Среда современного здравоохранения резко изменилась за последние несколько десятилетий. Она стала информационно-интенсивной средой и сместила акцент на технологические приложения. В результате таких изменений усилия должны быть направлены на то, чтобы будущие медицинские работники были готовы к такой обстановке через изучение медицинской информатики (далее – МИ). На современное здравоохранение оказывают сильное влияние достижения в области информационных технологий (далее – ИТ).
Использование компьютеров в здравоохранении началось с административных и финансовых задач в 1960-е гг. Однако в последнее время круг задач существенно расширился. Появились сложные клинические системы поддержки принятия решений. Доступ к информации, её извлечение и анализ привели к улучшению качества услуг, предоставляемых пациентам [1].
МИ – это быстро развивающееся научное направление, занимающееся хранением, поиском и оптимальным использованием биомедицинской информации, данных и знаний для решения проблем и принятия решений в области медицины и здравоохранения [2].
В настоящее время МИ интегрирована со всеми областями медицины. Есть несколько причин, которые способствуют развитию этой важной дисциплины:
- развитие вычислительной техники и ИТ;
- использование традиционных бумажных методов и важность обоснованного решения в современных условиях здравоохранения [3].
Области применения МИ не ограничиваются определённым уровнем. Они охватывают все уровни, начиная от клеток до макроуровня (население), как показано на рисунке. МИ включает в себя четыре основных направления: клиническая информатика, информатика общественного здравоохранения, информатика визуализации и биоинформатика.
Все приложения, ориентированные на пациента, участвуют в клинической информатике.
Информатика здравоохранения применяет те же методы и приемы в популяциях вместо одного пациента.
Информатика визуализации охватывает области, связанные с радиологией, управлением визуализацией, молекулярной визуализацией и дерматологией. Биоинформатика работает на молекулярном и клеточном уровнях.
Фундаментальные исследования |
Медицинская информатика |
Биоинформатика |
Информатика визуализации |
Клиническая информатика |
Информатика здравоохранения |
Спектр областей применения медицинской информатики [4]
Области применения МИ многочисленны, и каждое применение имеет свой потенциал в здравоохранении. В зависимости от типа используемой информации, применения клинической информатики можно классифицировать для конкретного пациента и знания приложений. Информация о пациенте, как правило, создается и используется для ухода за пациентами в медицинских учреждениях, в то время как информация, основанная на знаниях медицины, – это научные основы.
Информация о конкретном пациенте отображается с помощью специальных приложений электронных медицинских записей (EMR). Это помогает преодолеть слабость традиционной бумажной записи и такие проблемы, как неразборчивость, неполнота, доступность и безопасность [5].
Источники знаний включают поиск информации, который совершенствуется с развитием Интернета. Как медицинские работники, так и пациенты могут использовать интернет-сайты для поиска информации о здоровье [6]. Один из таких сайтов – MEDLINE, который является библиографической базой данных, включающей в себя более 19 миллионов ссылок на журнальные статьи в области наук о жизни.
Еще одно приложение – это системы поддержки принятия клинических решений (CDSSs). Это приложение работает путем слияния двух прикладных систем и направлено на выявление медицинских ошибок, снабжение медицинских работников соответствующей информацией. Для выполнения этих задач специалист должен быть подключен к EMRs [7]. Влияние CDSSs хорошо документировано в литературе с точки зрения его положительного влияния на работу врачей, в том числе диагностическую.
Другое приложение, которое включает в себя инструмент поддержки принятия решений, – Physician Order Entry. Оно определяется как разновидность компьютерной системы заказа лекарств.
Всё вышесказанное требует изменений в системе медицинского образования.
Общие цели медицинского образования можно представить следующим образом:
- предложить научные медицинские знания студентам-медикам и практикующим врачам;
- научить их применять эти знания в реальной медицинской практике;
- мотивировать развитие навыков, требующих получения новых знаний в течение жизни [8].
Для того чтобы достигнуть этих целей, медицинское образование должно изменяться с соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Существенные изменения, которые произошли в течение последних нескольких лет, являются непосредственными результатами достижений в области коммуникации, а это в том числе расширение Всемирной паутины. В последнее время большинство медицинских университетов включили Интернет в качестве нового инструмента для обучения. Из-за растущего числа медицинской литературы, доступной в Интернете, и зависимости от медицинской практики по доказательной медицине (EBM) эффективное управление информацией должно преподаваться не только педагогам, но и студентам (Ward, 2001) [9].
Добавим, что медицинская наука стремительно меняется. Соответственно, студенты-медики сталкиваются с новыми и уникальными проблемами в медицинской практике. Существуют различные источники медицинских знаний, которые возникают каждый день. Новые биологические открытия, особенно на молекулярном и клеточном уровнях, также приводят к раскрытию скрытой природы биологии человека и его многочисленных болезней. Технология также играет важную роль в открытии новых лечебно-диагностических инструментов, которые требуют от медицинских работников приобретения больше навыков и знаний.
Следовательно, в медицинском образовании появляются новые возможности и вызовы, которые влияют на методы обучения, процесс обучения и образовательную программу. Все эти факторы меняют медицинскую практику и требуют внести изменения в медицинское образование с точки зрения формы и содержания.
Практическая медицина неразрывно связана с управлением информацией [10]. Другими словами, сфера здравоохранения сильно зависит от информации. Следовательно, вполне естественно интегрировать курс МИ в учебную программу студентов-медиков, который позволит им эффективно управлять медицинской информацией в своей будущей практике. Кроме того, технология стала неотъемлемой частью практики в сфере здравоохранения во время ухода за пациентами. Понимание МИ поможет будущим врачам, поскольку они решают не только то, что им нужно знать, но и как найти то, что им нужно знать. Кроме того, оказание медицинской помощи в значительной степени зависит от медицинской литературы. Объем медицинской литературы стремительно вырос за последние несколько десятилетий. По данным Б. Г. Драсс [11], около 8,1 млн статей были опубликованы в MEDLINE в период с 1978 по 2001 г. В период с 1978 по 1985 и 1994 по 2001 г. ежегодное количество статей MEDLINE увеличилось до 46%, в среднем от 272,344 до 442,756 в год. Рост литературы был особенно интенсивным в области клинических исследований.
Большинство современных студентов медицинских университетов демонстрируют хорошие навыки в области практической информатики, потому что они имеют возможность использовать электронную почту, обрабатывать тексты и искать информацию в Интернете. Однако управление информацией в здравоохранении требует более высокого уровня квалификации [12].
А. Суонсон [13] в докладе ACME-TRI предположил, что студентов-медиков необходимо обучить компьютерным навыкам, которые помогут им управлять информацией, для поддержки принятия обоснованных решений и повышения их возможностей непрерывного образования.
Знания в области МИ помогут будущим врачам в использовании клинических информационных систем и информационных медицинских ресурсов. Существует значимая связь между студентами-медиками, имеющими хорошую подготовку в области общей информатики, и их отношением к информационным и коммуникационным технологиям. В недавних исследованиях [14] был сделан вывод, что студенты с положительным отношением к ИКТ лучше осваивали МИ и имели более высокий средний балл (Houshyari, 2012).
В 2000 г. Международная ассоциация медицинской информатики (IMIA) опубликовала свой первый вариант рекомендаций по вопросам образования в области МИ. В 2011 г. была опубликована вторая версия этих рекомендаций. Рекомендации IMIA следует применять в качестве основы на национальных и международных уровнях. Образовательные потребности описываются как трехмерная структура:
- Профессиональные работники здравоохранения (врачи, медсестры).
- Повышение квалификации (аспирантура, докторантура).
- Студенты медицинских университетов.
Содействовать успешной реализации образовательных задач в области МИ должны такие мероприятия, как профессиональные конференции, семинары, практикумы и выставки, а также форумы для обмена идеями и опытом в области информатики здравоохранения.