Full text

Введение

 

Жизнь современного человека сопровождается многочисленными стрессами. Многообразие подобных жизненных ситуаций требует от человека необходимости искать новые формы поведения, позволяющие быстрее адаптироваться к ситуации. Иначе человек будет испытывать постоянный дискомфорт, напряжение.

Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющихся у него психологических ресурсов и личностного опыта. В отличие от механизмов психологической защиты, копинг-поведение может использоваться индивидом сознательно, выбираться и изменяться им в зависимости от ситуации.

Проблематика совладающего поведения достаточно широко представлена в различных психологических школах и направлениях (психоанализ, гуманистическая психология), отражена в концепции социального научения, когнитивной и психоэволюционной теориях стресса.

Мы опираемся на определение совладающего поведения Т. Л. Крюковой: «особое социальное поведение, которое обеспечивает продуктивность, здоровье и благополучие человека, целенаправленное поведение, позволяющее человеку справляться со стрессом адекватными личностным особенностям и ситуации способами» [1].

По мнению различных авторов, совладающее поведение наиболее ярко проявляется в конфликтных ситуациях, где в противоречие вступают индивидуальные потребности людей, их мотивы и интересы.

В частности, содержание супружеского конфликта В. А. Сысенко определяется как «сфера несовпадения интересов, целей и мотивов у супругов» [2].

Согласно А. Я. Анцупову, А. И. Шипилову, «супружеский конфликт – это разновидность семейного конфликта, который возникает между супругами на основе нарушения этики супружеских отношений, биопсихологической несовместимости, противоположности интересов и потребностей, различных взглядов на воспитание детей и различного отношения к родственникам» [3].

Теоретические и практические исследования касаются в основном причин и динамики конфликтов в супружеских отношениях. Гораздо в меньшей степени изучены аспекты совладания супругов с конфликтами. Вместе с тем способность каждого супруга (в отдельности) и семьи (в целом) к адекватному, конструктивному совладанию с конфликтными трудными ситуациями является фактором благополучия семейных отношений, жизнестойкости семьи.

По мнению Е. Г. Силяевой, конфликтное взаимодействие супругов имеет широкий диапазон различных проявлений (когнитивных, эмоциональных, поведенческих). Если в начальной стадии может доминировать когнитивный аспект взаимодействия, то в дальнейшем могут преобладать эмоциональные и поведенческие реакции супругов [4].

 

Методология и результаты исследования

 

Цель настоящего эмпирического исследования – выявить особенности совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин.

Объект исследования – мужчины и женщины, состоящие в браке.

Предмет исследования – особенности совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что существуют психологические особенности совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин, а именно:

  1. Наиболее конфликтогенные сферы супружеского конфликта у мужчин – рассогласование норм поведения и проявление доминирования одним из супругов; у женщин – проблемы отношений с родственниками и друзьями.
  2. Для женщин в ситуации супружеского конфликта в большей степени характерны эмоциональные стратегии совладающего поведения, у мужчин преобладают когнитивные стратегии совладающего поведения.

В качестве контингента испытуемых выступили 80 человек (40 мужчин и 40 женщин) в возрасте от 30 до 40 лет, состоящих в браке, стаж семейной жизни – от 2 до 20 лет.

На первом этапе исследования для выявления наиболее конфликтогенных сфер супружеских отношений у мужчин и женщин использовался опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» [5]. С точки зрения авторов методики (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман), основными показателями конфликтности в супружеских отношениях являются эмоциональная реакция и характер поведения испытуемых в конфликтных ситуациях. Эти показатели можно выявить по отношению к разным сферам супружеских взаимоотношений:

1)     проблемы отношений с родственниками и друзьями;

2)     вопросы, связанные с воспитанием детей;

3)     проявление супругами стремления к автономии;

4)     ситуации нарушения ролевых ожиданий;

5)     ситуации рассогласования норм поведения;

6)     проявление стремления к доминированию, власти;

7)     проявление ревности;

8)     расхождения в отношении к деньгам.

В табл. 1 представлены показатели эмоциональной реакции в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин.

Таблица 1

Степень выраженности эмоциональной реакции мужчин и женщин

в различных сферах конфликтного взаимодействия (данные представлены в %)

 

Сферы

конфликтного взаимодействия

Женщины

Мужчины

φ*

 
 

Негативная реакция

Позитивная реакция

Негативная реакция

Позитивная реакция

 

1

Проблемы отношений с родственниками и друзьями

85

15

65

35

2,106

 

2

Вопросы, связанные с воспитанием детей

75

25

55

45

2,31

 

3

Проявление стремления к автономии

60

40

72

28

 

4

Нарушение ролевых ожиданий

65

35

52

48

 

5

Рассогласование норм поведения

72

28

97

3

3,515

 

6

Проявление доминирования одним из супругов

72

28

97

3

3.515

 

7

Проявление ревности

77

23

60

40

1,704

 

8

Расхождения в отношении к деньгам

62

38

20

80

4,007

 

ИТОГО (среднее значение)

71

29

66

34

– 

 

 

Примечание. Жирным шрифтом указываются при р ≤ 0,01, обычным шрифтом указываются различия при р ≤ 0,05, прочерк говорит об отсутствии статистически значимых различий.

 

В целом конфликт воспринимается мужчинами и женщинами, состоящими в браке, как негативное явление, возникающее в семейной жизни. Конфликтные ситуации вызывают негативные эмоции у 71% женщин и у 66% мужчин.

Несмотря на то что нами не было выявлено статистически значимых различий между степенью выраженности эмоциональной реакции мужчин и женщин в ситуации супружеского конфликта, все же видно, что по определенным сферам конфликтного взаимодействия различия между двумя группами испытуемых являются статистически значимыми.

Рассмотрим наиболее характерные из них. Расхождения в отношении к деньгам вызывают негативные реакции у 62% женщин и 20% мужчин (φ* = 4,007 при р ≤ 0,01).

С точки зрения мужчин, значительную негативную окраску получают ситуации, связанные с рассогласованием норм поведения и с проявлением доминирования одним из супругов (в обеих сферах – 97% мужчин и 72% женщин). Различия между мужчинами и женщинами по этим показателям также являются статистически значимыми (φ* = 3,515 при р ≤ 0,01).

Конфликты, связанные с воспитанием детей, а также с отношениями с родственниками и друзьями, чаще в негативном свете воспринимаются женщинами (75% женщин и 55% мужчин; 85% женщин и 65% мужчин соответственно). По этим сферам также мы получили статистически значимые различия (φ* = 2,31 при р ≤ 0,05 и φ* = 2,106 при р ≤ 0,05 соответственно).

Проявление ревности в негативном отношении наблюдается у 77% женщин и 60% мужчин (φ* = 1,704 при р ≤ 0,05).

В любой конфликтной ситуации каждый человек совершает различные поступки, которые определяют характер его поведения – пассивный или активный. Результаты сравнительного анализа характера поведения мужчин и женщин в различных сферах конфликтного взаимодействия представлены в табл. 2.

Таблица 2

Характер поведения мужчин и женщин в различных сферах

конфликтного взаимодействия (данные представлены в %)

 

Сферы

конфликтного

взаимодействия

Женщины

Мужчины

φ*

 
 

Пассивный характер

Активный характер

Пассивный характер

Активный характер

 

1

Проблемы отношений с родственниками и друзьями

73

27

97

3

3,515

 

2

Вопросы, связанные с воспитанием детей

85

15

93

7

 –

 

3

Проявление стремления к автономии

95

5

83

18

1,847

 

4

Нарушение ролевых ожиданий

80

20

97

3

2,728

 

5

Рассогласование норм поведения

92

8

65

35

3,184

 

6

Проявление доминирования одним из супругов

92

8

65

35

3,184

 

7

Проявление ревности

68

32

70

30

 

8

Расхождения в отношении к деньгам

75

25

82

18

 

ИТОГО (среднее значение)

83

17

82

18

– 

 

 

Примечание. Жирным шрифтом указываются при р ≤ 0,01, обычным шрифтом указываются различия при р ≤ 0,05, прочерк говорит об отсутствии статистически значимых различий.

 

Подавляющее большинство мужчин и женщин, состоящих в браке (82% мужчин и 83% женщин), выбирают пассивный характер поведения, то есть избегают открытого обсуждения и ждут дальнейшего развития событий.

В некоторых сферах конфликтного взаимодействия нами были обнаружены статистически значимые различия.

В частности, достаточное количество женщин, по сравнению с мужчинами, демонстрируют активный характер поведения в ситуациях, вызванных проблемами в отношениях с родственниками и друзьями: 27% женщин и 3% мужчин (φ* = 3,515 при р ≤ 0,01), и в ситуациях нарушения ролевых ожиданий – 20% женщин и 3% мужчин (φ* = 2,728 при р ≤ 0,01).

Мужчины же, в свою очередь, более активную позицию (по сравнению с женщинами) занимают при рассогласовании норм поведения – 35% мужчин и 8% женщин (φ* = 3,184 при р ≤ 0,01); при проявлении доминирования одним из супругов – 35% мужчин и 8% женщин (φ* = 3,184 при р ≤ 0,01), а также в случае проявления стремления к автономии – 18% мужчин и 5% женщин (φ* = 1,847 при р ≤ 0,05).

На основе полученных данных была сделана диаграмма, позволяющая выявить конфликтогенные сферы мужчин и женщин, состоящих в браке.

 

 

 

Конфликтогенные сферы в ситуации супружеского конфликта у мужчин и женщин

 

Как видим из рисунка, наиболее конфликтогенные сферы у мужчин: рассогласование норм поведения (5) – 35%, проявление доминирования одним из супругов (6) – 35%, проявление ревности (7) – 25%, проявление стремления к автономии (3) – 18%. У женщин: проблемы отношений с родственниками и друзьями (1) – 28%, нарушение ролевых ожиданий (4) – 20%, проявление ревности (7) – 20%, расхождения в отношении к деньгам – 15%, вопросы, связанные с воспитанием детей (2) – 15%.

На втором этапе исследования при помощи методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма [6] мы выделили доминирующие копинг-стратегии мужчин и женщин в ситуации супружеского конфликта. В табл. 3 представлены соответствующие данные.

Таблица 3

Распределение женщин (Ж) и мужчин (М) по уровню продуктивности
копинг-стратегий в ситуации супружеского конфликта (данные выражены в %)

 

Уровень

продуктивности

копинг-стратегий

Копинг-стратегии

Когнитивные

φ*

Эмоциональные

φ*

Поведенческие

φ*

М

Ж

М

Ж

М

Ж

Продуктивные

17,5

35

1,802

22,5

45

2,16

0

17,5

Относительно продуктивные

75

57,5

1,668

12,5

17,5

50

60

Непродуктивные

7,5

7,5

65

37,5

2,491

50

22,5

2,607

 

Примечание. Жирным шрифтом указываются при р ≤ 0,01, обычным шрифтом указываются различия при р ≤ 0,05, прочерк говорит об отсутствии статистически значимых различий.

В когнитивной сфере в ситуации супружеского конфликта и мужчины, и женщины в большей мере (75% и 57,7% соответственно) проявляют относительно продуктивный копинг, стремятся проанализировать ситуацию, придать дополнительный смысл проблемной ситуации, а также сравнить свою ситуацию с проблемами других людей.

В эмоциональной сфере мужчины и женщины, состоящие в браке, довольно часто используют непродуктивные варианты копинг-поведения. В этом случае они проявляют отрицательные эмоции, становятся раздражительными, агрессивными; либо демонстрируют покорность, подавляют эмоции. Причем доля непродуктивных реакций в эмоциональной сфере у мужчин в ситуации супружеского конфликта больше, чем у женщин, – 65% и 37,5% (φ* = 2,491 при р ≤ 0,01). Женщины в эмоциональной сфере чаще мужчин используют продуктивные копинг-стратегии – 45% и 33,5% соответственно (φ* = 2,16 при р ≤ 0,05).

Для поведения в ситуации конфликта для мужчин и женщин, состоящих в браке, в большей степени характерны относительно продуктивные варианты. При возникновении подобных ситуаций они чаще всего стараются забыть о трудностях, стремятся переключиться на любимое дело, отвлечься и расслабиться. При этом женщины гораздо чаще мужчин демонстрируют подобные реакции в этой сфере (60% и 50% соответственно). Для мужчин в большей мере, чем для женщин, характерны непродуктивные варианты поведенческих стратегий (50% и 22,5% соответственно). Эти различия также являются статистически значимыми (φ* = 2,607 при р ≤ 0,01).

 

Заключение

 

Основными показателями конфликтности в супружеских отношениях являются эмоциональная реакция и характер поведения испытуемых в конфликтных ситуациях. В рамках исследования мы обратили внимание на те сферы супружеского конфликта, в которых мужчины и женщины, состоящие в браке, открыто и активно выражают свою негативную эмоциональную реакцию. Результаты настоящего эмпирического исследования показали, что наиболее конфликтогенные сферы супружеского конфликта у мужчин – это рассогласование норм поведения, проявление доминирования одним из супругов, а также проявление ревности и проявление стремления к автономии. У женщин это проблемы отношений с родственниками и друзьями, нарушение ролевых ожиданий, проявление ревности, а также расхождения в отношении к деньгам и вопросы, связанные с воспитанием детей.

Рассматривая общую картину совладающего поведения в ситуации супружеского конфликта, можно отметить, что в когнитивных и поведенческих копинг-стратегиях женщины и мужчины чаще всего используют относительно продуктивные варианты копинг-поведения. Доля непродуктивных вариантов копинг-поведения в ситуации супружеского конфликта в эмоциональной и поведенческой сферах у мужчин значительно выше, чем у женщин. В то же время женщины чаще мужчин прибегают к продуктивным вариантам копинг-стратегий в когнитивной и эмоциональной сферах.