Full text
Введение В условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества актуальной становится система профессиональной подготовки будущего педагога, направленная на формирование и развитие у него социально-экологической образованности, включающей в себя гуманистическую и социально-экологическую направленности, социально-экологическую компетентность и рефлексивность. Одним из важных системообразующих факторов такого «обновления является формирование нового взгляда на социально-экологическое образование, основанного на соотнесении социально-экономического благополучия с культурно-образовательными традициями и ответственным отношением к природной среде» [1, с. 90]. О значимости профессиональной деятельности педагога в области социально-экологического образования подчеркнуто в Экологической доктрине России [2], которая определяет необходимость создания системы непрерывного социально-экологического образования будущего педагога в вузе, построенной на основе теоретическо-методологических подходов научного знания, экологического и социально-экологического образования, где одним из которых выступает недостаточно изученный подход – социально-экологический. Исходя из вышеизложенного, целью исследования выступило определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Обзор отечественной и зарубежной литературы Современное социально-экологическое образование в вузе – это управляемый и целостный педагогический процесс по профессиональной подготовке будущего педагога к реализации задач обучения и воспитания детей и обучающихся, определенных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в соответствии с программами формирования экологической культуры и социализации. Процесс профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию характеризуется фундаментальностью и «строиться на основе теоретико-методологических подходов, определяющих систему принципов и методов изучения, проектирования и организации образовательного процесса» [3]. Представление о методологическом подходе может быть дополнено характеристиками уровней методологического знания, а именно: философского, общенаучного, конкретно-научного (педагогического) и технологического. Отметим, что каждый методологический подход отражает в себе все названные уровни методологического знания, поэтому в нем могут существовать разные теории, взгляды, положения, имеющие одну и ту же концептуальную основу исследования. Проведенный теоретический анализ литературы позволил выделить теоретико-методологические подходы, лежащие в основе социально-экологического образования, среди которых можно назвать: коэволюционый (Н.Н. Моисеев, И.П. Гетманов и др.) [4,5], системный (А.В. Борискин, А.Д. Урсул) [6, 7], аксиологический (Б.А. Артеменко, Е.Б. Быстрай) [8], средовой (О.Г. Роговая) [9], деятельностный (О.Г. Трегубова) [10] и т.д. Однако, большое количество авторов обращаются к подходам, которые взаимодополняют друг друга и усиливают как содержание, так и процесс организации социально-экологического образования, выделяя в нем определенные связи и отношения. Таким подходами явились системно-деятельностный (К.Ш. Бакирова) [11], системно-синергетический (В.А. Игнатова) [12], личностно-деятельностный (С.А. Степанов) [13] и т.д. Для нашего исследования актуальным является социально-экологический подход, который раскрывает не только систему проектирования и организации социально-экологического образования будущего педагога в вузе, но содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога. Обратимся к анализу феномена «социально-экологическое», которое в педагогической науке является новым, но достаточно используемым в понятиях: социально-экологическое воспитание, социально-экологическое развитие, социально-экологическая направленность, социально-экологическая компетентность, социально-экологическое образование, социально-экологический подход и др. Как видим, все вышеназванные понятия включают в себя две составляющие – это социальную и экологическую. Обратимся к каждой из составляющей отдельно. В процессе анализа литературы мы обнаружили использование данного понятия в различных науках истории, социологии, психологии, педагогике, социальной педагогике. Социальный подход – это подход, способствующий анализу условий формирования и жизнедеятельности личности, направленных на достижение результатов, выступающих ведущим фактором развития коллектива и личности в коллективе [14]. Только коллектив, разделяющий общие видение, цели и стремления, способен решить стоящие перед ней задачи, в частности, в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Экологический подход (EсologicalApproаch) разработан в США в конце 60-х годов ХХ столетия Дж.Гибсоном, который рассматривает его как направление, взаимодополняющее «субъект» и «окружающий мир», которые немыслимы друг без друга. Иначе данное явление он назвал – «экологический мир, где взаимодействие в системе «человек- окружающая среда» построено на основе взаимодействия, где человек формирует соответствующими способами» социально-экологические отношения [15]. В вышесказанном мы находим социальную составляющую экологического подхода, ведь для человека присущи отношения в различных рассматриваемых нами системах: «человек-природа», «человек-природа-общество», «человек-человек». Взаимодополняющий потенциал социального и экологического подходов рассмотрен в философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, экологии и т.д., которые раскрывают значение экологического процесса для социальных (гуманитарных) наук. Отметим, что результатом методологических поисков во взаимодействии наук выступила «экологизация» [16]. Социально-экологический подход, выступающий одним из теоретико-методологических подходов нашего исследования, является недостаточно раскрытым и изученным, в связи с чем для понимания значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога обратимся к истории возникновения и раскрытию его содержания. Социально-экологический подход выделен исследователями Чигагской социологической школы (Р. Парк, Э. Бэрджесс, Р. Маккензи и др.) [17, 18] и сформирован в науке в 60-70 гг. ХХ в. Изучение социально-экологического подхода позволило выделить его методологические особенности, включающие:  исследование проблем человеческой популяции на основе закономерностей макроуровня, раскрывающие систему отношений «человек-природа-общество». О социально-экологическом развитии личности, в зависимости от уровней среды, мы находим в исследовании, который рассматривал не только систему отношений, но и процесс социально-экологического взаимодействия;  категориальный аппарат социологии и экологии, что позволило выделить новые понятия и по-новому описывать, объяснять различные социально-экологические феномены (социально-экологическое отношение, социально-экологическое взаимодействие, социально-экологическое образование, социально-экологическое воспитание и т.д.);  ориентация на изучение функциональных связей в экосистеме человека (социальной, психологической, образовательной) [19]. Из вышесказанного следует, что социально-экологическое образование сосредоточено на важных аспектах: изучении процессов, протекающих в экосистемах, особенностях воздействия человека на окружающую природную среду, выявлении особенностей взаимодействия в системе «человек-природа-общество», формировании заботы о природе и ее охране, тогда как объектом внимания образования в интересах устойчивого развития выступает использование природных ресурсов и их возобновляемость, обеспечивающие устойчивое развитие человеческого общества [20]. Таким образом, социально-экологический подход дает основу для развития социально-экологического образования в контексте устойчивого развития и связано с экологическими знаниями, которые приобретают все большую значимость и лежат в основе социальной стороны жизни каждого человека, связанной с процессами взаимодействия в различных системах «человек-природа», «природа-общество», «человек-общество», «человек – человек» и т.д. Данный подход наиболее ярко отражает сущность социально-экологического образования, связанного с «концепциями «экологического сообщества» (А.Хоули) и «экологического комплекса» (О.Дункана и Л.Шноре), который включает 4 компонента: население (популяция) (Population), cреда (Environment), технология (средства взаимодействия со средой и культура в целом) (Technology) и организация (Organization) (POET)» [21]. Согласно исследованиям ряда авторов социально-экологический подход включает 4 компонента: население, cреду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего следующие его составляющие: субъекты образовательного процесса, экологосообразная образовательная среда, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию будущего педагога. Методологическая база исследования Рассмотрим использование социально-экологического подхода в рамках нашего исследования, направленного на непрерывную систему профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию обучающихся. Обозначенные выше 4 компонента – население, cреда, технология и организация - нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию будущего педагога. Рассмотрим представленные компоненты социально-экологического образования. 1. Субъекты образовательного процесса (преподаватели, педагоги-наставники, студенты, обучающиеся и т.д.). – «носители активности», направленной как на развитие самого себя, так и активности в деятельности, в частности педагогической [22]. Преподаватели вуза – это субъекты развития социально-экологической образованности будущих педагогов, которые приняли активное участие в проектировании и реализации содержания социально-экологического образования в вузе, педагоги-наставники – сопровождали будущих педагогов в период прохождения различных видов практик, обучающиеся школ – непосредственно субъекты воздействия и взаимодействия в педагогической деятельности в области социально-экологического образования. Отметим, что студенты-будущие педагоги – это главные субъекты образовательного процесса вуза, где созданы определенные условия для развития их социально-экологической образованности, являющейся показателем готовности будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. 2. Экологосообразная образовательная среда- это: «постоянно расширяющаяся сфера профессионально-экологической деятельности субъекта образовательной среды как формирующейся личности» [23]; «система факторов и условий, влияющих на формирование и развитие экологической культуры, экологической компетентности личности, с одной стороны, и влияния личности на окружающую среду, с другой стороны» [24]. Считаем, что образовательная среда, выстроенная с учетом двух основных сред – экологической и социальной, является источником содержания социально-экологического образования, направленного на формирование социально-экологической образованности и экологической культуры личности будущего педагога. Экологосообразная образовательная среда, включает как внутреннюю, так и внешнюю среду вуза, которые активно взаимодействуют друг с другом. Важнейшим элементом внутренней среды вуза является его организационная культура «как особый образ действий и поведений, основанный на признаваемых всеми его членами нормах, ценностях, идеалах, традициях и обычаях, выступает в качестве главного механизма эффективного управления вузом и раскрытия потенциала ППС и студентов» [25, с. 94]. Внешняя среда вуза – это взаимодействие вуза с внешней средой, и её необходимо рассматривать на трех уровнях: мегасреда (ориентир на глобальное образование и глобальные проблемы в социоприродной среде, международная система экологической стандартизации и сертификации, развитие Интернета и использование информационных технологий и т.д.); макросреда (нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и социально-экологического образования, межнациональные и межрегиональные взаимоотношения и национальная система экологической стандартизации и сертификации и т.д.); микросреда (уровень и качество жизни человека, взаимодействие федеральной, региональной и локальной уровней образования (Министерство просвещения, Департамент образования, Комитет образования, образовательные организации и т.д.) в области социально-экологического образования и ответ на запросы на рынке образования на высококвалифицированных педагогов, в том числе педагогов, готовых к реализации социально-экологического образования детей и обучающихся. 3. Технологии, формы, методы социально-экологического образования, которые обозначены в совокупности как способы развития социально-экологической образованности будущего педагога в процессе непрерывного социально-экологического образования. Технологии, используемые в социально-экологическом образовании представлены технологией модульного, контекстного, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве и т.д.; методы – диалогические, интерактивные, эвристические, игровые методы, кейс-метод и т.д.; формы – дискуссии, дебаты, диалог, тренинги, краткосрочные курсы, конференции, проектная и научно-исследовательская деятельность, эко-волонтерство и т.д. 4. Процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию будущего педагога. Использование социально-экологического подхода в организации социально-экологического образования направлено на обеспечение функционирования системы, в частности педагогической системы непрерывного социально-экологического образования будущего педагога в вузе. Отметим, под педагогической системой в рамках нашего исследования мы понимаем «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [26]. В рамках социально-экологического образования будущего педагога такими заданными качествами личности будущего педагога выступают профессиональная и социально-экологическая направленности, высокий уровень профессиональных и социально-экологических знаний, умений – организаторских, коммуникативных и т.д., в частности, умение взаимодействовать в социоприродной среде, проявление социально-экологического сознания и ответственности по отношение к природе, к другим людям и самому себе. Во многих работах исследователи пишут о таком выражении социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности. «Междисциплинарность – это термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания [27]; «вид знания, включающий методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины для рассмотрения определенной темы, проблемы или явления. Междисциплинарность ведет к взаимодействию, в котором раскрывается отношение между системами дисциплинарного знания в процессе интеграции и дифференциации наук» [28]. Применение принципа междисциплинарности способствует взаимодействию научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной наукой. Однако, такое междисицплинарное взаимодействие способствует не только выявлению актуальных проблем, но и их эффективному решению, что способствует возникновению новой науки. Так, социальная экология как наука появилась на стыке социологии и экологии, которая выражает их взаимодействие и инверсионную зависимость и отражающая в социологии исследование влияния человека на окружающую среду, в экологии – знания и направления деятельности человека в социоприродной среде [29]. Рассмотрим содержания понятия «социальная экология» – это:  наука, занимающая пограничное состояние между естественнонаучными и гуманитарными науками;  научная дисциплина, изучающая взаимоотношения, взаимодействие и взаимосвязи в системе «общество-природа;  «знание, сочетающее в себе естественно-научный и гуманитарный профили, обогащающие познавательный потенциал междисциплинарных исследований и позволяющие исследовать новые типы отношений в обществе: «личность – окружающая среда» «личность – природа», «социальная группа – окружающая среда», «социальный институт – окружающая среда», «общество – окружающая среда». Именно изучение и анализ типов отношений является объектом социальной экологии» [30, с.3]. Анализ понятия «социальная экология» позволяет сделать вывод о том, что это интегрированная наука, направленная на решение социально-экологических проблем, формирование социально-экологических отношений в системе «человек-природа-общество», «человек-окружающая среда», развитие социально-экологических знаний, социально-экологической активности, являющихся компонентами социально-экологической образованности личности. Результаты исследования В рамках нашего исследования социально-экологический подход был направлен на развитие социально-экологической образованности будущих педагогов, которая включает несколько компонентов. Представим результаты когнитивного компонента социально-экологической образованности в связи с тем, что основу образованности личности составляют знания, в частности социально-экологические. В системе современных социально-экологических знаний реализуются следующие ключевые идеи:  знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними;  целостность природы и взаимосвязь всех ее компонентов;  влияние факторов социоприродной среды на здоровье, устойчивое развитие и качество жизни личности;  природа как фактор нравственно-эстетического развития личности и воспитания гуманистической направленности личности;  ценностное отношение к природе, осмысление личностью социально-экологических проблем и готовность включиться в экологосообразную деятельность;  социально-экологическое образование и экологическая культура;  социально-экологическое взаимодействие в различных системах и т.д. Обозначенные идеи положены в основу учебника «Социальная экология». Учебное пособие «Социальная экология» написано на основе учебной, учебно-методической литературы по экологии, социальной экологии, педагогики, психологии, а также научных результатов исследований, отраженных в статьях, монографиях ведущих ученых в области социально-экологического образования. Отличительными особенностями данного пособия являются:  освоение социально-экологических знаний не только о состоянии биосферы, природы, об экологической безопасности и путях выхода из экологического кризиса, но и изучение экологических проблем и кризисов своего региона;  учет специфики деятельности педагогов по формированию экологической культуры обучающихся, развитию социально-экологической образованности, обеспечению экологически комфортной и безопасной среды для подрастающего поколения, социально-экологическому воздействию и взаимодействию в социоприродной среде, что является ключевой составляющей педагогической деятельности;  наличие методических материалов, необходимых для развития у будущих педагогов поисково-исследовательских умений и навыков. На основе данного учебного пособия разработан электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная экология», который основывается на следующих принципах:  научности, позволивший содержательно построить дисциплину с учетом новых научных достижений и соответствующий ФГОС ВО направления «Педагогическое образование»;  доступности и гибкости в изучении учебного материала в соответствии с направленностью подготовки;  интерактивности, позволяющей использовать интерактивные формы обучения, направленные на сотрудничество и взаимодействие субъектов образовательного процесса;  систематичности и последовательности в изучении социальной экологии. Лекционный материал включает следующие разделы: «Концептуальные основы курса социальной экологии», «Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения», «Экологическая политика и экологическое право», Социально-демографическая политика», «Экологическое образование и экологическая культура», «Социально-экологическое взаимодействие». Принципиальным отличием программы является использование следующих форм: работа по e-mail, теле-видео-конференция, форум, ICQ- консультации, работа с интернет-ресурсами, виртуальный класс с использованием чатов и видеоконференций и т.д.). Преимуществом данной системы является индивидуальность: каждый студент, готовясь к занятиям и выполняя самостоятельную работу, затрачивает определенное количество времени, которое фиксируется системой, что облегчает преподавателю процесс контроля. Разработанный и апробированный электронный учебник «Социальная экология» (автор Ниязова А.А.) в системе управления обучением «Moodle» имеет Свидетельство о регистрации электронного ресурса №19126 Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЕРНиО). Эффективность изучения социальной экологии будущими педагогами показывают результаты исследования. С целью определения уровня социально-экологических знаний нами проведено тестирование, для обработки результатов которого использована формула расчета методики А.В. Усовой «Коэффициент экологических знаний». В исследовании приняло участие 285 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Тестирование включало вопросы по всем изученным разделам по дисциплине «Социальная экология». Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал прирост респондентов с высоким уровнем социально-экологических знаний на 25,2 % (с 13,3 % до 38,6%), средним уровнем – на 8,7% (с 43,6% до 52,6%) и уменьшение количества респондентов с низким уровнем – на 34% (с 42,8% до 8,8%). Полученные результаты свидетельствуют об эффективности учебного пособия «Социальная экология» в формировании социально-экологических знаний и использования социально-экологического подхода в повышении показателя когнитивного компонента социально-экологической образованности будущего педагога. Выводы Таким образом, теоретический анализ литературы по изучаемой нами проблеме позволил определить социально-экологический подход одним из теоретико-методологических подходов, используемых в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Выделенные компоненты экологической системы нашли отражение в компонентах педагогической системы непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки будущего педагога в вузе к социально-экологическому образованию обучающихся. Основной принцип междисциплинарности социально-экологического подхода положен в основу социальной экологии, изучение которой будущими педагогами способствовало повышению социально-экологических знаний, являющихся одним из компонентов социально-экологической образованности будущего педагога. В целом, социально-экологический подход можно рассматривать одним из ключевых подходов в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся.