Full text
Введение В современных социально-экономических условиях перед высшей школой стоит задача эффективной подготовки будущих специалистов, владеющих профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям работодателя, то есть быть конкурентоспособными, мобильными на рынке труда и изменяющимся условиям дополнительной профессиональной подготовки [1]. Однако у абитуриентов часто возникают проблемы, которые связаны с неосознанным подходом к выбору будущей профессии. В результате у многих студентов не сформирована профессиональная направленность к моменту окончания обучения [2]. Перед выпускниками школы стоит проблема выбора траектории, ведущей к будущей профессии. Такой выбор может оказаться достаточно сложным: результаты Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) могут быть недостаточны для желаемого направления подготовки; нередко университет выбирается случайно или по месту жительства; поступившие в вуз студенты сразу устраиваются на работу, не имея специальной профессиональной подготовки и серьезных перспектив. Для студентов проблема выбора профессии окончательно не решена, поиск своего места в мире профессий приобретает для них особый смысл. Часть обучающихся разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом курсе, другие – в период практики; третьи – в начале самостоятельной профессиональной деятельности или после нескольких лет работы по специальности. Часть выпускников, окончив университет, не может найти работу по полученной профессии и в результате становятся безработными или занимают должность не по своей специальности. Значит, вопрос выбора профессии вновь станет для них актуальным. Психологическая напряженность, тревожность, беспокойство, неуверенность в будущем будут стимулировать поиск специалиста в пространстве трудовой деятельности [3]. Предполагается, что данная ситуация вызвана следующими социально-педагогическими факторами: - отсутствием комплекса мер по профессионально-ориентационной работе со студентами; - слабая связь вузов с предприятиями и со службой занятости; - рассогласованием профессионального выбора студентов и реальных потребностей рынка труда; - изменением ценностного отношения к профессиональному самоопределению, приоритетом при выборе профессии становится ее престиж и заработная плата. Из перечисленных предпосылок необходимо выделить идеальный образ будущей профессии и соответствующего специалиста, имеющего качественное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Для обоснованности профессионального выбора важно, чтобы требования профессии соответствовали возможностям выпускника. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный профессиональный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих задач − уход от проблем, их игнорирование, использование непродуктивных способов защиты [4]. Таким образом, исследование одного из основных компонентов структуры личности – профессиональной направленности − становится актуальным, значимым и перспективным. Цель исследования состоит в рассмотрении теоретико-аналитических аспектов изучения образовательных рисков, которые могут возникнуть в процессе формирования профессиональной направленности студентов. Для этого следует проанализировать сущность понятия «профессиональная направленность», структуру формирования данного феномена у студентов, рассмотреть ведущие риски, возникающие в процессе высшего образования. Постановка задач исследования. 1. Проанализировать проблему профессиональной направленности будущих специалистов и риски, которые могут возникнуть в процессе обучения студентов специальности «Фармация», направления подготовки «Химия». 2. Провести анкетирование студентов по выявлению образовательных рисков и факторов профессионального выбора на начальном этапе исследования. 3. Интерпретировать полученные результаты педагогического эксперимента, сделать выводы о возникновении образовательных рисков на начальной стадии формирования профессиональной направленности студентов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Методологические основы профессиональной направленности и мотивации к будущей профессии находят отражение в работах отечественных ученых Б.Г. Ананьева [5], А.Н. Леонтьева [6], С.Л. Рубинштейна [7] и других. Проанализируем основные подходы к понятию «профессиональная направленность». На наш взгляд, рассуждая о направленности личности, необходимо обратиться к исследованиям С.Л. Рубинштейна, который понимал данный феномен как «целостное интегративное свойство, регулирующее не только деятельность человека, но и его активность» [7]. Ученый выявил в сущности направленности два основных аспекта, имеющих между собой предметное содержание: нацелено на определенный предмет, и напряжение, которое при этом может возникнуть. Также, С.Л. Рубинштейн отмечал, что «направленность личности выражается в многообразных, расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником разносторонней профессиональной деятельности. В процессе данной деятельности мотивы специалиста, изменяются, перестраиваются и обогащаются новым содержанием». В соответствии с выводами психолога направленность личности имеет структуру, которая включает в себя: потребности, интересы, идеалы, представленные в виде различных сторон многообразной и одновременно единой направленности личности, выступающей как мотивация деятельности субъекта. Более того, С.Л. Рубинштейн выделил динамическую сторону направленности личности, которая основывается на тенденции изменения профессиональной направленности субъектов в соответствии с изменением самого общества [7]. По мнению другого психолога Б.Г. Ананьева, который, в свою очередь, отмечал: «в соответствии с общественно-экономической формацией и положением субъекта могут изменяться цели, мотивы, способы, уровни, результаты учения и труда. В зависимости от представленных условий определяется конкретная форма деятельности − физического или умственного, и включение его в определённую систему профессиональных отношений». Из чего можно заключить, что Б.Г. Ананьев, придавал большое значение социально-экономическим условиям в становлении личности и указывал на прямую зависимость от данных условий результатов профессиональной направленности субъекта и его дальнейшего функционирования профессии, связанной с умственным или физическим трудом [5]. Наиболее подробно вопросы профессиональной направленности личности рассмотрены в трудах известного русского психолога Е.А. Климова. Ученый в своих исследованиях определил составляющие искомой направленности личности (потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения), показал значимость профессиональной направленности в вопросе успешности осуществления деятельности [8]. Современные исследования профессиональной направленность находят отражения в трудах Л.М. Митиной, подразумевающей под данным понятием «качество системы мотивов и интересов, которые ориентируют деятельность личности студента, предполагающих ее индивидуально-психологические особенности как субъекта профессиональной деятельности» [4]. Опираясь, на исследуемое определение, выделим ряд специфических психологических рисков в формировании профессиональной направленности: не разработанность теории и практики компетентностного подхода в обучении студентов (бакалавры, специалисты); неопределенность целеполагания профессиональной подготовки в вузах; характер освоения обучающимися содержания учебных дисциплин; уровень личностного и интеллектуального развития современных студентов [9]. Одним из значимых рисков в процессе обучения, которые тормозят профессиональную направленность, является доминирование внешней мотивации, не связанной непосредственно ни с содержанием, ни с ценностями профессиональной деятельности будущего специалиста. Преподаватели отмечают недостаточные для успешной образовательной деятельности знания и умения студентов по специализированным учебным дисциплинам, отсутствие познавательного интереса, неготовность включаться в образовательный процесс - неумение записывать лекции, составлять конспекты, выступать на семинарских занятиях. Студенты испытывают сложности с поиском необходимой учебной информации, с выделением главных идей от второстепенного материала. Первокурсники не умеют выбирать наиболее доказательные аргументы, участвовать в дискуссиях, убеждать, слушать оппонента, формулировать вопросы, анализировать, делать выводы [10]. Приведенные образовательные риски оказывают отрицательное воздействие на качество образования, так как студенты не могут поставить перед собой цели, которые необходимы для реализации профессионального выбора [11]. Особое влияние на выбор направления подготовки оказывает такой фактор, как результаты ЕГЭ. Так, для направления подготовки «Химия» или специалитета «Фармация» необходимо сдать ЕГЭ по таким профильным предметам, как химия и биология. Данные учебные дисциплины по содержанию относятся к сложно усваиваемым, что влечет за собой в итоге сдачу экзамена в основном с низким результатом. Поэтому абитуриентам приходится поступать на платное отделение по рекомендации родителей или на такие направления, где достаточно баллов. Отсюда возникает такой образовательный риск как негативное отношение к выбранной специальности, поскольку она была выбрана не по призванию. В конечном счете, подобный выбор, может привести к низкой академической успеваемости, отчислению (переводу на другое направление/вуз) и в итоге к включению в трудовую деятельность, не связанную с полученной вузе специальностью [12;13]. Необходимо также учесть такой современный феномен как «студенческий инфантилизм», характерный для части студентов и негативно влияющий на качество образования и профессиональную направленность. Данное явление является достаточно масштабным и реальным риском для современной молодежи [14]. Специфичность выделенных проблем связана со следующими факторами: нестабильность ситуации на рынке труда; обострение противоречий в общественном и индивидуальном самосознании, постоянный и существенный рост неопределенности в профессиональном пространстве. В процессе обучения на представленных направлениях («Фармация» и «Химия») целесообразно создавать такие условия, которые будут способствовать успешному становлению специалистов-фармацевтов, например, проведение совместных акций вуза и фармацевтических организаций, направленных на стимулирование интереса студентов и более полного их информирования о сущности и специфике будущей профессии. Организация значимых для студентов совместных с фирмами событий приведет к снижению рисков и в итоге обучающиеся успешно освоят выбранную специальность [15]. Нам представляется полезным дополнить исследования идеями Н.С. Пряжникова, считающего, что «профессиональная направленность выступает фактором профессионального самоопределения и связана со становлением и развитием будущего специалиста, опирающимся на работу самосознания личности» [16]. Таким образом, профессиональная направленность выступает системообразующим фактором, определяющим психологический склад студента как субъекта учебной и квази-профессиональной деятельности и общения, и подразумевает: − ориентацию на учебную и квази-профессиональную деятельность, которая выступает источником активности и мотивации студентов; − определение индивидуальности и своеобразия профессиональной деятельности; − формирование потребностей, интересов, склонностей и стремлений личности будущих специалистов; − отражение цели профессиональной деятельности, которая определяется системой ведущих мотивов, субъективным отношением личности к профессиональной деятельности, к участию в социальном взаимодействии [16]. Зарубежные исследования в сфере профессиональной деятельности находят отражение в работах ученого М.С. Неймарка, изучавшего целостную структуру личности и определявшего её направленность, в основе которой лежит система доминирующих мотивов [17]. Он связывал полноценное существование субъекта с его мотивационной составляющей, то есть, нет мотивации в деятельности личности — нет и состоявшегося, удовлетворённого жизнью человека. Следующее высказывание о направленности личности было представлено психологом С.П. Крягжде, который отмечал, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойной характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо только ее уровня, профессиональной школы — социальный выбор. Также ученый указывает, что если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то субъект пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Таким образом, по мнению С.П. Крягжде, социальное самоопределение представляет собой ограничение себя определенным кругом профессий; это как бы качественно более низкий уровень профессионального самоопределения, неполное, незавершенное профессиональное самоопределение [18]. Для практического оценивания уровня профессиональной направленности у будущих специалистов значимый вклад внесли Д. Сьюпер [19] и Дж. Холланд [20]. Данные психологи разрабатывали методики определения профессиональных установок и интереса субъектов к будущей профессии. В соответствии с вышеуказанным, процесс формирования профессиональной направленности будущих специалистов включает развитие самосознания, становление системы ценностных ориентаций, моделирование своего профессионального будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессии. На наш взгляд, важно также различать личностное самоопределение специалиста, которое происходит на основе освоения выработанных в социуме представлений об идеалах, нормах поведения, требованиях в профессиональной деятельности. В образовательном процессе университета студент рассматривается, прежде всего, как субъект познавательной, квазипрофессиональной деятельности и общения [21;22]. По мнению Э.Ф. Зеера, ведущей деятельностью студента в период обучения в высшей школе выступает профессионально-познавательная, ориентированная на получение профессии, освоение профессиональных навыков и умений, получение теоретических знаний. Ученый отмечал, что профессиональная направленность представляет собой «интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии, придающее всей деятельности студентов глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков» [23]. Подчеркнем, что успешность в развитии профессиональной направленности зависит от места, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от психолого-педагогических условий и адекватных мотивов у студента, профессиональных потребностей и ценностных ориентаций; большое значение имеет осознанность и обоснованность профессионального выбора [24; 25]. Методологическая база исследования На начальном этапе исследования проводилась диагностика влияния образовательных рисков на формирование профессиональной направленности обучающихся в ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого». Испытуемыми выступали студенты 1 курса специальности «Фармация» (n = 50) и направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия») (n = 50). Выбор данной специальности обусловлен тем, что в итоге выпускники могут претендовать на профессию фармацевта на фармацевтических фабриках, аптеках, химических предприятий по производству лекарственных средств. В течение года процесс обучения студентов был направлен на формирование профессиональной направленности к будущей профессии. По истечении года обучения студенты ответили на вопросы анкеты, представляющей адаптированный авторами вариант методики-опросника Дж. Холланда [20; 26]. Направлена анкета на выявление рисков студентов специалитета «Фармация»; направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»), которые повлияли на выбор специальности. Данная анкета состоит из пяти вопросов (табл. 2): Таблица 2 Анкета на выявление рисков в профессиональной направленности студентов специалитета «Фармация»/ направления подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия») № п/п Вопрос анкеты 1 По какой причине Вами было выбрано направление подготовки «Химия» (направленность «Медицинская и фармацевтическая химия»)/ специалитет «Фармация»? 1. Родители/знакомые хотели/посоветовали, чтобы поступил/ла на данную специальность. 2. Низкие баллы ЕГЭ (химия, биология) для поступления в медицинский вуз. 3. Вуз находится в регионе проживания, а в школе сдавал/а экзамены по химии, биологии. 4. Был сделан осознанный и самостоятельный выбор. 2 На какие особенности будущей профессии Вы обращали внимание при выборе данной специальности? 1. Высокая заработная плата. 2. Имеет высокую значимость для общества. 3. Не требует ответственности в процессе профессиональной деятельности. 4. Востребована на рынке труда 3 С какими трудностями Вы столкнулись в процессе обучения на данной специальности? 1. Быстрый темп процесса обучения. 2. Сложное изложение и усвоение учебного материала. 3. На данный момент трудностей не возникло. 4 Что на сегодняшний этап обучения Вас уже интересует в фармации? 1. Изучение теоретического материала по специальности. 2. Практические занятия по специальности. 3. Отсутствует интерес к данной специальности. 5 Есть ли у Вас четкий план, кем хотите стать по завершении обучения данной специальности? 1. Да. Знаю, каким специалистом хочу стать и где работать. 2. В четком ответе сомневаюсь, так как не определился/лась с профессией. 3. Нет. В выбранной области работать не собираюсь. Результаты исследования Социологический опрос студентов позволил интерпретировать профессиональный выбор и возникающие образовательные риски на начальном этапе исследования в процессе обучения. Результаты анкетирования продемонстрировали, что не все респонденты при выборе профессии имели к ней устойчивый интерес. Так, свой профессиональный выбор по специальности «Фармация» (40%); направление подготовки «Химия» (направленность «Медицинская химия») (50%) студенты сделали по рекомендациям родственников. На следующий вопрос анкеты студенты специальности «Фармация» ответили, что для них предпочтительнее в будущей профессии высокая заработная плата (40%). Для студентов направления подготовки «Химия» важнее востребованность профессии на современном рынке труда (40%). В процессе обучения все студенты столкнулись с трудностями при изложении учебного материала (60% и 50%). Однако существенно больший уровень интереса студенты специальности «Фармации» (54%) и направления подготовки «Химия» (70%) проявляют в процессе практического освоения учебного материала (лабораторно-практические занятия). Для большинства студентов специальности «Фармация» (47%) и направления подготовки «Химия» (80%) отсутствует четкий план по отношению к будущей профессии, так как молодые люди не определились с желаемой специальностью. Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм 1-5 для студентов специальности «Фармация» и диаграмм 6-10 для студентов направления подготовки «Химия». Диаграммы 1-5. Образовательные риски и факторы, повлиявшие на профессиональный выбор студентов специальности «Фармация» (начальный этап исследования) Диаграммы 6-10. Образовательные риски и факторы, повлиявшие на профессиональный выбор студентов направления подготовки «Химия» (начальный этап исследования) Данные результаты показали, что студенты в большей степени ориентировались при выборе специальности «Фармация» и направления подготовки «Химия» на рекомендации родителей, что повлияло на отношение к будущей профессии, при этом обращали внимание на заработную плату и востребованность на рынке труда. В течение года обучающиеся не показали высоких академических результатов, столкнулись с трудностями в усвоении учебного материала. В соответствии с проведенным исследованием можно выделить позитивные и негативные факторы, которые могут повлиять на профессиональный выбор. Так некоторые студенты отдают предпочтение профессиям, которые являются актуальными и высокооплачиваемыми в обществе, направлены на самосовершенствование и развивают личностные качества специалиста – это положительные факторы. К отрицательным факторам по отношению к будущей профессии студенты относят низкую заработную плату и работу, которая приводит к физической и умственной утомляемости (табл. 3). Таблица 3 Факторы отношения к будущей профессии Позитивные факторы Негативные факторы Профессия актуальна в обществе Профессия направлена на самосовершенствование Профессия соответствует умственным и личностным качествам Вызывает переутомление Низкая заработная плата Представленные факторы и образовательные риски, которые возникли у студентов в процессе обучения на специальности «Фармация»; направление подготовки «Химия», могут быть связаны с социально-экономической ситуацией в стране, низкой познавательной и учебной мотивацией первокурсников. У студентов доминирует внешняя мотивация, не связанная непосредственно с содержанием профессии (заработная плата, условия труда, гарантия безработицы). Для целенаправленного развития профессиональной направленности будущих фармацевтов и подготовки высококвалифицированным специалистов необходимо минимизировать основные образовательные риски, учитывать и корректировать реально существующую мотивацию первокурсников, предупреждать потенциальные угрозы, выделяемые студентами и преподавателями [27-30]. Заключение Выводы исследования. Для формирования профессиональной направленности студентов и осознанного выбора ими будущей профессии необходимо предупреждать и минимизировать образовательные риски, провоцирующие случайный выбор специальности. Полученные результаты анкетирования студентов показали опасность таких рисков, как внешняя мотивация, неготовность к интенсивному темпу обучения в вузе, студенческий инфантилизм и неопределенность своего профессионального будущего. Особую роль может сыграть психологическая помощь, педагогическое сопровождение, как будущих абитуриентов, так и первокурсников, психологическое консультирование, совместные акции с работодателями. Подобная адресная деятельность должна быть направлена на стимулирование внутренней профессиональной мотивации, осмысление студентами будущей специальности, построение идеального образа своего профессионального будущего, развитие значимых личностных качеств. Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Предполагается приращение знаний в области «Теория и методика профессионального образования» за счет расширения представлений о специфике профессиональной направленности. Материалы исследования будут иметь прикладное значение, так как будут представлять технологии, методы, средства формирования профессиональной направленности студентов и будущих специалистов в области фармации и химии.