Full text

Литература и музыка – это те школьные предметы, на которых дети познают мир через произведения искусства. Именно на уроках литературы и музыки осуществляется эстетическое воспитание школьников: формируется эстетический вкус, сущность которого состоит в единстве художественного чувства и эстетического идеала.

Литературу и музыку мы называем предметами интегративными, комплексными. Это альянс, который включает в свою структуру само искусство, теорию и историю искусства, и практические навыки. При этом дети на уроках изучают литературу и музыку не как искусство, а как предметы художественно-эстетического цикла, на которых, как уже было сказано ранее, осуществляется нравственное и эстетическое воспитание школьников.

Б. Г. Реизов писал: «Поэты обращались к музыке для того, чтобы осмыслить собственное искусство, углубить его познавательные или эмоциональные возможности, создать новые жанры, строфику, метрику, подобные тем, которые издавна существовали в музыке. В других случаях музыка помогала писателям трансформировать уже устоявшиеся жанры, создать некий синтез обоих искусств, чтобы усилить действенность драмы, комедии, сатиры» [1].

Именно поэтому мы постепенно подходим к осознанию того, что такие учебные предметы, как литература и музыка, должны изучаться интегрированно. Известный педагог и методист Е. Н. Колокольцев утверждал: «Школьное изучение литературы не может быть безразличным и к такому виду художественных взаимодействий, как соприкосновение литературы и музыки» [2].

Наиболее тесную корреляцию можно отметить между музыкой и речью, главное сходство которых заключается в их звучании. Быстрая, тихая, замедленная и т. д. – эти характеристики описывают как музыку, так и речь. Поэтому мы говорим о наличии темпа, тембра и ритма в обеих сферах искусства. Эмоциональная сторона речи способна передать душевные переживания человека, его темперамент, особенности характера и т. д. В свою очередь сфера чувств и эмоций является основной в области музыки.

Особую роль в обеих сферах искусства, рассматриваемых нами, играет интонация, которая передает эмоциональные, логические и жанровые особенности. В музыкальных композициях мы можем наблюдать самые разнообразные интонации – восторга, печали, испуга и др. Кроме того, интонация, как было сказано ранее, определяет и жанровый признак произведения: она может быть танцевальной, романсной и др. Поэтому стоит сказать, что музыкальная и речевая интонации взаимообогащают одна другую. Слова позволяют музыке приобрести конкретное содержание, музыка выдвигает на первый план эмотивную составляющую текста.

Повышенная эмоциональность музыки, умение передать мельчайшие оттенки человеческой души, а также сходство интонаций – это то, что определяет необходимость использования музыкальных композиций при знакомстве с художественными текстами. Школьное изучение литературы предпочитает привлечение на уроках романсных, песенных, оперных жанров музыки. Именно в этих жанрах мелодия наиболее тесно соединяется с поэтическим словом и создает особое художественное единство. Помимо сохранения основного замысла литературного произведения указанные выше музыкальные жанры придают своеобразную интерпретацию образовавшемуся художественному единству, оригинально раскрывают его скрытые возможности.

Интегрированные уроки литературы и музыки дают возможность:

1)     формировать представление учеников о таких видах искусства, как музыка и литература;

2)     углублять знания учащихся о том, что такое художественный образ, хронотоп, изобразительные средства, и их роли в художественном творчестве.

Интегрированные уроки литературы и музыки воспитывают художественно-эстетический вкус ребенка с точки зрения психологического механизма понимания и оценивания произведений искусства. Знания о человеке и мире ученики, таким образом, получают из области этики, эстетики и искусства.

Кроме всего сказанного, именно на интегрированных уроках возможно в наибольшей степени отразить ощущаемые учеником эмоции в художественно-творческой деятельности. В искусстве, как ни в какой другой области, возможно самовыражение, и это позволяет ребенку высказать своё мнение после изученного материала. В настоящее время дети всё реже обращаются к классическим произведениям, читают их с удовольствием. Это происходит по ряду причин: разница исторического времени, смена нравственных ориентиров и т. д. Поэтому так необходимо сейчас обучать детей не просто чтению русской классики и фольклора, но и осознанному восприятию этих произведений, вырабатывать бережное отношение к литературному наследию страны. Наиболее благоприятные условия для осуществления этих целей в период обучения в среднем школьном звене, когда ребёнок уже умеет читать и имеет представления об окружающем его мире. В то же время он еще имеет потребность в творческой игре в мире, который он сам для себя создал. Если говорить об инструментах, способствующих осуществлению вышеуказанных целей, здесь нам на помощь приходят интегрированные уроки литературы и музыки.

Когда мы убедились в необходимости интегрированного изучения литературы и музыки, нужно выяснить, что может помочь нам в наиболее эффективной реализации данного вида уроков. Теперь мы можем говорить об использовании информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии включают в себя множество компонентов, которые помогают осуществлять успешное обучение школьников: фото‑, видео-, аудиоматериалы и др. В свою очередь, если говорить о средствах ИКТ-технологий, они могут выполнять различные функции. Поэтому их можно делить на обучающие, тренажеры, справочные, демонстрационные, моделирующие и т. д. В данной работе мы уделяем особое внимание моделирующим средствам, а конкретно – тем звуковым редакторам, которые способны сделать музыкальное оформление на уроке доступным современным ученикам, тем самым заинтересовав их в более глубоком изучении определенной темы. Добиться этой цели нам помогает наличие в редакторах режима аранжировки и мастеринга.

Режим аранжировки представляет собой аудиозапись, в которой будут звучать все находящиеся внутри звуки в том порядке, в каком они расположены. Режим аранжировки предназначен для работы с уже готовыми аудиозаписями и удобен в тех случаях, когда нужно работать только на конечный результат.

Также для нас очень важен такой процесс, как мастеринг. Мастеринг – процесс внесения правок в аудиофайл, а также «полировка» трека при помощи эквалайзеров для того, чтобы добиться идеального конечного звучания трека.

В данной статье нами будут рассмотрены четыре программы для редактирования музыки: Ableton Live, DarkWave Studio, Adobe Audition и FL Studio, которые после долгого сопоставления с остальными показались нам наиболее удобными и доступными в использовании не только для учителя, но и для ученика.

Ableton Live – программа для создания композиций и ремиксов, а также аранжировки музыки. Главный плюс данной программы – наличие специального режима аранжировки Arrangement.

В программе Ableton Live есть два окна – окно аранжировки и окно сессии. В окне аранжировки мы можем наблюдать удобные в использовании вкладки инструментов, которые содержат различные синтезаторы и сэмплы, они позволяют вносить изменения в основной трек, меняя его жанр. К примеру, из классической музыки с помощью драм-сэплов мы можем сделать мелодию, близкую к жанру электро. Можно отметить еще один плюс – опцию автоматического микширования, существенно упрощающую работу с композицией после её редактирования.

К минусам программы можно отнести высокие требования к ресурсам компьютера, интерфейс, который для неопытных пользователей может показаться довольно мудреным, отсутствие русской версии и всего 30 дней, чтобы иметь возможность бесплатно использовать программу.

Следующая программа для редактирования музыки – DarkWave Studio.

DarkWave Studio – это универсальная рабочая станция. Возможности, которая предлагает данная программа: бесплатное использование; работа с различными шаблонами, фильтрами, эффектами; возможность аранжировки.

Интерфейс программы включает в себя несколько окон-закладок, каждое из которых имеет свое конкретное назначение. Первое окно – Studio, в котором осуществляется добавление инструментов и эффектов. Окно Pattern Editor позволяет, поочередно выбирая инструменты, создавать несколько паттернов. После работы с паттернами мы попадаем в окно, которое наиболее интересует нас в данной работе, Sequence Editor. В этом окне создается непосредственно нужная аранжировка.

К минусам программы можно отнести небольшой пакет эффектов. Однако несмотря на это функций приложения хватает для создания законченных композиций. Но для мастеринга лучше воспользоваться специализированным программным обеспечением.

Третий редактор, который мы рассматриваем в данной работе, – Adobe Audition. Но здесь хотелось бы сказать уже не о простом редактировании музыки, а о сведении нескольких музыкальных дорожек, которое может использоваться при таком виде работ, как плейкаст. Плейкаст – это конструктор, простой в обращении, который позволяет соединить в рамках одного мультимедийного продукта звук, изображение и словесный текст. Словесный текст может быть записан как учителем, так и учеником, в зависимости от того, кто создает плейкаст. После записи своего голоса необходимо наложить его на определенную мелодию для усиления эмоционального эффекта от декламирования стихотворения. Здесь мы можем обратиться к программе Adobe Audition. Она является наиболее удобной для создания такого вида работ.

Так как при самостоятельной записи стихотворения в аудиофайле будут присутствовать шумы, программа Adobe Audition позволяет убрать их при помощи функции Noise Reduction, а после нормализовать полученный аудиофайл при помощи функции Normalize. Конечно, в данной программе намного больше функций для работы с записью, таких как параметрический эквалайзер, смягчение пик, реверберация. Но для создания самого простого плейкаста нам вполне достаточно пользоваться функциями удаления шумов и нормализации. После обработки записи со своим голосом нам необходимо, как мы уже говорили, добавить мелодию и микшировать всю сессию функцией Export Multitrack Mixdown. На последнем этапе работы с созданным треком Adobe Audition значительно упрощает нам работу. Если для мастеринга использовать плагин Maserati GRP Stereo, то можно обратиться в нём к функции Master, которая подбирает частотный диапазон к созданному треку самостоятельно. После смастерингованный трек можно уже использовать для дальнейшего создания плейкаста.

Данная программа подходит для создания аудиофайлов хорошего качества. Она обладает удобным интерфейсом, а также есть возможность скачивать новые плагины для увеличения количества эффектов.

К минусам программы можно отнести ограниченный период бесплатного использования, составляющий месяц, и отсутствие русскоязычной версии.

Следующая программа также поможет нам в создании качественного плейкаста. Это программа FL Studio, она обладает интуитивным интерфейсом, поэтому отлично подойдет как для любителей, так и для новичков. Кроме того, она не имеет особых системных требований. В основном этот редактор подходит для работы с электронной музыкой, которую можно создать через Piano Roll, Sequencer, PlayList.

В данной программе можно записать свой голос, избавиться от лишних звуков с помощью эквалайзера. Кроме того, с помощью автотюна можно придумывать мелодию своим собственным голосом. Функция ревёрб добавляет реверберацию, которая создает эффект эха. Обработка в данной программе значительно улучшает вокал.

К минусам программы относится отсутствие русского интерфейса и платное использование.

Для систематизации знаний о рассмотренных нами аудиоредакторах целесообразно будет создать таблицу.

 

Программа

Уровень

подготовки

Область

применения

Создание

завершенных композиций

Русская

версия

Ableton Live

Любитель

Создание треков, Live-сеты, ремикширование

Да

Нет

DarkWave Studio

Профессионал

Создание треков, мастеринг

Да

Нет

Adobe Audition

Новичок, любитель

Создание треков, мастеринг

Да

Нет

FL Studio

Новичок, любитель

Создание треков, мастеринг, ремикширование

Да

Нет

Описанные нами программы, таким образом, имея свои плюсы и минусы, значительно упрощают и улучшают процесс обучения.Использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Использование мультимедийного сопровождения на уроках позволяет учителю экономить до 30% учебного времени. Сэкономленное время, в свою очередь, даёт учителю возможность расширить содержание урока, рационально использовать появившееся время.

Использование ИКТ, таким образом, помогает учителю в эффективном решении образовательных задач. Применение информационно-коммуникационных технологий обработки музыки на интегрированных уроках литературы и музыки помогает в формировании навыков активного восприятия музыки и, соответственно, художественного произведения.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу: информационно-коммуникационные технологии в значительной мере повышают эффективность образования. Они способствуют целостному развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и самих педагогов.