Full text
Введение На современном этапе развития отечественного образования вопрос воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса встает достаточно остро. Объясняется это устойчивыми негативными тенденциями ухудшения физического состояния детей и подростков, их психического здоровья [1, 2, 3]. В целом в настоящее время в стране практически отсутствуют регионы с показателями благоприятной динамики по психическому здоровью у детского и подросткового населения (В. Р. Кучма, О.И. Янушанец). Решение вопроса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни представляется нам возможным с помощью организации системы педагогического просвещения всех участников образовательно-воспитательного процесса. В данном случае речь идет о воспитании культуры здорового и безопасного образа жизни педагогов разной профессиональной направленности, других сотрудников образовательных учреждений (социальных работников, логопедов, дефектологов, тьюторов и др.) и самих учащихся, что является весьма актуальным в современных условиях развития общества, активной перестройки системы образования и воспитания на принципах нравственности, воспитания личности, способной к социальной адаптации, эмоционально-волевой устойчивости, грамотной ориентации в цифровом пространстве [3, 4, 5]. Обзор литературы Накопленный опыт педагогического просвещения свидетельствует о значительных резервах совершенствования пропаганды, о сложностях процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни. Если коснуться истории педагогического просвещения населения, можно отметить формальный подход к организации пропаганды. Реальные познавательные интересы и потребности отдельных групп населения – педагогов разной профессиональной направленности, учащихся – остаются неудовлетворенными. По этой причине интерес к пропагандируемым знаниям во многих случаях пропадает. На сегодняшний день остается неудовлетворенным дефицит психолого-педагогических и естественнонаучных знаний, формирующих активную позицию личности в воспитании общей культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [4, 5, 6]. Дефицит психолого-педагогических и естественнонаучных знаний у педагогов, у других сотрудников образовательных учреждений, а также у учащихся вызывает ряд негативных последствий: - низкую информированность населения о сущности, основных целях, задачах воспитания подрастающего поколения граждан РФ, о стратегической значимости успешного решения этой проблемы для становления личности каждого россиянина, настоящего и будущего развития России; - снижение возможности практического осуществления воспитательного воздействия на подрастающее поколение; - не содействие каждому взрослому как воспитателю подрастающего поколения в организации необходимого для этого образования и самообразования и самовоспитания, действенных мотивов соответствующего развития личности, нравственности, гражданской ответственности; - ослабление взаимодействия образовательных учреждений и семьи; - снижение воспитательного потенциала семьи; - неинтенсивное протекание процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни. Организация системы педагогического просвещения, мобилизация междисциплинарных сил психолого-педагогических и естественных наук и практики необходима для: - анализа здоровьесозидающей деятельности образовательных организаций на современном этапе; - анализа реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье и связанные с ним процессы; - оценки эффективности использования различных моделей, программ здоровьесбережения и безопасности в условиях образовательных учреждений [5, 6, 7]. - разработки конкретного комплекса мер, направленных на повышение воспитательного потенциала педагогов и родителей, подготовки программ, учебных пособий для соответствующей ступени образования; - изучения, экспертизы, обобщения и распространения положительного опыта междисциплинарного образования; - создания инновационного банка учебно-воспитательных программ в пределах проблематики системы; - обеспечение необходимым научно-методическим комплексом работников, непосредственно осуществляющих процесс психолого-педагогического обучения и информирования населения; - организации подготовки кадров для непосредственной работы на соответствующей ступени образования. Основные направления деятельности: - составление и обновление программ подготовки будущих педагогов, психологов, социальных работников, действующих педагогических кадров, просвещение родителей с учетом региональных, культуральных, этнопедагогических традиций, конкретных запросов населения и отдельных групп; - постоянное совершенствование научно-методического обеспечения психолого-педагогического обучения и информированности населения и внедрение его в практику посредством использования позитивных отечественных и зарубежных разработок вопросов теории и практики непрерывного образования взрослых, в части их психолого-педагогической подготовки; - систематический самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности и иной деятельности в рамках структурного подразделения с целью необходимой коррекции осуществления этой деятельности; - межсекторальное взаимодействие с организациями, действующими в русле решения стратегических задач системы; - координация усилий в рамках системы; - организация финансового обеспечения [8, 9]. Для успешного создания и реализации системы педагогического просвещения необходимо сформулировать методологические основания, создать условия для обеспечения здоровья детей и подростков в образовательных организациях, наметить результаты, определить направления (тенденции). Методология. Методологические основания для организации и реализации системы педагогического просвещения с целью воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса следующие: - феномен индивидуального здоровья человека (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, Э. М. Казин и др.); - применение совокупности трех стратегий: сохранение здоровья, укрепление здоровья, развитие здоровья [8, 9, 10]; - междисциплинарный (Д. И. Фельдштейн, Г. П. Щедровицкий, В. М. Полонский, Е. В. Бондаревская и др.) [10, 11]; - приоритетными в реализации сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся (воспитанников) являются: аксиологический (О. С. Анисимов, М. В. Богуславский и др.); антропологический (Б. Г. Ананьев, В. Франкл, В. А. Сластенин, Б. М. Бим-Бад и др.); средовый (С. В. Алексеев, И. К. Шалаев, В. Я. Ясвин, В. И. Слободчиков, С. В. Тарасов и др.) [10, 11, 12]; - системно-деятельностный – позволяющий рассматривать сохранение, укрепление и развитие здоровья ребенка в образовательной организации как систему, процесс и результат (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина; В. И. Слободчиков и др.) [12, 13, 14]; - компетентностный (А. П. Тряпицына, О. Е. Лебедев, И. А. Зимняя, С. Г. Вершловский и др.) [15, 16, 17]; - культурологический (В. П. Казначеев, З. И. Тюмасева, Л. Г. Татарникова и др.) [17, 18]; - личностно-ориентированный (Л. С. Выготский, Е. В. Бондаревская и др.). Результаты и их описание. Эффективность работы по организации системы педагогического просвещения с целью воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования, возможна, если мероприятия проводятся в течении длительного периода, деятельность непрерывна и результаты представлены грамотно. Отметим ведущие принципы по организации системы педагогического просвещения: комплексность, системность, целостность, динамичность, репрезентативность, методическое единство, наличие обратной связи. Обозначим направления работы в сфере организации системы педагогического просвещения воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни в ОО: - организация образовательно-воспитательной работы (программы, учебные дисциплины); - организация медико-гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной работы; - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование здорового образа жизни; - просветительская и методическая работа с педагогами, другими членами педагогического коллектива, родителями; - создание учебно-практического научно-просветительского центра, - создание комплексных профилактических программ, моделей на уровне школы/вуза, оценка их эффективности; - организация учебно-исследовательского кружка; - организация проектной деятельности; - организация выставок, конкурсов; - организация тематических олимпиад; - публикации, издание научных и методических материалов; - организация конференций, семинаров, круглых столов; - участие в конференциях; - организация и проведение курсов переподготовка и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров; - координация инновационной деятельности (ИД) ОО; - изучение результативности здоровьесозидающей и здоровьесозидающей деятельности ОО [19,20,21]. При этом первым и одним из важных направлений работы стоит выделить разработку учебных программ для системы непрерывного образования, которые включают естественно-научный и психолого-педагогический блоки. То есть организация педагогического просвещения должна быть организована для всех субъектов образовательного процесса, в процессе всего цикла профессиональной деятельности и основана на междисциплинарных исследованиях. Для решения указанных задач в данном направлении нами разработаны учебные программы, которые состоят из учебных модулей «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Здоровьесберегающие технологии в образовании». Примеры рабочих программ Программа № 1 «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Содержание теоретических занятий Тема 1. Введение Предмет и задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены, методы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие анатомии, физиологии и гигиены. Тема 2. Рост и развитие детского и подросткового организма Онтогенез, его периоды. Понятие дизонтогенеза. Психический дизонтогенез. Основные теории онтогенеза (теория И.А. Аршавского, П.К. Анохина). Рост и развитие детского организма. Критические и сенситивные периоды онтогенеза. Возрастные особенности адаптации детей и подростков к факторам окружающей среды. Акселерация и ретардация развития детей и подростков. Возрастная периодизация. Паспортный и биологический возраст. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Тема 3. Физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность: возрастные особенности Регуляция функций в организме. Филогенез регуляторных механизмов. Гуморальная регуляция функций, роль биологически активных веществ в гуморальной регуляции. Нервная регуляция функций. Единство нервной и гуморальной регуляции функций организма. Фило - и онтогенез нервной системы. Нейрон, его строение и функции. Свойства нервных клеток. Механизмы возбуждения и торможения. Синапс, классификация, работа. Свойства синапсов. Понятие нервного центра. Центральная нервная система. Ствол мозга, строение, функциональное значение. Конечный мозг. Подкорковые ядра, их функция. Кора больших полушарий, морфо-функциональная характеристика. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения. Основные принципы координационной деятельности нервной системы. Рефлекторный принцип поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Физиологические механизмы целенаправленного поведения. Развитие поведения в онтогенезе. Понятие коммуникативного поведения, его вектор. Тактильная чувствительность, ее роль в коммуникативном поведении. Становление коммуникативного поведения в онтогенезе. Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Формирование типов высшей нервной деятельности у детей и подростков. Физиологические механизмы памяти и внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Классификация памяти, основные теории памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Сон, его значение, структура, потребность человека во сне. Теории сна и сновидения. Особенности сна в разные периоды онтогенеза. Эмоции и мотивации. Классификация эмоций. Современные представления о физиологических механизмах эмоций. Развитие эмоций в онтогенезе. Организация и общие свойства сенсорных систем. Значение сенсорных систем в психомоторном развитии ребенка. Периферическое звено сенсорных систем, рецепторы, классификация, свойства. Кодирование и передача информации в сенсорных системах. Центральное звено сенсорных систем. Значение зрительной сенсорной системы. Общий план строения. Периферический отдел, строение глаза, Формирование изображения на сетчатке. Аккомодация, механизм аккомодации, Рефракция глаза, виды клинической рефракции. Фоторецепция. Центральное и периферическое зрение. Корковый отдел зрительной системы. Развитие зрительной системы. Профилактика нарушений зрения. Значение слуховой сенсорной системы. Общий план строения. Периферический отдел, строение уха, слуховые рецепторы. Кодирование и передача информации в слуховой системе. Теории слуха. Корковый отдел слуховой сенсорной системы. Развитие слуховой сенсорной системы. Профилактика нарушений слуха. Тема 4. Строение, функции и гигиена опорно-двигательного аппарата: возрастные особенности Опорно-двигательный аппарат, его строение и значение. Развитие, строение и классификация костей. Возрастные особенности физических свойств и химического состава костной ткани. Типы соединения костей, их значение. Скелет туловища, строение позвонка. Позвоночный столб как единое целое, возрастные особенности его формы. Скелет черепа, возрастные особенности, роль родничков. Скелет конечностей, возрастные особенности. Виды мышечной ткани. Строение скелетной мышцы (макро- и микроскопическое). Роль двигательной деятельности ребенка в психомоторном развитии. Основные мышцы и группы мышц головы, туловища, конечностей. Динамическая и статическая работа мышц. Влияние мышечной работы на функциональное состояние функциональных систем организма. Формирование в онтогенезе функциональных свойств скелетной мышечной ткани (сила, быстрота, ловкость, выносливость). Развитие двигательной активности и координации движений. Физическое развитие детей и подростков, взаимосвязь с психическим развитием. Методы исследования физического развития. Показатели физического развития. Физическое развитие и здоровье ребенка, их взаимосвязь. Физическая работоспособность, ее динамика. Особенности физической работоспособности у детей разного возраста. Утомление, профилактика утомления. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к школьной мебели, освещению, одежде и обуви. Роль физической культуры в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата. Тема 5. Строение, функции и гигиена крови, органов кровообращения и дыхания: возрастные особенности. Общий план строения и функции кровеносной системы. Круги кровообращения. Артерии и вены, особенности их строения. Микроциркуляторное русло, его состав и функциональное значение. Сердце как центральный орган кровеносной системы. Строение сердца, возрастные особенности. Свойства сердечной мышцы. Цикл сердечной деятельности, показатели работы сердца. Регуляция деятельности сердца, возрастные особенности. Объемная и линейная скорость кровотока. Систолическое и диастолическое давление. Системная регуляция кровяного давления. Тонус парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы, возрастные особенности. Особенности кровообращения плода. Кровь, ее состав функции. Плазма крови ее свойства, осмотическое и онкотическое давление, pH плазмы. Буферные системы крови, возрастные особенности. Соединения гемоглобина. Лейкоциты, классификация, функции, лейкоцитарная формула. Иммунитет, виды иммунитета. Возрастные особенности лейкоцитов. Тромбоциты, особенности строения, функциональное значение, возрастные особенности. Свертывание крови как защитная реакция. Группы крови, R-фактор, резус конфликт, функциональное значение. Лимфа, ее состав, функциональное значение. Значение и общая схема строения дыхательной системы. Дыхательные пути, их строение, значение, возрастные особенности. Легкие, сегментарное строение, значение легких. Ацинус как структурная единица легких. Плевра, ее строение, плевральная полость, значение в дыхании. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких, возрастные особенности. Биологическая емкость легких. Механизм газообмена в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Дыхательный центр, его значение. Рефлекторные и гуморальные влияния на работу дыхательного центра. Первый вдох новорожденного, его причины, асфиксия. Тема 6. Строение, функции и гигиена пищеварительной и выделительной систем: возрастные особенности Значение пищеварения для организма. Строение системы органов пищеварения. Виды пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, возрастные особенности. Рефлекторная и гуморальная регуляция слюноотделения. Желудок, его строение, возрастные особенности. Пищеварение в тонком кишечнике, возрастные особенности, роль пристеночного пищеварения. Всасывание продуктов расщепления белков, жиров и углеводов в тонком кишечнике. Толстый кишечник, его функциональное значение. Роль микрофлоры и микрофауны толстого кишечника. Значение обмена веществ и энергии. Возрастные особенности потребности в липидах. Регуляция липидного обмена. Обмен углеводов. Роль углеводов. Потребность в углеводах, возрастные особенности. Регуляция обмена углеводов. Водно-солевой обмен. Роль воды и минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Витамины, их роль. Классификация витаминов. Возрастные особенности потребности в витаминах. Регуляция водно-солевого обмена. Энергетический обмен, возрастные особенности. Основной обмен, специфическое динамическое действие пищи, рабочая прибавка. Исследование энергетического обмена. Особенности питания детей и подростков. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Состав и значение системы органов выделения. Мочевыделительная система. Строение почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Нефрон как структурно-функциональная единица почки. Механизм диуреза, клубочковая фильтрация, канальциевая реабсорбция. Возрастные особенности диуреза. Неспецифическая функция почек. Регуляция диуреза. Кожа, ее строение. Выделительная функция кожи. Кожа как рецептивное поле. Закаливание ребенка. Тема 7. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы. Здоровьесберегающие технологии. Законодательные акты и нормативными документами в области гигиенических требований к организации учебно-воспитательной работы. Составление расписания занятий в соответствии с возрастом обучающихся, требования, предъявляемые к длительности занятий, перерывам, прогулкам, уровню освещенности, шума, эргономическая мебель, организация питания. 2.3. Семинарские занятия Семинарское занятие № 1. Тема: Онтогенез, закономерности роста и развития ребенка. Цель: Закрепить понятийный аппарат. Описание занятия: Работа с раздаточными материалами. Групповое обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и обсуждение видеороликов, посвященных разным аспектам онтогенеза человека. Знакомство с микропрепаратами и анатомическими макетами. Семинарское занятие № 2. Тема: Нервная система человека, структурно-функциональные и возрастные аспекты. Цель: закрепить знания о структуре и функциях основных отделов нервной системы человека и их развитии в онтогенезе. Описание занятия: Работа с анатомическими муляжами и макетами, анатомическими программами-симуляторами, изучение микропрепаратов. Самостоятельное изучение анатомических и гистологических схем, рисунков, фотографий, предоставленных преподавателем Обсуждение поставленных вопросов. Семинарское занятие № 3. Тема: Понятие об основных свойствах нервной системы и типе высшей нервной деятельности: возрастные аспекты. Цель: Закрепить понятийный аппарат. Описание занятия: Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа с тестовым материалом. Семинарское занятие № 4. Тема: Организация и общие свойства сенсорных систем Цель: Закрепить знания об организации сенсорных систем. Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Семинарское занятие № 5. Тема: Физическое развитие и здоровье ребенка, их взаимосвязь. Методы исследования физического развития. Показатели физического развития. Цель: Знакомство с показателями физического развития ребенка и основными методами его оценки. Описание занятия: просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Знакомство с методы исследования физического развития, работа с центильными таблицами, контурами развития ребенка. Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Семинарское занятие № 6. Тема: Сердечно-сосудистая и дыхательная система человека: возрастные особенности. Цель: сформировать представления об анатомо-функциональных особенностях сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и их возрастных особенностях. Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Знакомство с методы исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Обсуждение поставленных вопросов. Семинарское занятие № 7. Тема: Возрастные особенности пищеварительной системы Цель: Закрепить знания о возрастных особенностях пищеварительной системы Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных вопросов. Семинарское занятие № 8. Тема: Эндокринная система организма, ткани внутренней среды и иммунитет. Цель: Сформировать представления об онтогенетических особенностях эндокринной системы и иммунитете человека. Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, схемами, препаратами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных вопросов. Семинарское занятие № 9. Тема: Онтогенетические особенности репродуктивной системы человека. Цель: Сформировать представления об особенностях эмбрионального и постэмбрионального анатомо-функциональном развитии половой системы человека. Описание занятия: работа студентов с анатомическими муляжами, препаратами, просмотр и обсуждение видеоматериала по теме занятия. Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Решение генетических задач по наследованию признаков, сцепленных с полом, генетическое консультирование. Семинарское занятие № 10. Тема: Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы. Здоровьесберегающие технологии. Цель: Знакомство студентов с законодательными актами в области гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, здоровьесберегающими технологиями в образовании. Описание занятия: работа студентов с законодательными актами, нормативными документами в области гигиенических требований к организации учебно-воспитательной работы. Обсуждение поставленных вопросов. Программа № 2 «Здоровьесберегающие технологии в образовании» Содержание теоретических занятий Тема 1. Здоровьесберегающие технологии в образовании: теоретические основы и практическое значение Тема 2. Здоровье как междисциплинарная категория Тема 3. Диагностика (мониторинг) здоровья Тема 4. Здоровьесберегающие технологии в образовании Темы семинарских занятий Семинарское занятие № 1. Тема Введение, этапы развития и становления здоровьесбережения как науки Цель: сформировать представления об этапах развития и становления здоровьесбережения как науки в нашей стране и за рубежом. Понятийный аппарат: Этапы развития и становления здоровьесбережения как науки в нашей стране и за рубежом. Развитие технологий здоровьесбережения: теоретический и прикладной аспекты. Использование технологий здоровьесбережения в современной системе образования: проблемы и перспективы развития. Описание занятия: Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа. Примеры обсуждаемых вопросов: Дайте наиболее полное определение понятию «здоровьесберегающие технологии». Какие главные задачи решаются с помощью «здоровьесберегающих технологий» в образовании? Семинарское занятие № 2. Тема Представление о различных видах и уровнях здоровья Цель: сформировать представление о различных видах и уровнях здоровья здоровье. Описание занятия: Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа. Примеры обсуждаемых вопросов: дайте наиболее полное определение понятию «здоровье»; составьте схему по вопросу «Психологические проблемы и психические заболевания, характерные для подросткового и юношеского возраста». Семинарское занятие № 3. Тема Основные направления экспериментальных исследований здоровья в современной системе образования. Цель: познакомить студентов с основными направлениями экспериментальных исследований здоровья в современной системе образования. Описание занятия: Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа. Примеры обсуждаемых вопросов: Охарактеризуйте этические нормы психологической диагностики здоровья учащихся. Проведите диагностику психологического здоровья учащихся и проанализируйте полученные результаты. Семинарское занятие № 4. Тема Современные технологии здоровьесбережения в образовании Цель: ознакомить с основными направлениями современных технологий здоровьесбережения в образовании. Описание занятия: Обсуждение поставленных преподавателем вопросов. Просмотр и анализ видеороликов по теме занятия. Индивидуальная и групповая работа. Примеры обсуждаемых вопросов: Охарактеризуйте традиционные технологии по сохранению здоровья учащихся; подготовьте и представьте характеристику инновационных технологий здоровьесбережения по сохранению здоровья учащихся. Задания для самостоятельной работы 1. Используя материалы лекций и рекомендуемую литературу, составьте подробную структурную схему курса. Схему можно составить по разделам. 2. На протяжении изучения всего курса ведите терминологический словарь. При подготовке к занятиям, выполняя задания к самостоятельной работе, читая психологическую и педагогическую литературу, выписывайте в отдельную тетрадь определения терминов. Словарь терминов может быть составлен по разделам: «Теоретические подходы к развитию здоровьесберегающих технологий в нашей стране и за рубежом», «Здоровье как психолого-педагогическая категория», «Диагностика психологического здоровья», «Здоровьесберегающие технологии в образовании». 3. Опираясь на информацию представленную в учебниках, учебно-методических пособиях, создайте электронные презентации по темам: - История развития здоровьесбережения как науки в нашей стране и за рубежом. - Структура и содержание здоровьесбережения и здоровьесозидания как научных направлений - Диагностика уровней здоровья. - Особенности развития представлений о ЗОЖ в разные возрастные периоды. 4. Представьте основные направления современных экспериментальных исследований здоровья. 5. Выберите доступные вам учебные пособия / статьи / монографии из списка предложенной литературы и на основании представленной в них информации письменно составьте схему, иллюстрирующую методологию, методы и этапы проведения исследования различных уровней здоровья дошкольников, школьников или студентов. 6. Опираясь на информацию, представленную в учебной литературе, а так же, используя как дополнение сведения из других доступных вам источников, составьте структурную модель здоровьесберегающей / здоровьесозидающей среды в дошкольном учреждении/ школе/ вузе. 7. Используя материалы лекций, рекомендуемую литературу, проанализируйте проведение школьного урока с позиций здоровьесбережения (на примере школы родного города). 8. На основе информации, представленной в учебной литературе проведите диагностическое исследование психологического здоровья учащихся. Исследование включает количественный и качественный анализ полученного материала. По итогам его проведения напишите отчет. 9. На основе информации, представленной в учебной литературе и других доступных вам источников информации подготовьте доклад по темам: - Предмет, задачи, методы здоровьесбережения и здоровьесозидания как научных направлений. - Уровни здоровья. - Методология и методы исследований в психологии и педагогике здоровья. - Традиционные методы формирования ЗОЖ, культуры здоровья. - Инновационные методы формирования ЗОЖ, культуры здоровья. 10. Составьте конспект по теме: «Нормативно-правовое регулирование здоровьесберегающих технологий в педагогическом образовании». 11. На основе информации, представленной в учебной литературе и других доступных вам источников информации подготовьтесь к проведению круглого стола. Круглый стол проводится во время самостоятельной аудиторной работы студентов после освоения ими всех лекционных и практических занятий. Перед проведением круглого стола будет оставлено время для выработки вопросов для обсуждения по предлагаемой теме, определения количества докладчиков. Необходимо использовать презентационные материалы для наглядного подтверждения своей позиции. Возможные варианты тем (на выбор): - Этапы развития и становления здоровьесбережения и здоровьесозидания как научных направлений в нашей стране и за рубежом. - Использование технологий здоровьесбережения и здоровьесозидания в современной системе образования: проблемы и перспективы развития. - Роль знаний о здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологиях для педагогов в современной системе образовании. - Способы мотивации ведения ЗОЖ детей, подростков и молодежи в современной системе образования. - Особенности формирования навыков ЗОЖ у детей, подростков и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение В них включены лекционные, семинарские, практические занятия. В рамках программ предполагается использование следующих форм занятий: – лекционные (вводная лекция, лекция-презентация, проблемная лекция); – семинарские и практические (работа в малых группах, игровые методики, элементы арт-терапии, использование видеоматериалов); – активизации творческой деятельности (дискуссия, круглый стол, мозговой штурм, ролевые игры, метод проектов и др.); – самоуправления (самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов; создание словаря терминов по материалам разделов; защита индивидуальной программы ЗОЖ; создание профилактической программы по одному из видов зависимого поведения; подготовка презентаций по темам домашних заданий). В начале и в конце учебного модуля необходимо провести диагностирование уровня сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни студентов и их готовности к здоровьесозидающей деятельности. Научно-исследовательская работа студентов также способствует решению задач подготовки студентов к использованию в своей работе здоровьесозидающих технологий, воспитанию и самовоспитанию культуры здорового образа жизни. Также сегодня используются информационные технологии при организации коммуникации со студентами для предоставления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта; on-line консультации), использование мультимедиа-средств при проведении лекционных, семинарских и практических занятий. Заключение В целом стоит подчеркнуть, что создание и реализация системы педагогического просвещения, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни должны реально стать приоритетными направлениями деятельности образовательных учреждений.