Full text
Введение. Указом Президента РФ В.В. Путиным 2020 год в России объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это событие актуализировало вопрос патриотического воспитания в целом и студенческой молодежи в частности. Ряд учёных выделяют такое понятие, как культура патриотизма молодёжи. Так, Ружа В.А. под культурой патриотизма студенческой молодежи понимает «уважение к достижениям прошлых поколений, к ветеранам войны, труда, к традициям и обычаям народа, которые не потеряли своей значимости и в наше время» [1]. Т.А. Яркова считает, что идеологической основой патриотического воспитания в вузе являются духовные и нравственные ценности общества, а сама сущность патриотизма связана с духовно-нравственным, политическим, социально-гуманистическим и национальным проявлениями [2]. Васильева Н.Б., Зайцева О.А., Куликова Г.Г. в своих исследованиях указывают на уязвимость студентов в связи с молодым возрастом в части наибольшей подверженности пропаганде различных экстремистских группировок, насаждению псевдоценностей, в связи с чем, по её мнению, а также по мнению других учёных и практиков, роль высших учебных учреждений в формировании патриотической грамотности молодежи стремительно возрастает и является существенной необходимостью [3,4,5]. В зарубежной литературе вопрос гражданско-патриотического воспитания на современном этапе исследуется в меньшей степени. Кроме того, интерес для авторов представляют современные аспекты гражданско-патриотического воспитания в России, поэтому в данной работе используются публикации преимущественно отечественных авторов. В ходе изучения вопроса о наиболее актуальных аспектах гражданско-патриотического воспитания молодёжи были проанализированы современные тенденции данной тематики с точки зрения поиска новых форматов работы со студентами в условиях дистанционного режима обучения в зарубежных источниках [6,7,8,9]. В современных условиях представляется важным формирование активной гражданской позиции и чувства патриотизма в сознании молодых людей, поэтому актуальным является выявление личной позиции к данным понятиям молодежи [10]. Материалы и методы исследования. Проведённое масштабное исследование Российского общества социологов «Что мы знаем о Великой Отечественной войне» показало, что значительная часть современной молодежи считает себя патриотами, владеет знаниями о знаменательных исторических событиях, посещают парады, участвуют в гражданско-патриотических акциях. В ходе исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, качественное сравнение, точное измерение и эксперимент). Исследование проводилось в период декабря 2019 г. по март 2020 г., в нём приняло участие 10884 человека: представителей вузов и СПО России, Киргизии, Таджикистана, Белоруссии, Украины. Иностранные студенты из общего числа опрошенных составили 785 человек. На вопрос «Приближается 75-летие Победы, какие мысли и чувства вызывает у вас эта дата?» ответ «Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений» выбрало 49.7% опрошенных; о том, что с годами память о войне все более стирается в сознании новых поколений, ее заслоняют иные события и проблемы высказались 24.4% опрошенных. 17, 1% участников отметили, что память о минувшей войне сохраняется в сознании их сверстников и только 8,7% «считают, что героизм и самопожертвования во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми значительной части молодежи. Большинство (43,1 %) считают, что обладают достаточными знаниями о Великой Отечественной войне. Преобладающее большинство (94.6%) не согласны с мнением о том, что тема Великой Отечественной войны была давно и представляет интереса. В последние годы органами власти разного уровня, организациями, занимающимися работой с молодёжью проводится большое количество мероприятий, патриотических акций, конкурсов проектов для поддержания молодёжных инициатив, формирование активной гражданской позиции [11]. Организация и сопровождение участия студентов в мероприятиях является одним из приоритетных направлений воспитательной работы в РГУ имени С.А. Есенина. На базе вуза открыт и успешно действует студенческий общественный центр движения «Волонтеры Победы», 47 экспедиций осуществил «Звездный» волонтерский отряд в муниципальные районы Рязанской области, педагогический отряд «Синяя птица» инициировал и реализовал проекты «Аудитория имени Героя Советского Союза», разработка настольной игры «Герои земли рязанской». Проведённый опрос подтверждает высокий уровень вовлеченности молодежи в общероссийские мероприятия. Так, на вопрос о праздновании Дня Победы 54.3% опрошенных ответили, что смотрят парад на Красной площади по телевидению или местный парад, 33.5% принимают участие в шествии «Бессмертный полк». 56.4% студентов считает акцию «Бессмертный полк» хорошей формой воспитания патриотизма. Патриотизм не заложен в генах человека, это не наследственное, а социальное качество, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [12]. 61.9% опрошенных студентов считают, что быть патриотом - значит уважать и знать историю России», 53% считают, что это означает чувство ответственности за происходящее в стране, среди ответов были названы - гордость за свою страну, уважительное отношение к участникам ВОВ, пожилым людям и инвалидам. Смогли назвать себя патриотами 64.1% опрошенных. Результаты исследования. Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, наряду с приоритетом жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, является ответственность и патриотизм [13]. Закладывающийся в детстве, в юношеском возрасте патриотизм становится активной гражданской позицией молодых людей, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. В связи с тем, что молодежи в настоящее время в государстве отводится роль движущей силы общества, воспитательный процесс в вузах ориентирован на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Одной из главных задач вузов в настоящее время является подготовка социально активной личности, что во многом решается посредством участия молодежи в деятельности студенческих общественных объединений, участия в студенческом самоуправлении [14]. В РГУ имени С.А. Есенина действует более 30 студенческих общественных объединений, которые формируются по принципу общности интересов студентов (наука, спорт, творчество, волонтерство, будущая профессиональная деятельность). В них формируются и реализуются навыки управления молодежи, появляется студенческая инициатива, идеи, принимаются решения. Студенческие объединения являются мощным ресурсом в патриотическом воспитании молодежи [15,16]. В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина был создан организационный комитет, разработан и утвержден план мероприятий. Основной план содержит 100 мероприятия, которые соответствуют концепции, целям и задачам мероприятий федерального уровня. В разработке плана мероприятий принимали участие все подразделения университета, институты и факультеты, научная библиотека, управление учебно-воспитательной работы, центр региональных проектов и межрегиональных связей, студенты и студенческие объединения. План был утвержден руководством вуза и размещен на специальной вкладке на официальном сайте вуза [17]. Основные мероприятия плана включают в себя торжественные церемонии, памятные встречи, культурно-массовые, спортивные, духовно-нравственные и патриотические проекты, благотворительные акции, а также участие в мероприятиях регионального и федерального уровня. Особое внимание уделено мероприятиям, посвященным преподавателям и сотрудникам вуза – участникам Великой Отечественной войны. Многое из перечисленного реализовано в режиме реального времени. Пандемия короновируса впервые в современной истории стала вызовом мирового масштаба. Переход на дистанционную форму обучения в вузах стал вынужденной мерой, необходимой для максимального сокращения рисков здоровья людей. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил о о полном переходе вузов Российской Федерации на дистанционный формат работы в марте 2020 г. [18]. Распространение короновируса привело к трансформации форматов взаимодействия между участниками образовательной деятельности в вузах и способствовало, в частности, появлению новых форм работы со студенческой молодежью. Кроме того, многие образовательные платформы открыли доступ на своих официальных сайтах к учебным пособиям и материалам, дистанционным учебным курсам, организовали вебинары по особенностям дистанционной работы, представили рекомендации по использованию интернет-ресурсов в учебных целях [19]. Трудность сложившейся ситуации заключается в том, что в Российской Федерации отсутствует единая система, которая позволила бы эффективно осуществлять образовательную деятельность в дистанционном формате [20]. При переходе на дистанционное обучение участники образовательного процесса столкнулись с рядом проблем, связанных во многом с необходимостью корректировать содержание образования наряду с технологиями, формами и методами. В направлении внеучебной работы Министерством науки и высшего образования были разработаны «Методические рекомендации о переводе внеучебной (воспитательной) деятельности образовательных организаций высшего образования в дистанционный режим в рамках распространения новой коронавирусной инфекции», которые включают развитие новых онлайн направлений студенческого творчества; привлечение студенческих медиацентров к информированию обучающихся о проводимых образовательной организацией внеучебных мероприятиях; создание удобной онлайн «точки входа» для участников и зрителей, проводимых образовательной организацией внеучебных онлайн мероприятий [21,22]. РГУ имени С.А. Есенина, как и другие вузы страны, все направления деятельности перевёл в дистанционный режим работы. Вызов пандемии мобилизовал молодежную общественность и выявил общую солидарность вузовского сообщества в волонтерской деятельности и работе по сохранению памяти о Великой Отечественной войне [23]. Тема Великой Победы приобрела новые форматы и особую актуальность. Все структурные подразделения, студенческие и творческие объединения университета продолжили реализацию запланированных мероприятий в дистанционном формате. Одной из наиболее востребованных практик, инициированных университетом по внешним и внутренним запросам, стала волонтерская деятельность. Студенты вошли в состав волонтерского движения по оказанию помощи пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны и многодетным семьям, присоединились к Всероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе», стали участниками единого регионального консультационного центра по поддержке и координации помощи людям в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. С целью вовлечения обучающихся всех факультетов и институтов в деятельность по сохранению памяти о Великой Отечественной войне и празднованию 75-летия Победы студенческим советом университета была инициирована патриотическая акция «Мы помним!». В январе 2020 г. был создан штаб акции и организовано обучение студентов-участников штаба в ежегодном образовательном лагере-семинаре «Вектор.РГУ». Студенты всех институтов и факультетов РГУ имени С.А. Есенина присоединились к реализации общеуниверситетского плана мероприятий, приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особенностью акции стало то, что предлагаемые форматы мероприятий отражали профессиональную направленность, способствуя тем самым формированию и демонстрации общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций обучающихся [24]. Юридический институт представил публичную лекцию «Нюрнбергский процесс: факты, хроники, итоги», естественно-географический факультет – экскурсию по местам г. Рязани, связанным с событиями Великой Отечественной войны «Дороги Победы», физико-математический факультет – интерактивную игру «Код Шредингера». Для организации работы онлайн активно использовались ресурсы Единой образовательной информационной среды вуза, в частности медиаплатформа для образования rsu.dreamstudy, корпоративная электронная почта университета, виртуальная обучающая среда Moodlе. Единой «точкой входа» работы в условиях пандемии стал официальный сайт университета. Основной трудностью в организации учебного и особенно воспитательного процесса в условиях распространения новой короновирусной инфекции явилось налаживание инструментов обратной связи от студентов и преподавателей [25, 26]. Решению данной проблемы способствовала выстроенная система связей между студентами и преподавателями в социальных сетях ВКонтакте, WhatsАpp, Skype и других. В социальной сети ВКонтакте создано официальное сообщество патриотической акции «Мы помним!», где можно познакомиться со всеми знаковыми патриотическими мероприятиями вуза. Обращение к семейным историям и истории своей страны, информация о ранее неизвестных событиях, факты военных лет стали одним из значимых направлений патриотической работы со студентами в вузе в рамках юбилейной акции. В сообществе размещены видеоролики, где студенты читают стихи, в том числе собственного сочинения, рассказывают через историю, фотографии и воспоминания о смелости и подвигах героев Великой Отечественной войны – наших земляках, ушедших в свое время защищать Родину. Творческие объединения многих вузов нашли новые формы, которые позволили студентам поддерживать привычные увлечения и успешно реализовывать свой творческий потенциал в условиях вынужденной изоляции. Коллективы продолжили встречи и репетиции в формате онлайн, осваивая платформы и меняя алгоритмы коммуникации. К работе онлайн адаптировались руководители творческих объединений РГУ. Коллективы и солисты университета приняли участие в конкурсах и фестивалях, посвящённых 75-летию Победы в ВОВ, подготовили записи популярных песен военных лет и целые концертные программы. Научная библиотека университета представила интернет викторину по произведениям художественной литературы «О войне, на которой я не был», разместила цифровые копии книг, изданных в годы войны и хранящихся в фонде библиотеке на сайте библиотеки. Накануне 9 мая в вузе состоялось несколько торжественных мероприятий онлайн с участием руководства вуза, преподавателей и студентов. Они прошли на платформе онлайн-сервиса для видеоконференций Zoom и объединили более 150 человек, чтобы почтить память тех людей и событий, благодаря которым мы сегодня живем в мирное время. По итогам конференций на официальном сайте вуза и аккаунтах университета в социальных сетях размещаются видеозаписи прошедших мероприятий. Традиционные Всероссийские общественные акции «Георгиевская ленточка» и народное шествие «Бессмертный полк» были перенесены в онлайн формат. Появились новые акции, такие как «Окна Победы», «Флаги Победы», «Герои Рязанцы», «Фонарики Победы» и другие, которые предполагают индивидуальное участие и рассказ об участии в социальных сетях. Более двух тысяч представителей вузовского сообщества стали организаторами и участниками мероприятий, посвященных Дню Победы. Подобные форматы оказались особенно востребованными у студенческой молодежи. По отзывам студентов, тема Великой Отечественной войны очень востребована у молодежи и осознание ответственности за мир перед будущими поколениями, прочувствовать и сохранить память о тяжелейших событиях Великой Отечественной войны – это главная задача молодых граждан России [27]. Выводы. РГУ имени С.А. Есенина обладает мощным научным потенциалом, в частности в университете работает 15 докторов исторических наук. История Великой Отечественной и второй мировой войн всегда оставалась в центре научного поиска преподавателей-историков вуза. Современность со всей очевидностью поставила задачу защитить соответствующее исторической правде знание об этих войнах, которые коренным образом изменили расстановку сил на международной арене, предопределили важнейшие направления развития человечества с середины XX до начала XXI века. Вклад советского народа в победу над фашизмом, цена победы, второй фронт, отношения между союзниками во время и, особенно, по окончании Великой Отечественной войны – далеко не полный перечень дискуссионных проблем, которые все чаще приобретают острый полемический характер. В череде событий в РГУ имени С.А. Есенина, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне свое достойное место занял межрегиональный научно-практический круглый стол, проведенный в онлайн формате [28]. В своем докладе «Великая Победа и современность» доктор исторических наук, профессор П.В. Акульшин остановился на уроках Великой Отечественной войны, акцентировал внимание на необходимости сохранения исторической правды об этом грандиозном военно-политическом событии XX века. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России университета А.Ф. Агарев осветил вклад историков РГУ имени С.А. Есенина в изучение военной истории, анонсировал выход своей новой монографии, посвященной нашему земляку маршалу инженерных войск А.И. Прошлякову [29]. Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Московского педагогического государственного университета В.Е. Воронин выступил с докладом «Антигитлеровская коалиция и проектирование послевоенного мироустройства», прозвучавшим актуально в свете формирования новой современной системы международных отношений и неоспоримым возрастанием роли нашей страны на внешнеполитической арене. Проблеме Второго фронта, международному аспекту победы СССР, в целом, посвятил свое выступление доктор исторических наук, профессор С.В. Демидов. «Великая Отечественная война и современное общество в ФРГ» – название доклада доктора филологических наук, профессора А.Г. Голодова. Автор, имеющий большой опыт работы за рубежом, на материалах западногерманской прессы проанализировал попытки современных немецких СМИ исказить историческое прошлое, принизить значение победы советского народа. Ярко, эмоционально прозвучало выступление доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и методологии науки РГУ Р.Я. Подоля на тему «Память о Великой Отечественной войне как антология русского духа». Докладчик подчеркнул, что поколение победителей создало такие духовно-нравственные ценности и смыслы, которые и по сей день позволяют россиянам осознавать себя в качестве народа-победителя, готового противостоять разрушительным для человечества угрозам. Интересный, впервые вводимый в научный оборот материал содержало выступление аспиранта Г.В. Ларина «Военно-учебные заведения Рязанской области в годы Великой Отечественной войны». В мероприятии приняло участие более 50 студентов университета [30]. Резкий масштабный переход на дистанционный формат изменил привычный уклад жизни студентов и преподавателей вузов. Но, как любой кризисный период, создал условия для появления новых возможностей в организации работы с молодежью. Безусловно, опыт деятельности, приобретенный во время пандемии, окажет влияние на траекторию развития работы с молодежью, в особенности гражданско-патриотического воспитания.