Full text

Проблема развития творческого мышления специалистов по горному делу не нова, но особенно острой, на наш взгляд, она стала в последние годы. Мы связываем это и постоянным уменьшением количества часов, отводимых на гуманитарный цикл в учебных планах различных технических специальностей, и с исчезновением из этих планов некоторых гуманитарных дисциплин (культурологии, мировой художественной культуры и т.п.), и переходом на подготовку бакалавров.

Преподаватели гуманитарных дисциплин ВУЗов, ведущих подготовку специалистов по горному делу, обеспокоены складывающейся ситуацией в области гуманитарного образования специалистов по горному делу. И обсуждение данной проблемы на международном симпозиуме «Неделя горняка 2016» (НИТУ МИССИС) - яркое тому подтверждение.  Необходимо отметить выступление научного руководителя научного семинара №28 «История Московского горного института: источник патриотического воспитания студентов» к.ф.н. доцента В.В. Бокарева [1, с.5, 7], выразившего обеспокоенность  складывающейся ситуацией в гуманитарной подготовке специалистов по горному делу. Участники семинара едины во мнении, что проблема эта носит системный, комплексный характер, и решение ее  - задача не только ВУЗа, ведущего подготовку будущих горных инженеров, но и важная социальная задача всей горной отрасли. [2, с.32]

Вопросы развития творческого мышления являлись предметом исследований многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, начиная с античности. Прежде всего, следует обратить внимание на теории креативности и концепции творческой актуализации. В этом плане отмечаются работы таких авторов, как А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Розет , А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл. Мы связываем развитие творческих способностей специалистов по горному делу с литературным развитием  личности. И в этой связи важными представляются работы Г.И. Беленького, О.Ю. Богдановой, Т.Г. Браже, М.П. Воюшина и др.. Таким образом, проблема развития творческого мышления специалистов по горному делу обращается к вопросам   чтения и приобщения к чтению в современных условиях.

Один из способов решения этой проблемы мы видим в воспитании осмысленного отношения к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, а также к ценностям своей профессии средствами художественной литературы, формировании аутентичного мировоззрения горных инженеров посредством приобщения к чтению. Рассмотрим  опыт решения означенной нами проблемы на примере приобщения к чтению специалистов по горному делу.

Так, кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, горного дела Юго-Западного государственного университета разработаны и реализуются программы переподготовки и повышения квалификации, преемственные к образовательной программе высшего образования по направлению подготовки (специальности) 21.05.04 Горное дело для специализации «Открытые горные работы» и «Обогащение полезных ископаемых», где в ряде дисциплин специализации представлены авторские гуманитарные курсы, которые, как полагают разработчики программ, являются необходимыми для переподготовки специалистов по горному делу, а также востребованы  работодателем. [3,4,5 ] 

Например, курс «Духовная культура специалистов по горному делу» знакомит слушателей не только с духовным наследием древнейшей отрасли человеческого производства, но и с художественными текстами, посвященными жизни горняков. Данный курс имеет целью обогащение процесса подготовки специалиста по горному делу не только новым содержанием и новым пониманием сущности культуры горняков, но и осознание того, что духовно-нравственная культура современного горного инженера  является прямым наследием всей жизни и деятельности горняков прошлого, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; а также формирование аутентичного мировоззрения горных инженеров, развитие творческого мышления специалиста по горному делу.

В результате освоения дисциплины слушатель должен знать:

- истоки материальной и духовной культуры горного дела;

- культурные обычаи и традиции горного дела;

- романтический и драматический образ горняков в мировой и отечественной художественной литературе;

- понятие концепта, концептной карты

уметь:

 - работать со словом как с концептом;

- мыслить образами;

- переводить обычные общепринятые представления о чем-либо в форму продуктов концептуального мышления.

владеть:

- навыками концептуального мышления.

Вопросы  и темы, предлагаемые слушателям для изучения:

-Особенности аутентичного мировоззрения горного инженера. Его истоки;

- Истоки материальной и духовной культуры горного инженера. Понятие аутентичного мировоззрения горного инженера. Архетипы горняков.

- Культурные обычаи  и традиции горного дела.

- Исторические слагаемые горняцкой жизни.  Выдающиеся деятели, проявившие себя в горном и художественном искусствах.

- Художественная литература о  горном деле. 

Обратимся к опыту работы авторов по развитию навыков творческого мышления специалистов по горному делу, в частности к работе с концептами. По нашему глубокому убеждению, концепт неразрывно связан с бессознательным в человеке, и работа с концептом  художественного произведения не что иное как актуализация тех ценностей, нравственных основ, которые являются генетическими,  и передаются из поколения в поколение. Опыт нашей практической работы приводит нас к мысли, что, к сожалению, литературное образование сегодня главным образом нацелено на развитие понятийного мышления, тогда как именно работа с концептами художественного произведения ориентирована на естественную форму нашего мышления, мышление концептами.

Представим процесс составления концептной карты пьесы Л.Улицкой «Русское варенье». Предварительно слушателям были предложены следующие вопросы и задания к тексту:

- Каков смысл названия пьесы?

- Семья Лепехиных и Раневских: в чем трагедия этих семей.

- Символика пьесы.

- Определите базовый и сопутствующие концепты пьесы.

- Каким образом сопутствующие концепты позволяют нам раскрыть смысл базового концепта.

- Составьте  концептную карту пьесы. Сравните ее с концептной картой пьесы «Вишневый сад» (концептная карта по пьесе «Вишневый сад» А. Чехова была предложена преподавателем в готовом виде).

Приведем некоторые работы:

Игорь М.: «герои пьесы не находят общий язык между собой. Каждый из них вариться в собственном соку, нет ни взаимопонимания и уважения друг по отношею другу. Все это давно разрушило их семейный лад. Их трагедия в том, что они наивно полагают, что сохранили традиции своей семьи, своего рода. 

Мне кажется, что автор хотела показать кризис в отношениях в русской семье, поэтому пьеса и называется русское варенье, ведь только в России варят варенье, на Западе джем. А члены семьи – это ягодки этого варенья, каждый думает и говорит о своем, не слыша друг друга. С семьей так же, как с вареньем: чуть что-то сделал не так – все пойдет прахом. Время дает новые вкусы: если что-то случиться с банкой (домом) то и семья (варенье) испортится. Я думаю, название пьесы символизирует ту семью, которая показана в пьесе».

Дмитрий О.: «В пьесе герои не похожи друг на друга. Каждый из них индивидуален. Здесь есть ложь и правда, любовь и ненависть, но самое главное – безразличие к окружающим и любовь к самому себе. Русское варенье не получается, потому что само варенье является символом разваливающейся семьи.

Я думаю, что название «русское варенье» подчеркивает характер русского народа. Варенье - традиционно русский десерт. В последнее время в России редко можно встретить человека, который варит варенье сам, мы больше привыкли к макдональдским  джемам. В конце пьесы семья пропадает, так же, как пропадает сейчас и само русское варенье. Семья Лепехиных – это всего лишь люди, связанные кровными узами, но не семейными, и хотя, они пытаются сделать вид, что придерживаются старых традиций и хранят их, но ни понимания, ни любви друг другу они не испытывают. Собственно. Сами герои. На мой взгляд, взяты из нашей сегодняшней жизни. Я видел подобные семьи в своей жизни, где люди связаны только генетически, но не духовно, не случайно на нашем телевидении сейчас так популярны и распространены так называемые ток-шоу о дележе наследства и т.п.».

Светлана Р.: «Название пьесы очень необычно, но, говоря о нем, можно представить, что будет что-то смешано в единое целое. Под вареньем понимается быт, а русское варенье – значит особенности быта русской семьи. Это варенье напичкано всем подряд: в нем разные люди, разные судьбы, разные поступки. В моем понимании настоящая семья - когда нет ни секретов  друг от друга, проблемы одного члена семьи – это проблемы всей семьи в целом.  Победа одного – победа всех. И в семье не бывает такого, что один грустит, а все веселятся. Семью Лепехиных  невозможно назвать семьей в полном смысле этого слова. Она схожа с чеховской семьей Раневских, и сходство это обнаруживается невооруженным взглядом. Здесь каждый думает о себе, и своей личной выгоде. Трагедия этих героев состоит в том, что они и не семьи вовсе, а разные чуждые друг другу люди».

Анна Д.: «Традиции русской семьи передаются из поколения в поколение и являются показателями нравственности членов этой семьи. А у Лепехиных в семье только попытка внешне сохранить эти самые традиции. Как часто мы видим сейчас людей, стоящих на большие церковные праздники в приходах церкви и тут же обсуждающих окружающих их, так и семья Лепехиных вместе встречают пасху, пекут кулич, красят яйца – все это лишь внешние проявления, ничего по сути не означающие».

Как видим, авторы данных работ сумели уловить некий «генетический код», сложившийся у них из взаимодействия образцов, закрепленных в национальном менталитете, и  художественных образов, созданных автором пьесы. Очевидным является тот факт, что подобная работа с концептами позволяет развить навыки нахождения ассоциаций между разными темами, а так как «творческое мышление требует умения создавать ассоциации и связи между двумя или несколькими разными темами, а значит, новые категории и понятия» [6], что позволяет нам утверждать: подобные задания отвечают задачам развития творческого мышления.

В продолжение развития этой мысли представим опыт работы по созданию и работе с концептными картами произведений Л. Улицкой «Русское варенье» и А.П. Чехова «Вишневый сад».

На рис. 1 и 2 представлены  концептные карты пьес «Русское варенье» и «Вишневый сад», при этом концепная карта по пьесе «Вишневый сад» предложена преподавателем в готовом виде, а концептная карта пьесы «Русское варенье» - это плод творчества самих слушателей, созданная в результате использования приема «мозговой штурм» при анализе пьесы Л. Улицкой.

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1. Концептная карта пьесы «Русское варенье» Л. Улицкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2. Концептная карта пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова

 

В данном случае концептная карта представляет собой некую «первосхему» художественного текста, отражающую основные его идеи. Базовыми концептами пьес являются концепты «семья», «дом». Нами было предложено слушателям следующее задание:

- каковы особенности христианской символики, воплощенные в базовых концептах текстов.

Подобное задание позволило выявить понимание особенностей воплощения концепта «дом» в мифологии и философии, что способствует воспитанию человека культуры, в сознании которого разные культурные эпохи, воплощённые в разных образах, существуют одновременно и общаются между собой.

Дом является емким космическим символом. [7] С одной стороны дом воспринимается как модель Вселенной в целом, с другой - ассоциируется с самим человеком и его внутренним миром. Дом – это пространство, в которое человек стремится вернуться из каких-либо странствий, дом- это место, где человеку хорошо и безопасно. Дом передается по наследству, является символом рода, именно в этом смысле понимаются «Дом Израилев»  и «Дом Иудинов».

Обратимся к концептным картам пьес «Русское варенье» и «Вишневый сад» . Мы видим ассоциативные ряды: разорение дворянских гнезд-  катастрофа - на смену старому миру приходит новый; бытовые неурядицы - катастрофа  - страна погибает. Они оказываются неразрывно связанными с базовым концептом «дом». В данном случае мы видим, что дом становится не только символом человека,  но и государства. Подтверждение этой мысли находим у Н.Д. Арутюновой: «дом находится в прямой ассоциации с обществом и государством. В философских учениях и трактатах русских мыслителей второй половины XVIII века …. Такие понятия как «общество», «государство», «государь» рассматривались как единый живой организм, схожий с человеком…» [Там же] Таким образом, концептные карты показывают, что социальное доминирует над духовным. А отсюда и катастрофа и разорение самого дома, семьи  и человеческой души.

Безусловно, в рамках данной работы мы лишь затронули небольшой аспект проблемы развития творческого мышления специалистов по горному делу. В завершении хотелось бы заметить, что проблема эта носит и личностный характер, так как решение ее зависит от кадрового состава, реализующего подготовку подобных специалистов, и отраслевой и общегосударственный характер, и решение ее должно быть незамедлительными и повсеместным.