Full text

Оптимальность образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС должна обеспечить целостность образовательного процесса. Теоретически целостность образовательного процесса обеспечивается единством и взаимосвязью обучения и воспитания, а в практической деятельности общеобразовательной организации для обеспечения целостности требуется интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.

В реальной практике работы образовательных организаций стремление объединить внеурочную деятельность и дополнительные образовательные программы часто ограничивается внешней формальной интеграцией, а по сути, взаимодействием схожих по содержанию форм внеурочной деятельности и деятельности в рамках программ дополнительного образования.

Интеграция создает дополнительные ресурсы повышения эффективности работы образовательной организации в целом по нескольким причинам. В результате интеграции формируется устойчивый интерес к новым видам деятельности, повышается мотивация к обучению и делает его личностно значимым, расширяются и углубляются предметные знания (что оказывает положительное воздействие на освоение основных образовательных программ), развивается способность к самоорганизации и саморегулированию деятельности школьника.

Вышесказанное подтверждает опыт работы ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга в рамках опытно-экспериментальной площадки по теме «Проектирование моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации».

Основная идея интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации заключается в том, что содержательным компонентом данной интеграции является интегративный школьный проект и образовательное событие.

Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся включает интеграцию и организационную, и содержательную, и технологическую, и оценочную.

Организационная интеграция означает переход от совокупности отельных видов внеурочной деятельности к увеличению числа самоуправляемых творческих объединений; содержательная интеграция обеспечивает переход от программ по отдельным видам деятельности к комплексным проектам, где в основу деятельности могут быть положены базовые ценности и крупные дидактические единицы; технологическая интеграция, то есть использование в реализации программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования обучающихся методов и технологий, нацеленных на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов; интеграция оценочная включает в себя использование интегральной оценки индивидуальных достижений обучающихся.

Ядром содержательной и технологической интеграции является идея метапредметности.

Метапредметы (или метатемы для внеурочной деятельности и дополнительного образования) соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. При освоении метапредмета (метатемы) обучающийся не запоминает, но «промысливает», прослеживает происхождение важнейших понятий, которые имеют надпреметное содержание. Обучающийся как бы заново открывает эти понятия, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания [1].

Работая далее с разным предметным материалом, обучающийся делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслил, когда восстанавливал генезис того или другого понятия от одной предметной области к другой.

Метапредмет, метатема для внеурочной деятельности и дополнительного образования – это новая образовательная форма, которая выстраивается над традиционными учебными предметами, курсами внеурочной деятельности и программами дополнительного образования. Это обучение нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным понятиям процесса мышления: «знание», «знак», «проблема», «задача».

Содержательным компонентом интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования является интегративный школьный проект и образовательное событие, реализуемые в рамках взаимодействия и совместной реализации программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ [2].

Интегративный школьный проект – это комплекс действий обучающихся в рамках освоения программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования, объединяемых одной метатемой, которая определяется методом опроса групп обучающихся и педагогов дополнительного образования, а также педагогов, реализующих программы внеурочной деятельности. Метатемы – это базовые, универсальные понятия науки, природы, социальной жизни, этики, философии, например «Время», «Классика», «Бесконечность», «Знак», «Парадокс», «Коммуникация», «Здоровье» и др.

План-карта проекта

 

Этапы проекта

Характеристика этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Образовательный

продукт

1. Целеполагание

Предоставить каждому ученику возможность спроектировать собственные стратегии и тактики в постижении исследуемой метатемы, открыв ее новые стороны, увидев другие ее функциональные особенности и скрытый потенциал

Подвести к формулировке цели работы и задач деятельности ученика

Участвовать в формулировке цели и задач собственной деятельности

Создание алгоритма работы

2. Создание информационного пространства вокруг данной метатемы. Инфообмен

Источник, причина происхождения объекта

Помощь в создании поискового маршрута ученика

«Самостроительство» собственной знаниевой парадигмы через критическое осмысление предлагаемых сведений и конструктивное решение творческих задач [3]

Создание собственной знаниевой парадигмы в новых условиях

Внутреннее устройство, свойства объекта, его структура

Система внешних взаимосвязей с другими объектами, выявление закономерностей существования

Смысл, сущность, функциональное предназначение

3. Введение нового образа метатемы (метапонятия) в интеллектуальное пространство ученика

 «Проживание» личной ситуации неожиданности [4]. Это сильное эмоциональное состояние, способное инициировать мгновенное осознание объемности и многоплановости в постижении ситуации или объекта

Создать ситуацию «разрыва» привычного видения метатемы, информационного парадокса или информационной неожиданности: новая постановка вопроса, видение задачи, иной ракурс объекта исследования, качественно и количественно другие действия в поисковой деятельности в сложившихся обстоятельствах

Актуализация уже имеющихся знаний, опыта, соотнесение с новой информацией посредством формулирования проблемных вопросов

Создание «поисковой платформы» – область поиска, ресурсы

4. Создание собственного алгоритма действий по исследованию метатемы. Инфообмен

Осмысление собственного опыта исследования

Помощь ученику в создании и оформлении его алгоритма выполнения мыслительных операций по исследованию метатемы

Ученик создает собственные осознаваемые универсальные алгоритмы своих мыслительных операций, способствующие его успешной интериоризации

Создание собственного алгоритма выполнения мыслительных операций по исследованию метатемы

5. Итоги проекта, рефлексия

Обнародование созданных образовательных продуктов, соединение результатов деятельности, что позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы

Вывешивание, озвучивание, ознакомление с работами (тексты, рисунки, схемы, алгоритмы, решения)

Социализация собственной деятельности

Фестиваль интеллектуальной деятельности по метатеме

После выбора темы рабочая группа разрабатывает тематические модули по содержанию метатемы. Данные тематические модули включаются в содержание программ внеурочной деятельности и дополнительного образования. В реализации интегративного проекта могут участвовать как все курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, так часть из них. Рабочей группой разрабатывается поэтапно план-карта проекта (см. таблицу) и методические рекомендации по ее реализации.

В ходе реализации интегративного проекта проводится серия занятий (2–3) по метатеме в каждой группе внеурочной деятельности и в каждом объединении (кружке, студии, секции) дополнительного образования, принимающих участие в реализации проекта. Результатом этого этапа работы становится конструирование субъективной системы знаний о метатеме в рамках предметного содержания (которое определяется темой курса внеурочной деятельности или содержанием курса дополнительного образования).

Итогом интегративного проекта является «сборка и расширение» субъективных конструкторов в ходе серии занятий по метатеме, которые проводятся со всеми участниками проекта, но последовательно, на разном предметном материале.

В рамках работы экспериментальной площадки в 2018/2019 учебном году творческая рабочая группа педагогов ГБОУ СОШ № 257 Пушкинского района Санкт-Петербурга выбрала метатему «Здоровье». Рабочей группой был разработан алгоритм как универсальная схема для изучения данной метатемы за 2–3 занятия в любой программе внеурочной деятельности и дополнительного образования. Алгоритм включает четыре этапа работы.

Алгоритм работы по изучению метатемы «Здоровье»

1. Введение в метатему «Здоровье»

На основе проблемной ситуации (текста, ролика, фильма) в рамках материала предмета изучения программы (мода, язык, спорт, общество) учитель подводит учеников к самостоятельной формулировке темы – «Здоровье».

Далее учитель организует проблемное обсуждение этой метатемы на материале программы по выявлению связи предмета программы (например, мода, язык, спорт, общество) с метатемой «Здоровье», например, в форме дискуссии. Предлагаются шаблоны вопросов, подводящие ученика к метатеме:

Почему…? (Какова причина…?)

Что изменилось бы, если бы…?

Чем отличается … от …?

Что объединяет … и …?

Чем можно объяснить…?

Какие условия необходимы, чтобы…?

Какой вывод можно сделать?

На каком основании сделан вывод?

На данном этапе ученики на основе проблемной ситуации (текста, ролика, фильма) самостоятельно формулируют тему изучения – «Здоровье». В ходе проблемного обсуждения составляется представление о метатеме. В конце данного этапа ученики сами формулируют свой проблемный вопрос по метатеме, который у них появился в процессе обсуждения и который бы они хотели задать какому-нибудь специалисту, пишут на стикерах и приклеивают его на доску. Стикеры после урока учитель собирает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

2. Общая информация о метатеме «Здоровье»

На втором этапе организуется обсуждение метатемы «Здоровье» с точки зрения традиционных представлений, например, по вопросам:

1)     Что такое здоровье? Как вы его понимаете?

2)     В чем заключается духовное здоровье человека?

3)     В чем заключается физическое здоровье человека?

4)     Почему необходимо заботиться о здоровье речи?

5)     Можно ли прожить, лишившись здоровья?

6)     Как быть здоровым человеком?

7)     Почему здоровье для человека имеет огромную ценность?

8)     Что еще в жизни человека обладает понятием здоровый/нездоровый? (Воспитание, режим, язык, образ жизни, поведение, поступок, речь и т. д.)

Далее учитель предлагает ученикам составить ассоциативный ряд к слову «ЗДОРОВЬЕ», ответив на вопрос, что такое для вас «ЗДОРОВЬЕ». Ответы учеников вывешиваются на доску.

Обсуждение метатемы «Здоровье» с точки зрения традиционных представлений продолжается с использованием готовых ассоциативных рядов учеников.

Готовые ассоциативные ряды учитель собирает и складывает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

3. «Здоровье» и _________ (указывается предмет изучения программы)

На третьем этапе учитель работает с учениками по созданию индивидуальных интеллект-карт.

 

Интеллект-карта ученика по изучению метатемы «Здоровье»

 

а) История «взаимоотношений»: когда в _____ (указывается предмет изучения программы: мода, язык, спорт, общество и др.) возникла тема здоровья, как в ретроспективе происходило развитие этих «взаимоотношений»?

б) Настоящее время: современные аспекты взаимодействия здоровья и _____ (указать предмет изучения программы: мода, язык, спорт, общество и др.). Как сегодня пересекаются здоровье и _____ (указывается предмет программы: мода, язык, спорт, общество и др.)? Какие ставятся задачи? Как они решаются?

в) Расширение понятия «Здоровье»: как метатема «Здоровье» с точки зрения _____ (указывается предмет изучения программы: мода, язык, спорт, общество и др.) проецируется на другие виды жизнедеятельности человека, как она может отразиться на его будущем?

г) Личностная значимость: значение метатемы «Здоровье» для человека с точки зрения ученика.

Готовые интеллект-карты учитель собирает и складывает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

4. Подведение итогов по изучению метатемы «Здоровье»

На четвертом этапе подводится итог всей работы по изучению метатемы «Здоровье» на материале программы ______ (указывается название программы).

Могут использоваться вопросы:

Что первоначально знали о метатеме?

Что узнали нового?

Какими новыми чертами наделили понятие «здоровье»?

Ученикам предлагается создать свой символический образ понятия «здоровье».

Готовые образы вывешиваются на доску, авторы поясняют их, расшифровывая символику и тайные смыслы, которые они вложили в эти образы.

Далее из этих символических образов создается в определенной логической последовательности общая картина (инфографика), посвященная метатеме «Здоровье».

Все продукты деятельности учеников на этом этапе учитель собирает и складывает в общую папку результатов деятельности учеников по изучению метатемы «Здоровье».

В ходе занятий, отличающихся особой творческой атмосферой [5], обучающиеся совместно с преподавателями решают задачи, связанные с усвоением фундаментального образовательного объекта ЗДОРОВЬЕ, определением его смысла, сущности, функционального предназначения, взаимосвязи с другими образовательными объектами. В результате решения разноплановых практических или исследовательских задач на одну метапредметную тему, но в различных предметных областях у школьников формируется целостное интегрированное представление об исследуемом образовательном объекте.

Данный проект позволяет объединить внеурочную деятельность и дополнительные образовательные программы не по принципу формального взаимодействия схожих по содержанию видов деятельности, а на сущностно-содержательном уровне. Такой подход направлен на решение задач нашей опытно-экспериментальной работы, а также выполнение требований ФГОС о достижении метапредметного образовательного результата как условия обеспечения высокого качества образования.