Full text
Введение Важнейшим ресурсом нового общества является способность усваивать и создавать знания, обеспечивающие технологический прогресс. «Постэкономическая революция является в полной мере революцией знаний, революцией, которая подготавливается, проявляется и воплощается в прогрессе теоретического и прикладного знания» [1, с. 52]. Главным ресурсом для достижения поставленных в российском обществе задач может стать высшая школа. По масштабу и силе воздействия на все стороны развития общества она не имеет себе равных, поэтому должна отвечать современным требованиям общественного развития. Обзор отечественной и зарубежной литературы Обзор научных публикаций демонстрирует многообразие подходов и аспектов рассмотрения проблем высшего образования отечественными и зарубежными авторами, что указывает на актуальность темы исследования. Качество образования и конкурентоспособность вуза как взаимосвязанные аспекты рассматривает А.И. Васильев. Качество образования является ключевым результирующим показателем деятельности образовательной организации. Прежде всего, это качество достигнутых результатов обучения, то есть результирующий параметр, позволяющий судить о качестве образовательных программ, образовательного процесса [2, с. 40]. Н.В. Василенко, А.Я. Линьков анализируют роль фондов целевого капитала в привлечении дополнительных источников финансирования сферы высшего образования, представляют сравнительный анализ масштабов использования средств целевого капитала в России и США [3, с. 89]. В.В. Михальченко, И.М. Середкина предлагают методику развёртывания функции качества применительно к процессу подготовки вузом специалистов с высшим образованием. «Преобразование требований и ожиданий потребителя в конкретные параметры и характеристики «продукта» высшей школы через непрерывные организационные и функциональные преобразования ВУЗа является актуальной задачей современного периода развития экономики» [4, с. 233)]. А.С. Роботова поднимает важные для развития педагогики вопросы, прежде всего вопрос о дискурсивной ответственности, пренебрежение которым становится тормозом в развитии педагогического знания, в понимании образовательной ситуации. «Любая новация в педагогике связана с человеком, а человеку не свойственно механически исполнять то, что предписывается» [5, с. 32]. О.А. Сотникова, О.А. Волкова анализируют проблемы формирования специфической образовательной среды как фундаментального условия развития методической компетентности преподавателя. Образовательная среда в общем виде определяется как психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также ресурсы ее развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Специфичность образовательной среды определяется степенью ее влияния на совершенствование личности преподавателя [6, с. 112]. Е.Ю. Азбукина определяет роль рефлексии в профессиональном становлении педагога. В настоящее время формируется новое представление о профессионале, который «позиционируется как целостный субъект, активный, свободный, ответственный и способный к проектированию и творческому преобразованию собственной деятельности» [7, с. 92]. О.К. Крокинская рассматривает теоретические и эмпирические предпосылки дополнения целей образования ориентацией на индивида как «точку сборки» образовательного процесса [8, с. 72]. А.А. Пруцких характеризует особенности, проблемы и задачи управления персоналом образовательной организации. Ведущей задачей современной организации становится всестороннее использование потенциала своих сотрудников, поэтому существующие управленческие технологии перенаправляются в сторону системы мотивации персонала, учитывающей индивидуальные мотивы работников. В связи с этим всё большую актуальность приобретает индивидуализация мотивации персонала, которая, в свою очередь, способствует повышению как индивидуальной результативности труда каждого сотрудника, так и организационной результативности [9, с. 168]. Е.Г. Коберник характеризует аргументы, которые принято использовать при формировании системы ключевых показателей эффективности для индивидуализации мотивации работников, при этом утверждается, что индивидуализация мотивации сотрудников является фактором повышения организационной результативности [10, с. 169]. Е.В. Балацкий рассматривает назревшие противоречия в деятельности традиционной университетской системы, намечающиеся решения накопившихся проблем, на основе которых осуществляется экстраполяция формирующихся трендов и строится сценарий возможного будущего университетской системы, возможности и конкурентные преимущества системы дистанционного образования [11, с. 72]. В научных публикациях предпринята попытка обобщить перечни компонентов качества образования, предлагаемые отечественными исследователями, при этом авторы выделяет четыре основных слагаемых качественного образования:: качество студентов, качество профессорско-преподавательского состава, качество управления вузом и качество образовательной среды. Ф.Л. Ратнер, Н.В. Тихонова проводят анализ педагогических подходов к пониманию качества образования в высшей школе, предлагают своё понимание компонентов качества образования и условий его обеспечения [12, с. 87]. В.И. Байденко, Н.А. Селезнёва данную тему рассматривают в контексте Болонского процесса и обеспечения европейских стандартов в области гарантии качества [13, с. 122]. Э.Ю. Соболева анализирует технологии мониторинга и внутренней оценки качества образования в вузах [14, с. 148]. В.И. Андреев выделяет 12 слагаемых качества образования, в том числе качество целей, содержания, управления образованием, актуальный уровень развития студентов, личностных и профессиональных качеств педагога, качество методик и технологий обучения, материально-экономического обеспечения, результатов образования, уровень способностей, компетенций к дальнейшему самообразованию [15, с. 3]. В.С. Третьяков, В.А. Ларионова рассматривают онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе, повышение качества образования возможно за счёт комплексного внедрения в образовательный процесс информационных технологий, онлайн-обучения и инновационных педагогических практик [16, с. 5]. М.А. Гулева анализирует перспективы развития онлайн образования в странах БРИКС. В уходящем десятилетии на мировом образовательном рынке происходили стремительные перемены. Все больший сегмент начали завоевывать информационные технологии, что внесло новую струю в развитие данной отрасли. Страны БРИКС с каждым годом расширяют сферы сотрудничества и изучают опыт своих коллег, в том числе и во внедрении новых технологий в образование. Каждая из стран идет по индивидуальному пути реформирования обучения, однако можно отметить схожие тенденции и процессы. [17, с. 34]. Т.В. Громова характеризует информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения как одну из приоритетных задач российского образования, реализующего инфокоммуникационные, цифровые технологии [18, с. 5]. Г.И. Ибрагимов раскрывает основные признаки экономики знаний и их влияние на развитие высшей школы России, выделяет две группы тенденций развития современной высшей школы: общественные и внутрисистемные. [19, с. 5]. И.Н. Путилина, Р.А. Шичиях, Л.В. Коваленко рассматривают развитие образования как обязательное условие развития общества, утверждая, что проектный подход в развитии образования обуславливает повышение его эффективности [20, с. 353]. В.П. Бабинцев рассматривает проблему эволюции корпоративных отношений в современных российских вузах в контексте реформирования системы высшего образования, при этом корпоративные отношения характеризуются как система неформализованных взаимосвязей и взаимодействий сотрудников, ведущую роль в которых играет личностный фактор, отмечает, что традиционно их развитие определялось стабильностью организационной структуры вузов, однородностью вузовских коллективов, обособленностью учреждений высшего образования и их консерватизмом, в настоящее время эти факторы перестают действовать, что означает разрыв корпоративной традиции и фактическую ликвидацию вузовского корпоративизма [21, с. 26]. Л.Ф. Красинская раскрывает противоречие между социальными ожиданиями в отношении преподавателей высшей школы и реальными условиями, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. С одной стороны, появились новые требования к компетентности преподавателей, обусловленные тенденциями развития образования, и прежде всего – бурным развитием информационных технологий. С другой стороны, преподаватели находятся в неблагоприятной ситуации, вызванной издержками государственной образовательной политики (бюрократизация деятельности вузов, сокращение кадров, ухудшение условий труда, увеличение нагрузки и др.), а также неэффективным внутривузовским управлением, дисбалансом интересов администрации и рядовых сотрудников [22, с. 37]. Т.В. Калинина, Э.Г. Патрикеева, Е.Н. Трухманова предлагают авторский подход к критериальной системе оценки и содержательным характеристикам уровней готовности педагогов к воспитательной работе в вузе [23, с. 55]. И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко анализируют инновационную среду вузов, предлагают критерии и методику её оценки [24, с. 34]. Современные проблемы высшего образования рассматриваются в контексте инновационного развития и использования человеческих ресурсов. Е.В. Михалкина описывает современные тренды и тенденции в области высшего образования, а также новации, которые связаны с модернизацией и продолжающейся реформацией системы образования в России [25, с. 194]. Д.В. Лузгарева рассматривает основные этапы, приёмы и методы управления временем, которые могут применить преподаватели высших учебных заведений для организации рабочего времени [26, с.185]. Проблемы и тренды высшего образования обсуждаются научным сообществом в рамках конференций, в том числе с международным участием. Так, И.Н. Русак (Республика Беларусь) рассматривает основные проблемы системы высшего образования Республики Беларусь при построении инновационной модели экономики, основанной на знаниях. [27, с.259]. Л.Ш. Султанова (Узбекистан) характеризует основные тенденции внедрения нового подхода к образованию как непрерывному процессу, то есть формированию «новой экосистемы образования: от запасов к потокам знаний» [28, с.271]. Методологическая база исследования Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов. Применён общенаучный системный поход, в соответствии с которым высшее образование рассматривается как сложная динамическая система. Результаты Изменения в материально-технической базе производства влекут за собой изменения в личном факторе производства. Это выражается в его интеллектуализации. Центральное место в новом обществе занимают знания и информация, являясь главными ресурсами. Информация и знание могут воплощаться и в вещественных элементах производства - в технологии и оборудовании. Однако лишь знание и информация, накопленные людьми, обладают способностью к самовозрастанию и преобразованию в творческий процесс. Они по своему значению оттесняют на второй план традиционные экономические ресурсы: капитал, труд и землю. Происходит смена приоритета в обществе с производства материальных благ на свободное развитие личности, переосмысление социально-экономического значения образования, квалификации, роли творческого труда. Творческий труд, самовыражение - высшая форма труда. (примеры такого труда - труд в науке, художественном творчестве). Такой труд возможен и успешен, когда работник сосредоточен на творческом подходе к нему, не озабочен другими проблемами. Сама возможность сосредоточенности - это удовлетворённость более низких потребностей. Рутинный труд не удовлетворяет высшие потребности в самовыражении и творчестве, только творческий. Последний является источником качественных сдвигов в экономике, основой конкурентоспособности страны и ее регионов [29, с. 292]. Информация, интеллект, знания становятся непосредственной производительной силой. Результат интеллектуального труда не ограничивается преобразованием, переработкой информации. Главный результат интеллектуального труда - производство знаний, которые лежат в основе информации. Получение новых знаний требует творчества. Результатами творческой деятельности являются: новаторство, выявление и удовлетворение новых потребностей, структурные сдвиги в производстве и потреблении, инновации в технологии и организации производства. В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти, поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной задачей. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров. Радикальные преобразования российской экономики, результатом которых явилась её деиндустриализация, привели к кризису высшего образования. Само по себе изменение структуры экономики не способно вывести его из этого кризиса. Большую роль в этом должна сыграть и образовательная политика государства в области высшего образования, понимаемая нами как комплекс мероприятий, направленных на приоритетное развитие образования с целью успешного экономического и социального развития постиндустриального общества. Изменившиеся внешние и внутренние условия существования, опыт других стран требуют признать приоритетность развития образования наряду с культурой, искусством, наукой и высокими технологиями, как подтверждение важности инновационного развития страны. Необходимо обеспечить возможность получения качественного образования; переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитию образования, неразрывно связанному с мировой фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Исторический опыт свидетельствует, что содержание, структура, организация и функции системы образования не остаются неизменными, постоянно изменяясь под влиянием поступающих извне импульсов. Главный импульс на стадии современного развития общества – потребности экономики, а именно: образование рабочей силы выступает необходимым и важным моментом её воспроизводства, а вместе с тем и всего воспроизводственного процесса в целом. Сложившаяся структура производства, его объем и технические условия должны быть обеспечены кадрами соответствующей численности, отраслевой, профессионально-квалификационной структуры. В любом экономическом исследовании, посвященном новым процессам, развивающимся в современном мире, также подчеркивается важная роль высшего образования. Более того, положение о том, что высшее образование выступает в качестве одного из основных (главных, ключевых и т.п.) факторов экономического развития на современном этапе, считается эмпирически доказанным в многочисленных исследованиях, является общепринятым и никем не оспаривается. По масштабу и силе воздействия на все сферы развития общества высшая школа не имеет себе равных. В инновационной экономике высшей школе предназначена роль ведущей отрасли «интеллектуального» производства. Практика развития экономически успешных стран позволяет утверждать, стратегия опережающего развития системы высшего образования способствует обеспечению национальной, в том числе экономической и экологической безопасности, независимости, даёт импульс развитию экономики и общества. Мы разделяем позицию В.А. Шабашева, который определяет роль вузов в формировании экономики знаний (тип экономики, где знания играют определяющую роль, а производство знаний становится источником развития экономики) как ключевую. «Система высшего образования готовит высококвалифицированных специалистов для всех сфер экономического, технического, социально-культурного, гуманитарного направления, генерирует инновационные разработки для фундаментальной, прикладной науки и бизнеса, разрабатывает новые формы предпринимательской активности» [30, с. 298]. Высшее образование потенциально может и должно играть трансмиссионную роль, то есть соединять науку и производство как в регионах, так и в отраслях, придавая современные черты общественному развитию. Очевидно, что вклад высшей школы в инновационное развитие страны связан не только с производством человеческих ресурсов, научным и кадровым обеспечением экономики. Как институт формирования творческой и гармонично развитой личности, воспроизводства и развития знаний и ценностей национальной культуры она является уникальной, не имеющей аналогов. Такой мощный механизм социально-экономических преобразований нельзя рассматривать с позиций только сегодняшних интересов и целей. Центральной и наиболее острой проблемой всего дальнейшего развития высшего образования в нашей стране, основным тормозом проводимых сегодня её преобразований является проблема финансирования. Решая проблему финансирования образования, государство закладывает базу для подъема экономики в целом в долгосрочном периоде. Образование должно работать на опережение, формируя свежие квалифицированные кадры в различных сферах деятельности для инновационного развития экономики. Сегодня высшая школа России вынуждена искать новые пути и дополнительные источники доходов вне бюджета (при одновременном сокращении затрат на поддержание инфраструктуры и оплату труда преподавателей) за счет развития контрактной формы обучения и продажи результатов своей научной и инновационной деятельности. Усиливающиеся требования к признанию экономической целесообразности финансовых вложений в привлечение персонала, поддержание его трудовой активности, развитие компетенций и создание условий для максимально полного выявления личностных возможностей и способностей предполагают выявление факторов, способствующих эффективному развитию высшей школы, в том числе стимулирование продуктивной деятельности преподавателей. При этом, с большой долей уверенности можно утверждать, проблема устойчивой мотивации профессионального и личностного развития преподавателей приобретает особую актуальность на фоне острой общественной потребности в формировании профессорско-преподавательского состава, отвечающего современным запросам экономики, поскольку именно это, на наш взгляд, является приоритетным условием модернизации высшей школы. Главное требование к мотивации сотрудников вуза заключается в актуальности выбранных форм мотивации для каждого отдельного сотрудника. Добиться актуализации мотивации можно при помощи анкетирования, с выбором доступных материальных или нематериальных форм. Также необходимо учитывать возрастные группы сотрудников, поскольку разные поколения предпочитают разные мотивационные программы. Кроме перечисленных различий следует учитывать существующие субъективные характеристики: кому-то комфортнее работать в условиях чётких задач и сроков, кому-то наоборот необходима самостоятельность в распределении рабочей нагрузки и интерес к поставленным задачам. Педагогические инновации подготавливаются философами, методологами, руководителями образования, но любые инновации не будут иметь смысла, если преподаватель не увидит интереса и пользы для себя от инновационного процесса. Таким образом, система мотивации персонала в образовательных организациях должна быть гибкой и индивидуализированной. Работа будет эффективной, если преподаватели: понимают, каких результатов и когда от них ожидает руководство, заинтересованы в получении результатов, испытывают удовлетворение от своей работы, готовы к изменениям, происходящим в системе образования; социально-педагогический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы; необходимые средства и условия для реализации поставленных перед преподавателем задач имеются в наличии. Оценка успешности труда ППС ставит вопрос о выборе критериев. Изменчивость условий внешней среды требует динамизма и гибкости выбранных критериев или их периодического пересмотра и корректировки. В то же время требуется выбрать объективный и прозрачный метод оценки. Также при оценке успешности трудовой деятельности ППС было бы корректно отдельно оценивать научную, учебную и методическую деятельность и работу со студентами; позже на основе полученных данных выводить интегральный показатель оценки. Последний критерий оценки является, казалось бы, самым трудным для определения и довольно субъективным. Оценка данной стороны трудовой деятельности ППС возможна посредством анонимного анкетирования студентов и составления рейтинговой системы на основе полученных данных. Во избежание завышения оценок студентам с целью повышения своей позиции в рейтинге предлагается проводить регулярные независимые тестирования на усвоение материалов дисциплины. По остальным сторонам трудовой деятельности ППС в большинстве российских вузов ведётся статистика, на основе которой производится оценка. Статистике подвержены разные показатели, как то: преподавательский стаж, количество опубликованных статей, выступление на конференциях, статус выбранных изданий и научных мероприятий, количество изданных учебных пособий, методических указаний и т.д. Обычно эти показатели выбираются администрацией вуза и закрепляются в нормативно-правовых документах. Критерии оценок и их весовое значение при составлении рейтинга должны быть сопоставимыми; приоритетность одного рода деятельности над другим (например, приоритетность учебной деятельности над научной) должна быть индивидуальна для каждого преподавателя, что требует соответствующей обработки полученных в ходе оценки результатов. Успешность деятельности ППС является одним из важных условий эффективности вуза и высшего образования в целом в инновационном развитии, поскольку именно ППС осуществляет не только непосредственное обучение студентов, но и формирует их культуру деловых взаимоотношений и мировоззрение в целом, взгляды на организационную структуру и т.п. Кроме того, по большей части именно ППС осуществляет научную и методическую деятельность вуза. По ряду причин такая категория сотрудников, как ППС сложна как в управлении, так и в оценке эффективности деятельности. Тем не менее, это не умаляет важность создания комфортных условий трудовой деятельности посредством актуализации мотивации, а также создания эффективной системы оценки трудовой деятельности ППС. Заключение Политика последовательных преобразований высшей школы в модель инновационного развития требует поиска, разработки и реализации наиболее приемлемых технологий, анализа и использования передового мирового опыта. Результаты будут определять темпы инновационного развития страны и её место в мировом сообществе.