Full text
Введение Данная статья исследует педагогический аспекте поддержки молодых специалистов при проведении переписи населения. Заострен вопрос подготовки квалифицированных ИТ-специалистов, добровольцев-наставников при использовании цифровых технологий при переписи населения. На Международном форуме добровольцев между Росстатом и Роспатриотцентром было достигнуто соглашение, что во Всероссийской переписи населения 2020 года примут участие 20 тысяч волонтеров. Павел Малков руководитель Федеральной службы государственной статистики и руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев договорились о сотрудничестве по реализации проекта «Волонтеры переписи». Волонтеры, а это как правило молодежь, студенты ВУЗов, старшеклассники, примут участие в информационно-разъяснительной работе с населением, оказании консультативной помощи, а также непосредственно в сборе данных, в качестве переписчиков. Самое активное участие в проекте примет сельская молодежь Прикамья. В исследовании оценивается количество волонтеров, их качество, занятых в переписи населения с использованием информационных технологий, так же затронуты и другие сферы экономики на примере сельских территорий, тщательно изучалась потребность в притоке ИТ-специалистов в данные мероприятия и их влияние на обеспечение устойчивого роста цифровой экономики. Для определения особенностей подготовки кадров для задач цифровой экономики в Российской Федерации рассмотрены исследования переписи населения, где, как всем известно широко применяются большие данные и современные технологии обработки их. Весьма интересно будет таковы научные наблюдения и для психологов, медиков, а также инженеров, работающих над созданием новых технологий. Отбор участников проекта «Волонтеры переписи» будут вести Региональные центры по развитию добровольчества совместно с территориальными органами Росстата и Межведомственными советами по волонтерству в субъектах Российской Федерации. Обучением волонтеров и заключения контрактов для их участия в переписи займутся территориальные органы совместно с региональными ВУЗами. «Масштабный проект, который, придаст дополнительный импульс работе по переписи населения и позволит провести её лучше, получить более полные и точные данные, которые лягут в основу множества важных для нашей страны проектов, что позволит не только оценить пройденный путь, но и уверенно смотреть в будущее…»,- напутствовал в ходе церемонии подписания соглашения глава Росстата Павел Малков. «За последние годы нам удалось создать развитую инфраструктуру добровольчества. Ресурсные центры и межведомственные советы способствовали формированию волонтерских корпусов переписи. Сегодня сложно представить большой проект без участия добровольцев, и мы рады охватить новое направление, открыв для волонтеров возможность попробовать свои силы в социологической работе, познакомиться с людьми и их историями», - подчеркнул во время выступления на форуме руководитель Федерального агентства по делам молодежи Александр Бугаев. Слоган - финальный элемент, формирующий официальную символику всероссийской переписи. Ранее состоялась презентация нового визуального стиля главного статистического события десятилетия. Логотипом переписи по итогам конкурса среди профессиональных дизайнеров стал яркий образ, символизирующий и устремленность в будущее, и новый цифровой формат переписи. «Переписи населения – уникальный источник знаний о нашем обществе. Они формируют его «цифровой профиль», позволяющий анализировать, делать выводы, строить планы, принимать взвешенные решения и уверенно двигаться вперед. И в свете этого участие в переписи – очень простой, но очень важный вклад каждого ее участника в создание будущего», – пояснил смысл слогана Всероссийской переписи населения «Создаем будущее!» руководитель Росстата. Форум определил перечень социальных учреждений для оказания добровольной наставнической помощи отдельным категориям населения. Служба государственной статистики постоянно уделяет огромное внимание работе старших и опытных специалистов с начинающими, не будет исключением Всероссийская перепись населения 2020 года. Весь накопленный опыт будет востребован в реализации проекта «Волонтеры переписи». В добровольческом движении большую роль играют наставник или ментор, это человек с личным опытом успеха, которым готов поделиться с подопечными. Для добровольцев он одновременно выступает в роли учителя, советника и консультанта. Результаты исследования предназначены как для узкого круга специалистов в области государственной службы статистики с использованием информационных технологий, так и для экономических служб при адаптации молодых специалистов и имеют важные следствия для общества на профессиональное ИТ-образование. Актуальность данного исследования выражается в том, что цифровая трансформация экономики ставит новые задачи для педагогической науки при подготовке кадров экономической и статистической службы. Обзор отечественной и зарубежной литературы Педагогические проблемы в волонтерском движении отечественная и зарубежная наука исследовала не достаточно. Хотя данная проблема ставится уже в «Педагогической поэме» всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко. В практически неработоспособных воспитательных и педагогических подходах того времени, талантливый педагог смог на основе обычаев и приёмов народной педагогики, в том числе «общего дела» в русской деревни, то есть наставническое обучение старших и более опытных через привлечение младших к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей, разработанная им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека и ряда других подходов имела колоссальный успех. Демократические основы, которые иллюстрируются в «Педагогической поэме» - самоуправление воспитанников и сотрудников, обсуждение острых вопросов, систематическая ротация командиров отрядов, ни что иное как эффективный метод наставничества, являются неотъемлемыми составляющими этой системы. Не обошло стороной вопросы наставничества и педагогическое наследие Василия Александровича Сухомлинского. Важное положение педагога - воспитание не искоренение недостатков, а укрепление всего лучшего, эффективны и сегодня при решении подготовки молодых добровольцев в государственных мероприятиях. Правильное воспитание пробуждает чувство ответственности и формирует способность, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. В воспитании, по В. А. Сухомлинскому, важно возбудить желание самосовершенствования. Связующая воспитателя-наставника и воспитанника-добровольца нить - это искреннее желание стать лучше, а наставника - видеть подопечного лучшим, чем он есть сейчас. Такое отношение рождает веру в себя, в возможность своего развития. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся. Девизом для добровольческого движения сегодня служат слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Стали знаковыми ...