Full text
Введение В условиях информатизации образования наблюдается модификация методов, форм и технологий обучения, направленных на достижение образовательных результатов, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Перед образовательным учреждением ставится задача развития школьной инфраструктуры, предполагающее внедрение и эффективное использование цифровых технологий. В свою очередь, каждый учитель должен трансформировать используемую им методику обучения, в сторону включения в образовательный процесс различных цифровых ресурсов, способствующих улучшению качества образования и формированию универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Согласно статье 16 Федерального закона об образовании, реализация образовательных программ может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Однако в образовательном учреждении для осуществления данной деятельности должны быть созданы «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий» [1]. В настоящее время перед участниками образовательного процесса открылся огромный выбор готовых «образовательных предложений», благодаря которым обучающиеся могут изучать теоретический материал, а также отрабатывать навыки решения заданий в условиях классно-урочной системы. Различные образовательные корпорации, деятельность которых направлена не только на развитие талантов обучающихся, но и педагогов, предлагают семинары, вебинары, статьи, содержащие описание существующих ресурсов для облегчения их использования на практике. Каждый учитель, учитывая достоинства и недостатки, начинает внедрять цифровые ресурсы в свою деятельность, в частности, онлайн-сервисы, намереваясь улучшить предметную подготовку обучающихся. Но стоит отметить, что применение подобных ресурсов позволяет достигать не только предметные результаты, но и метапредметные результаты, в частности, осваивать регулятивные универсальные учебные действия (РУУД), без которых на наш взгляд, практически не возможно было бы освоение онлайн-сервисов в индивидуальном режиме. Проблема: как использовать возможности онлайн-сервисов для формирования предметных умений и РУУД в процессе обучения. В данной статье в качестве онлайн-сервиса мы выбрали популярную на сегодняшний день платформу - «ЯКласс». Этот ресурс не только ориентирован на обучающихся начальной школы, но и основной и старшей школы, то есть с 1 по 11 классы. Цель статьи: изучить возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7 – 9 классов и апробировать их в образовательной практике. Обзор отечественной и зарубежной литературы И.С. Кладова считает, что РУУД являются элементами саморегулируемого обучения, которое возникло на западе в 1980-х гг. «Целеполагание и планирование относятся к стадии обдумывания, контроль, прогнозирование, коррекция – к стадии исполнения, а оценка – к рефлексии» [2]. В зарубежной литературе много работ, посвященных саморегулируемому обучению. В последние десятилетия чаще встречаются публикации, в которых рассматривается взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий и саморегулируемого обучения. Так, в западных школах встречаются проблемы, связанные с низкой самооценкой обучающихся, а также демонстрацией недостатков в саморегуляции обучения в условиях самостоятельной учебной деятельности. Предлагается опыт использования компьютерной обратной связи для их решения [3]. Многие ученые из Франции, Германии, Италии, Португалии и др. рассматривают вопрос о саморегулирующем обучении в технологической среде. Их основные мысли по поводу истории появления саморегулирующего обучения, проблемы, специфика, основные модели, результаты исследований были представлены в виде обзора [4]. В статье R. Azevedo рассматриваются «метакогнитивные инструменты» как «любая компьютерная среда, разработанная для учебных целей, в которой используются технологии, помогающие учащимся в достижении целей обучения. Это может включать любой тип технологического инструмента, такого как интеллектуальная система обучения, мультимедиа, симуляция, микромир, среда совместного обучения и т.д. Именно это среда позволяет обучающимся принимать решения относительно учебных целей, например, постановка целей обучения, последовательность обучения, организация и координация учебных ресурсов, решение о том, какие встроенные и контекстные инструменты использовать и когда использовать их для реализации своих целей обучения, решая, какие представления информации использовать, обслуживать и, возможно, изменять для достижения целей обучения». Замечается, что любая технологическая среда, моделирует, подсказывает, поддерживает и усиливает процессы саморегуляции учащихся [5]. При рассмотрении вопроса по использованию онлайн-сервисов в образовательном процессе обучающихся 7 – 9 классов необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития обучающихся возраста 13-16 лет, их способность к восприятию нового способа обучения, а также эффективность его применения. Особенностью обучающихся является их стремление к личному самосовершенству, они изыскивают возможность не просто для расширения круга общения, но и для интеллектуального развития. Как отмечают психологи, старший подростковый период связан с тем, что подросток имеет чувство взрослости и ему важно, чтобы к нему относились «как к равному» [6]. Подобное выражение жизненной позиции определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций [7], в частности, в образовательном процессе. Также будем учитывать теорию, созданную американскими учеными N. Howe и W. Strauss - «теорию поколений», которая определяет, что современные школьники относятся к поколению Z [8, 9, 10, 11]. Как отмечает А.В. Сапа, современные школьники, обучающиеся по ФГОС, являются детьми мультимедийных технологий. Всё что связано с цифровой средой для них не чуждо, а наоборот является частью жизни. Также А.В. Сапа отмечает, что благодаря цифровым технологиям подростки быстро взрослеют, занимаясь самообразованием, постоянно углубляясь в виртуальную среду. Однако у представителей поколения Z возникает размывание жизненных принципов и ориентиров, одним из которых являются духовные ценности – образование, культура [12]. Действительно, они предпочли бы иметь карьеру, чем порождать преобразования в культуре, чем карьера, которая просто обеспечивает им финансовое процветание [13]. Таким образом, перед современным образованием ставится задача направить возможности цифровых технологий в правильное русло для получения более качественного образования, а также учитывать предпочтения нынешних школьников. За рубежом одними из лидеров по внедрению цифровых технологий в учебный процесс являются такие страны как Финляндия, Нидерланды, Великобритания, США и Китай. Предлагаемые образовательные платформы содержат контент в форме, удобной для современных школьников, что обеспечивает результативность обучения. Например, в Великобритании популярным онлайн-сервисом является EDLounge, предлагающий более 10000 уроков, с поддержкой в реальном времени и удовлетворяя потребности разных обучающихся. Различные образовательные сообщества используют именно этот учебный ресурс как для домашнего обучения (домашняя работа или самостоятельное обучение), так и в качестве дополнения к обучению в классно-урочной системе [14]. Зарубежные ученые позитивно относятся к внедрению цифровых технологий, в частности, онлайн-сервисов в образовательный процесс. В России о формировании РУУД с помощью цифровых технологий с каждым годом появляется всё больше публикаций. В начале внедрения ФГОС в образовательный процесс исследователи анализировали возможности имеющихся электронных образовательных ресурсов, программных средств учебного назначения [15]. Е.П. Круподерова, Н.В. Никитина говорят о достаточном потенциале для формирования РУУД с помощью сетевых сервисов [16]. Российские разработчики онлайн-контента предлагают различные образовательные проекты для школьников, некоторые из них становятся популярными не только в России, но и за рубежом: «Учи.Ру»; «Фоксфорд»; «ИнтернетУрок.ру»; «ЯКласс»; «МЭО» и др. Многие авторы описывают возможности этих онлайн-сервисов [17; 18; 19, 20]. Изучая публикации, посвященные цифровым ресурсам, авторы отмечают, что одним из лучших школьных проектов является онлайн-сервис «ЯКласс», который позволяет учащимся организовывать самостоятельную работу по предмету, в частности, по математике, и готовиться к контрольным работам или экзаменам [21]. А с самого начала своего существования и внедрения во многие школы страны этот образовательный портал уже ставил перед собой цель - стать лучшей образовательной системой [22]. В публикациях, посвященных онлайн-сервису «ЯКласс», описываются основные достоинства его использования. Так, О.И. Колесникова, Н.В. Позднякова отмечают, что содержание онлайн-сервиса «ЯКласс» соответствует ФГОС, что позволяет обучающимся использовать тренажеры по учебным предметам. Учитель имеет возможность проводить тестирование знаний обучающихся и задавать домашние задания в электронном виде, при этом за каждую задачу может назначаться определенное количество баллов, в зависимости от уровня сложности [23]. И.В. Карабельская [24] достаточно подробно рассматривает функционал онлайн-сервиса «ЯКласс», отвечает на вопрос, что рассматриваемый ресурс даёт обучающимся, учителям и родителям, отмечает положительные моменты применения. Вслед за ней многие авторы также в своих работах описывают модули ресурса и формы работы с ним [25, 26, 27]. В последнее время в материалах конференций педагоги начали делиться опытом работы с онлайн-сервисом, делиться своими идеями организации деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности [28, 29]. Таким образом, в публикациях сформулированы основные преимущества платформы «ЯКласс», условия его использования в образовательном процессе, но не достаточно изучен вопрос о том, какие РУУД формируются у обучающихся, благодаря данному ресурсу. Методологическая база исследования Методологическую базу исследования составили: системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), личностно ориентированный подход (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, М.А. Холодная и др.); теория саморегулируемого обучения (B.J. Zimmerman); «теория поколений», описывающая потребности современных школьников, относящихся к поколению Z, в использовании цифровых технологий (N. Howe, W. Strauss); цифровой подход к реализации образовательного процесса (М.П. Лапчик, Л.П. Мартиросян, Е.С. Полат и др.); анализ научных публикаций по обозначенной проблеме и образовательной практике. Результаты исследования А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. выделяют следующие регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция [30]. В рамках нашего исследования были изучены возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования у обучающихся 7 – 9 классов РУУД (табл. 1). Рассмотрение ресурса происходит с учетом подключенной подписки «Я+». Таблица 1 Возможности формирования РУУД с помощью онлайн-сервиса «ЯКласс» Регулятивные УУД Возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования РУУД Целеполагание Перед выполнением заданий обучающийся ставит себе конкретную цель по достижению желаемого результата, для части обучающихся является принципиально важно выполнить работу на «отлично», а для остальных «хорошо» или «удовлетворительно». Это возможно благодаря тому, что в режиме тренировки обучающийся видит не только количество баллов за задание, но и уровень сложности, а при выполнении проверочной работы (возможно несколько попыток) в итоговом результате он видит процент. Планирование При изучении нового материала или его закреплении обучающийся может самостоятельно построить план своей работы, определить последовательность действий для достижения желаемого результата. В начале возможна работа с теоретическим материалом, а после с практическим. Либо допустима работа сразу над практической частью, а при необходимости можно вернуться к теории. Прогнозирование При работе с теоретическим и практическим материалом обучающийся может работать в своём, удобном для него, темпе. При решении заданий проверочной работы необходимо рационально распределить предоставленное время. Контроль После выполнения конкретного задания, онлайн-сервис предлагает шаги решения к нему (наличие шаблона правильного выполнения задания), что позволяет проверить рассуждения. Оценка Получив результат, обучающийся принимает решение, устраивает ли его результат или нет, необходима ли коррекция. Коррекция Если планируемый результат по предмету не был сразу достигнут, то у обучающегося есть возможность вернуться к теории, предложенной как на сайте, так и в дополнительных источниках, а после возвращается к выполнению задания. Саморегуляция, самооценка Онлайн-сервис предлагает возможность не только «зарабатывать» оценки, но и участвовать в разнообразных «топах», мотивирующие на достижение наилучшего результата. Выполняя задания, обучающиеся соревнуются друг с другом в классе, с другими классами, школами. Для обучающихся созданы комфортные условия. Никто из посторонних не увидит, если обучающийся допустит ошибку, и он сможет решать её до тех пор, пока не получится. Как мы видим, возможности онлайн-сервиса в полной мере удовлетворяют потребности обучающихся 7 – 9 классов. Они могут не только изучать школьный материал самостоятельно, но и совершенствовать свои знания, определять сложность выполняемых заданий и ставить перед собой конкретные цели для познания, выбирать для себя тот материал, который интересен, или просто по минимуму решать предложенные онлайн-сервисом задачи, тем самым регулируя свою деятельность. В течение 2019 – 2020 учебного года онлайн-сервис «ЯКласс» был апробирован на уроках и во внеурочной деятельности для обучающихся 9-х классов. По результатам наблюдений, бесед и предоставляемой статистики онлайн-сервисом, можно сделать вывод о том, что обучающиеся не только проявили заинтересованность к предоставляемым возможностям ресурса, но и во время учебного процесса демонстрировали свои регулятивные умения. В самом начале апробации, большая часть обучающихся с любопытством отнеслись к процедуре решения предложенных заданий, к формам работы с ресурсом. Однако были сложности у обучающихся со слабо выраженными регулятивными умениями, саморегуляцией. Но созданная для них ситуация успеха с помощью цифрового ресурса, возможность допустить ошибку и в дальнейшем её отработать и исправить, позволила мотивировать этих обучающихся. Замечено, что своё внимание обучающие обратили на действия контроля и коррекции, так как помощь в объяснении материала приходило со стороны сервиса незамедлительно. Заключение Использование онлайн-сервиса «ЯКласс» не должно заменить традиционное обучение. Однако рассматриваемый ресурс является хорошим инструментом для дополнения учебного процесса и способствующий формированию как предметных результатов, так и метапредметных, в частности РУУД. Появление подобного онлайн-сервиса подразумевалось в связи с интенсивной информатизацией образования как за рубежом, так и в России. Имеющийся опыт исследователей, педагогов по работе с «ЯКлассом», анализ его возможностей, позволяет сделать вывод о том, что он представляет интерес для образовательной системы, а также с каждым годом развивается и улучшает свой контент для обучающихся.