Full text

Введение

 

Оптимизация сотрудничества на международном рынке труда делает особенно важным исследование проблем межкультурной коммуникации специалистов различных профилей. В этом плане особую актуальность приобретает подготовка студентов неязыковых вузов по иностранному языку. Изучение иностранного языка в неязыковом вузе не всегда осуществляется с учётом лингвокультурной специфики страны изучаемого языка, результатом чего становится невозможной полноценная межкультурная коммуникация в будущей профессиональной деятельности. Однако использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вузов способствует формированию знаний, умений и навыков в области поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности, овладению знаниями в области межкультурной коммуникации, повышению автономной активности студентов, развитию мотивации к изучению профессионально ориентированного иностранного языка.

На наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий является технология профориентационных веб-квестов, работа по которой ведёт к формированию готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Для будущей профессиональной деятельности наличие готовности студентов к межкультурной коммуникации представляется значимым в процессе их подготовки в высшем учебном заведении, где уделяется огромное внимание развитию базы информационно-коммуникационных ресурсов. Изучению проблем интеграции информационно-коммуникационных ресурсов в подготовку специалистов различных профилей посвящены работы отечественных и зарубежных ученых.

Так, А. Г. Абросимовым были разработаны теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза [1]. И. Н. Розина в своей работе описала значимость педагогической компьютерно опосредованной коммуникации [2]. Важным представляется исследование Г. Дэвиса и Дж. Хиггинса о роли информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [3].

В ходе исследования были изучены научные работы, рассматривающие сущность, структуру и содержание межкультурной коммуникации как фактора модернизации языкового образования специалистов различных профилей, а также представляющие возможности использования дистанционных образовательных технологий в обучении иностранным языкам. Например, Н. Д. Гальскова обосновывает необходимость подготовки студентов к межкультурной коммуникации для осознания важности и ценности взаимозависимости и взаимопонимания между народами, национальностями, развития международного сотрудничества, готовности к конструктивному диалогу и реализации совместных проектов [4]. Л. К. Гейхман в своей работе представляет интерактивное обучение иноязычному общению как модель межкультурной коммуникации [5]. Д. Хаймс выделяет особую роль коммуникативной компетенции в познании принципов и правил участия в межкультурной коммуникации [6].

Анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в системе высшего образования позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации была затронута во многих научных трудах. Вместе с тем образовательная практика авторов исследования, проведённые анкетирование и опрос студентов и преподавателей указали на то, что преподавание иностранных языков не всегда направлено на подготовку студентов к межкультурной коммуникации в плане ее информатизации и цифровизации. В образовательном процессе вуза не всегда оптимально задействованы зарубежные информационно-коммуникационные ресурсы с целью развития и совершенствования универсальной компетенции в области иностранного языка. Всё это затрудняет образовательный процесс подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности на международном рынке труда.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых педагогических средств, способствующих не только овладению студентами знаниями, умениями и навыками в области межкультурной коммуникации, но и формированию готовности к межкультурной коммуникации в области будущей профессиональной деятельности, осуществляющейся посредством вовлечения в диалог культур путем использования отечественных и зарубежных информационно-коммуникационных ресурсов. В этих условиях проведение данного исследования становится актуальным.

Педагогический опыт авторов исследования позволил выявить ключевое противоречие: между возрастающими требованиями российских работодателей в специалистах, способных эффективно решать проблемы межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью педагогических средств подготовки к межкультурной коммуникации в направлении использования современных информационно-коммуникационных ресурсов, в частности технологии профориентационных веб-квестов. Разрешение данного противоречия определило значимость темы исследования в статье.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

-          концептуальные тенденции деятельностного, компетентностного и культурологического подходов в области межкультурного общения;

-          теоретические основы формирования межкультурной коммуникации;

-          идеи и методологии информатизации и цифровизации высшего образования.

Особый интерес для нас представляют фундаментальные труды отечественных ученых, рассматривающих приоритет деятельностного, компетентностного и культурологического подходов в области межкультурного общения, в системе высшего образования. Например, П. Р. Атутов рассматривает технологию современного образования в контексте деятельностного подхода и подчеркивает, что «педагогическая технология является необходимой компонентой современного обучения и воспитания» [7]. В. С. Безрукова в своей работе обобщает и доказывает значимость взаимосвязи деятельностного и компетентностного подходов в системе высшего образования [8]. А. А. Вербицкий описывает сущность и структуру активного обучения в высшей школе на основе контекстного подхода [9]. Е. Л. Федотова рассматривает теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия с использованием деятельностного и компетентностного подходов [10]. В работе В. В. Нестерова и А. С. Белкина уточнено понятие педагогической компетентности и разработана соответствующая методика ее формирования [11]. В. А. Маслова отмечает важность лингвокультурологии как науки в формировании готовности студентов к межкультурной коммуникации на основе культурологического подхода [12].

Проведенный анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы в области методики обучения иностранным языкам показал, что существующая система обучения иностранным языкам студентов вуза не всегда способствует формированию личности студента как будущего специалиста в рамках мультикультурного образовательного пространства. Важной представляется, прежде всего, работа С. Г. Тер-Минасовой, которая посвящена одному из аспектов бурно развивающейся во всем мире науки лингвокультурологии, а именно лингвистическому. С. Г. Тер-Минасова отмечает, что «в центре внимания автора оказывается взаимодействие языков и культур, проблемы человеческого общения, межкультурной коммуникации, где главным средством был и остается язык» [13]. Т. Г. Грушевицкая рассматривает основы межкультурной коммуникации и отмечает, что «возникает необходимость подготовить студентов к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличност­ного общения. Для этого недостаточно лишь знаний о природе межкультурного непонимания, здесь необходимо формирование практических навыков и умений, которые позволили бы свободно понимать представителей других культур» [14]. В исследовании О. А. Артемьевой представлена методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации [15]. Т. Г. Первиль обозначает межкультурную коммуникацию как фактор модернизации образовательной деятельности [16]. M. Уоллес анализирует наиболее значимые аспекты в методике обучения иностранным языкам в контексте диалога культур [17]. В. Риверс исследует интерактивные средства обучения иностранным языкам специалистов неязыкового профиля [18].

Идеи и методологии информатизации и цифровизации высшего образования неоднократно рассматривались отечественными и зарубежными учеными. Так, К. В. Роберт анализирует дидактические проблемы, и перспективы использования современных информационных технологий в высшем образовании [19]. Е. С. Полат обозначает важность использования новых педагогических и информационных технологий в системе высшего образования при подготовке специалистов различных профилей [20]. В исследовании А. Г. Кушниренко и А. Г. Леонова уточняются аспекты применения новых информационных технологий в системе высшего образования [21]. В работе М. Г. Евдокимовой рассматриваются проблемы теории и практики применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам [22]. Зарубежные ученые К. Ахмад, Г. Корбетт, М. Роджерс и Р. Сассекс отмечают значимость использования информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранных языков и культур [23]. С. Хейнс определяет проектную деятельность на основе применения информационно-коммуникационных технологий как фактор интенсификации при обучении иностранному языку [24].

Однако заметим, что наиболее значительная часть научно-педагогических исследований в области обучения иностранным языкам посвящена аспектам использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов преимущественно российских вузов, при этом слабо задействованы аутентичные ресурсы зарубежных учебных заведений системы высшего образования.

Разрешение данного противоречия в условиях высшего языкового образования требует исследования технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

 

Методологическая база исследования

 

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, лингвокультурологии, методики обучения иностранным языкам на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Например, И. Л. Плужник в своей работе анализирует сущность и специфику формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки [25]. О. Е. Фаевцовой разработаны дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при обучении иностранному языку [26]. Д. Л. Фрид-Бут рассматривает проектную деятельность студентов как оптимизирующую при подготовке студентов к межкультурной коммуникации [27]. T. Хатчинсон отмечает особую роль интерактивных форм обучения иностранным языкам [28].

Наиболее важными для нашего исследования являются работы, посвященные проблемам использования технологии веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Так, О. В. Волкова в своей работе создала систему подготовки будущего специалиста к межкультурной коммуникации с использованием технологии веб-квестов [29]. Г. А. Воробьев в диссертации рассматривает веб-квест-технологии в формировании социокультурной компетенции студентов [30].

В нашем исследовании использованы следующие методы:

-          теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в системе высшего образования, а также моделирование и анализ педагогического опыта авторов исследования;

-          эмпирические методы: опрос, анкетирование, анализ результатов учебной работы студентов, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, математическая обработка данных эксперимента.

Особенность исследования заключается в том, что оно основано на принципах организации работы на базе применения технологии профориентационных веб-квестов в обучении иностранному языку и активных методах профориентационной работы. В исследовании разработаны и учтены этапы работы над профориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации.

Принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку:

-          принцип коммуникативной направленности (интерактивные коммуникативные задания, которые могут научить студентов вести исследование аутентичных источников информации и сотрудничать с зарубежными сверстниками. Также коммуникативные задания могут научить взаимодействовать с зарубежными специалистами в области будущей профессиональной деятельности, связываться с зарубежными экспертами по специальности или находить аутентичные интернет-ресурсы в области будущей профессиональной деятельности);

-          принцип доминирующей роли коммуникативных упражнений по иностранному языку (отработка языкового и речевого аутентичного материала в упражнениях показывает, как оно должно использоваться в решении актуальной для студентов профессионально ориентированной задачи);

-          принцип интенсивности (быстрое овладение навыками выполнения коммуникативных заданий в форме профессионально ориентированных тестов в процессе работы над аутентичным языковым материалом);

-          принцип автономности (студент должен самостоятельно решить, какие аутентичные материалы могут быть использованы для выполнения задания веб-квеста при подготовке к межкультурной коммуникации, провести анализ выполненной работы, скорректировать ошибки).

Активные методы профориентационной работы:

-          проведение недели кафедры иностранных языков с приглашением иностранных студентов и зарубежных ученых;

-          организация научных исследований по актуальным вопросам профессионально ориентированной деятельности с зарубежными сверстниками;

-          участие в международных научно-практических симпозиумах по вопросам будущей специальности;

-          проведение международных конкурсов студенческих научных работ, научных докладов, участие в них.

Этапы работы над профориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации:

  1. На первом этапе преподаватель проводит подготовительную работу, знакомит с профессионально ориентированной темой на иностранном языке, формулирует проблему. Студенты знакомятся с основными понятиями по выбранной профессионально ориентированной теме, аутентичными материалами аналогичных проектов иностранных студентов и зарубежных вузов. Возможна работа в группах при выполнении заданий.
  2. На этапе выполнения задания формируются знания, умения и навыки в области поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности студентов. Студенты приобретают навыки трансформировать полученную информацию для решения поставленных профессионально ориентированных проблем на иностранном языке.
  3. На этапе подведения итогов и оформления результатов деятельности происходит осмысление произведённого исследования. Данный этап предусматривает отбор самой значимой информации и представление её в виде веб-сайта, html-странички или постера. На этом этапе очень важна роль преподавателя как консультанта.
  4. Обсуждение результатов работы над профориентационными веб-квестами можно провести в виде международного симпозиума российских и иностранных студентов, чтобы студенты имели возможность показать свой труд, осознав значимость проделанной работы.
  5. Работа с профориентационными веб-квестами может быть предложена и как интерактивное автономное задание для студентов. Реальное размещение профориентационных веб-квестов в сети в виде веб-сайтов, созданных самими студентами, позволяет значительно повысить мотивацию студентов на достижение высоких результатов при подготовке к реальной межкультурной коммуникации.

Для проведения исследования использовалась информационно-коммуникационная среда следующих вузов: ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва; ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва; «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва; ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2016–2017 годы): исследовалась степень научной разработанности проблемы в отечественной и зарубежной педагогической литературе, изучалось и анализировалось состояние проблемы в теории и практике российских и зарубежных вузов, осуществлялось накопление аутентичного материала из иноязычных источников, намечалась программа реализации исследования.

Второй этап (2017–2018 годы): ставилась цель исследования; отрабатывались варианты использования возможностей информационно-коммуникационных технологий с целью подготовки студентов к межкультурной коммуникации; разрабатывался комплекс дидактических условий подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Также на данном этапе разрабатывались критерии и уровни подготовки студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации; проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялись анализ и коррекция проведения эксперимента.

Третий этап (2018–2019 годы): проводился формирующий эксперимент, определялась эффективность дидактических условий; анализировались и описывались полученные данные; осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательную практику работы вышеуказанных вузов.

Четвёртый этап (2019–2020 годы): оформлялись результаты работы; систематизировались и оформлялись теоретические и практические положения исследования.

Итоги проведенной работы можно обозначить следующим образом:

-          выявлены и установлены принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку, активные методы профориентационной работы в подготовке студентов к межкультурной коммуникации и этапы работы над профориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации;

-          раскрыты и обозначены основные характеристики готовности студентов к межкультурной коммуникации;

-          определены возможности использования технологий веб-квестов в процессе формирования готовности студентов к межкультурной коммуникации в вузе, и представлена их классификация;

-          разработана модель подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов;

-          разработана и экспериментально апробирована технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Материалы исследования могут служить базой для интенсификации образовательного процесса по иностранному языку в неязыковом вузе, а также в системе дополнительного образования при подготовке специалистов различных профилей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются показателями математической обработки данных педагогического эксперимента. На констатирующем этапе и в формирующем эксперименте были задействованы 340 студентов и 60 преподавателей вышеуказанных вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия авторов в работе международных научно-практических симпозиумов профессорско-преподавательского состава и студентов университетов по проблемам информатизации и цифровизации процесса обучения иностранным языкам, а также опубликования статей и монографии.

 

Результаты исследования

 

В качестве результата исследования в статье представлено теоретическое и практическое обоснование технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

  1. Эффективная подготовка студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов при изучении иностранного языка представляет собой учебный процесс, направленный на формирование и совершенствование характеристик студента как будущего специалиста, готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности, образованной единством универсальной и профессиональных компетенций. Под содержанием «готовности к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов» мы понимаем взаимосвязь характеристик межкультурной коммуникации: потребности к изучению лингвокультуры страны изучаемого языка и стремление взаимодействовать в межкультурном общении в области профессиональной деятельности с зарубежными коллегами. Её структурными составляющими являются коммуникативная, информационная и технологическая готовность.

 Оценка уровня сформированности готовности студентов неязыковых вузов к межкультурной коммуникации осуществляется на основе критериев и показателей, позволяющих оценивать иноязычную языковую и речевую деятельность студента в профессиональной сфере. Основными критериями готовности студентов к межкультурной коммуникации являются: направленность на эффективную межкультурную коммуникацию; адекватность и динамичность использования информационно-коммуникационных технологий в автономном образовании по иностранному языку; вариативность применения средств обучения. Каждый критерий содержит несколько определенных показателей.

  1. Профориентационный веб-квест рассматривается нами как вид информационных и проблемно ориентированных коммуникативных заданий по профессионально ориентированному иностранному языку, направленных на формирование и развитие навыков поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения основ межкультурной коммуникации. Выявленная и установленная нами классификация веб-квестов включает следующие пять групп: репродуктивные, репродуктивно-когнитивные, когнитивные, когнитивно-креативные, креативные. Использование технологии профориентационных веб-квестов обеспечивает развитие автономности студентов, формирование их готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.
  2. Модель подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов, включающая целевой, организационный и результативный блоки, основывается на методологии деятельностного, компетентностного и культурологического подходов и отражает способы формирования готовности к межкультурной коммуникации на основе использования технологии профориентационных веб-квестов.

Целевой блок включает в себя цели формирования готовности к межкультурной коммуникации, а также потребности к изучению лингвокультуры и способность участвовать в межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Организационный блок предполагает выполнение дидактических условий, включает в себя этапы формирования готовности к межкультурной коммуникации, средства работы. Результативный блок опирается на критерии и показатели, уровни формирования готовности к межкультурной коммуникации, что определяет эффективность модели подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов.

  1.  Обозначены принципы организации работы на основе применения технологии профориентационных веб-квестов при обучении иностранному языку и активные методы профориентационной работы. При создании технологии учтены этапы работы над профориентационным веб-квестом в подготовке студентов к межкультурной коммуникации.
  2. Технология профориентационных веб-квестов как фактор повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации включает подготовительный, моделирующий, проектно-аналитический и итоговый этапы, обеспечивающие результативность подготовки студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза. На подготовительном этапе осуществляется определение структуры и содержания сотрудничества преподавателя и студентов по выбору темы и решению организационных вопросов. На моделирующем этапе проводится сбор информации из аутентичных источников в области профессиональной деятельности, обработка полученных результатов, разработка образца и формы представления работы. Проектно-аналитический этап служит для подготовки к защите целостного проекта и его реализации в форме презентации. На итоговом этапе оцениваются результаты поисково-аналитической и научно-исследовательской работы, намечаются перспективы подготовки к межкультурной коммуникации в рамках сотрудничества с зарубежными сверстниками и специалистами в интерактивном режиме.

 

Заключение

 

Решение задач по подготовке студентов к межкультурной коммуникации на основе применения технологии профориентационных веб-квестов реорганизует практическую цель обучения иностранному языку и выводит процесс обучения на современный уровень мировых стандартов. Под понятием «межкультурная коммуникация» мы понимаем коммуникационный процесс взаимодействия двух и более представителей различных культур, а также результаты их совместной или индивидуальной деятельности, осуществляемой в различных её формах.

Подготовка студентов к межкультурной коммуникации способствует совершенствованию универсальной и профессиональных компетенций.

Под содержанием «готовности к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов» мы понимаем взаимосвязь характеристик межкультурной коммуникации: потребности к изучению лингвокультуры страны изучаемого языка и стремление взаимодействовать в межкультурном общении в области профессиональной деятельности с зарубежными коллегами.

Анализ отечественной и зарубежной педагогической литературы по теме и собственный педагогический опыт авторов исследования позволяют говорить о перспективности идеи внедрения в образовательную практику неязыковых вузов технологии профориентационных веб-квестов как фактора повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.

Профориентационный веб-квест мы понимаем как вид информационных и проблемно ориентированных коммуникативных заданий по профессионально ориентированному иностранному языку, направленных на формирование и развитие навыков поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности студентов в процессе освоения основ межкультурной коммуникации. Использование технологии профориентационных веб-квестов обеспечивает развитие автономности студентов и формирование готовности к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности.

Интеграция профориентационных веб-квестов и других заданий на основе информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку подразумевает наличие у студентов соответствующего уровня владения иноязычной речевой деятельностью.

В исследовании предпринята попытка показать, каким образом технология профориентационных веб-квестов может способствовать повышению эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации в области профессиональной деятельности. Целью совместной работы преподавателя и студентов явилось осознание того факта, что изучение аутентичной информации в области страноведческой, культурологической, профессиональной сфер отличается активным сотрудничеством в изучении и анализе аутентичной профессионально ориентированной информации.

Таким образом, возникает насущная необходимость в реализации модели подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов.

Эффективная подготовка студентов к межкультурной коммуникации с применением технологии профориентационных веб-квестов осуществляется посредством использования содержания дисциплины «Профессиональный иностранный язык», культурологических и страноведческих материалов профессионально ориентированной направленности из аутентичных источников; посредством практической реализации модели подготовки студентов к межкультурной коммуникации с использованием технологии профориентационных веб-квестов. Разработанная в исследовании модель включает подготовительный, моделирующий, проектно-аналитический и итоговый этапы. Кроме того, оптимизация подготовки студентов к межкультурной коммуникации с применением технологии профориентационных веб-квестов осуществляется посредством включения зарубежных информационных ресурсов в образовательный процесс по иностранному языку наряду с использованием традиционных средств обучения; посредством заинтересованности студентов, их автономной активности в формировании знаний, умений и навыков поисково-аналитической и научно-исследовательской деятельности в ходе реализации поставленных задач по освоению, исследованию, обработке и презентации учебного материала, что ведёт к овладению прочными знаниями в области межкультурного общения. Потенциальные изменения, произошедшие в ходе проведения и по завершении эксперимента, свидетельствуют о том, что технология профориентационных веб-квестов является фактором повышения эффективности подготовки студентов к межкультурной коммуникации.

Практическая ценность полученных результатов заключается в возможности их использования в системе повышения квалификации специалистов различных профилей в целях их подготовки к сотрудничеству с зарубежными коллегами.