Full text
Введение В соответствии с приоритетными задачами Российского движения школьников (далее - РДШ) сегодня актуальность приобретает развитие лидерских качеств учащихся, возможность их реализации в различных сферах социально значимой деятельности. Проявление лидерских качеств является важной составляющей социально-психологической характеристики современного молодого человека, для которого важно стать самостоятельным, конкурентоспособным, научиться ставить и достигать профессиональные и жизненные цели. Уже в школе учащиеся с ярко выраженными лидерскими качествами заявляют о себе. Им нравится участвовать в различных мероприятиях, они входят в актив и проектные группы, пользуются авторитетом среди сверстников, способны вести за собой других, вовлекая в интересные дела. Актив школьников – это официальное объединение, которое способно к самостоятельному существованию и обладает своими органами самоуправления [3]. Как правило, актив образовательного учреждения работает по направлениям Российского движения школьников, деятельность данной организации сосредоточена на развитии и воспитании школьников, профилактике девиантного поведения учащихся [17]. Мы полагаем, что всем учащимся важно показать, что каждый из них может развивать и совершенствовать свой лидерский потенциал. Для достижения успеха самое главное определить социально значимую сферу деятельности, в которой ученик может проявить и реализовать себя. Развитие социально активной личности требует поиска новых средств для ее совершенствования. В этой связи включение учащихся в различные направления Российского движения школьников отвечает задачам воспитания, направленного на индивидуально-личностное развитие, стимулирование самоопределения обучающихся, способствующего их успешной социализации в современных условиях. Актуальным является вовлечение молодежи в развитие сельских территорий и территорий малых городов посредством поиска новых направлений совершенствования деятельности Российского движения школьников. В этом аспекте важно изучение проблем сельской молодежи, проведение семинаров для педагогов, вожатых РДШ, проектирование программы развития РДШ в сельской школе, необходима подготовка волонтёров из числа студентов из сельской местности, проведение с ними практик и стажировок, организация их последующего трудоустройства в сельские школы. Актуальна подготовка педагогов – наставников для работы с учащимися в сельских школах по направлениям РДШ [16]. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования О.И. Котрухова трактует лидерский потенциал как совокупность индивидуальных качеств, обеспечивающую результативную деятельность [12], А. Менегетти - как целостное качество, обеспечивающее эффективность совместной деятельности группы за счет использования личных и деловых ресурсов [14], В. К. Васильева - как совокупность психологических качеств, необходимых для решения проблем и достижения эффективных результатов, которые нужны группе [19], М.И. Рожков - как совокупность задатков и способностей личности, проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих индивиду самореализоваться как лидеру [18]. По мнению О.П. Ефимчука, развитый лидерский потенциал учащихся способствует повышению авторитета группы и организации ее эффективной деятельности [10]. В. Avolio, В. Bass и D. Jung рассматривают лидерство как способность оказывать влияние на отдельные личности или группы, направлять их усилия на достижение определенных целей [27]. Авторы разработали специальный тест-опросник, где перечислена совокупность значимых, на их взгляд, лидерских качеств [28]. Питер У. Бендерх и Э. Хеллман считают, что лидерство - это личностное свойство, которое поддается развитию и совершенствованию [29]. Г. Олпорт и ряд других ученых - представителей ситуативной теории лидерства, подчеркивают, что наличие определенных лидерских качеств не является залогом того, что человек автоматически станет лидером [26; 30]. Стивен Р. Кови определил важность позитивного лидерства для общества и показал его отличие от управления. «Управление - это делать дела правильно; лидерство - это делать правильные дела» [23, с. 65]. О.В. Евтихов в структуру лидерского потенциала включает навыки и качества лидера, обеспечивающие эффективность работы группы [8]; М.Н. Емельянова - социальный, психофизиологический эмоциональный, интеллектуальный компоненты [9]; Е.П. Ходаева - силу личности, коммуникативность, способность влиять на других, управленческие способности, экстраверсию, активность, интеллект, интуицию, гибкость, достижение цели [19]. Выделение лидерского потенциала учащихся определяет необходимость специальной работы по развитию таких качеств, как стремление к успеху, эмоциональная устойчивость, самоконтроль, уверенность в себе, эмпатия, коммутативные и организаторские способности, умение работать в команде, наличие творческого потенциала, целеполагание и целереализация [24]. Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков отмечают, что период старшего школьного возраста характеризуется становлением индивидуальности, которая раскрывается в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников. Для развития лидерского потенциала необходимо вовлекать юношей и девушек в такие виды деятельности, где они могут реализовать лидерские качества, постепенно усложняя задачи, переходя от теории к практике [20]. Одним из главных факторов развития лидерского потенциала старшеклассников является включение в социальную деятельность, социальные отношения, саморазвитие [22]. И.А. Веряскина отмечает, что развитие лидерских качеств зависит от социальных, культурных условий жизнедеятельности личности [5]. С.И. Петошина считает, что для развития лидерских качеств старшеклассников важно вовлекать их в социально значимую деятельность, например в волонтёрскую [15]. С.Г. Лабанов, Е.Н. Александренко, включая в содержание лидерского потенциала старшеклассников умение вести за собой, брать на себя ответственность, ставить новые цели, самосовершенствоваться, творчески подходить к делу, быть целеустремленным, узнавать и развивать себя и т.д., выделяют условия, в которых можно развить данные навыки - это проигрывание социальных ситуаций, событийные мероприятия, проектная деятельность [1]. Ю.В. Ануфриева отмечает, что для развития лидерского потенциала необходимо ориентироваться на личностные ценности, формировать индивидуальное мышление, развивать собственные навыки [2]. И.В. Борисова считает, что сформированность лидерского потенциала зависит от устойчивых индивидуальных личностных качеств, которые старшеклассник проявляет по отношению к другим - коммуникабельность, отзывчивость, корректность, чуткость доброжелательность [4]. По мнению Е. Гизели, лидерский потенциал связан с оценочными способностями старшеклассников. По его мнению, личностные качества лидера - это решительность, твердость, активность, самоуверенность, интеллигентность, привязанность к коллективу, самореализации, умение достигать успехов [7]. О.С. Газман отмечает, что у лидера-старшеклассника должно быть нестандартное мышление, он выдвигает новые идеи, у него глубокие знания и хороший опыт в каких-либо вопросах, он умеет импровизировать и организовать [6]. Изучая личность лидера-старшеклассника, К.Г. Касимова и Р.В. Соловьева отметили, что он внутренне собран, хорошо соотносит личные и групповые ценности, преодолевает трудности, использует собственный опыт для достижения цели, открыт к получению новых знаний [11]. Старшеклассник-лидер обладает уверенностью в себе, эмоциональным интеллектом, креативностью, целеполаганием и целереализацией, умением решать проблемы, коммуникабельностью, мотивацией достижения успеха, организаторскими способностями, влиянием на окружающих. А.М. Кунакбаева отмечает важность поиска наиболее эффективных способов развития лидерских качеств у старших школьников [13]. Л.И. Уманский описал шесть типов ситуативных лидеров в зависимости от выполняемых ролей: лидер-инициатор, организатор, генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, эрудит, умелец [25, с. 160]. Проведенный анализ показал, что проблема, изучаемая нами, не являлась предметом специального исследования в работах других ученых. Материалы и методы Исследование было проведено на базе МКУ «Подростково-молодёжный центр «Мечта» города Кимовска и МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников по теме); эмпирические (тесты, опросные методы, психолого-педагогический эксперимент; методы математической статистики. Для исследования сформированности лидерских качеств старшеклассников использовались следующие методики: диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест-опросник мотивации достижения А. Мехрабиана, методика «Я - лидер» Е.С. Фёдорова и О. В. Ерёмина, методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект», методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников. Формирующий эксперимент предполагал разработку и реализацию программы «Школа лидера-наставника», которая состояла из 16 занятий. Основными методами реализации программы являлись методы активного социально-психологического обучения: дискуссионные методы (дискуссия, круглый стол, дебаты), игровые методы (ролевая игра), элементы тренинга, арт-терапии. Каждое из занятий программы состояло из приветствия, основного содержания занятия, подведения итогов и рефлексии. В конце обучения по программе предполагалось участие в конкурсе «Лидер Кимовского района», деятельность членов молодежного совета в своих образовательных организациях в качестве руководителей направлений РДШ. Был проведен семинар для педагогов «Сельская школа и РДШ: особенности и перспективы взаимодействия». Результаты В МКУ «Подростково-молодёжный центр «Мечта» города Кимовска Тульской области в исследовании приняли участие члены молодежного совета, актива Российского движения школьников в количестве 21 человека в возрасте 15-17 лет. Молодежный совет создан с целью развития ученического самоуправления, изучения проблем молодежи и проектирования путей их решения. Молодежный совет состоит из активных и целеустремленных старшеклассников, которые своим личным примером способствуют формированию активной гражданской позиции среди сверстников. Члены совета, как правило, уже обладают определенными лидерскими качествами, но им необходимо дать теоретические и практические знания, на которые они будут опираться при работе руководителями направлений РДШ в образовательных учреждениях города. Проведем сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Сопоставление количественных данных по методике лидерских способностей Е. Жарикова и Е. Крушельницкого представлено на рисунке 1. Рис.1 Сравнительный анализ результатов изучения лидерских способностей Анализ реализации программы «Школа лидера-наставника» показал, что высокий уровень развития лидерских качеств приобрели по сравнению с констатирующим этапом эксперимента еще 9% респондентов. 7 старшеклассников из молодёжного совета на заключительной стадии работы имели высокий уровень выраженности лидерских качеств, средне выражены лидерские качества с тенденций на повышение были выявлены у 61% участников. Только 5% испытуемых на контрольном этапе показали слабый уровень развития лидерского потенциала (один участник программы Максим Б. не был заинтересован в повышение уровня лидерского потенциала, и часто пропускал занятия). Если на констатирующем этапе исследования старшеклассников с низким уровнем лидерского потенциала было 19 %, то на контрольном их количество снизилось до 5%. Результаты использования Т - критерия Вилкоксона к полученным по этой методике данным представлены в таблицах 1 - 3. Таблица 1 Первый шаг в подсчете T-критерия Вилкоксона – вычитание каждого индивидуального значения «до» из значения «после» До измерения, tдо После измерения, tпосле Разность (tдо-tпосле) Абсолютное значение разности 28 33 5 5 30 35 5 5 23 30 7 7 29 35 6 6 28 31 3 3 36 37 1 1 31 36 5 5 34 34 0 0 24 29 5 5 27 30 3 3 21 24 3 3 32 35 3 3 27 30 3 3 36 38 2 2 38 39 1 1 23 30 7 7 36 36 0 0 31 35 4 4 33 35 2 2 29 31 2 2 36 37 1 1 Исключим нулевые сдвиги. Так как в матрице имеются связанные ранги (одинаковый ранговый номер) 1-го ряда, произведем их переформирование. Переформирование рангов производиться без изменения важности ранга, то есть между ранговыми номерами должны сохраниться соответствующие соотношения (больше, меньше или равно). Также не рекомендуется ставить ранг выше 1 и ниже значения равного количеству параметров (в данном случае n = 19). Результаты переформирования рангов показаны в таблице 2 Таблица 2 Второй шаг в подсчете T-критерия Вилкоксона переформирование рангов Номера мест в упорядоченном ряду Расположение факторов по оценке эксперта Новые ранги 1 1 1.5 2 1 1.5 3 2 4.5 4 2 4.5 5 2 4.5 6 2 4.5 7 3 9 8 3 9 9 3 9 10 3 9 11 3 9 12 4 12 13 5 14.5 14 5 14.5 15 5 14.5 16 5 14.5 17 6 17 18 7 18.5 19 7 18.5 H0: Показатели после проведения эксперимента превышают значения показателей до эксперимента. H1: Показатели после проведения эксперимента меньше значений показателей до эксперимента. Таблица 3 Третий шаг в подсчете T-критерия Вилкоксона - сумма рангов До измерения, tдо После измерения, tпосле Разность (tдо-tпосле) Абсолютное значение разности Ранговый номер разности 28 33 5 5 14.5 30 35 5 5 14.5 23 30 7 7 18.5 29 35 6 6 17 28 31 3 3 9 36 37 1 1 1.5 31 36 5 5 14.5 24 29 5 5 14.5 27 30 3 3 9 21 24 3 3 9 32 35 3 3 9 27 30 3 3 9 36 38 2 2 4.5 38 39 1 1 1.5 23 30 7 7 18.5 31 35 4 4 12 33 35 2 2 4.5 29 31 2 2 4.5 36 37 1 1 1.5 Сумма 190 Проверка правильности составления матрицы на основе исчисления контрольной суммы рассчитывается по формуле 1 ∑xij = (1+n)n2 = (1+19)192 = 190 (1) Сумма по столбцу и контрольная сумма равны между собой, значит, ранжирование проведено правильно. Теперь отметим те направления, которые являются нетипичными, в данном случае – отрицательными. В Таблице эти направления и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих «редких» направлений составляет эмпирическое значение критерия Т рассчитывается по формуле 2 T=∑Rt=0 (2) По таблице Приложения находим критические значения для Т-критерия Вилкоксона для n=19: Tкр=37 (p≤0.01) Tкр=53 (p≤0.05) Зона значимости в данном случае простирается влево, действительно, если бы "редких", в данном случае положительных, направлений не было совсем, то и сумма их рангов равнялась бы нулю. В данном же случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр(0,01). Гипотеза H0 принимается. Показатели после эксперимента превышают значения показателей до эксперимента. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Мотивация достижения» А. Мехрабиана показал, что на заключительном этапе эксперимента 64% старшеклассников продемонстрировали стремление к успеху (на констатирующий этот показатель был равен 31%), 36% - избегание неудач (ранее было 69%). Таким образом, после бесед, занятий, упражнений у членов молодежного совета значительно вырос уровень стремления к успеху, появилось стремление к развитию лидерского потенциала. Появилось желание проявить себя, добиваться намеченных целей, получать оценку близких и значимых людей. Многие качества развились благодаря знаниям теории лидерства, основ организаторской деятельности, взаимодействия в коллективе, особенностей публичного выступления, планирования работы, проектирования мероприятий. Сравнительный анализ результатов по методике изучения коммуникативных и организаторских склонностей представлен на рисунках 2 и 3. Рис. 2. Сравнительный анализ результатов исследования по методике КОС Данные контрольного этапа исследования показывают, что низкий и средний уровень развития коммуникативных склонностей отсутствует, показатели среднего уровня развития коммуникативных способностей старшеклассников понизились на 9%, на 19% повысился высокий уровень и на 14 % очень высокий уровень коммуникативных склонностей старшеклассников. Увеличение положительного значения по шкале «коммуникативные способности» указывает на то, что для достижения цели старшеклассник будет использовать свои внутренние ресурсы, сформирована уверенность в себе. Рис. 3. Сравнительный анализ результатов исследования организаторских склонностей старшеклассников Данные контрольного этапа исследования показывают, что низкий уровень и уровень ниже среднего в развитии организаторских склонностей отсутствуют. Средний уровень организаторских склонностей старшеклассников повысился на 4%, также на 19 % повысился высокий уровень и очень высокий уровень организаторских склонностей. Ребята проявляют свои способности в реализации своего лидерского потенциала в творчестве и учебе. Сравнительный анализ результатов по методике «Эмоциональный интеллект» Н. Холла представлен на рисунке 4. Рис. 4. Количественные показатели диагностики эмоционального интеллекта Н. Холла на констатирующем и контрольном этапе эксперимента Из полученных данных на контрольном этапе исследования, можно сделать вывод, что высокий интегративный уровень эмоционального интеллекта повысился на 23%, высокий уровень управления эмоциями вырос на 24%. 57 % испытуемых показали высокий уровень сопереживания другим, 62% - высокий уровень управления своим поведением. Сравнительный анализ результатов диагностики по методике «Я - лидер» представлен на рисунке 5. Рис. 5 Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Я - лидер» Данные, полученные в результате исследования, определяют развитость лидерских качеств и позволяют сделать вывод о том, что после прохождения программы «Школы лидера-наставника», увеличились многие показатели, например, на 19% больше испытуемых научились управлять собой, больше половины - осознали свои цели, теперь знают, чего хотят. Увеличилось количество старшеклассников с наличием творческого подхода (с 43% до 52%). Умение работать с группой стало присуще 43% участникам молодежного совета. Лидерские качества проявились в разных направлениях: в волонтёрской деятельности, в наставничестве старших над младшими, в творчестве. Сравнительный анализ результатов исследования показал эффективность разработанной и апробированной программы «Школа лидера-наставника», которая реализовалась с целью создания психолого-педагогических условий для развития лидерского потенциала старшеклассников. Программа проводилась в течение года и была нацелена на решение следующих задач: формирование лидерских компетенций, развитие эффективных лидерских отношений, создание условий для проявления лидерского потенциала в различных направлениях РДШ, повышение лидерского статуса старшеклассников в группе. В своей основе она имела компетентностный и личностно - ориентированный подход. Программа "Школа лидера - наставника" включала в себя теоретическую («Лидер и лидерство», «Социально-психологические особенности подросткового лидерства», «Лидерство как фактор функционирования группы», «Наставничество для детей и молодежи» и др.) и практическую («Качества лидера. Качества наставника», «Дети - детям», «Наставничество как новый тип лидерства», «Научился сам – научи другого: игры на развитие лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей, умение работать в команде и т.д.) части. Программа предполагала, с одной стороны, работу с членами молодежного совета, с другой, – взаимодействие членов молодежного совета с учащимися школ. Первая часть программы была реализована в рамках семинара для членов молодежного совета: «Наставничество как новый тип лидерства», который проводился с целью развития навыков коммуникативной компетентности через интерактивное взаимодействие в пространстве игры и творчества молодежного совета и учащихся школ. Семинар предполагал создание командного пространства, работу в разных микрогруппах, арт-мастерские и мастерские командообразования, обучающие, проектные и рефлексивные сессии. В рамках игры участники проходили станции «Волонтер», «Лидер», «Наставник», обсуждая и развивая соответствующие качества. При этом члены молодежного совета работали по направлениям. Каждое направление включало в себя теоретический материал, диагностический инструментарий и развивающие занятия. Вторая часть «Школы лидера-наставника» предполагала апробацию представленных материалов с учащимися на базе школ с целью развития активной жизненной позиции, социально значимых инициатив, создание новых плоскостей для развития и саморазвития старшеклассников. Планировалась организация стажировочных площадок в сельских школах. Для оценки приобретенных умений и навыков был проведен конкурс лидеров. Содержание программы «Школа лидера-наставника» дало возможность развивать личность и индивидуальность старшеклассников, на практике участники молодёжного совета приобрели конкретные лидерские умения и навыки. В ходе реализации программы показали свою эффективность следующие формы и методы: дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, тренинги, конкурсы (районные, областные и всероссийские), проигрывание ситуаций, встреча с интересными людьми, самопрезентация и др. Старшеклассники с удовольствием участвовали в дискуссиях и обсуждениях, где необходимо было моделировать и анализировать разные ситуации, высказывать, защищать свою и коллективную точку зрения. Было выявлено, что в ходе реализации программы у старшеклассников формируются многие жизненно важные навыки и умения: коммуникативные (ребята учились работать в команде, развивали ораторские умения, осваивали принципы построения взаимоотношений); проектировочные (планировали свою и общественную деятельность, выбирали способы достижения); аналитические (анализировали и оценивали информацию, учились критически мыслить); исследовательские (определяли проблему, искали пути ее решения, предлагали свои собственные идеи); рефлексивные (исследовали себя, самостоятельно корректировали и развивали свои качества). На базе МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тепло-Огаревского района Тульской области в исследовании приняли участие педагоги данной школы в количестве 20 человек, с которыми был проведен семинар по развитию РДШ в сельской школе «Сельская школа и РДШ: особенности и перспективы взаимодействия». Семинар выстраивался по следующим направлениям: презентация проектов РДШ, акций в формате Дней единых действий, создание местных отделений РДШ. В рамках семинара большое внимание уделялось подготовке наставников для РДШ. Обсуждались требования к наставникам: «Какой должен быть наставник по направлениям РДШ?», «Как и чем заинтересовать подростка и повести за собой?», «Что интересно современным подросткам?», «Как найти общий язык и включить подростка в направления РДШ?» и т.д. Сложившийся образ жизни в условиях сельской местности, замкнутость, некая автономия, отдаленность от городских культурных и образовательных центров во много усложняет решение проблемы развития лидерских качеств учащихся. Развивающий досуг сельской молодежи связан с образовательным учреждением. Осложняется описанная выше ситуация отсутствием в условиях села педагогов, владеющих современными технологиями работы с детьми и молодёжью, способных и готовых увлечь, заинтересовать, повести учащихся за собой. Положительные аспекты особенностей функционирования сельской школы связаны с более близкими контактами детей и педагогов, практической направленностью обучения и воспитания и т.д Результаты семинара способствовали поиску новых путей при решении проблемы организации досуга с детьми и молодежью на селе по направлениям Российского движения школьников. Активно использовался положительный опыт, успешные практики работы городских школ. Были обновлены мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, по активизации профессионального самоопределения учащихся, детского самодеятельного творчества, формированию здорового образа жизни и т.д. Большое внимание было уделено работе с активом РДШ на базе сельских школ. Для них были разработаны и апробированы занятия с элементами тренинга по развитию лидерских качеств, мастер-классы по разработке социально значимых проектов, деловая игра по профессиональному самоопределению и т.д. С педагогами и активом старшеклассников школы были проведены 4 мастер-класса по направлениям РДШ: мастер-класс «Выбор будущей профессии» (личностное развитие), мастер-класс «Добровольческая акция» (гражданская активность), мастер-класс «Дети войны» (военно-патриотическое направление), мастер-класс «Создаем школьную газету» (информационно-медийное направление). Например, в рамках мастер-класса «Создаем школьную газету» был проведен конкурс классных уголков, боевых листков по итогам ряда мероприятий, разработан макет школьной газеты. Итогом стал выпуск и размещение на сайте школы информационного бюллетеня «Мы в команде РДШ». По итогам мастер-класса «Добровольческая акция» разработана и проведена акция «Забота», которая предполагала организацию и проведение общественно полезных мероприятий: посадка деревьев, уборка школьной территории, благоустройство памятников, проведение уроков добра; проведение акций по сбору книг, игрушек для оказания адресной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, пропаганда здорового образа жизни и проведение спортивных мероприятий. Мастер-класс «Выбор будущей профессии» реализовывался в двух направлениях: первое предполагало проведение мероприятия с элементами спортивно-туристической деятельности «Есть такая профессия – Родину защищать», второе - профориентационные занятия «Темперамент и профессия», «Классификация профессий», «Профессия. Специальность. Должность», «Острова профессий» и т.д. Мастер-класс «Дети войны» (военно-патриотическое направление) выстраивался на основе изучения биографий героев - ровесникам сегодняшним мальчишкам и девчонкам: Валя Паршутин, Саша Дубов Коля Венедиктов, Дима Анкудинов; братья Слава и Володя Горшковы и т.д. Мастер-классы носили развивающий характер, были направлены на развитие лидерских качеств учащихся при включении в направления Российского движения школьников. По итогам проведенных мероприятий, среди достигнутых качественных показателей были выделены следующие: создана благоприятная воспитательная среда – детско-взрослая общность в рамках функционирования Российского движения школьников, позволяющая сформировать личность и индивидуальность на основе присущей российскому обществу системы ценностей и позволяющая максимально реализовать способности и возможности участников РДШ; созданы условия для развития творческих и интеллектуальных возможностей учащихся; рост профессиональной компетентности педагогических кадров; повышена результативность учебного и воспитательного процессов; формирование гражданской активности, военно-патриотическое воспитание, индивидуально-личностное и творческое развитие детей и молодежи; развитие мотивации участия в деятельности РДШ, объединение уже существующих детских движений в школе, лучших практик в области воспитания подрастающего поколения, профилактики девиантного поведения. Таким образом, ожидаемые результаты были достигнуты: старшеклассники научились применять теории лидерства на практике; реализовывать себя в качестве лидеров молодежных общественных объединений; вовлекать учащихся в направления РДШ. Молодежный совет теперь состоит из активных и целеустремленных старшеклассников, которые своим личным примером способствуют формированию активной гражданской позиции сверстников. Педагоги приобрели опыт развития молодежных инициатив на базе направлений Российского движения школьников. Заключение Лидерский потенциал старшеклассника представляет собой совокупность способностей и личностных качеств, проявляющихся в ситуациях взаимодействия в группе и позволяющих ему самореализоваться как лидеру. Старший школьный возраст является важным этапом становления личности, так как именно в данный период происходит переход от «детства» к «взрослой жизни». С этим переходом связаны проблемы самоопределения, становления мировоззрения и др. Старшеклассники особо активны, их энергия и деятельность должны идти во благо окружающим. Необходимо увидеть их лидерский потенциал и создать условия для его реализации в социально-значимой деятельности. Управление лидерским потенциалом старшеклассников будет эффективнее, если учитывать социально-возрастно-психологические особенности старшеклассников; оказывать психолого-педагогическую поддержку в развитии лидерских качеств старшеклассников; внедрять инновационные технологии развития лидерских качеств; включать старшеклассников в реальные ситуации, где они смогут проявить себя в позиции наставника. На основе полученных эмпирических результатов мы разработали рекомендации по формированию лидерских качеств старшеклассников: - совместно с учебным заведением и органом самоуправления создать условия для формирования лидерских качеств у старшеклассников; - старшеклассники должны быть готовыми к интеллектуальному, профессиональному, социальному труду; - необходимо развивать лидерские качества в рамках различных социальных и творческих мероприятий, а также вовлекать молодежь в общественную деятельность; - поддерживать общественные инициативы и проекты детей и молодёжи; - учитывать индивидуально-личностные особенности учащихся; - создавать условия, чтобы старшеклассники могли проявить себя в качестве лидера, наставника в ситуациях, где они смогут применить свои умения и навыки: быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы; - проводить мероприятия, направленные на формирование отношений дружбы, повышения лидерских качеств; - принимать участие в городских, региональных конференциях, во всероссийских конкурсах, мероприятиях, посвященных лидерам; - обучать старшеклассников умению занимать лидерскую позицию посредством тренингов, игр, упражнений, через лекции, беседы и встречи, формировать образ современного, востребованного в нашем обществе лидера; - посредством психологических тестов проводить диагностику и выявлять проблемы, чтобы формировать лидерские качества у старшеклассников, склонных занимать лидерскую позицию; - стимулировать у старшеклассников желание быть лидером и реализовать себя в условиях своей малой родины; - развивать социальные компетенции лидера: культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать мнения всех участников группы, давать советы, уважать других людей, оказывать им поддержку и т.п.