Full text
Введение Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние годы невозможно представить себе обучение иностранным языкам (ИЯ) без использования цифровых технологий (ЦТ). Сегодня в помощь преподавателям предлагается большое количество обучающих сайтов и CD-ROM для отработки рецептивных (чтение, аудирование) и продуктивных (письмо, устная речь) компетенций. Использование подобных материалов представляет собой неоспоримое преимущество в овладении ИЯ. Целью данного исследования является анализ литературы по заявленной теме и выявление последних тенденций в применении цифровых технологий в обучении ИЯ с использованием обучающих Web-сайтов. Данная статья будет полезна преподавателям иностранных языков, поскольку отражает последние изменения в контенте и способах использования ЦТ при обучении ИЯ, а также молодым ученым, только начинающим свои диссертационные исследования. Обзор отечественной и зарубежной литературы Несомненно, влияние ЦТ на все области человеческий жизни ощущается довольно сильно. ЦТ предоставляют новаторские средства не только для распространения знаний, но также и для освоения стратегий преподавания дисциплин, в целом, и преподавания иностранных языков, в частности: доступ к информации, обмен сообщениями, доступ к документальным ресурсам, коммуникация и обмен в реальном времени, интерактивность и мультимедиа. Идея о том, что ЦТ могут помочь в разработке и развитии некоторых когнитивных подходов, не нова сама по себе. Такие авторы, как Jonassen, Kozma, Pea и Salomon внесли большой вклад в продвижение ЦТ в обучении, особенно с целью показать, как учащиеся с помощью вышеназванных технологий могут обращаться с понятиями и моделями [1-4]. Исследование, проведенное Becta в Великобритании (Британское агентство по информационным и коммуникационным технологиям в образовании), подчеркивает роль учителей при использовании информационных технологий в обучении и их влияние на успеваемость обучающегося [5]. Goos, D.Johnson и R. Johnson в своих трудах делали акцент на эффективность работы в малых группа при проведении занятий с использованием ЦТ [6-7]. Connell исследовал эффективность цифровых технологий, сравнивая занятия в традиционном стиле с занятиями с использованием ИКТ. По итогам исследования, которое продолжалось несколько месяцев, обучение с применением цифровых технологий показало значительно больший прогресс. Это привело автора к мысли о реальном когнитивном потенциале ЦТ [8]. Grégoire, Bracewell и Laferrière полагали, что ЦТ позволяют разнообразить цели, методы и результаты обучения [9]. Подходы в обучении ИЯ с использованием ЦТ настолько богаты, насколько возможно найти во всемирной сети многочисленные аутентичные аудио и видео материалы. С другой стороны, интернет ресурсы настолько эффективны, насколько их можно обновить, что позволяет получить доступ к действительно актуальной информации в отличии от быстро устаревающих бумажных учебно-методических комплексов. ЦТ в коммуникации ускоряют развитие социальных компетенций в изучаемом языке. Электронная почта, Whatsapp, Facebook, U-tube, Tweeter и т.п. предлагают площадку для реальной коммуникации между обучающимися, преподавателями, обучающимися и преподавателями в административных и педагогических целях. Не смотря на тот факт, что электронные сообщения остаются приватной коммуникацией, чаты для дискуссий позволяют всем желающим участвовать в обсуждении и реагировать в рамках заявленной темы [10]. Согласно научным взглядам Depover, Karsenti и Komis [11] ЦТ дают возможность переосмыслить и перенести в пространство и время обмен между преподавателями и учащимися и, таким образом, создают новые возможности для обучения и/или профессиональной подготовки. Технологии также представляют собой значительный потенциал для инноваций в области образования и практически бесконечный резервуар новых методов для учителей и для всей системы образования. Некоторые исследования показывают, что учащиеся проявляют более высокую мотивацию к учебной деятельности с использованием ЦТ, чем к традиционным подходам в классе, и что этот интерес обусловлен тем, что данные технологии позволяют диверсифицировать цели, методы, материалы, проекты и результаты обучения [12]. ЦТ позволяют студентам и преподавателям не только предоставить и получить информационные знания, используя различные медиа-форматы, а также исследовать их, производить, сообщать, анализировать и трансформировать. Однако есть мнение, что сегодня многие педагоги используют информационные технологии в основном или даже исключительно, как средства предоставления информации, что ограничивают потенциал педагогических изменений, которым может способствовать использование ЦТ [13]. В отечественной педагогической и психологической литературе вопросами применения ЦТ в образовании занимались многие ученые. Захарова И.Г. разработала градацию специальных программных средств информационных технологий обучения с позиций дидактики. Автор проанализировала возможности интеграции ЦТ в учебно-воспитательный процесс. На основании проведенных ее исследований были даны практические рекомендации по использованию гипертекстовой технологии для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских обучающих Web-сайтов [14]. Соглашаясь с преимуществами использования ЦТ перед традиционными методами обучения, Подопригорова Л.А. считала целесообразным исходить из противоречий курса обучения, обусловленных недостатками традиционного подхода: - коллективное обучение – индивидуальное обучение, - постоянность прямой связи – непостоянность обратной связи, - огромный объем информации – временной лимит занятия [15]. Возможности использования ЦТ огромны. Глобальная сеть создаёт условия для нахождения любой нужной информации: материал о культуре страны изучаемого языка, новости, публикации, литература художественного и научного характера. Обучаемые могут участвовать в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых онлайн. Однако внедрение в учебный процесс вышеуказанных ЦТ не исключает традиционные способы и методы обучения. Они должны комбинироваться с использованием ЦТ на всех этапах учебного процесса, что в значительной мере способно повысить эффективность обучения, подтолкнуть учащихся к самосовершенствованию и помочь им научиться свободно ориентироваться в информационном пространстве [16]. Потенциал применения ЦТ в обучении ИЯ в вузе, позволяющих повысить студенческую мотивацию к обучению, улучшить развитие навыков самостоятельного изучения ИЯ и понизить уровень тревожности рассматривали в своих научных трудах Шамне Н. Л. и Шовгенин А. Н. [17]. В частности, авторы анализировали проблемы и перспективы использования образовательных технологий, основанных на цифровых и мобильных приложениях. Посредством использования современных ЦТ обучающимся предоставляется все больше возможностей для развития рефлективного мышления, связанного с изучением и использованием ИЯ (сообщение по электронной почте или сообщение, размещенное на форуме). В результате данной деятельности обучающиеся способны более полно применить стратегии обучения, а также расширить и улучшить свои навыки к обучению [18]. Методологическая база исследования Методической базой проведенного исследования являются анализ научной литературы по заявленной теме, а также индуктивный и дедуктивные методы научного познания. Сравнительный анализ помог проанализировать имеющиеся подходы в обучении ИЯ. Дедуктивный метод позволил, с опорой на выводы российских и зарубежных ученых, провести собственную исследовательскую работу в рамках заявленной темы. Результаты исследования В данной работе под ЦТ понимаются методы, используемые при обработке и передаче информации, в первую очередь информатики, интернета и телекоммуникаций. Термин ЦТ относится к комплексу технологий, к которым обычно относят компьютер, и которые при их объединении и/или взаимосвязи характеризуются способностью обрабатывать, делать доступными (на экране или на другом носителе) и передавать информацию. Таким образом, ЦТ - это набор технологий, используемых для обработки, изменения и обмена информацией, в частности данными, полученными в цифровой форме. Необходимо отметить, что появление ЦТ обусловлено, в частности, сближением телекоммуникации и аудиовизуальных технологий. Это совокупность технологий, основанных на компьютерных технологиях, микроэлектронике, телекоммуникациях (включая сети), мультимедиа и аудиовизуальных технологиях, которые, будучи взаимосвязанными, позволяют искать различные типы текстов, звуков, неподвижные изображения, видеоизображения и т. д. и обеспечивают интерактивность между людьми, а также людьми и машинами. Автором исследования был проанализирован контент следующих обучающих сайтов с целью выявить новые тенденции в их развитии, влияющие на обучение ИЯ: - Polar FLE - Apprendre le français avec l’inspecteur Roger Duflair http://www.planete-education.com - Apprendre le français avec TV5 https://apprendre.tv5monde.com/fr - Bonjour de France http://www.bonjourdefrance.com - Le Point du FLE https://www.lepointdufle.net/ - BBC Learning English http://www.bbc.co.uk/learningenglish - Real English https://www.real-english.com/ - Tune into English http://www.tuneintoenglish.com/ Применение вышеуказанных сайтов при обучении ИЯ имеют ряд преимуществ: - обучающиеся получают возможность оперировать реальными документами, отражающими культуру живого и используемого языка (речь не идет больше об изучении иностранного книжного языка), - классная доска, часто парализующая обучающихся в независимости от возраста и заставляющая их быть пассивными наблюдателями, отходит на второй план, - происходит интеграция развлекательного компонента в обучение, что снимает языковой барьер и боязнь сделать ошибку (включаясь в игру, обучающийся переходит с сайта на сайт и открывает для себя новые аспекты иностранного языка, овладевая новыми лексическими, грамматическими и культурными компетенциями), - культурное открытие языка становится поводом для языковой практики (сайты и документы, размещенные на их страницах, позволяют обучающимся изучать язык в единстве его языкового и культурного компонента), - отсутствует необходимость пользоваться тетрадью, книгой, ручкой, так как любое упражнение выполняется на экране компьютера, - появляется возможность работать над грамматическими или лексическими упражнениями, где шанс увидеть свою работу проверенной сразу после выполнения упражнений, не дожидаясь пока учитель исправит ошибки, максимален. Используя в своей работе вышеуказанные сайты, автор исследования пришел к выводу, что среди последних тенденций использовании ЦТ при обучении ИЯ можно выделить следующие: 1. Переход от знания к умению. Большинство рассмотренных цифровых контентов по обучению ИЯ предлагают сегодня материалы, служащие базой для отработки компетенций. В силу того, что чтение сайтов навязывает определенные специфические стратегии, в последнее время набирают обороты сайты и приложения, нацеленные на техники консультирования онлайн ресурсов [19-21]. 2. Трансформация заданий: от закрытых к (полу)открытым. Классические сайты и приложения по обучению ИЯ с использованием ЦТ содержат в основном задания закрытого типа, которые построены вокруг одного, очевидно правильного ответа. Речь идет о заданиях на «множественный выбор», упражнениях с пропусками, подстановками, расстановкой в правильном порядке и их многочисленных вариантах. Сегодня же задания открытого типа набирают свою популярность. Это задания по типу редактуры ответа, написания эссе. Данный тип упражнений не содержит в себе очевидного готового ответа на поставленный вопрос и не может быть проверен автоматически. Задание либо отправляется на проверку обучающему, либо содержит модель, по которой обучающийся может прибегнуть к самопроверке. 3. Увеличение интерактивности. При использовании ЦТ в обучении ИЯ сегодня наблюдается тенденция, когда обучающиеся взаимодействуют с компьютерами и между собой при помощи компьютера. Для обозначения взаимодействия между человеком и компьютером говорят о «техническом взаимодействии». Термин «человеческое взаимодействие» характеризует интеракцию между людьми посредством машин [22]. 4. Прогрессивная интеграция автоматической обработки языка и речи. Термин «автоматическая обработка языков» подразумевает под собой совокупность методов и техник, позволяющих анализировать природный язык на автоматический манер [23]. Среди наиболее часто встречающихся на сайтах техник следует выделить анализ совокупности изучаемых текстов, поиск информации или орфографическая и грамматическая коррекция. Более того, теперь становится возможным генерировать на сайтах не только упражнения на базе определенных слов или грамматических категорий, но также на базе определенных синтаксических конструкций. Представленный текстовый массив будет полезен перед выполнением лингвистических заданий, во время их реализации (как поддержка или часть задания) или после (как элемент обратной связи). 5. Переход от автономных приложений к онлайн приложениям. До последнего времени большинство приложений по изучению иностранных языков были автономными, т.е. функционировали на персональном компьютере, не связанном в единую сеть [24]. Поддержка таких приложений происходила при помощи дискет, CD и DVD-ROM. Необходимо было установить приложение на жёсткий диск своего компьютера. Сегодня же повсеместно распространены полностью независимые онлайн источники, дающие множество преимуществ: возможность занятий в любое удобное для пользователя время и экономию средств, поскольку сайты с контентом по изучению иностранного языка, в большинстве своем, бесплатны. 6. Увеличение степени интеграции. Речь в данном случае идет об интеграции обучения в классе и электронного обучения с точки зрения предоставляемых дидактических материалов. Первые шаги в этом направлении были сделаны с момента создания электронных учебников [25]. Сегодня многие преподаватели иностранных языков создают свои электронные контенты, становясь так называемыми электронными тренерами. В большинстве учебных заведений две среды, учебная и электронная, тесно связаны. Это, так называемые, языковые лаборатории мультимедиа. 7. Переход в концепции обучения от бихевиоризма к социо-конструктивизму. Концепции обучения претерпели значительные изменения [26]. В модели классического бихевиоризма обучение рассматривалось как процесс, идущий извне, в котором обучающийся перерабатывает полученные на входе данные и генерирует знания на выходе. Сегодня же обучение рассматривается как процесс, идущий автономным и активным способом со стороны самого обучающегося и требующий мощной обучающей среды [27-29]. Вместо поглощения знаний учащийся выстраивает их, трансформируя информацию в эффективные знания. Это объясняет преобладание на электронных ресурсах заданий, исходящих из потребностей самого обучающегося, а не из потребностей процесса обучения. Подлинное обучение строится по принципу интерактивности. Отсюда наблюдается возросший интерес к совместному обучению и педагогике проектов [30]. Виртуальные миссии, где обучающиеся взаимодействуют друг с другом, лишний раз доказывает этот принцип. Заключение Несомненно, ЦТ занимают первостепенное место в сегодняшней жизни людей, в целом, и в образовании, в частности. На самом деле преобладание цифровых технологий ощущается во всех дисциплинах, будь то социальная, религиозная, медицинская или другие сферы. Иностранные языки в данном вопросе не стоят особняком. Сегодня невозможно говорить об обучении ИЯ без использования ЦТ, которые обеспечивают преимущество для преподавания и преподавателя. Поэтому следует подчеркнуть, что обучающему необходимо извлечь максимальную выгоду из этого увлекательного и эффективного инструмента, чтобы мотивировать своих учеников, делая занятия более живыми и разнообразными. Это связано с запросом на подготовку и обучение преподавателей иностранного языка в области ЦТ. Однако из-за недостаточной подготовки многие преподаватели не осмеливаются интегрировать цифровые коммуникационные технологии в свою педагогическую практику. Интеграция цифровых технологий в обучение ИЯ представляет собой сложную педагогическую инновацию. Она требует изменений по нескольким аспектам: привычки обучающих (владение компьютерным инструментом), пересмотр традиционных педагогических методов (педагогика, ориентированная на учащихся; пересмотр роли учителя) и инструментов обучения. В заключении следует отметить, что рассмотренные особенности применения ЦТ в обучении ИЯ на материале обучающих Web-сайтов способствуют лучшему пониманию потребностей обучающихся и позволяют преподавателям грамотно выстраивать линию обучения в соответствии с поставленными задачами.