Full text
Введение Актуальность темы исследования обуславливается тем, что век глобальной информатизации предоставил обучающимся огромное количество сведений, что поспособствовало получению интересующей их информации с помощью информационного ресурса сети «Интернет». Темп жизни обучающихся и постоянно возрастающая информация изменили значимость книги и чтения научной литературы, которые всегда были неоспоримы [1]. Данное явление привело к редкому посещению обучающимися научной библиотеки, с целью повышения уровня образования и читательской культуры. Преподаватели и сотрудники научной библиотеки отмечают, что в процессе учебной деятельности, в высшей школе обучающиеся активно используют материалы, содержащиеся в сети «Интернет», недостаточно используя образовательные ресурсы научных библиотек. Ежегодно, как и во многих других библиотеках нашей страны, в Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеке имени А.И. Герцена, открытой в 1837 г. в г. Кирове, при непосредственном участии Александра Ивановича Герцена, ведутся статистические сведения о посетивших библиотеку пользователях. Аналогичные данные обрабатываются и в вузовской научной библиотеке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Кировском филиале. Анализ статистических сведений, сформированный в указанных научных библиотеках, подтверждает снижение посещаемости обучающимися библиотек за последние десятилетия. Преподаватели обеспокоены данной ситуацией и совместно с сотрудниками библиотек предпринимают всевозможные меры по привлечению студентов в научную библиотеку, мотивируя обучающихся вузов использовать в своей учебной деятельности её ресурсы. Названная проблема повлияла на чтение обучающимися научной литературы в целом, что в значительной степени отразилось на результатах их учебной деятельности [2]. В подтверждение этому, приведем цитату А.И. Герцена: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века...» [3]. Обзор отечественной и зарубежной литературы Исследование научных библиотек как компонента образовательной системы осуществляется крайне редко. Изучение трудов Ж. Дюмазедье, Ю. А. Стрельцова [4, 5] и других учёных способствовало осмыслению сущности образовательного потенциала научной библиотеки, позволяющего гармонично сочетать отдых обучающихся и всестороннее развитие их личности. В современных условиях информатизации общества большое внимание уделяется исследованиям информационных ресурсов научных библиотек, это объясняется существующими проблемами их формирования и управления. Существенную роль в анализе литературы, посвященной информационным ресурсам научных библиотек, сыграли труды отечественных ученых в области библиотековедения С.Ф. Бартовой, Е.В. Кузнецовой, А.И. Остапова [6, 7, 8]. Научная литература освещает большой спектр библиотечных ресурсов, которые подробно классифицировали В.Я. Аскарова, В. А. Бородина [9, 10]. Значительный замысел в описании деятельности научных библиотек имеют исследования различных классификаций функций научной библиотеки, которые являются предметом дискуссий И.П. Медянкиной, Р.С. Мотульского, В. И. Терешина [11, 12, 13 ] и других учёных. В ряде научных работ изучены исследования затрагивающие вопросы информационно-библиографического [14] и библиотечного обслуживания [15] обучающихся вузов. Т.М. Анурина в своих исследованиях рассматривала вопросы информационной культуры обучающихся вузов. К примеру, формирование информационной культуры студентов, она рассматривает как процесс адаптации будущего специалиста к профессии [16]. Специфику формирования информационной культуры обучающихся вузов также исследовала Е.А. Масяйкина [17]. Образовательная функция научных библиотек в научных работах отображается крайне редко. Примером такого исследований необходимо назвать лишь работу Т.В. Ерёменко, однако и она в большей степени посвящена культурной функции научной библиотеки. Таким образом, исследований, затрагивающих причин снижения использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научных библиотек нами не обнаружено. Аналогичная ситуация характерна и для зарубежного библиотековедения [18]. В ходе изучения англоязычных исследований США и Канады, нами установлено, что общетеоретические работы по библиотековедению составляют лишь 3 % от всего объёма исследований, а основная их часть сконцентрирована на проблемах библиотечного обслуживания, внедрения новых информационных технологий, экономики и управления в области библиотековедения [19]. За последние десять лет в базе данных компании ProQuest (ProQuest Digital Dissertations and Theses), которая включает около 3 млн. исследований из 90 стран, имеется всего одна работа теоретического характера, которая посвящена изучению новых моделей научных библиотек в цифровую эпоху [20]. Методологическая база исследования Методологической основой нашего исследования является анализ, изучение и обобщение научной литературы, характеризующей научную библиотеку как компонент образовательной системы. Главным методологическим подходом к исследованию научной библиотеки как компонента образовательной системы является системный подход, отражающий философские идеи целостности, организованности, взаимодействия системы с внешней средой[21]. Исследование научной библиотеки как системы позволило выявить проблему типологизации библиотек. Часть учёных – А.А. Покровский, Н.К. Крупская [22] считают, что к типу «научной» библиотеки необходимо относить библиотеку, которая осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения, другие исследователи считают, что научная библиотека - это библиотека, содействующая научно-исследовательскому и образовательному процессу. Рассмотрим разность понятий «тип библиотеки» от «вида библиотеки». Итак, в ходе исследования материалов в области библиотековедения, нами установлено, что библиотеки, сформированные при классификации по основному типологическому признаку являются типами, а сформированные в процессе дальнейшей детализации – видами. Приведем пример, тип библиотеки – это научная библиотека либо публичная, а вид библиотеки – это научная универсальная библиотека либо научная специальная библиотека. Проведенное изучение, анализ и обобщение научной литературы, характеризующей типологизацию научных библиотек, позволил нам выделить классификацию научных библиотек, представленной на рисунке 1. Главной особенностью универсальной научной библиотеки является то, что в них имеются научно-методические и координационные центры для библиотек всех типов и ведомств, а также в них формируются фонды, обеспечивающие развитие научных направлений на стыках наук, удовлетворяющие запросы научных работников и специалистов различных отраслей. Преимущественной особенностью специальных научных библиотек – это сбор и оценка информации по специальным отраслям знаний, способствующим узким специалистам оперативно найти информацию для решения вопросов их профессиональной деятельности. Рис. 1 Классификация научных библиотек Особенностью универсальной научной библиотеки являются научно-методические и координационные центры для библиотек всех типов и ведомств, а также формирование фондов, обеспечивающих развитие научных направлений на стыках наук, удовлетворяющих запросы научных работников и специалистов различных отраслей. Преимущественной особенностью специальных научных библиотек – это сбор и оценка информации по специальным отраслям знаний, способствующим узким специалистам оперативно найти информацию для решения вопросов их профессиональной деятельности. Исторический методологический подход, органично сочетающийся с культурологическим, разработанным в трудах Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского [23, 24] и других отечественных и зарубежных ученых, позволяет изучать научную библиотеку как культурно-образовательный феномен. Всемирная история происхождения библиотек делится учёными-библиотековедами на семь этапов её возникновения. Характеристику названных этапов мы рассматривали в своих исследованиях ранее [25]. Научная библиотека сформировалась на четвертом этапе, именуемом этапом Просвещения. Наименование этапа Просвещения учёные связывают с развитием науки. В XIX в. в ходе исследований формируются новые представления об университете, как об учреждении в котором не только передаются знания из поколений в поколения, а об учреждении в котором знания возникают путем исследования ресурсов библиотек. Из этого следует, что именно в эти годы начинают развиваться и наполняться фонды многих библиотек, функционирующих при университетах. К одним из самых "научных" библиотек мира в XIX веке учёные относят Библиотеки Кембриджского и Оксфордского университетов в Англии, Гарвардского и Колумбийского в Америке [26, 27]. Вильгельм фон Гумбольдт, являющийся великим ученым того времени, преследовал цель создания в Пруссии единой системы образования. Учёный связывал развитие науки с развитием университетов, значительную роль в которых играли библиотеки. Государство тем временем осуществляло тотальный контроль в отношении образования, так как считало университет - "ареной для высказывания различных мнений". Резко возросшее количество университетов сменило убеждения государства, что повлекло свободу преподавания в университетах, а, следовательно, свободу исследовательской деятельности в библиотеках [28]. Традиция накапливать книги в России только начинала складываться в XVIII в. Формирование библиотеки было преимуществом в аристократических домах либо состоятельных семьях. К началу XIX в. тенденция организации личных библиотек получает новое развитие, личные библиотеки представляли собой огромную ценность и значимость. Подтверждением стала библиотека А.С. Пушкина, которая для поэта была своего рода лабораторией. В середине XIX библиотека Московского университета, хранящая свыше 20 тыс. книг являлась крупнейшей университетской библиотекой. Среди открытых в начале того столетия университетов особенно выделяется Казанский университет, ректором которого в 1827 - 1846 гг. был выдающийся ученый-математик Николай Иванович Лобачевский (1792 -1856), который одновременно занимал и пост директора библиотеки университета. Фонд Казанского университета насчитывал 147 тыс. томов. В ходе анализа научной литературы установлено, что по состоянию на 1895 г. наиболее крупными являлись фонды библиотек Московского (240 тыс. томов) и Петербургского (230 тыс. томов) университетов [29]. В ходе применения в нашем исследовании исторического методологического подхода сочетающегося с культурологическим установлено, что с течением тысячелетий остается принципиально важной составляющей деятельности библиотек, в первую очередь, ее работа как образовательного центра, однако при этом библиотека не повторяет деятельность уже имеющихся учреждений образования, а аккумулируя и используя их многовековой опыт, ищет свой индивидуальный подход к своей деятельности, подтверждая свой образовательный потенциал [30]. С целью установления причин снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научных библиотек автором проведено исследование на базе вузовской научной библиотеки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Кировском филиале. В исследовании, проведенном в период учебного года с 2019 по 2020 гг., приняли участие студенты 2 и 3 курсов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», в общем количестве 86 человек. Результаты исследования С целью определения посещаемости научных библиотек обучающимися нами проведен опрос, состоящий из следующего перечня вопросов: 1. «Как часто Вы посещаете библиотеку вуза?». 2. «Как часто Вы посещаете иную научную библиотеку?». 3. «Перечислите научные библиотеки, которые Вы посетили за последние 5 лет?». 4. «Напишите дату своего последнего визита в научную библиотеку, иную библиотеку?». 5. «Сколько книг, выбранных в библиотеке, Вы прочитываете в месяц, год? Опишите название последних». К ответу на 3 и 5 вопросы, размещалась строка для более развернутого ответа. Анализ результатов опросника позволил установить, что научную библиотеку вуза обучающиеся 2 и 3 курсов посещают редко, что подтверждают - 75 % ответов; иную научную библиотеку обучающиеся 2 и 3 курсов посещают крайне редко, что фиксируют - 85 % ответов; в число библиотек, посетивших студентами за последние 5 лет вошли: вузовская научная библиотека, Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека имени А.И. Герцена и центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина. Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина не является научной библиотекой, что подтвердило отсутствие у обучающихся знаний о сущности и образовательного потенциала научной библиотеки. Дату последнего посещения 60 % обучающихся не указали, что подтверждает нечастое посещение им научных библиотек. Ответы на 5 вопрос содержали художественную, а не научную литературу и аналогично другим ответам подтвердили редкое посещение обучающимися научной библиотеки. Далее, с целью определения причин снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки нами проведено анкетирование обучающихся. Перечень вопросов и результаты анкетирования в % представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты анкетирования 2 и 3 курса 2 курс Формулировка вопроса Предложенные ответы, в % Какие источники информации Вы используете в учебном процессе? Интернет Научная библиотека Лекции, семинары 50% 5% 45% Как, по Вашему мнению, источник получения информации влияет на Ваш учебный процесс? Полностью зависит Не зависит вовсе Не задумывался об этом 30% 10% 60% Каким, на Ваш взгляд, признакам должен соответствовать источник получения информации для достижения высоких результатов учебной деятельности? Легкодоступный Качественный Не имеет значения 65% 25% 10% В процессе своей учебной деятельности Вы получаете задания, справится с которыми невозможно без ресурсов научной библиотеки? Да Нет Редко 15% 75% 10% В чём, на Ваш взгляд преимущество научной библиотеки над Интернетом? Бесплатность Структурированные источники информации Нет преимуществ 50% 20% 30% 3 курс Формулировка вопроса Предложенные ответы, в % Какие источники информации Вы используете в учебном процессе? Интернет Научная библиотека Лекции, семинары 55% 5% 40% Как, по Вашему мнению, источник получения информации влияет на Ваш учебный процесс? Полностью зависит Не зависит вовсе Не задумывался об этом 25% 15% 60% Каким, на Ваш взгляд, признакам должен соответствовать источник получения информации для достижения высоких результатов учебной деятельности? Легкодоступный Качественный Не имеет значения 60% 25% 15% В процессе своей учебной деятельности Вы получаете задания, справится с которыми невозможно без ресурсов научной библиотеки? Да Нет Редко 18% 75% 12% В чём, на Ваш взгляд преимущество научной библиотеки над Интернетом? Бесплатность Структурированные источники информации Нет преимуществ 53% 20% 27% Таблица 1 Результаты анкетирования 2 и 3 курса Результаты, полученные в ходе анкетирования 2 и 3 курсов аналогичны. В качестве источника информации, используемом обучающимися приоритетное место занял Интернет (2 курс 50%, 3 курс 55%), научная библиотека (2,3 курсы – 5%). Большинство обучаемых не осознают значимость источников получения информации и их влиянии на результаты учебного процесса, что подтверждается ответом «не задумывался об этом» (2,3 курсы 60%). По мнению респондентов, источник информации, прежде всего, должен соответствовать признаку «легкодоступности» (2 курс - 65%, 3 курс – 60%). Установлено, что в процессе учебной деятельности обучающиеся не получают задания, справится с которыми невозможно без ресурсов научной библиотеки (2, 3 курсы – 75%). К главному преимуществу научной библиотеки, перед Интернетом, обучающиеся отнесли «бесплатность» (2 курс - 53%, 3 курс - 50%). В ходе анализа результатов анкетирования нами выявлены основные причины снижения систематического использования в процессе учебной деятельности обучающимися образовательных ресурсов научной библиотеки - это, во-первых, легкодоступный способ получения необходимой информации. Обучающийся может воспользоваться информационным ресурсом сети «Интернет» с любого электронного устройства: персонального компьютера, планшетного компьютера, смартфона, айфона, сотового телефона и даже фитнесс браслета или «умных» часов. Во-вторых, это быстрый способ получения необходимой информации. Скорость информационного ресурса сети «Интернет», представляет собой максимальное число данных, принятых электронным устройством либо переданных в Сеть за определенную единицу времени. Критерием современного века информационных технологий также являются быстрота и удобство получения сведений. Логика обучающегося в вузе в данной ситуации проста – зачем тратить время на посещение научной библиотеки, искать и выписывать информацию, далее ее печатать и оформлять, если современные условия ресурсов «Интернет» предлагают ее просто «скачать» и выдать за свои мысли и знания, в принципе не ссылаясь на настоящего автора. Однако, с целью подготовки сложной, аргументированной и уникальной работы обучающемуся потребуется визит в научную библиотеку с целью поиска, анализа и изучения научной литературы. В научной библиотеке имеется возможность получения малотиражных авторских учебников, уникальные зарубежные заметки и статьи на различных языках мира, а также узкоспециализированные пособия. Также следует отметить, что в научных библиотеках информация структурирована - все библиотечные фонды, упорядочены по тем или иным основаниям, что позволяет унифицировать и тем самым существенно облегчить работу обучающихся с информацией. Функциональность научных библиотек в организации образовательной деятельности обучающихся бесспорна. В качестве основных функций научной библиотеки мы выделяем образовательную, культурную и информационно-коммуникационную функции. Представим характеристику названных функций на рисунке 2. Рис. 2 – Характеристика функций научной библиотеки Главной функцией научных библиотек является образовательная функция, направленная на самообразование студентов средствами научной литературы. Под образовательной функцией научной библиотеки мы понимаем комплекс различных видов её деятельности, нацеленный на информационное обеспечение обучающихся, включающий их социализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование. Практически каждая научная библиотека обладает разнообразными популярными и научными источниками, которые либо вовсе не попадают в информационный ресурс сети «Интернет» либо опубликовываются в ней в сокращенном виде. Сотрудники научных библиотек отлично разбираются в новейших изданиях и материалах, пребывающих в фонде, а также всегда проявляют поддержку в подборе искомых сведений. Таким образом, используя средства научной библиотеки, обучающийся может воспользоваться наиболее актуальным научным изданием и быть в курсе новейших исследований. Научная библиотека - это особый научно-образовательным комплекс, удовлетворяющий информационные потребности обучающихся в высшей школе, основной задачей которого является популяризация научной деятельности и науки в целом. Специфика научной библиотеки заключается в том, что с момента возникновения она создавалась и функционировала для удовлетворения информационных потребностей интеллектуальной элиты общества в наиболее изменяющихся и развивающихся сферах культуры — науке и образовании. Перед научной библиотекой всегда стояла задача равнозначного выполнения социальных функций при обязанности предоставлять пользователям исчерпывающую научную информацию по всему универсуму знаний. Научная библиотека является непосредственным участником педагогического процесса, формирующим у обучающихся навыки научно-исследовательской деятельности. Мы соглашаемся с Л.С. Выготским, воспринимающим процесс научного исследования как сотрудничество более опытного человека с менее опытным, в процессе которого происходит обогащение когнитивной сферы последнего и создается новый научный продукт - знание. Чтение научной литературы оказывает существенное развитие у обучающихся речевых функций, а уже в последующем через них — всех остальных, к примеру: внимание, память, восприятие, мышление, воображение. Именно, с этой позиции когнитивные функции человека тесно связаны, поэтому, улучшая что-то одно (а чтение — это канал, который пропускает огромное количество символической информации), можно заметить улучшение результатов деятельности и в других сферах. Многими преподавателями беглость чтения приравнивается к итогам общей успеваемости и, по-нашему мнению, они, действительно, тесно связаны. Доказательством тому служит анатомия чтения, которая заключается в следующем: глаза обучающегося, читающего научную литературу, зрительно воспринимают информацию, после чего перенаправляют её через зрительные нервы в кору головного мозга с целью дальнейшей обработки, после чего левое полушарие расшифровывает прочитанный текст. Однако, нельзя не учитывать и такую деталь, что если обучающийся непосредственно посетит научную библиотеку, с целью использования в учебном процессе ее ресурсы, это раскроет ещё больший объем возможностей в собственном саморазвитии. Заключение Изучив и проанализировав историю происхождения научной библиотеки, следует отметить, что на протяжении нескольких тысячелетий, человечество стремилось к образованию и получению богатых и ценных знаний с помощью ресурсов научных библиотек, так как образованное общество - это "общество, уровень развития которого определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью" (Моргенштерн И.Г.). Век информатизации изменил восприятие обществом, а в нашем случае - обучающимися, образовательный потенциал научной библиотеки. По нашему мнению, в настоящее время, обучающиеся вузов особо нуждаются в научной библиотеке как хранилище основных социальных ценностей, формирующих знания, навыки и умения, способствующие их успешной трудовой деятельности в будущем. Научная библиотека является компонентом образовательной системы, предоставляя студентам доступ к достоверной и ценной информации, которая в последующем воплощается в знания, а также выступает главным фактором, формирующим всю систему ценностей в целом. В связи с вышеизложенным, рекомендуем преподавателям вузов, в процессе учебной деятельности, разъяснять обучающимся значимость образовательного потенциала научной библиотеки как источника получения информации; давать творческие либо проблемные задания, в процессе подготовки которых обучающимся потребуется воспользоваться ресурсами научных библиотек, проявив уникальность работы. Таким образом, участвуя в образовательном процессе, научные библиотеки могут внести весомый вклад в подготовку будущих выпускников, хорошо ориентирующихся в мире информации, способных к самообразованию и саморазвитию, готовых к образованию на протяжении всей своей жизни.