Full text
Введение Именно содержательное наполнение учебных планов и рабочих программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре определяет результативность обучения [4]. В настоящей статье основное внимание уделяется универсальным компетенциям. Универсальные компетенции – это качества личности, от которых зависит ее успех практически во всех областях профессиональной деятельности. Например, такие качества как способность ставить цели и достигать их, коммуникабельность, аналитические способности, лидерские качества, умение создавать и осуществлять проекты и др. [1]. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования Основными источниками по проблеме исследования являются программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на базе вузов США [2]: The California Institute of Technology [3], Harvard University [4], Massachusetts Institute of Technology [5], Princeton University [6], Stanford University [7], University of Chicago [8], Yale University [9], University of California-Santa Barbara [10], The University of California, Berkeley [11], Alabama A&M University [12], Georgetown University [13], University of Mary Washington [14], University of Tennessee [15]. В качестве материала для анализа также послужили труды американских исследователей на английском языке. Многие научные статьи зарубежных ученых затрагивают тематические вопросы, решаемые в процессе обучения аспирантов. Так, М. Маринкович, Д. Простко, Ф. Стаут исследуют вопросы, касающиеся содержательного наполнения и практической реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре [16, с. 4]. В научных работах Д. Элис и В. Купа представлен всесторонний обзор аспирантских программ на базе вузов США и определен перечень общепрофессиональных компетенций [17, с. 123]. Другие американские исследователи Д. Шонветтэр и К. Тэйлор проводят ежегодное анкетирование аспирантов, обучающихся по одной из сертификационных программ, ранжируя освоенные компетенции по степени их важности [18]. Критерии оценки степени важности компетенций согласно М. Робертсу должны включать педагогический и профессиональный уровни подготовки аспиранта [19]. Л. Бордер и Л. фон Хоне работают над вопросом одиннадцать оптимизации базовых знаний и навыков, которыми должны овладеть научно-педагогические кадры в процессе своего обучения в аспирантуре [20, с. 327]. С. Гольд и Т. Дор в своей научной работе «Разные цели: опыт докторантуры» («At cross purposes: What the experiences of doctoral students reveal about doctoral education») указали на необходимость подготовки аспирантов к должностям вне вуза, потому что обучение научно-педагогических кадров можно рассматривать как эффективное, если он будет готов к любой карьере, используя возможность взаимодействовать с представителями государственных и региональных структур [21]. Содержание менторских программ, направленных на координирование начинающих научно-педагогических кадров в процессе их обучения в аспирантуре, анализируется в работах Рональда Э. Макнайра [22]. Другой ученый Р. Бойс в своих работах анализирует компетенции «продвинутого уровня» [23]. Среди отечественных ученых в плане изучения проблемы исследования интересны работы В.В. Белкиной и Т.В. Макеевой относительно концепта универсальных компетенций высшего образования[24], И.Ю. Тархановой в плане формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды [25], И.Г. Харисовой в рамках образовательных технологий формирования универсальных компетенций студентов вуза [26]. Одним из всеобъемлющих изменений в программах обучения аспирантов в США с начала 1990-х годов до начала XXI века произошло в плане портфолио преподавателя, сделав акцент на нем как обязательном документе и показателе профессионального развития аспиранта. Так, руководители программ обучения аспирантов в рамках семинаров и консультаций стали уделять пристальное внимание портфолио, опираясь на традиционные разработки канадских и американских ученых в данной сфере [27, 28]. Так, американский ученый Л. Бордер [29] в своей научной работе указывает на необходимость подготовки аспирантами специального «Сократического портфолио». Известный русский философ М. М. Бахтин рассматривает «сократический диалог» как особый и в свое время широко распространенный жанр. Однако, он указывает на то, что «сократический диалог» – это не риторический жанр, а в большей мере мемуарный жанр, содержащий воспоминания о тех действительных беседах, в которых автор принимал непосредственное участие и обрамленных кратким рассказом [30]. Авторы методического пособия «Методы решения неформализованных задач» определяют «сократовский диалог» как способ вывести знания заново, с нуля, с точки «незнания». Ход сократовской дискуссии идет от незнания к знанию, а не от одного знания к другому, более полному. Знания выводятся с помощью последовательного ряда вопросов к собеседнику [31]. Методологическая база исследования Методология исследования строится на использование герменевтического подхода, его методах и принципах, что обусловлено необходимостью осмысления внутренней логики переведенных с английского языка на русский язык источников и историографии. Это позволяет осмыслить такое многогранное явление, как подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре США. Результаты исследования Анализ источников позволяет выделить два уровня овладения научно-педагогическими кадрами необходимыми им компетенциями в процессе их подготовки в аспирантуре США. Компетенции начального уровня. Студенты-выпускники и аспиранты обучаются навыкам преподавания в различных учебных заведениях (обычно под руководство преподавателя факультета-куратора) посредством: участия в дискуссионных столах, публичных выступлениях, проведения лабораторных работ, которые включены, в свою очередь, в программы как комплексных курсов обучения аспирантов, так и в содержание отдельных модульных курсов (например, изучение иностранного языка, написание научных статей, особенности представления научного доклада). В тоже время аспиранты проходят ассистентскую практику или проводят дистанционные уроки. Дисциплины, которые преподают аспиранты, могут изучаться как студентами-бакалаврами, так и студентами-магистрами. В этой связи преподавательские компетенции, которые необходимо развивать у аспирантов, варьируются: обучение разработке и практической реализации плана учебного занятия; эффективное использование обучающих технологий; организация конструктивной дискуссии; представление презентаций; оценка результатов работы студентов; выстраивание обратной связи с обучаемыми студентами. Аспирантам также необходимо знать профессиональные стандарты и этику, которые будут служить им ориентирами в работе со студентами с ограниченными возможностями и в построении инклюзивной образовательной среды. В тех группах, где превалируют иностранные студенты, на аспирантов возлагается больше ответственности в плане преподавания для них учебных дисциплин на адаптированном английском языке, что реализуется под постоянным присмотром научных руководителей аспирантов. Другие учебные дисциплины, затрагивающие сферу обслуживания, требуют от аспирантов понимания взаимоотношений между гражданским участием, расовым разнообразием, обучением и управлением конфликтами. Компетенции продвинутого уровня. В то время как студентам-выпускникам, только начинающим свое обучение в аспирантуре, необходимо развивать базовые компетенции, то для аспирантов, завершающих работу над диссертацией и готовящихся к преподаванию в академической среде, большую значимость играет развитие компетенций продвинутого уровня. В этой связи закономерным представляется обучение аспирантов последних курсов по узконаправленным программам подготовки будущих преподавателей, позволяющих облегчить их вхождение в профессию преподавателя. Так, например, профессоры в исследовательских университетах редко преподают учебные дисциплины первокурсникам, которые обычно делегируются начинающим преподавателям. Профессоры гуманитарных колледжей должны читать широкий спектр курсов, начальные модули которых также читаются аспирантами. Таким образом, в гуманитарных колледжах и исследовательских университетах акцент делается на первостепенном овладении различными компетенциями. Одним из ориентиров может служить опыт работы с аспирантами в Университете Калифорнии-Санта-Барбара, содержательно нацеленный на помощь аспирантам в разработке учебных программ и преподавании в должности инструктора. Не смотря на то, что только небольшой процент аспирантов имеет возможность самостоятельно разрабатывать и преподавать свои собственные курсы и выполнять функции инструктора, всем студентам-выпускникам предоставляется возможность как минимум сформулировать результаты обучения, проектной деятельности, а также разработать и практически реализовать отдельные сегменты учебного курса для студентов. Сертифицированная программа профессионального развития для будущих преподавателей в Университете Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder) обращается к таким компетенциям, но еще на более высоком уровне. В тоже время некоторых универсальных компетенций в рамках процесса подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре США можно сгруппировать следующим образом: менторские компетенции, исследовательские компетенции, управленческие компетенции, «сократическое портфолио». Менторские компетенции. В дополнение к навыкам наставничества и консультирования, которые необходимы аспирантам для обучения студентов, они не редко выполняют функцию ментора (наставника) студентов в рамках студенческих исследовательских программ, как, например, по «Программе достижений» для пост-бакалавров (Ronald E. MaNair Postbaccalaureate Achivment Program). Многие программы подготовки аспиранты предполагают обучение аспирантов старших курсов наставничеству начинающих обучаться в аспирантуре студентов-выпускников в пределах своего научного подразделения. Так, курсы, которые обучают аспирантов навыкам наставничества, предлагаются Учебным и ресурсным центром (Teaching and resource center) обучения аспирантов в Калифорнийском университете в Беркли. Исследовательские компетенции. В процессе работы над диссертацией аспиранту, как сотруднику факультета, необходимо также разрабатывать свои исследовательские программы. Научная деятельность требует от аспиранта развивать свои исследовательские компетенции в плане: написания убедительно обоснованных с научной точки зрения предложений для получения грантов; организации и руководства лабораторными исследованиями бакалавров, магистров и начинающих аспирантов, создавая в тоже время комфортную рабочую среду. В этой связи, вопрос овладения аспирантами исследовательской компетенцией является неотъемлемой часть программ обучения аспирантов, реализуемых, в первую очередь, на базе высших учебных заведений США. Управленческие компетенции. Следующий аспект, который заслуживает внимания, заключается в развитии у аспирантов управленческих компетенций для результативности выполняемой ими административной и общественной работы. Так, зачастую, аспиранты в США являются членами ведомственных или университетских комитетов или руководят комплексом лекций или конференций по определенной научной проблематике. Данный подход требует от аспирантов знания институционального управления. В некоторых случаях они могут входить в состав редакционных коллегий студенческих журналов. Согласно этому, от аспирантов требуется овладеть навыками технического редактирования и рецензирования научных тезисов и статей. Национальный научный фонд поощряет административную и общественную деятельность связанную с информационной пропагандой исследовательских инициатив среди школьников. «Сократическое» портфолио как универсальная компетенция. Весомым аргументом в пользу «Сократического портфолио» является тот факт, что аспиранты за весь период обучения участвуют в сократовском диалоге с различными преподавателями факультета и менторами, обучающими аспирантов по учебным программам как в своем кампусе, так и в других кампусах для формирования аспирантами своего индивидуального видения и понимания своей аспирантской и пост-аспирантской деятельности. Таким образом, «Сократическое портфолио» должно быть представлено в повествовательной форме и отражать изученный опыт, содержание и результаты дискуссий и принятых решений. Аспиранты, изучающие академические возможности посредством сократического диалога будут в большей мере подготовлены к адаптации и соответственно востребованы на академическом «рынке». Таблица 1 иллюстрирует возможную модель последовательного континуума на базе универсальных компетенций в обучении и профессиональном развитии для аспирантов, которую можно корректировать в зависимости от институциональных целей. Таблица 1 – Пример Континуума для аспирантов Аспирант первого года обучения Программа обучения - предполагает: организацию семинаров, направленных на овладение следующими навыками: преподавания в кампусе, руководства студенческой группой, организации тестирования и оценки, профессиональной этики, «непредвзятого» обучения в многонациональной студенческой группе, устного опроса, лабораторной работы, а также методами оценивания и стилями преподавания; - обеспечение ресурсами, обратной связью, персональными и дистанционными консультациями; - посещение семинаров по вопросам постановки академических целей Кафедра Преподаватели-менторы: - руководят и оценивают аспирантов; - обучают основам изучаемой дисциплины; - контролируют лабораторную работу аспирантов, содержание научной работы и преподаваемых курсов; - обучают методологии научного исследования (методам, стратегиям, теории обучения, методам и критериям оценивания) Аспират второго и третьего годов обучения Программа обучения Предполагает семинары по: - развитию навыков: активного обучения, технического обслуживания, подготовки лекционного материала, совместного обучения, - углублению знаний в вопросах вариативности в преподавании, обучении и учебном плане, - внедрению современных технологий в учебный процесс, - совершенствованию стратегий преподавания, управления конфликтами, студенческой мотивации и методов оценки Кафедра Преподаватели-менторы: - реализуют углубленный курс изучаемой дисциплины, чтобы научить аспирантов как составлять программу обучения для студентов, четко формулировать цели и задачи, определять стратегии оценивания для учебного курса, - помогают аспирантами определить философские основы преподаваемых дисциплин Аспирант пятого и шестого годов обучения (под научным руководством преподавателя-ментора локального вуза) Программа обучения Предполагает семинары по: - различным методам организации: лекции, дискуссии, активного обучения, - вопросам многонациональности в профессорско-преподавательской среде, студенческой группе и учебном плане, - внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс, - преподавание в больших группах и чтение лекций одновременно для студентов одного потока, - обеспечению обратной связью, персональными и дистанционными консультациями Кафедра Преподаватель локального вуза (кампуса) обучает аспиранта как: преподавать для студентов старших курсов, проводить лекцию, руководить совместными обучением, вовлекать студентов в активное обучение, обучать целый поток студентов, варьировать методы оценивания Аспирант пятого и шестого годов обучения (под научным руководством преподавателя-ментора вуза-партнера) Программа обучения Предполагает: - семинары на базе вузов по следующим темам: как подготовиться к интервью при устройстве на работу, особенности интервьюирования, написание портфолио, написание резюме мотивационного письма при устройстве на работу, публикации научных статей для научной сферы и неакадемической аудитории, - посещение партнерских кампусов и кафедр, производственную практику, - обеспечивает обратной связью, персональными и дистанционными консультациями по вопросам интервьюирования Кафедра Аспират работает с преподавателем-ментором из партнерского вуза с целью изучения вопросов организации: -преподавательской и научной деятельности на определенной кафедре вуза-партнера, - присутствует на заседаниях кафедры в вузе партнере, - разрабатывает свою собственную учебную программу, - подготавливает заявку, резюме и мотивационное письмо для устройства на работу, - представляет учебный или научный коллоквиум для членов кафедры вуза-партнера, - репетирует интервью со своим наставником. По завершении стажировке в вузе партнере аспирант: - представляет в своем вузе доклад для других аспирантов, о полученном опыте, - редактирует документы для устройства на работу с преподавателями своего факультета, - представляет лекцию для неакадемической аудитории, - изучает вопросы применения результатов своего исследования в частном, негосударственном и государственном секторе Заключение Таким образом, в условиях, когда студент-выпускник является членом ведомственных или университетских комитетов или активно участвует в общественной жизни вуза, им необходимо получить навыки совместной работы. С другой стороны, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускникам вузов необходимо четко сформулировать и представить доказательства их подготовки, навыков, опыта и планов в отношении карьерных перспектив.