Введение
Одной из ведущих тенденций развития высшего образования, которое осуществляется на фоне активных инновационных цифровых процессов в жизни России, является усиление внимания к проблеме качественной профессиональной подготовки обучающихся в вузе. В этом контексте актуализирована проблема модернизации высшего образования, в плане разработки и внедрения новых средств обучения, педагогических технологий, совершенствования теории и практики их применения в условиях активно развивающейся цифровизации образовании, подразумевающая полную автоматизацию учебного процесса, начиная с проектирования образовательного продукта и заканчивая его предоставлением обучающимся.
Одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой преподаватель высшей школы для достижения оптимального результата обучения, является создание условий для самореализации и саморазвития обучающихся. При этом огромное значение имеет мотивация к обучению, личностные и профессиональные качества в процессе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях цифровизации.
На сегодняшний день идея формирования профессиональной компетентности у студентов в условиях развития информационно-образовательной среды (ИОС) в вузе весьма значительна и находит серьезный интерес у современных исследователей. В связи с этим вопросы построения информационной образовательной среды в вузе приобретают наибольшую актуальность и отражены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы [1].
Следует подчеркнуть, что цифровизация является одним из основных направлений модернизации высшего образования и приоритетной задачей подготовки будущих специалистов [2]. Это объясняется тем, что информационные технологии внедряются сегодня практически во все сферы жизни современного общества: экономическую, образовательную, социальную.
Тем временем, В.П.Беспалько отмечает тот факт, что одной из мировых тенденций развития современной системы образования становится внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Цифровизация и компьютеризация образования сегодня являются необходимым и обязательным условием создания интеллектуальной базы современного информационного общества [3], что влечет за собой организацию и развитие информационной образовательной среды (далее ИОС) вуза.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Разработке, внедрению, развитию современной информационно-образовательной среды образовательных организаций посвящены работы:
А.Г. Асмолова, который утверждает, что информатизация образования–это необратимый процесс использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – информационно-образовательную среду [4];
авторов Б.С. Ахметова, Е.И. Бидайбекова, которые останавливаются на следующем подходе, сущность которого сводится к определению информационно-образовательной среды учебного заведения и проблемам ее организации, как к многокомпонентному комплексу образовательных ресурсов и технологий, обеспечивающих автоматизацию деятельности вуза [5];
С.В. Зенкиной, которая придерживается точки зрения об активном использовании информационно-коммуникационных технологий в основе создания информационно-образовательной среды вуза, что открывает новые возможности и перспективы дальнейшего развития системы высшего образования в целом [6];
А.Л. Семенова, который внес достаточно существенный вклад, на наш взгляд в систему образования, автор анализирует качество использования информационно-образовательной среды и считает, что именно этот фактор во многом определяет успешность образования обучающихся, основным критерием которого является обеспечение студентов образовательными возможностями [7].
В работах А.А. Андреева, И.Г. Захаровой, Н.Н. Куровой, В.А. Красильниковой, Б.Е. Стариченко отражены различные подходы к определению информационно-образовательной среды.
В понимании А.А. Андреева ИОС включает в себя различные носители информации, выделяя следующие формы: печатную, электронную, информационно-технические средства и другие. Но среди представленных форм, как отдельный элемент, автор выделяет программные продукты, которые используются в учебной, финансово-хозяйственной и административной деятельностях [8].
И.Г. Захарова считает, что выстраивание ИОС в высшей школе успешно только при содействии в этом процессе профессорско-преподавательского состава, выделяя необходимость создания электронных образовательных ресурсов и их внедрение в образовательную среду [9].
Определением информационно-образовательной среды как совокупности электронных средств и программных продуктов, созданных благодаря современным технологиям, которые рассчитаны для передачи учебной информации, а также организации и осуществления образовательного процесса в вузе занималась Б.Е. Стариченко, уделяя особое внимание формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.
Придерживаясь мнения Б.Е. Стариченко считаем, что цифровая трансформация приведет к цифровизации, если система высшего образования будет соответствовать требованиям и возможностям цифрового общества и уровень формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе обучения в высшей школе будет кардинально повышен [10].
По мнению Е.В. Чернобай информационно-образовательная среда состоит из целей и задач организации проектного процесса, а также из программно-методической (нормативное обеспечение функционирования образовательной системы), информационно-знаниевой (комплекс компетенций обучаемого), коммуникационной (взаимодействие субъектов образовательного процесса в ИОС) и технологической (современные средства обучения в ИОС) сторон [11].
В то же время А.Ю. Уваров отмечает, что в структуру ИОС должен входить информационный блок, который включает информационные системы, сервисы, инструменты, применяемые при решении определенных задач [12].
Новая полоса изысканий в области ИОС представлена авторами П.И. Образцовым, О.В. Крюковым, Р.В. Пимоновым, которые выделяют метод видеотелетренировки, способствующего максимально эффективному применению информационно-телекоммуникационных технологий в информационно-образовательной среде вуза [13].
По мнению современных авторов Л.М. Андрюхиной, Н.О. Садовниковой, С.Н. Уткиной, А.М. Мирзаахмедова в последние десять лет в России заметны интенсивное развитие технологических ресурсов ИОС, их активное освоение и педагогическое осмысление. При этом, авторы выделяют технологии блокчейн (blockchain), телеприсутствия (TP), искусственного интеллекта (ИИ), виртуальной и дополненной реальности (VR и АR)[14].
Кроме того, помимо отечественных авторов, многие зарубежные авторы отмечают прогресс использования ИОС в образовании:
- F. Pirolli придерживается точки зрения, что в последнее времяиспольуется множества цифровых устройств, созданных в рамках университетов, цифровые рабочие пространства, платформы дистанционного обучения, совместные инструменты [15],
- разрабатываются учебные платформы и программные продукты, особенно в социальных сетях (например, Facebook, Twitter и т. д.), а также инструменты совместной работы (Исх . Google Docs, Google Drive, Dropbox, etc.) .
Однако, хотя некоторые зарубежные опросы показывают, что доступ в Интернет позволяет студентам работать в другой форме, он также является вредным отвлекающим фактором. По мнению зарубежных авторов Gaudreau P., Miranda D., Gareau A. Вредный отвлекающий фактор возникает из-за двойной задачи, вызванной консультацией с этими инструментами [16].
Авторы Boudokhane-Lima Feirouz, Eloria Vigouroux-Zugasti, Cindy Felio проанализировав материалы проблемы, которые свидетельствует о том, что использование цифровых инструментов также может быть воспринято как форма цифровой невосприимчивости к преподавателям или к проблеме зависимости среди студентов [17].
Методологическая база исследования
Под информационно-образовательной средой мы понимаем систему средств передачи информационных данных, программного и методического обеспечения, нацеленную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Основные требования к ИОС в высшей школе отражены в ФГОС ВО. При этом информационно-образовательная среда включает: цифровые образовательные ресурсы, современные педагогические технологии;
− организационные формы информационного взаимодействия преподавателей и студентов, в том числе телекоммуникационные средства;
− технологические средства коммуникационных и информационных технологий, оборудование, различные базы данных.
Информационно-образовательная среда в вузе, согласно требованиям ФГОС ВО, обеспечивает возможность цифровизации следующих направлений деятельности:
- информационно-методическая деятельность;
- планирование образовательного процесса и ресурсное обеспечение;
- сохранение и размещение материалов образовательного процесса;
- проведение мониторинга;
- дистанционное образование, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Результаты исследования
На сегодняшний день перед образовательные организации решают сложные многофакторные задачи по организации обучения и повышения уровня сформированности профессиональной компетентности у будущих выпускников, развивая при этом информационно-образовательную среду с учетом требований социальной перспективы.
Результаты теоретического анализа использования ИОС в вузе позволили рассмотреть информационно-образовательную среду на примере опорного университета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Важно отметить теоретические выводы по исследуемой проблеме: информационно-образовательная среда уникальна, включает программно-аппаратное обеспечение и учитывает психолого-педагогические условия образовательного процесса.
Информационно-образовательная среда вуза способствует повышению эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей компьютерных средств, углубления межпредметных связей; расширению информационно-методической поддержки преподавателей и студентов, а также возможностей общения и сотрудничества на основе компьютерных средств коммуникации; предоставлению возможностей непрерывного повышения квалификации и переподготовки преподавателей.
Таким образом, информационно-образовательная среда университета включает в себя следующие разделы: личный кабинет преподавателя, личный кабинет студента, главный каталог автоматизированная библиотечно-информационная система (АИБС Марк), система дистанционного обучения института заочного и очно-заочного образования, система электронной поддержки учебных курсов Moodle, Mahara (Портфолио студентов и аспирантов)[18].
Вышеперечисленные разделы обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам (АИБС), результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата (в СДО по паролю); процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио студента, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
В Положении О порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в университете под электронной информационно-образовательной средой понимается совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ или их части, а также взаимодействие обучающихся с педагогическими работниками Университета и (или) лицами, привлекаемыми Университетом к реализации образовательных программ на иных условиях, и между собой[19].
Информационно-образовательной среды вуза представляет собой систему средств передачи информационных данных, программного и методического обеспечения, нацеленную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. В ходе теоретического анализа ИОС отмечено использование образовательных программных продуктов для выполнения практикумов и тестовых работ, а также применения информационного материала с усилением средств наглядности, хранения баз данных, систематизации литературы и законодательных документов.
Основные требования к ИОС в образовательной организацииотраженывФГОСВО.Приэтоминформационно-образовательнаясредавключает:
- цифровые образовательные ресурсы, современные педагогические технологии;
- организационные формы информационного взаимодействия преподавателей и студентов, в том числе телекоммуникационные средства;
- технологические средства коммуникационных и информационных технологий, оборудование, различные базы данных.
Информационно-образовательная среда вуза, согласно требованиям ФГОСВО, должна обеспечивать возможность компьютеризации следующих направлений деятельности:
- информационно-методическая деятельность;
- планирование образовательного процесса и ресурсное обеспечение;
- сохранение и размещение материалов образовательного процесса;
- проведение мониторинга;
- дистанционное образование, а также дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса [20].
Опыт внедрения и функционирования информационно- образовательной среды позволил сделать вывод, что для эффективного ее использования необходимо решить ряд проблем:
- применение традиционных форм обучения, так как руководящий и преподавательский состав старшего поколения недостаточно подготовлен к использованию информационных средств;
- традиционное методическое обеспечение не в полной мере способно реализовать свои функции в процессе цифровизации образования (недостаточное оснащение электронными программными продуктами, учитывая требования ФГОС ВО по внедрению информационных технологий в учебный процесс) и т.д.;
- несоответствие между потенциальными и реальными возможностями цифровизации учебного процесса высшего образования.
Таким образом, использования ИОС в вузе, для достижения эффективного результата – сформированность профессиональной компетентности у студентов в условиях цифровизации, возникают следующие положительные стороны:
- применение в процессе обучения информационных технологий;
- использование источников текстовой, аудиовизуальной и графической информации;
- расширение возможности представления обучающимся результатов учебной деятельности;
- появление доступа к электронным учебным материалам для самообразования;
- предоставление возможности студентам принимать участие в различных дистанционных конкурсах, конференциях и олимпиадах[21].
Заключение
Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде [22].
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что одним из основных условий повышения качества образовательной среды в высшей школе является не только использование информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов, но и комплекс педагогических (учебно-методических), организационных, информационных, технических условий, направленных на положительный результат образовательного процесса и всех его участников.
Таким образом, в ходе теоретического анализа, были проанализированы различные подходы отечественных и зарубежных авторов к применению ИОС в вузе, были выделены положительные и отрицательные стороны; выявлены основные требования к ИОС, обеспечивающих возможность цифровизации всех направлений деятельности вуза; раскрыто содержание ИОС на примере университета; рассмотрены проблемы использования ИОС и положительные стороны.
Следует также подчеркнуть, что формирование профессиональной компетентности обучающихся в вузе носит всесторонний характер и предполагает владение будущим специалистом знаниями, умениями и навыками в различных областях деятельности, в том числе и в информационной области.