Full text
Введение Первая половина XIX в. в истории Русской Православной Церкви способствовала появлению нового вида образовательных учреждений – епархиальных женских училищ. Необходимость в учебных заведениях подобного рода была очень острой, прежде всего, для семей духовенства. Практика открытия епархиальных женских училищ была продолжена, но стоит признать, что развивались данные учебные заведения крайне медленно. Постоянный недостаток средств на содержание подобных учебных заведений приводил к тому, что некоторые из них впоследствии закрывались. Училища, согласно «Уставу училищ для девиц духовного звания» от 1843 г., образовывались при женских монастырях. Они находились на полном местном финансовом обеспечении. Стоит подчеркнуть, что сами монастыри не торопились с открытием училищ. И причина здесь была не только финансовая. В среде духовенства существовали предубеждения относительно того, стоит ли давать образование девушкам, тем более что за него приходилось платить. Предприимчивые отцы предпочитали откладывать деньги, которые могли бы быть потрачены на обучение, на приданое при выходе замуж. Все учебные заведения для лиц женского пола были поделены на три разряда, из которых девицы из семей духовенства могли попасть лишь в женские гимназии, относившиеся к третьему разряду – для девиц прочих свободных сословий, либо получить образование в епархиальных женских училищах, которые продолжали свою деятельность и после Указа 1855 г. в рамках которого был принят Устав женских учебных заведений. Согласно этому документу, был закреплен сословный принцип получения образования для лиц женского пола. В начале ХХ в. в Омской епархии девочки могли получить образование в женских третьеразрядных гимназиях, куда очень трудно было попасть по причине их переполненности. В этой ситуации единственным способом получения образования оставались как раз таки епархиальные женские училища. По причине отсутствия последних духовенство Омской епархии было вынуждено отправлять своих дочерей для получения образования в Тобольское или Томское епархиальные женские училища, но так как за обучение детей в училищах других епархий нужно было платить, многие семьи лишались возможности дать дочерям образование [1, c. 7]. Выход из этой ситуации виделся в создании в Омской епархии собственного женского училища, необходимость в котором более чем назрела. Предпосылки создания Омского женского епархиального училища связаны с деятельностью преосвященного Григория (Полетаева) на Омской кафедре (1895-1901 гг.). Преосвященный Григорий заботился о духовно–нравственном уровне обучаемых в школах и училищах детей. В рассматриваемый исторический момент времени в Омске существовало в основном два типа учебных заведений: Министерства народного просвещения и учебные заведения, относящиеся к Русской Православной Церкви - церковно-приходские школы и училища. С целью повышения духовно-нравственного уровня обучаемых детей Преосвященный Григорий создал Омский епархиальный училищный совет, в обязанности которого входил контроль за работой школ, а также Ишимского духовного училища [2, c. 35]. Съезд духовенства Омской епархии, состоявшийся в 1905 г., принял решение о необходимости открытия хотя бы первых двух классов епархиального женского училища. К этому времени в епархии накопился капитал, хотя и недостаточный для открытия вполне благоустроенного епархиального училища, но могущий быть истраченным на открытие первых двух классов. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования В отечественной историографии проблема женского среднего церковного образования в Русской Православной Церкви начала XX столетия изучена незначительно. В дореволюционной историографии вопросы женского духовного образования затрагивались в многочисленных статьях журналов «Русская школа», «Народное образование», «Женское образование», «Христианское чтение», «Православное обозрение». Краткие очерки жизни и деятельности женских епархиальных училищ помещались в епархиальных ведомостях и издавались брошюрами и, в основном, носили описательный характер. В советский период историки изучали образовательную политику самодержавия, деятельность высших женских курсов, но учебная-воспитательная деятельность епархиальных училищ оставалась вне поля исследовательских интересов. В постсоветский период историки педагогики контекст изучаемого явления рассматривали в двух плоскостях: особенности трансформации женского образования в связи с изменениями образовательной системы во время реформ Александра II – например статьи и диссертационные исследования В.Л. Колесниковой [3, c. 67-71], Е.В. Перфильевой [4], О.В. Поповой [5], В.Д. Паршиной [6]. Во-вторых, Е.А. Андреевой [7], С.П. Васильевой [8, c. 87-90; 9] , Н.И. Никитиной [10, c. 48-51], В.В. Якименко [11, c. 116-126], С.А. Алешиной [12, c. 140-144], М.А. Гончарова, М.Г. Плоховой [13, c. 120-130], в которых рассматриваются различные аспекты жизнедеятельности епархиальных женских училищ в Тамбовской губернии, Нижнем Новгороде, Курской губернии, Пензенской губернии и др. В зарубежной историографии интерес к среднему духовному образованию Русской Православной Церкви в большей степени сводился к изучению семинарского образования, наиболее значимым исследованием последних лет является монография Лори Манчестер «Holy Fathers, Secular Sons: Clergy, Intelligentsia and the Modern Self in Revolutionary Russia» [14] («Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России») [15]. Некоторые аспекты женского духовного образования на западных границах и европейской части Российской империи нашли отражение в работах И. Паерт и Т. Швак [16, h. 142-158], В. Вагнер [17, h. 793-845], О.О. Марчук [18, c. 203-208], А.В. Святенко [19, c. 64-70], но эти работы не дают возможности раскрыть проблемы становления Омского женского епархиального училища. Некоторые аспекты истории Омского епархиального женского училища – нашли свое освещение в работах Г.С. Епериной [2] - это сведения об организации и функционировании учебных заведений церковного ведомства в Омской епархии. Также некоторые статистические данные мы встречаем в монографиях омского священника Сергия Голубцова [20]. Отдельные сведения из истории епархиального женского училища можно встретить в публикациях В.Л. Данилова, М.С. Пингина [21, c. 64-71], священника Владимира Лукина [22, c. 96-102]. Методологическая база исследования. Использование метода системного анализа позволило исследовать отчетные документы училищного совета, вывить основные направления работы и специфику среднего женского духовного образования. Историко-сравнительный метод позволил провести сравнение общей ситуации в стране с положением в Омской области и выделить региональные особенности. Статистический метод, позволил обобщить и проанализировать различные данные статистики, касающиеся изучаемой проблемы. Источниковая база работы включает архивные фонды Исторического архива Омской области [23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33]; отчеты о деятельности Омского Женского Епархиального училища, отраженные в «Омских Епархиальных ведомостях» из фондов Омского Музея Просвещения; справочные издания Омской епархии начала XX в. [34]. Результаты исследования. Первый набор в Омское женское епархиальное училище был сделан в 1906 году. Председателем училищного Совета стал священник Алексей Соловьёв, окончивший Ярославскую духовную семинарию. Начальницей училища и преподавателем географии стала Анна Понамарева, окончившая курс Омской гимназии, инспектором классов стал с 29 ноября 1906 г. Сергей Прозоровский, кандидат богословия - Санкт-Петербургской духовной Академии, он же преподаватель Закона Божия 1, 2 класса и русского языка 1 кл. Члены совета: Градо-Омской Ильинской церкви священник Сергей Соколов. Градо-Омской Крестоводвиженской церкви священник Пётр Троицкий. Преподаватель арифметики в 1 и 2 классах и гражданской истории во 2 классе диакон П. Парамонов, окончивший курс Нижегородской духовной семинарии. Преподаватель пения - диакон Афанасий Малыгин, от придворной капеллы имеющий свидетельство регента. Учительница рукоделия Неонила Квятковская с домашним образованием, эконом училища Василий Шалабанов, он же и делопроизводитель Совета. Воспитательницы: Таисия Козьмина окончившая курс Тобольского епархиального училища, она же заведующая библиотекой, также проводившая уроки иконописания во 2 классе, Юлия Успенская, окончившая курс Омской женской гимназии, Мария Низовцева - окончившая курс Велико-Устюжского Епархиального училища. Помощницы воспитательниц: Анна Дурыгина, окончившая курс Омской женской гимназии и отвечавшая за уроки чистописания. Таисия Чемесова - надзирательница за больными - окончила курс Тобольской акушерской школы. Кастелянша Антонина Фирсова - домашнее образование. Для первого и второго классов училища это вполне достаточный уровень как преподавания, так и воспитания. В отчёте за 1907 и 1908 гг. мы видим, что Председателем Совета стал Благочинный Омских городских церквей священник Михаил Орлов, третьим членом Совета с 15 августа 1907 г. стал Градо-Омской Николаевской церкви священник Леонид Покровский - кандидат богословия Казанской Духовной Академии. А русский язык и гражданскую историю в 3 классе преподавал Василий Петров, кандидат богословия Московской Духовной Академии. В 1907 году появится не только 3-й класс, но и врач училища И.И. Бочковский, доктор медицины, преподаватель Омской учительской семинарии [35, c. 5-26, 33-42] . Училище находилось в арендуемом помещении на ул. Куперштейна. 21 декабря 1908 г. владыка Гавриил выслушал отчет инспектора классов о состоянии училища в воспитательном отношении за 1907-1908 гг. В конце отчета был зачитан список воспитанниц удостоенных Советом получения наград 1 степени (книга и похвальный лист), 2 степени (похвальный лист), за хорошие успехи и примерное поведение. Епископ Гавриил вручая награды говорил воспитанницам, чтобы они дорожили тем вниманием, которое оказывает им училище, и стремились к достижению более высоких вершин знания нравственности. Владыке был показан самодеятельный концерт, который состоял из сочинений учениц первого полугодия. Репертуар был различный: басни, стихи сопровождались хоровым пением. Сочинения на тему Закона Божия прочитала Лебедева Анна и по всем другим предметам по истории, географии, русскому языку. Ответы и пение заслужили похвалы Преосвященного: «Спасибо Вам за то, что утешили нас своими ответами» [36, c. 1-8, 31-42, 30-39; № 4, С. 15-16] - сказал он, обратившись к воспитанницам, и затем говорил им о значении в последующей их жизни воспоминаний о таких днях. После благословения Владыки воспитанницы были отпущены на рождественские каникулы. Согласно Отчету епархиального училища за 1907-1908 учебный год, поступление средств на развитие училища осуществлялось следующим образом [составлено с опорой на материалы Отчетов – 37, с. 1-8, 31-42, 30-39, № 4. С. 7-18; № 5. С. 4-21; № 7-8. С. 19-42]: Поступление средств Источник Сумма Из сумм свечного завода 4223 руб. 12 коп. Из Омской Духовной консистории 20205 руб. 51 коп. Взносов за содержание и нравоучения 6886 руб. От благочинных священников Петра Игнатьева, Симеона Соколова, Михаила Орлова 3968 руб. 41 коп. Процентов с капитала 16 руб. 7 коп. Итого: 35299 руб. 77 коп. Расходы же при этом составили 30253 руб. 81 коп. (из них на ученическую библиотеку 45 руб.). К 16 августа 1908 г. билетами: 5026 руб. 81 коп. наличными: 516 руб. 64,5 коп. Согласно Отчету епархиального училища за 1908-1909 учебный год, поступление средств на развитие училища увеличилось на 5 608 руб. 6 коп. и осуществлялось следующим образом: Поступление средств Источник Сумма Из доходов церквей и монастырей 18299 руб. Из доходов Епархиального свечного завода 10551 руб. 51 коп. За содержание своекошных воспитанников 9689 руб. 70 коп. За нравоучение воспитанниц Светского звания 1494 руб. Разных других доходов 933 руб. Итого: 40907 руб. 83 коп. Расходы при этом составили 40355 руб. 52 коп., переходящих 12 руб. 8 коп. Всего с остатками и переходящими 42134 руб. 53 коп. В остатке к 1910 г. -1778 руб. 91 коп. С 1 октября 1908 г. Совет с разрешения Его Преосвященства ввел преподавание французского языка в училище. Письменные упражнения воспитанниц были в форме классных диктантов. Во второй половине учебного года воспитанницы 3-го класса писали изложения. Учебный год продолжался с 16 августа 1908 г. по 6 июня 1909 г. С 16 мая по 6 июня письменными работами проводились экзамены во всех трех классах. Устные экзамены принимала комиссия из преподавателя предмета, ассистента и представителя Совета. На экзамене по Закону Божию присутствовал владыка Гавриил (Голосов). По результатам из первого класса переведенных 33 оставлено 3 человека. Из второго класса переведено 40 человек, оставлено 4, из третьего класса переведено 34 человека. Средняя успеваемость воспитанниц первого класса - 3,46, второго класса - 3,53, третьего класса – 3,70. За 1908 г. куплено 225 книг для ученической библиотеки и 179 книг по распоряжению Его Преосвященства переданы из Омских Епархиальных ведомостей. Таким образом, к концу года в ученической библиотеке числилось 843 книги. В 1909 году произошли изменения как в совете, так и в преподавательском, и воспитательном составе. Инспектором классов стал священник Илья Фокин, кандидат богословия Казанской Духовной Академии. Членами Совета стали священник Градо-Омской Ильинской церкви отец Владимир Никольский, студент Уфимской Духовной Семинарии. Священник Градо-Омской Кресто-Воздвиженской церкви отец Алексей Головин, он же казначей Совета, студент Рязанской духовной семинарии. Закон Божий преподавал священник Илья Фокин, географию - А. И. Пономарев, историю, алгебру, геометрию и арифметику - Евгений Спиридонов, кандидат богословия Казанской Духовной Академии. Природоведение и физику вел доктор медицины профессор П. И. Бочковский. Словесность и историю Русской литературы со второй половины года преподавал инспектор классов священник Илья Фокиным. Русский язык со второй половины 1908 года в первом классе преподавала воспитательница Т. Козьмина. Во втором классе воспитательница А. Покровская, в третьем классе воспитательница М. Низовцева, в четвертом классе воспитательница О. Ф. Голосова (окончила Ярославское женское епархиальное училище), которая также вела курс Чистописания. Все воспитательницы с 1 по 5 класс имели среднее образование, а также помощницы воспитательниц. В 1908-1909 учебном году училище уже имело 5 классов и учащихся в них было 226 человек. На полном епархиальном содержании состояло 80 человек, на половинном - 8 человек. С 1910 г. училище перешло в собственное новое построенное здание [38, c. 62-66; 39, c. 189; 40, c. 36-37]. При здании находилась домовая церковь и больница. Училище торжественно отпраздновало память святителя Дмитрия Ростовского. Участвовали преподаватели, воспитанницы и хор певчих училища. В течение года воспитанницам всех классов совместно с преподавателями было устроено несколько литературно – музыкально – вокальных вечеров. Учебно–воспитательное дело контролировал инспектор классов, который посещал не только дневные уроки, но и вечерние занятия. Совместно с начальницей и Советом училища разбирались вопросы о неуспевающих ученицах и принимались решения. Использовались различные методы: беседы, поручения к воспитательницам о наибольшей заботе о неуспевающих и даже сообщение их родителям, если это касалось лени и нерадении воспитанниц. Воспитательницам вменялось в обязанность следить за занятиями отстающих учениц, насколько возможно, способствовать им, на вечерних занятиях, при усвоении предметов училищного курса. Для развития умственного уровня предлагалось внеклассное чтение и конспектирование прочитанного. Конспекты просматривались инспектором классов [44, c. 1-34, 45-52]. Преподавательский состав на 1910-1911 учебно-воспитательный год значительно усилился [41, c. 4-10], мы видим в составе преподавателей кандидатов богословия и учителей с университетским образованием. В среде воспитательниц по-прежнему все со средним образованием. Первый выпуск будет в 1911 году весной, а предстояние Гавриила (Голосова) закончилось. Он так и не увидел первый выпуск учениц епархиального училища, в которое вложил так много сил. По составу учащихся в 1910-1911 учебном году учащихся воспитанницы было 271, а православных 210, инославных 61. На полном содержании 97, на половинном 5. Живущих в училище 221 и приходящих 50 [42, c. 7-29]. Во время учебного года 1910-1911 в училище училось 271 ученица, 228 переведено, 36 оставлено, 7 уволено по прошению. В училище уже 6 классов [45, c. 17-26, 29-32, 14-29]. В 1911 году весной, в училище состоялся первый выпуск воспитанниц, но Владыка, уволенный на покой находился уже в другой Епархии. Мы видим, что возросшие требования вызвали незначительный рост числа оставленных учениц особенно в четвертом классе, так как в четвертом классе значительно возрастает сложность. Больше сочинений и домашних работ, больше предметов. 36 воспитанниц получили аттестаты на звание домашних учительниц, а большинство из них выразило желание продолжить обучение в седьмом классе. Наград удостоены: первой степени -18 учениц, второй -23 и по окончании шестого класса три ученицы [46, c. 1-39]. В 1911-1912 учебном году в училище училось 309 воспитанниц. Закончили курс 6 класса 36 воспитанниц и получили аттестаты на звание домашних учительниц, «19 воспитанниц, окончили курс 7 класса, получили соответствующие свидетельства» [2, c. 39]. Удостоены наград ученицы 6 класса 1 степени 3 ученицы, второй 5 учениц. А вот в 7 классе первой степени выданы золотые медали 6 ученицам, а серебряные 2 ученицам. Это впервые в истории Омского Епархиального женского Училища. В 1911 - 1912 учебном году число переведенных после экзаменов учениц было 237. Причём окончили курс шестого класса и получили аттестаты на звания домашних учительниц 35 воспитанниц, из них 26 учениц выразили желание продолжить образование в седьмом классе, окончили курс 7 класса и получили свидетельство 21 ученица [47, c. 1-2]. В течение 1911-1912 учебного года в училище произошли в составе управления и обучения перемены: резолюцией Его Преосвященства, от 11 августа 1911 года за № 4175 на место протоиерея Михаила Орлова, уволенного по его прошению от должности председателя Совета училища, назначен настоятель Свято-Троицкой церкви при станции Омск протоиерей Алексий Соловьев. Согласно журнальным постановлениям Совета училища, от 12.12.1911 года за №162, утвержденным резолюцией его Преосвященства от 9.01.1912 года за № 608, член совета, священник С. Соколов был уволен из числа членов совета от Епархиального духовенства, а на его место, тем же журнальным определением, назначен управляющий Омским Епархиальным свечным заводом, Священник Ксенофонт Попов. Это назначение связанно с тем, что училище строилось на средства свечного завода, который кредитовал на строительство большие деньги [47, c. 9-12]. Таким образом, основной характеристикой периода 1910-1913 гг. является переезд училища в новое здание, первый выпуск воспитанниц, изменение системы финансирования и организационной структуры, а также организация хора. Анализируя Журнальные постановления, мы видим дальнейшее укрепление руководства и некоторую перестройку учебного процесса. Так чистописание окончательно переходит к воспитательницам с появлением седьмого класса, приходят и новые предметы. Программы во всех классах были выполнены своевременно, но причем были пройдены еще с повторением. Все преподаватели стремились к такой постановке вопроса, чтобы ученицы по каждому предмету могли ясно и отчетливо излагать ими преподаваемое учение, а не заучено и механически. Для достижения этой цели в училище находились разные пособия: карты, рисунки, картины, приборы. Инспектор классов и начальница училища принимали все возможные меры к повышению успеваемости своих воспитанниц. В дополнение к устным урокам по предметам училищного курса давались и письменные работы. Недельное расписание уроков в епархиальном училище выглядело следующим образом (в скобках указаны часы, которые должны отводиться на это предмет по уставу женских училищ духовного ведомства): Предмет Первый класс Второй класс Третий класс Четвертый класс Закон Божий 3 урока (5) 3 урока (5) 3 урока 3 урока Русский язык 5 уроков (3) 4 урока (3) 4 урока 2 урока Церковно-славянский язык 1 урок (3) 1 урок (3) 1 урок 1 урок Словесность 3 урока Арифметика 3 урока 3 урока 3 урока 3 урока Французский язык 4 урока 4 урока 4 урока Рукоделие 2 урока 2 урока 2 урока 2 урока Рисование и черчение 2 урока 1 урок 1 урок 1 урок Чистописание 2 урока (3) 2 урока 2 урока Церковное пение 2 урока (3) 2 урока (3) 2 урока 2 урока Природоведение 3 урока Гражданская история 2 урока 2 урока 3 урока География 2 урока 2 урока 2 урока Учебно–воспитательное дело в 1910-1911 учебном году несколько усложнилось и усовершенствовалось Распорядок дня был следующим: подъем в 7 часов, утренняя молитва перед чаем в 8 часов и обязательно дневное зачало из Евангелия. С 8.45 до 13. 00 уроки, с 13.00 обед до 17.00 отдых. С 17.00 до 20.00 учёба. 20.00 ужин, а в 21.00 сон[ 47, c. 19-26]. В дни праздничные и воскресные в дни поста Великого совершалось всенощное бдение в классной комнате священником Василием Шалобановым, а на литургию ходили в Кладбищенскую Всех-Святскую церковь. В течение года 2 раза исповедовались и приобщались св. Таин. Кроме обязательных предметов стали преподаваться: французский, немецкий и музыка, правда за отдельную плату. Для лучшего усвоения знаний в училище стали использоваться разного рода наглядные пособия [48, c. 30-39]. Религиозно–нравственное воспитание составляло главную заботу всех педагогов: молитвы начинались с утра, утреннее правило и заканчивались вечерним правилом перед сном. В воскресенье и праздничные дни инспектор классов служил в училищной церкви. В совершении богослужения принимали все воспитанницы: все чтения, все пения и богослужебные действия выполнялись ученицами. Для пения в церкви был организован хор из воспитанниц всех классов, под руководством одной из них. Диакон А. Малыгин совершал только предварительную подготовку хора к пению в храме. Все остальные работы по храму, продаже свечей просфор, сбор денег, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к евангелию все эти обязанности и работы лежали на ученицах [49, c. 19]. Воспитанницы, назначенные присутствовать в храме, с усердием и охотно выполняли эти обязанности и с любовью заботились о чистоте и порядке в храме. Два раза в год воспитанницы говели, исповедовались и принимали причастие Св. Даров обязательно для всех, а по желанию на страстной седмице кто хотел. Библиотека к началу 1911-1912 учебного года состояла: фундаментальная из 261 названия (424) тома, ученическая из 149 названий (704 тома) и учебная из 212 названий в количестве 3150 экземпляров. В течение года приобретено: для фундаментальной библиотеке 26 названий, в количестве 68 томов. Для ученической 476 название в количестве 559 томов; для учебной 81 название в количестве 561 экземпляра. В настоящее время в библиотеке Омской духовной семинарии находится некоторая часть фонда Фундаментальной библиотеки Омского женского епархиального училища: журналы «Богословский вестник» (1906-1913), «Вера и разум. Богословско-философский журнал» (1909-1911), «Душеполезное чтение. Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания» (1898), «Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии» (1906-1914), «Отдых христианина. Ежемесячный журнал художественной беллетристики» (1904-1915), «Странник, духовный журнал» (1870-1911), «Христианское чтение» (1907-1911), «Правда Православия. Единоверческое издание» (1908) [50]. В марте 1913 года Преосвященнейший Владимир (Путята) был переведен на Витебскую кафедру, его преемником стал Андроник (Никольский) Архиепископ Омский и Павлодарский. 16 апреля 1913 года на второй день Св. Пасхи Преосвященный Андроник совершил вечерню и утреню в церкви Епархиального училища [51, c. 1-2, 9-12, 19-26, 33-36, 81-96]. В 1913-1914 учебном году Училище посетил синодальный ревизор, действительный советник П.Ф. Полонский. Он присутствовал на уроках всех преподавателей, посетил училищный храм (во время молитвы), столовую, больницу, библиотеку и, вообще, внимательно относился ко всем сторонам училищной жизни. Беседовал с корпорацией и членами Совета, и делился с ними в сердечной беседе своим глубоким педагогическим опытом, преподав некоторые существенные указания по части учебной, воспитательной и хозяйственно-экономической жизни училища [52, л. 8-9]. Епископ Андроник руководил всеми персоналу учебно-воспитательными и хозяйственными вопросами. Неоднократно совершал богослужение в училищном храме, сопровождая их проникновенной проповедью. Присутствовал Владыка на уроках преподавателей, а также на экзаменах воспитанниц и на занятиях, где они заитывали рефераты, руководя прениями, делился с ними своими знаниями. Преемником Андроника был назначен Преосвященный Арсений (Тимофеев Аполлон Петрович). Решение святейшего Синода от 30 июля 1914 года Преосвященный Арсений епископ Омский и Павлодарский. В связи с началом Первой мировой войны Омское епархиальное женское училище попало в непреодолимо-сложное экономическое положение: три четверти бюджета училища составляли епархиальные взносы (46 тыс. руб.), из которых большая часть уходила на оплату труда, еще четверть составляли частные пожертвования, которые также сократились. Решить эти вопросы мог исключительно епархиальный съезд духовенства. На VIII съезде были поставлены вопросы о приобретении оборудования (швейные машины) и мебели, о ремонте вентиляционной системы, наружном и внутреннем ремонте и даже расширении училища, комплектовании библиотечного фонда, увеличение заработной платы преподавателям (доведении ее до уровня мужских духовных учебных заведений [52, л. 36-41]. Но намеченным планом не суждено было состояться. Епископ Омский и Павлодарский Арсений (Тимофеев), вследствие болезни, согласно его прошения, был уволен на покой. Этим же указом от 4 июля 1915 г. епископом Омским и Павлодарским назначен Преосвященный Сильвестр (Ольшевский) [53]. Заключение. Очередной съезд духовенства и мирян, на котором в том числе должны были быть решены финансовые проблемы женского епархиального училища состоялся 28 мая 1917 г. В условиях, падения монархии и установления двоевластия, съездом духовенства Омской епархии было принято решение преобразовать женское училище в женскую гимназию (таким образом учебное заведение переходило бы на баланс Министерства Народного Просвещения). В преобразованном училище все функции по управлению училищем и направлению учебного дела должны принадлежать педагогическому совету, в состав которого должны входить все преподаватели и воспитательницы. Этим был положен, по сути, конец данного учебного заведения. Большевики, в соответствии с «Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (23 января 1918 г.), закрыли все оставшиеся в Омской епархии учебные заведения, относившиеся к церковному ведомству. В годы Гражданской войны в здании бывшего епархиального женского училища находился военный госпиталь, в 1920-е гг. – различные советские учреждения. С 1928 г. в здании находится Омский ветеринарный институт (ныне Институт ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета).