспитательный потенциал, так как непосредственная коммуникация педагога и студента не может быть заменена никаким электронным устройством [11].

С точки зрения социогуманитарных достижений нам представляется обоснованным выделить инновационные возможности преподавания, хорошо себя зарекомендовавшие в практике учебно-воспитательной деятельности в высшей российской школе, – игровые способы обучения. Игровые технологии позволяют получать знания и одновременно формировать профессионально-практические умения и навыки у студентов. В практике преподавания широко используются ролевые, деловые, компьютерные игры и т. п. [12, 13]

Довольно распространена в высшей школе деловая игра. Именно она посредством игровых технологий моделирует ту или иную ситуацию будущей профессиональной деятельности выпускника вуза, включая создание характерных для этой деятельности профессиональных отношений. Иными словами, в ходе деловой игры обучающиеся, и это важно, приобщаются к анализу и решению практических задач, с которыми они будут сталкиваться в дальнейшем на практике. Следует подчеркнуть, что одновременно с предметно-профессиональными знаниями студент приобретает социально-психологическую направленность на будущую профессию.

Отдельно следует упомянуть и такую закрепившуюся и неплохо себя зарекомендовавшую в последнее время в вузовской практике форму обучения, как проблемное обучение [14]. Его содержание предусматривает последовательную постановку обучающимся учебно-практических задач, в процессе решения которых он не только овладевает теоретическими знаниями, но и приобретает необходимые профессионально-деловые навыки по осуществлению профессиональной деятельности [15]. Основополагающий момент проблемного преподнесения нового учебного материала заключается в том, что преподаватель вовлекает обучающегося в конкретную профессиональную ситуацию, характеризующуюся пониманием того факта, что разрешить ее невозможно лишь с помощью уже имеющихся у обучающегося знаний и ранее приобретенных способов ведения деятельности. И такие проблемные ситуации могут быть абсолютно различными как по содержанию, так и по уровню сложности представленных в них учебных и практических задач. Именно данный способ обучения позволяет преподавателю через разнообразные ситуации подводить обучающихся к учебному и/или практическому противоречию и предлагать последним найти способ его разрешения через призму различных позиций при рассмотрении ситуаций.

Преподавание – процесс творческий, вбирающий в себя лучшие научные достижения общества. Поэтому список инновационных образовательных технологий в высшей школе будет только расширяться, чтобы обучение в российских высших учебных заведениях шло в ногу со временем. Главное, чтобы инновации были направлены на подготовку компетентного специалиста с учетом технических и социогуманитарных достижений общества. При реализации инновационных технологий в образовании педагогу следует осмыслить их цели и содержание, а также использовать их для формирования профессиональных компетенций выпускника высшей школы.

Результаты данного исследования вносят определенный вклад в дальнейшее решение целого комплекса задач в области повышения эффективности российского высшего профессионального образования и могут быть полезны педагогам, методистам, профессорско-преподавательскому составу и студентам высших учебных заведений.