Full text
Информатизация в XXI веке проникла во все сферы жизни человека, включая его в сложный процесс технико-коммуникативного прогресса. Как отметили ученные, данный процесс приобрел уже глобальный характер. Следуя из этого, доминирующей задачей современной школы является создание информационно-образовательной среды. Данный термин подразумевает систематизированный набор инструментальных средств и ресурсов, на базе которых создаются условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий [2]. При подобном бурном развитии информационно-коммуникативных технологий, литературное образование не могло остаться в стороне. Так как, литература тесно связана с другими видами искусства, внедрение новейших технологий становится все более актуальным. Проблема использования информационных технологий в литературном образовательном пространстве освещена многими методистами-литераторами. Исследования принадлежат Ю. В. Ээльмаа, Ю.В. Ивановой, Д.И. Соколову, З.С. Смелковой, О. О. Путило, Н. Б. Тралковой и т. д. Информатизация образования в целом и в частности в литературе способствует повышению мотивации и познавательного интереса учащихся. Именно в этих целях компания «ОС3» разработала универсальные межпредметные информационные среды, такие как: ОС3® Хронолайнер®, ОС3® Реффорт®, ОС3® Умный пол, ОС3® Кубосвод и т.д. «ОСЗ. Хронолайнер» изначально разрабатывался для исторической науки, но органично вписался в литературную образовательную среду. Использование технологии хронолиний в процессе изучения биографии писателя — эффективный способ, так называемого, одновременного восприятия всех фактов жизни и творчества. “Хронолиния представляет собой шкалу, на которой можно через обозначение дат изобразить ход времени чего бы то ни было” [Тралкова, 2015, с. 264]. С помощью данной технологии можно отобразить разнообразные явления истории литературы: жизнь и творчество писателя, сюжетную линию произведения, линию духовного развития персонажа т. д [Путило, 2013, с. 150]. Разработано большое количество программных комплексов для создания и редактирования хронологических линий, рассчитанных как на бизнес, так и на школьную и студенческую аудитории. Созданы также специализированные базы для хранения уже готовых линий, которые могут служит достойным примером и быть подспорьем в создании хоронолиний. Средства для создания лент времени можно разделить на онлайновые и оффлайновые, у каждого из которых свои преимущества и недостатки. Рассмотрим некоторые из программ: Dipity - это онлайновый сервис для разработки лент времени, интерактивных мультимедийных проектов и т. д. Является одним из самых многофункциональных в своей категории. Созданные хронолинии можно просматривать в различных видах: таймлиния, фотоальбом, текстовый список, карта и т. д. Для создания первой хронолинии необходима регистрация. Особенность данного сервиса – интеграция с популярными сервисами информации, такими как: YouTube, Vimeo, Flickr, Picasa, Twitter и т. д. Еще один онфайн сервис для создания лент времени – Timerime. Работа с сервером, сравнительно с предыдущим, упрощена и понятна интуитивно. Также возможно прикрепление медиа файлов к ленте. Timerime предназначен для школ, университетов и иных образовательных организаций; имеет функцию «закрытой среды», которая будет доступна школьникам и учителям при введении пароля. Учителя могут выполнять функции администратора: удалять, редактировать и комментировать работы учеников и т.д. Проект «Современники» – это полифункциональный исторический и культурный справочник, организованный в форме ленты времени (около 700 деятелей истории и культуры на одной ленте). Одновременно проект является и редактором; в ленту можно добавлять деятелей, события, любую информацию о них. Программа отличается содержанием большого количества качественно отобранной информации и удобным ее расположением. Является источником для создания собственных проектов и хронологических лент. Наличие игровых режимов направлено на формирование свободного ориентирования в хронологии и повышение мотивации к обучению. Однако подобная форма работы с хронолиниями требует доступа в Интернет, что, учитывая среднюю комплектацию учебных классов, может вызвать затруднение при создании необходимых ресурсов. Для этого потребуется либо специально оборудованный класс, либо создание хронолинии в формате домашнего задания. Специальный программный комплекс «ОС3 Хронолайнер», работа в котором не требует выхода в сеть, что делает ее использование более доступным для учащихся и позволяет просматривать готовые продукты оффлайн [1]. Программный комплекс «ОС3. Хронолайнер» – универсальный учебное средство, при помощи которого можно создавать, упорядочивать, визуализировать и анализировать иллюстративно-хронологические материалы, представленные в форме мультимедийных хронолиний. «ОС3» – российская IT-компания (2007 год), направленная на развитие познавательного интереса детей и молодежи на базе применения IT-технологий. Разработки компании предназначены для ученической и студенческой аудиторий, поэтому несут наглядный и доступный характер (процесс создания хронолиний максимально упрощен). Креативные IT-решения в образовательной и научной сферах основаны на принципах развивающего обучения и деятельностного подхода. Достижение прогнозируемых образовательных результатов – вот цель компании «ОС3», создавшей на ряду с другими программными продуктами и «Хронолайнер». К подобным результатам можно отнести умение выделять и сравнивать определенные факты, синхронизировать цепь событий, процессов, явлений, используя для этого различные источники информации. Способность выявлять и комментировать взаимосвязь отдельных событий и явлений, проецируя их общий исторический и культурный фон. Умение применять различные источники информации для составления и редактирования хронологических лент. Внедрение комплекса «ОС3 Хронолайнер» в учебный процесс дает возможность наглядно и доступно представить учебные материалы, актуализировать хронологическую информацию по определенному предмету, организовать творческую проектную деятельность и т. д. Программа позволяет работать с различными временными промежутками: от секунды до миллионов лет. Маштаб ленты меняется легко, на ней можно расположить как события одного урока, так и промежутки длинною в столетия. Лента работает в нескольких режимах: можно подробно рассмотреть определенный этап, развернув событие в деталях или свернуть ленту событий в компактную версию. Это помогает направить внимание на рассмотрение конкретного этапа, не привлекая соседние. В программе находится галерея, где создатель хронолинии имеет возможность выбрать подходящую базу из набора шаблонов или создать свою версию оформления (в случае литературы, это может быть фон, стилизованный под определенную эпоху или художественное произведение). Разработка имеет ряд дополнительных функций, таких как: работа сразу с двумя хронолиниями, фильтры для удобного управления событиями, поиск пересечения между событиями двух хронолиний, настройка собственного стиля хронолинии и его дизайна и т. д. При помощи «ОС3 Хронолайнер» можно работать в двух функциях: это создание новой хронолинии «с нуля», либо редактирование уже готовой ленты времени (добавка события, информации, или определенного медиа файла). Программа идеально подойдет для разработки учителем ярких наглядных материалов, творческих заданий, тестов (подобрать события к датам на ленте времени; разместить на ней перепутанные события; найти и вставить недостающие события на ленте; дополнить событие на ленте соответствующим медиа файлом и т. д.) Существуют принципиальные отличия комплекса от иных программ, работающих с хронологическими данными: • первое принципиальное отличие состоит в том, что создатель ленты времени может включить в нее все нужные файлы любого формата. Это может быть изображение, аудио- и видеофрагменты, графики и многое другое. Они будут сохранены внутри файла проекта и открываться без изменений. Эта функция позволит максимально визуализировать, столь запутанную во многих случаях, хронологию; мотивировать, привлечь школьников к ее изучению • в программный комплекс встроен инструмент, позволяющих быстро и гибко настраивать параметры ленты. В частности он необходим для визуализации сразу нескольких составляющих одной ленты; позволяет сопоставить одновременно несколько временных потоков. Выведение двух и более лент на экран, а в дальнейшем и на печать, позволяет выполнять различную аналитическую работу, такую как анализ, сравнение, упорядочивание и т. д. • возможность печати хронологических комбинаций в виде наглядных плакатов (до 10 метров); представление в форме книги, хронологической таблицы, презентации и т. д. Перечисленные отличия не исчерпывают новаторских свойств программного комплекса. «ОС3 Хронолайнер» (все версии программного комплекса) соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). ФГОС предъявляет следующие требования к современному образованию, в частности, литературному: • новые формы организации обучения (нестандартные формы урока, интегрированные уроки т.д.) • использование новых образовательных технологий (инновационные методы преподнесения информации; использование IT-технологий и т. д.) • открытая информационно-образовательная среда, выходящая за границы школы • учебные программы ориентированные на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (проектирование, моделирование, проектная деятельность и т. д.) «ОС3 Хронолайнер» находит свое применение в различных областях науки и искусства, например, в литературном образовании, программа открывает целое поле для размышлений и интересных разработок. Многолетняя практика изучения литературы показывает, что самыми трудноусваиваемыми являются задания по литературе, требующие от ученика: • представления о едином культурно-историческом процессе; • знания культурного и исторического контекстов; • осознание случайностей и закономерностей во временном потоке; • понимание причино-следственных фактов, событий, явлений и т. д.; • представление себя и современности на фоне общего потока времени [3]. С целью возможного преодоления подобных трудностей в процессе обучения литературе, в учебно-методические комплексы для 10 – 11 классов (которые были разработаны в последние годы) включается «ОС3 Хронолайнер». Например, в учебник «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Углубленный уровень» под редакцией А. Н. Архангельского включены информационно-коммуникативные технологии в области преподавания литературы, куда входит и «ОС3 Хронолайнер». На сегодняшний день разработано уже несколько вариантов данной комплексной программы: 1.0 (базовая версия продукта), 1.5 (версия для образовательных учреждений), 2.0 (Юниор), 2.5 (Для дома и Юниор) и последняя версия – «Хронолайнер 3.0». На данный момент все версии активно работают. Первую версию программы можно скачать в сети Интернет бесплатно. Следует учесть, что работа с ней ведется по двум подпрограммам: «ОС3 Хронолайнер 1.0 Редактор» (для создания и редактирования хронологических линий) и «ОС3 Хронолайнер 1.0» (просмотр готовых хронолиний). Это деление и является главным недочетом базовой версии продукта. Недочеты успешно преодолены в последующих версиях «ОС3 Хронолайнер». В ходе работы над исследованием нами был изучен программный комплекс «ОС3 Хронолайнер» Исходя из этого, следует указать несколько важных моментов при работе с хронолинией. В случае если работа с хронолинией предлагается учащимся впервые, то учителю-литератору следует познакомить их с програмным комплексом и дать поэтапный план создания хронологической ленты времени. На начальных этапах работы с «ОС3 Хронолайнер» следует заполнять лишь те поля, которые необходимы для «скелета» хронолинии (дата, название события, начало и конец периода), потом заполнять поля для дополнительной информации (путем копирования текста или его набора). Для добавления учащимися медиа файлов в определенное поле программы, необходимо заранее подготовить их (т.к. доступ к интернет-ресурсам может быть не всегда) и указать точный адрес файла. После создания ленты времени можно воспользоваться приложением «Конвертер PPS», «Конвертер XLS» для перевода готовой ленты времени в режим Презентации Power Point или Microsoft Exel. Итак, мы можем сделать вывод – использование хронолинии при изучении биографии писателя на уроках литературы является оптимальным средством активизации у школьников интереса к личности автора. Создание лент в специализированной программе упрощает процесс и способствует развитию ИКТ-компетенций, что является незаменимым критерием современного образования.