Full text

Введение

 

В настоящее время, по данным Федеральной службы статистики, лиц с инвалидностью в нашей стране насчитывается около 12 миллионов человек, что составляет 8,1% от общего количества населения России [1], поэтому очень остро стоит вопрос о создании равных условий и возможностей для каждого гражданина Российской Федерации, особенно для данной категории граждан. Согласно федеральной программе «Доступная среда», к 2020 г. в отношении 74,9% инвалидов в возрасте от 18 до 55 лет должны быть разработаны и апробированы мероприятия по реабилитации и/или абилитации, а доля работающих инвалидов к общей численности трудоспособного населения должна будет составлять более 40% [2].

Занятость в сфере труда для людей с ограниченными возможностями здоровья играет первостепенную роль в их жизни, так как определяет не только их материальное, но и социальное благополучие. Человеку с инвалидностью приходится преодолевать на своем пути к трудоустройству большое количество барьеров: транспортных, психологических, коммуникативных и других. Особое место среди них занимают трудности межличностных отношений.

Недостаточно сформированные умения и навыки межличностного взаимодействия не позволяют инвалидам успешно решать проблемы не только личного, но профессионального плана: адаптироваться на новом рабочем месте, влиться в рабочий коллектив, успешно продвигаться по карьерной лестнице, повышая свой трудовой и личностный потенциал. Это объясняет тот факт, что на данный момент трудоустроено только около 32% инвалидов трудоспособного возраста от общего количества населения, при этом из их числа 63% частично или полностью не удовлетворены работой, остальные не могут трудоустроиться по медицинским показаниям или не потеряли веру в эту возможность.

Таким образом, выявлена научная проблема, содержание которой заключается в необходимости исследования особенностей межличностных отношений личности с инвалидностью, влияющих на успешность их профессиональной деятельности.

 

Методология и результаты исследования

 

Объектом данного исследования являются межличностные отношения, а предметом – особенности межличностных отношений личности с инвалидностью в профессиональной деятельности.

Целью исследования стало изучение особенностей межличностных отношений личности с инвалидностью в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень гармоничности межличностных отношений личности с инвалидностью в профессиональной сфере зависит от ее стратегии поведения в конфликтной ситуации и профилей межличностных отношений.

Для данного исследования использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научных источников); эмпирические (анкетирование; тестирование), с использованием методик: методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методики «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) (С. В. Духновского). Также использовались методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (метод математической статистики: метод корреляционного анализа с использованием ранговой корреляции Спирмена; определение достоверности различий по U-критерию Манна – Уитни).

Теоретическую основу исследования составили теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томаса; концепция межличностных отношений (Г. Салливан, Т. Лири); деятельности как условия общения (А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева, Л. И. Анциферова; субъективности в межличностном общении (A. A. Бодалев, Б. Г. Ананьев).

Проблематикой межличностных отношений занимались такие ученые, как В. Н. Мясищев, A. A. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Оллпорт, К. Левин и другие.

В отечественных научных источниках по социальной психологии на данный момент нет однозначного определения межличностных отношений, но в основу существующих концепций данного понятия положена идея В. Н. Мясищева [3], согласно которым его составляющими являются три компонента: познание, эмоциональное восприятие и контакт субъектов отношений, где базовой характеристикой является общение.

В зарубежной психологии термин «общение» не используется и заменяется синонимом «коммуникация», под которой подразумевается процесс обмена информацией двух взаимодействующих систем. Но сущность этих категорий различна: не все виды коммуникационного взаимодействия являются общением, но всякое общение − это частный вид коммуникативной деятельности индивида.

Б. Ф. Ломов отмечает, что общение можно рассматривать как одну из очень важных сторон человеческого существования: субъект-субъектные отношения или межличностное взаимодействие, то есть как коммуникативную деятельность. Общепринятые концепты деятельности включают лишь односторонний взгляд на социальное существование индивида, т. е. рассматривают субъект-объектные отношения, хотя общение – это деятельность двух субъектов [4]. Исходя из этого, общение является не совокупностью отдельных активных процессов каждого из его субъектов, а их межличностным взаимодействием.

При этом некоторые психологи рассматривают соответствие между взаимодействием и общением только с одной из сторон общения.

Г. М. Андреева акцентирует внимание в феномене «общение» на три взаимозависимые части: перцептивную, коммуникативную, интерактивную. Коммуникация – это обмен информацией между субъектами, перцепция общения представляет собой взаимное восприятие участниками общения личностных особенностей друг друга и установление на основе него взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения заключается в управлении межличностным взаимодействием, т. е. обменом коммуникативными действиями. Все эти составляющие общения реализуются совместно, проявляясь в большей или меньшей степени [5].

М. С. Каган, подразумевая общение как субъектно-субъектное взаимодействие, считает его контактом между субъектом и объектом, так как один индивид управляет другим в процессе коммуникативного взаимодействия [6].

Таким образом, общение индивидов − это вид коммуникативной деятельности, взаимосвязанный контактом психических реальностей равноправных субъектов, который способствует влиянию субъектов друг на друга, проявлению взаимных переживаниям и установлению взаимопонимания. Установленный психический контакт в процессе общения определяет одномоментное взаимодействие между конкретными партнерами, предполагая информационный и эмоционально-чувственный обмен.

А. А. Леонтьев дифференцировал три категории общения, исходя из направленности этого процесса: социально ориентированное, предметно-ориентированное и личностно ориентированное. Первая разновидность общения направлена на преобразование психологических особенностей группы индивидов. Это коммуникация между субъектами социальных групп. Предметно-ориентированное общение ориентировано на управление взаимодействием индивидов, а личностно ориентированное − на преобразование отдельного субъекта [7].

Такой же подход осуществляет в своих исследования С. В. Духновский, подразумевая под межличностными отношениями осуществление взаимодействия в процессе коммуникации индивидов, в результате которого изменяется их психоэмоциональное состояние на уровне взаимообмена [8]. Сфера осуществления межличностного взаимодействия определяется как социальное поле межличностных отношений, являющееся умозрительной категорией, представленное субъектным межличностным взаимодействием индивидов.

Таким образом, социальная область представляет собой силовое поле, создаваемое межличностным взаимодействием субъектов.

Исходя из вышесказанного, межличностные отношения представляют собой общение как коммуникативную деятельность в социальной области взаимодействия субъектов, имеющая три взаимосвязанных компонента: перцептивный, коммуникативный, интерактивный, где субъекты общения проявляют свои индивидуально-личностные особенности через социально-психологические и духовные процессы этого пространства.

Тогда общение в профессиональной сфере – это деловое общение, которое является сложным процессом коммуникативной деятельности в деловой сфере выступающих в межличностное взаимодействие и находящихся в официальных положениях профессиональных групп, которые и нацелены на достижение профессиональных целей, решая производственные задачи. Характерная особенность данного взаимодействия от общения – регламент, т. е. подчиненность введенным ограничениям, определяемым этическо-профессиональными принципами, культурно-национальными традициями. Деловое общение предполагает достижение результативности – коррекцию поведения и деятельности партнеров общения.

Специфика делового взаимодействия в профессиональной деятельности определяется особенностями его пяти взаимосвязанных категорий: когнитивной, коммуникативно-информационной, конативной, эмоционально-мотивационной и межличностной.

Межличностная сторона делового взаимодействия – это межличностное взаимодействие находящихся в официальных отношениях профессиональных групп, которые и нацелены на достижение профессиональных целей, решая производственные задачи.

Вторая из сторон взаимодействия в деловой сфере когнитивная, связанная с интеллектуальными процессами осознания и постижения личностного бытия партнерами по взаимодействию друг с другом, самопознания своей личности коллег по трудовой деятельности для формирования образов-представлений о себе и партнерах по общению, которые регулируют межличностное взаимодействие.

Коммуникативно-информационная категория делового взаимодействия характеризуется информационным взаимообменом между субъектами.

Эмоционально-мотивационный компонент делового общения проявляется в экспрессии, стилях и стратегиях поведения в условиях профессиональной деятельности и определяет взаимоотношение субъектов друг с другом, становясь специфическим социально-психологическим оттенком совместной деятельности, предопределяя эффективность взаимодействия.

Поведенческая (конативная) структура делового общения необходима для координации внутренних и внешних противоречий в позициях субъектов коммуникативного взаимодействия, которая управляет личностью во всех областях жизнедеятельности, главным образом в критических ситуациях, затрагивающих ключевые моменты функционирования организации. Также этот компонент определяет стимулирующие силы сотрудника, регулирующие межличностное взаимодействие коллег и других групп сотрудников организации.

Объединение этих компонентов делового взаимодействия определяет содержание делового общения в формах формальной и неформальной коммуникации в профессиональной деятельности в организации.

Однако процесс общения – сложный момент, в котором немалую роль играют социально-психологические особенности коммуникаторов и условия проведения взаимодействия: настроение, усталость, нехватка времени и т. д. Поэтому деловое взаимодействие осуществляется при выполнении следующих факторов: необходимость взаимодействия всех участников коммуникации, несмотря на личностное отношение друг к другу; взаимодействие с учетом формально-ролевых и должностных позиций взаимодействия, руководствуясь субординацией и деловым этикетом; зависимость всех партнеров делового взаимодействия от результативности и реализации личных целей участников коммуникации; контроль коммуникации индивидов взаимодействия; формальные ограничения: выполнение регламента, организация взаимодействия в зависимости от условий организации и проведения коммуникаций; управление эмоциональными проявлениями, адекватные способы поведения в процессе делового взаимодействия.

Особенности представленных выше компонентов делового взаимодействия проявляются в его видах и формах. Выделяют следующие виды делового взаимодействия:

-          служебное взаимодействие индивидов в период работы и в пределах своей организации и внеслужебная деловая коммуникация осуществляются вне организации, но исходя из интересов профессиональной деятельности;

-          прямое и косвенное. Прямое деловое взаимодействие осуществляется при непосредственном контакте индивидов общения, обладает наибольшей результативностью, потенциалом эмоционального воздействия и внушения, а косвенное реализуется с помощью специальных технических средств и письменных средств;

-          словесное взаимодействие и общение посредством невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами, интонацией и т. п.);

-          формальное, осуществляемое в обязательном порядке в профессиональной деятельности на основе нормативно-правовых и локальных актов организации, и неформальное, характеризуемое добровольностью общения и регламентируемое этико-моральными принципами межличностного общения и другие.

Формы делового общения: собрание, конференция, публичные выступления и другая коммуникация в профессиональной деятельности.

Главнейшей целью делового взаимодействия является поддержка деловых контактов и стимулирование деловой активности в межличностном взаимодействии, что способствует возникновению и развитию межличностных контактов у субъектов общения, в процессе которого появляется межличностная совокупность взаимосвязанных компонентов и качеств, взаимовлияющих, образующих систему коммуникативного взаимодействия. Эта совокупность функционирует благодаря обратной связи между партнерами по деловому взаимодействию в соответствии с моделью и условиями коммуникации. Процесс создания межличностной системы взаимодействия бывает мгновенным, постепенным и длительным.

Таким образом, деловое общение – это сложная, многогранная коммуникация между субъектами общения в деловой сфере, вступающими в межличностное взаимодействие и находящимися в официальных отношениях профессиональных групп, которые и нацелены на достижение профессиональных целей, решая производственные задачи. Характерная особенность данного взаимодействия от общения – регламентированность. Деловое общение предполагает достижение результативности – коррекцию поведения и деятельности партнеров общения. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие.

Межличностное взаимодействие в деловой сфере формируется множеством контактов сотрудников, т. е. их социальной межличностной коммуникацией. При этом отсутствие согласованности, сотрудничества, партнерской модели межличностного взаимодействия приводит к разрушению гармонии коммуникативных отношений личностей друг с другом, что, в свою очередь, приводит к конфликтным ситуациям.

Навыки и способности коммуникации главным образом зависят от опыта, полученного в социуме, регламентируются национально-культурными особенностями, этико-моральными принципами, ценностными характеристиками личности, тем самым закладываются ограничения на коммуникативную гибкость субъекта. Поэтому для эффективного межличностного взаимодействия в профессиональной сфере необходим развитый социальный интеллект, коммуникативные способности, знание конфликтологии и т. п.

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы было проведено эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений с инвалидами трудоспособного возраста в количестве 52 человек.

На первом этапе работы нами было проведена диагностика гармонии межличностных отношений с помощью методики «Субъективная межличностных отношений» (СОМО) С. В. Духновского для деления эмпирической выборки на две группы. В первую группу вошли люди с инвалидностью с гармоничным межличностным взаимодействием в процессе делового общения в количестве двух человек, а во вторую группу – 20 человек с инвалидностью с дисгармоничным межличностным взаимодействием при деловом общении.

Для респондентов второй группы характерно отсутствие единодушия, равноправных отношений между субъектами межличностных взаимодействий, наличие негативизма эмоционального фона общения, доминирования в межличностном общении.

На следующем этапе работы нами было проведено исследование по выявлению стратегий поведения в конфликтных ситуациях с помощью методики диагностики стилей поведения в конфликтной ситуации К. Томаса и методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.

В первой группе исследуемых основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях – компромисс и сотрудничество, которые являются самыми эффективными в процессе межличностного взаимодействия в деловой сфере: равноправные отношения, согласование интересов участников контактов, поиск совместных или взаимоисключающих решений в проблемных зонах. А во второй группе с дисгармоничным межличностным взаимодействием в деловом общении используется доминантно-зависимая модель отношений, для решения конфликтных ситуаций используются стратегии соперничества и компромисса, то есть идет ущемление интересов одной сторон взаимодействия либо поиск решения за счет взаимных уступок для выработки промежуточного взаимоисключающего решения.

Для доказательства гипотезы исследования проводилась статистическая обработка полученных данных с помощью непараметрического критерия U Манна – Уитни, проведена оценка достоверности выявленных различий в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях и стилях межличностного взаимодействия при деловом общении испытуемых двух групп в зависимости от гармоничности делового взаимодействия.

Анализ результатов эмпирического исследования с помощью метода математической статистики непараметрического критерия U Манна – Уитни позволил сформулировать следующие выводы.

Выявлены достоверные различия у людей с инвалидностью по уровням дисгармоничности взаимоотношений: напряженность отношений (Uэмп. = 14,0, p < 0,001) отчужденность в отношениях (Uэмп. = 3,0, p < 0,001) конфликтность в отношениях (Uэмп. = 36,0, p < 0,05); по стратегиям поведения в конфликтах: соперничество (Uэмп. = 16,5, p < 0,001); сотрудничество (Uэмп. = 25, p < 0,01) и избегания (Uэмп. = 22,5, p < 0,001); по показателям стилей межличностного взаимодействия: доминантно-зависимая модель отношений (Uэмп. = 7,5, p < 0,001), партнерская стратегия межличностного взаимодействия (Uэмп. = 7,5, p < 0,001).

Выраженность различий незначительна (Uэмп. > Uкр.) по таким стратегиям поведения в конфликтах, как компромисс, приспособление.

Таким образом, при дисгармонии межличностного взаимодействия в процессе общения у инвалидов в деловой сфере преобладает доминантно-зависимая модель отношений, соперничество и избегание, что способствует возникновению трудностей в сфере деловых взаимоотношений.

Для установления взаимосвязи дисгармонии взаимодействия и стиля межличностного делового общения, способов поведения в конфликтных ситуациях респондентов двух групп проводился корреляционный анализ с использованием ранговой корреляции Спирмена.

Установлена тесная положительная взаимосвязь с такими факторами, детерминирующими дисгармоничность отношений, как напряженность и отчужденность, конфликтность в отношениях с доминантно-зависимой моделью межличностного общения в деловой сфере и с такими способами поведения конфликтах, как соперничество и избегание, и отрицательная – с сотрудничеством, которая способствует гармонизации делового взаимодействия между медицинскими работниками.

 

Заключение

 

Таким образом, проведя исследование по теме особенностей межличностных отношений людей с инвалидностью в профессиональной сфере, мы имеем все основания для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что уровень гармоничности межличностных отношений личности с инвалидностью в профессиональной сфере зависит от ее стратегии поведения в конфликтной ситуации и профилей межличностных отношений.

Достигнута поставленная цель исследования. В ходе исследования также выявили, что партнерская стратегия межличностного взаимодействия, стратегия сотрудничества, компромисса являются наиболее эффективными способами взаимодействия инвалидов в деловом общении, а доминантно-зависимая модель, соперничество и избегание способствуют возникновению дисгармонии в деловом взаимодействии.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят специалистам разработать и апробировать программы для проведения абилитации инвалидов по гармонизации и развитию их межличностных отношений для решения проблемы их трудоустройства и успешной трудовой деятельности.