Full text
Введение Как было отмечено ранее, цифровизация, цифровая трансформация – тенденции, решительно признанные представителями мирового бизнеса в разных регионах в наше время. Возможности этих тенденций неограниченные. Чтобы успешно функционировать в условиях цифровой трансформации работники рынка труда должны быть соответствующим образом подготовленными [1]. Логично предположить, что и подготовку / переподготовку их следует проводить в условиях цифровизации обучения с использованием дистанционных и коммуникационных технологий [2]. В соответствии с Национальной доктриной образования РФ до 2025 года [3], дальнейшее развитие образования связано, в том числе, с дистанционным обучением (ДО), которое становится особенно актуальным в ситуации распространения коронавируса и постепенным переводом об-разовательных заведений на ДО. Сложность данного перевода состоит в недостаточном количестве преподавателей или их недостаточной компетентности, в связи с чем возникает проблема их подготовки и / или повышения квалификации. Для этого была разработана авторская технология подготовки преподавателей вуза (ППВ) к работе в системе ДО (СДО) [4]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на обосновании специфики работы преподавателя ДО / тьютора; разработке структуры и анализе компонентов его деятельности с тем, чтобы он мог в дальнейшем эффективно проводить обучение студентов, будущих специалистов в СДО. Обзор отечественной и зарубежной литературы Система дистанционного обучения, как всякая педагогическая система, состоит из таких компонентов, как цель, контент, средства, формы и методы обучения, обучаю-щихся и обучающих [5]. В этой системе (как и в традиционном обучении) при всех воз-можных изменениях "человек обучающий" – преподаватель – выступает ключевым компонентом, гарантирующим результативность процесса обучения. Так, авторы рабо-ты «Цифровая трансформация образования: каким должен быть преподаватель в цифровую эпоху» заявляя о переосмыслении роли преподавателей, обращают внимание на наличие ряда проблем. К ним относят, в частности, консерватизм академической среды, нежелание менять что-то в своей деятельности и жизни, нехватка подготовленных кадров, недоверие к ДО (страх быть замененными онлайн-курсами) и др. [6]. Stephen Rowland, например, в своей работе подчеркивает важность личных и интеллектуальных ценностей преподавателей университетов и необходимость их совместного широкого обсуждения с коллегами с последующей рефлексией [7]. Д.Б. Ахматова и Л.И. Гурье рассматривают преподавателя ДО как личность, владеющую набором профессиональных качеств, таких как умение проектировать учебный процесс, соединять разнообразные подходы в процессе обучения, применять инновационные системы обучения, т.е. решать творческие, проблемные задачи профессионально педагогической деятельности [8]. H. Zhao анализирует вероятные изменения, вызванные использованием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) в среде высшего образования, и указывает на отсутствие подготовки кадров и отсутствие мотивации у преподавателей принять ИКТ в качестве средств обучения [9]. В зарубежной [10] и все чаще в российской литературе [11] преподавателя в системе ДО называют "тьютором" (от англ. tutor - ре-петитор, наставник, опекун). Введение нового термина "тьютор" обусловлено особенностями дидактического процесса в ДО [12], спецификой деятельности [13] и своего рода разделением труда преподавателя ДО [14]. Среди исследователей существует точка зрения о том, что усвоению будущей профессии содействует деятельность, соответствующая осваиваемому виду активности, т.е. цифровизации экономики в нашем случае [15]. Изучению вопросов ДО посвящали свои работы многие исследователи. О возможностях ДО при обучении разных категорий граждан писал D. Keegan, [16]. Kevin Pol-lock, Celeste Schwartz and David Buck [17] отмечали растущее значение ИКТ в образовании 21 века. На недостаточное применение возможностей ДО в сфере образования обращал внимание G. Salmon [18]. В качестве ключевой проблемы, мешающей повсеместному распространению ДО в учебном процессе, L. Starr называет недостаточную квалификацию и нехватку преподавателей ДО, недостаток мотивации и финансовой поддержки [19]. Несмотря на значительное количество работ, посвященных ДО и преподавателю ДО, вопросам структуры и организации профессиональной деятельности преподавателя ДО уделено неоправданно мало внимания. Учитывая особенность современного быстро развивающегося общества, а также стремление к обеспечению опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к подготовке обучаемых им буду-щих специалистов, настоящая работа должна в некоторой степени содействовать ликвидации различий между идеальной моделью и имеющимся в наличии преподавателем ДО. Методологическая база исследования Решение проблемы широкого использования ДО на практике во многом зависит от решения проблемы готовности преподавателей к работе в системе ДО [20]. Проблема сложная и многоаспектная; она состоит из целого комплекса задач, таких как: выявле-ние психолого-педагогических и теоретико-методологических основ системы подготовки к ДО; обоснование концепции проектирования технологии ППВ к ДО; определение специфики деятельности и разработка многоплановой характеристики преподавателя ДО как субъекта учебного процесса; проектирование содержания данной подготовки и со-здание методического комплекса эффективного осуществления данного содержания в формате учебных и методических пособий и рекомендаций, а также программ; разработка и опытная проверка технологии ППВ к работе в СДО; выявление критериев готовности преподавателей ДО, проведение ее опытно-экспериментальной проверки. Для решения поставленных задач в работе основу исследования составляли: научные труды; психолого-педагогическая и методическая литература, зарубежного и отечественного по проблемам подготовки преподавателей психосоматическая литература; теории и доклады на научных конференциях, электронные ресурсы по данной тематике. Эмпирические (наблюдение, сравнение), теоретические (анализ, синтез, моделирование) и диагностические методы (анализ состояния и причин, в частности влияние цифровой трансформации в экономике на тенденции развития образования) использовались в работе. В ходе исследования также использовались - изучение психологической, научно-педагогической и методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по вопросам ДО и подготовки преподавателя к ДО; диагностико-формирующий эксперимент, статистическая обработка его результатов. Этим и другим аспектам посвящена работа [21]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на таких аспектах, как обоснование специфики работы преподавателя ДО / тьютора; разработка структуры и анализ компонентов его деятельности с тем, чтобы он мог в дальнейшем эффективно проводить обучение студентов, будущих специалистов в СДО. Как уже отмечалось ранее, обучение / переподготовку преподавателей целесооб-разно проводить в контексте цифрового обучения с использованием дистанционных и информационно-коммуникационных технологий [22]. Использование данных технологий в системе высшего образования позволяет, во-первых, обеспечить равный доступ к образовательным ресурсам (электронные библиотеки, кейсы, образовательные платформы) независимо от места проживания слушателя, состояния здоровья и т. д. [23], во-вторых, формирует способность слушателей строить самостоятельные образовательные стратегии, и, в том числе, содействует развитию навыков для самостоятельной ра-боты с информацией [24]. Результаты В дистанционном обучении тьютор может быть очным или удаленным от педагогом, который помогает обучающемуся выстраивать индивидуальную траекторию своего дистанционного образования. Иначе говоря, тьютор - важный и необходимый посредник между учебным материалом (представленным в печатном варианте, на CD или через интернет) и студентом [25]. В более широком понимании "тьютор" - это наставник, куратор обучающегося, помогающий ему в организации своего образования при любой форме обучения (очной, заочной, дистанционной, экстернате) [26]. Преподаватели, которые работают в системе ДО часто задаются вопросами - нужно ли им самим создавать учебно-методическое сопровождение или они могут исполь-зовать имеющиеся материалы, разработанные авторами курсов, при условии умения оценить их качество и выстраивать надлежащую систему сопровождения? И тот, и другой подход имеют право на существование. Когда преподаватель ДО выступает авто-ром-разработчиком УМК (что желательно, но не обязательно), значит, что он настолько владеет дисциплиной, что способен независимо оценить качество выполнения заданий студентами и выступать в роле эксперта в этой области. Иной подход предусматривает разделение функций преподавателя ДО и эксперта по дисциплине. В этом случае преподаватель должен уметь оценить качество разработанного УМК, работать с автором курса в конкретной дисциплине, применять методы и средства ДО в обучении. Анализ научных источников и практического опыта работы преподавателей традиционной и дистанционной систем обучения, позволил сделать вывод о существенных различиях в их деятельности. В частности, преподаватель ДО гораздо в большей степени оказывает академическую, психологическую и организационную поддержку студентов, корректируя их самостоятельную работу, чем «традиционный» преподаватель. Несмотря на существенную долю самостоятельной работы, обучение студентов - это хорошо продуманная система сопровождения преподавателем студентов в процес-се обучения. Сопровождение может исполняться в несколько ступеней. 1. Планирование и подготовка, в течение которого производится диагностика по-требностей обучающихся; определяется начальный уровень знаний и умений; готовится учебные и методические материалы. 2. Именно сопровождение, которое предполагает усиление знаний, формирование навыков и умений; консультирование; организацию общения между студентами и др. 3. Применение результатов обучения и итоговый анализ. Эта стадия подразуме-вает закрепление полученных знаний, умений и навыков; оценка успехов и изменений студентов (в том числе и в профессиональной деятельности); итоговая оценка эффек-тивности процесса сопровождения [27]. Сопровождение преподавателем обучающихся в ДО реализуется через следующие элементы его работы: презентация курса, организация групп взаимопомощи, про-ведение тьюториалов, проведение дневной и воскресной школ, проверка домашних заданий, консультации, подготовка к экзамену (рис. 1) [28]. Рис. 1. Структура деятельности преподавателя дистанционного обучения Представим характеристику основных компонентов деятельности преподавателя ДО. Под презентацией курса понимается коллективное занятие преподавателя ДО со студентами, предназначенное для введения в учебную деятельность, формирования общего представления о курсе, самоопределения и создания необходимого настроя на изучение курса. Во время презентации курса преподаватель ДО также рассказывает о длительности и содержании курса, планируемых встречах, требованиях по окончании курса и т.д. Вторая важная задача презентации - это знакомство студентов и преподавателя меду собой. "Чувство группы" является большим стимулом успешного обучения. По инициативе преподавателя также могут быть организованы группы взаимопомощи. Студенты проводят встречи в удобное для них время, в промежутках между тьюториалами и посвящают их совместному изучению содержания курса, обсуждению проблем освоения материала. Проведение тьюториалов - одна из центральных задач преподавателя ДО. Тью-ториал (термин, которым обозначаются очные занятия со студентами в ДО) - групповая деятельность преподавателя с обучающимися с использованием активных методов обучения, нацеленная на приобретение опыта поведения в стандартных, нестандартных, смоделированных ситуациях; совершенствование умственных и коммуникационных возможностей обучающихся. Безусловно, проведение тьюториалов возможно, только если это предполагает технология обучения (например, кейс-технология). Одна-ко при большой территориальной разобщенности студентов выход может быть найден в использовании сетевой технологии обучения - проведение тьюториалов через интернет, в виде компьютерных конференций, а при достаточном материальном обеспечении - видеоконференций. Основные задачи тьюториала следующие: ▪ обзор/интеграция материалов курса; ▪ обсуждение проблемных тем; ▪ установление связи теории с практикой; ▪ снятие возможных опасений студентов; ▪ организация активного участия всех студентов; ▪ разбор письменных заданий; ▪ организация обмена профессиональным опытом студентов между собой; ▪ поддержание мотивации студентов; ▪ отработка отдельных профессиональных навыков. Особенности тьюториала, как правило, заключаются в комплексности методиче-ских приемов, используемых преподавателем ДО для достижения поставленных задач: сюда входят мини-лекции, ролевые и деловые игры, дискуссии, работа в малых груп-пах, анализ конкретных ситуаций (case-studies), тесты, тренинги, задания. Такой спектр приемов предъявляет повышенные требования к квалификации преподавателей ДО и ориентированность на потребности студентов, умение задавать быстрый темп работы. Еще одно возможное отличие - в активности самих студентов. Задача тьюториала - не столько контроль "заучивания" теоретического материала, сколько актуализация знаний и умений, обмен мнениями, участие в деятельности. Значение имеет и тот факт, что тьюториал проводится примерно раз в месяц (семинары в традиционной системе обучения проводятся чаще), и это предполагает большую "концентрированность" материала, заострение внимания на действительно проблемных вопросах и конкретных ситуациях, эффективное и плодотворнее общение. Ключевую роль в процессе обучения студента играют обратная связь, анализ и рефлексия. Они могут быть реализованы в уст-ной форме - на тьюториалах, во время консультаций, в воскресной школе, а также в письменной - при проверке письменных домашних заданий студентов с комментарием преподавателя (ТМА - Tutor Marked Assignment). Проверка ТМА является персонифицированной формой обратной связи и имеет большое значение, так как преподаватель ДО отслеживает персональный прогресс студента в процессе обучения, комментирует выполнение заданий, ориентирует сту-дента на успех при выполнении следующих заданий. Домашнее задание (в частности итоговое) может носить проектный характер, таким образом, осуществляется контроль понимания и усвоения студентом учебного материала. Такие задания, как правило, призваны учитывать личный профессиональный опыт обучающегося, отражать его ви-дение проблемы. При проверке письменных домашних заданий преподаватель ДО может использовать такие методические приемы, как анализ ошибок, подробные письменные комментарии с указанием сильных и слабых сторон работы, оценивание, составление обобщающей рецензии, рекомендации. Еще один важный элемент работы преподавателя ДО, возможный при соответ-ствующей организации образовательного процесса, - это проведение Воскресной (или Дневной) школы. Основными задачами этого мероприятия являются: создание целостного представления о предмете, отработка ключевых навыков (презентации, анализа и т.п.), обеспечение активного участия всех студентов в работе школы, организация об-мена опытом между студентами, подготовка к экзамену. Очевидно, что Воскресная школа требует большой затраты сил от преподавателя ДО. Проведение Воскресной школы - элемент, заимствованный из опыта западных университетов, где студентов, обучающихся дистанционно, заранее предупреждают о необходимости присутствия на ней. В ряде российских вузов (например, МИМ "ЛИНК") уже отработана практика проведения Воскресной школы, дающая положительные результаты. Подготовка к экзамену также важный элемент работы преподавателя ДО и пред-полагает самостоятельную, но обязательно поддерживаемую преподавателем работу студентов с учебными материалами. В течение всего периода обучения студенты полу-чают консультации преподавателя ДО по любым вопросам, связанным с содержанием и процессом обучения (очные и дистанционные). Итоговый контроль может протекать в виде письменного экзамена (если процесс обучения предполагает личное присутствие студента) или в виде защиты проекта. Итоговый контроль, помимо задачи оценки усвоения студентом материала курса в целом, на наш взгляд, имеет еще один аспект - результаты контроля должны привести преподавателя к оценке и рефлексии собственной деятельности, что является важным для обеспечения результативности и качества обучения. Содержание деятельности преподавателя при сетевой технологии ДО представим таким образом: ▪ виртуальное знакомство с обучающимися; ▪ формирование виртуальной учебной группы; ▪ диагностика (анализ исходного уровня знаний группы), мотивация на продолжение обучения; ▪ проведение занятий, консультирование. Несмотря на то, что преподаватель ДО не читает лекций перед большой аудиторией, не разрабатывает учебной документации, не общается со студентами непрерывно, его деятельность нельзя назвать простой. В своей работе преподаватель ДО может столкнуться с определенными проблемами и затруднениями. Они могут быть связаны с различными аспектами - организацией взаимодействия студентов, нехваткой времени, техническими неполадками. В любом случае перед преподавателем возникает вопрос: как поступить? Как выбрать правильную линию поведения и найти наилучший выход из создавшейся ситуации? На эти и другие вопросы, связанные с деятельностью преподавателя ДО, можно найти ответы в работе [28]. Несмотря на разнообразные проблемы и сложности, связанные с полноценным использованием ДО в учебном процессе, многие исследователи отмечают неограни-ченный потенциал дистанционного образования в будущем, в частности Ж.Н. Зайцева [29], K. Pollock, C. Schwartz, D. Buck [30] и др.; на возрастание значения ДО в ответ на пандемию обращают внимание авторы работы [31]. Заключение Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что цифровая трансформация оказала существенное влияние на многие аспекты социальной, деловой, академической и др. стороны реальности. Изменения экономического характера не могло не отразиться на концепции образования. В соответствии с системным подходом (исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы) и инновационным подходом (умение быстро реагировать на изменения, диктуемые вновь сложившимися обстоятельствами и внешней средой) изменились и продолжают меняться и подходы к получению образования. В нашем случае это переход учебных заведений на обучение с широким использованием дистанци-онных и инфокоммуникационных технологий, поскольку, усвоению будущей профессии в условиях цифровой трансформации в значительной степени содействует соответствующий характер и способ обучения, а именно в системе ДО. Вследствие отсутствия необходимого количества преподавателей, способных и готовых функционировать в СДО и /или их недостаточной квалификации, работа посвящена структуре и вопросам организации профессиональной деятельности преподавателя ДО. В статье представлено обоснование специфики работы тьютора / преподавателя ДО; разработана структура его профессиональной деятельности; проведен анализ ее компонентов. В рамках дальнейшего исследования можно выделить следующие аспекты: разра-ботка учебно-методического обеспечения ДО, определение критериев и показателей качества разрабатываемых курсов ДО, охрана авторских прав на них. Приобретенные в результате исследования выводы можно применять при подготовке /повышении квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений для работы в СДО.