Full text
Введение Волевой потенциал – способность личности управлять собственной волевой сферой, поддерживать оптимистичный взгляд на жизнь и получать положительные эмоции от событийной насыщенности. В отечественной психологической науке понятие «воли» разрабатывали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., рассматривая волю с позиции высших психических функций, позволяющей овладевать своим поведением и собственными психическими процессами. Так, Е.П. Ильин, проведя анализ концептуальных позиций к пониманию воли, отмечает, что синтез подходов может определить психологический механизм понятия воли: как «сознательный способ регуляции поведения и деятельности» и как «характеристику личности, характера» [1]. В.И. Селиванов [2] ведущую роль в формировании воли отводит социальной среде, в которой протекает жизнедеятельность личности и определяет волевые процессы как процессы, которые осуществляются не только осознанно, но и с достаточно выраженными усилиями личности. Анализируя волевую регуляцию, исследователи определяют ее как один из видов произвольной регуляции деятельности и психических процессов человека – К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, В.А. Иванников, В.Н. Шляпников и др. В трудах В.А. Иванникова [3] под волевыми качествами понимаются волевые свойства человека как устойчивые характеристики его деятельности и отношений с реальным миром. Волевое поведение тесно связано с ценностно-смысловой сферой личности и проблемами потребностно-мотивационной сферы. Теоретические и экспериментальные исследования потребностей личности проведены в работах Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, А.И. Мещерякова, В.Н. Мясищева, Ю.М. Орлова, П.В. Симонова, Л.М. Фридмана и др. Ю.М. Орлов [4] рассматривает возникновение потребности как механизм, запускающий активность человека, которая направлена на достижение определенной цели, удовлетворяющей эту потребность, «потребность в достижениях выступает источником активности личности». П.В. Симонов [5] приводит классификацию потребностей (витальные, социальные, идеальные) и отмечает, что «без точного знания этих потребностей, их происхождения, их формирования, трансформации, взаимодействия друг с другом, с сознанием с эмоциями и волей…» трудно рассчитывать на решение разнообразных задач. Саморазвитие, как «фундаментальную способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [6] определяли В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев. Потребность в саморазвитии, по мнению Ю.В. Макеровой, выражается в готовности человека преобразовать свою жизнедеятельность через поиск (и в поиске) максимально возможного состояния, которая возникает, когда человек «осознает свое текущее состояние развития и устанавливает зону возможного расширения своего потенциала, потребностей и благ» [7]. С целью исследования волевого потенциала личности и реализации потребностей в саморазвитии в молодом возрасте было проведено исследование. Методология и результаты исследования Респондентами исследования выступили молодые люди в возрасте от 17 лет до 21 года, всего было опрошено 57 человек (из них 24 юноши и 33 девушки). Ведущие психодиагностические методики: опросник «Диагностика волевого потенциала личности», опросник «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» [8]. Статистическая обработка результатов проведена при помощи следующих критериев: χ2-критерия Пирсона (для определения достоверности расхождения распределений); r-критерия Спирмена (для определения силы и направления корреляционной связи); U-критерия Манна-Уитни (для оценки различий между выборками по количественному уровню интерпретационных параметров). Статистические данные параметров волевого потенциала и реализации потребностей в саморазвитии представлены в таблице 1. Таблица 1 Статистические данные интерпретационных параметров Пол Параметры Среднее значение Стандартное отклонение Юноши Волевой потенциал 21,08 3,10 Реализация потребностей в саморазвитии 57,58 6,89 Девушки Волевой потенциал 19,27 3,06 Реализация потребностей в саморазвитии 56,33 7,16 Примечание 1: критические значения χ2 для v=57: χ2=74,468 (при p<0,05); χ2=83,513 (при p<0,01); Примечание 2: расхождения между распределениями статистически достоверны при p<0,05 (χ2Эмп = 79,423). Методика диагностики волевого потенциала личности предполагает дифференциацию трех уровней «силы воли». В данном исследовании низким уровнем обладает лишь 2% опрошенных молодых людей, предпочитая более легкую и интересную работу той, которая может требовать волевых усилий; с трудом подчиняясь выполнению своих обязанностей, проявляя эгоистические склонности или рационализируя свой отказ от выполнения деятельности по типу психологической защиты личности. «Психологическая защита – сложная система особых механизмов психики, направленная на устранение эмоционального психологического дискомфорта, происходит на сознательном либо неосознаваемом для личности уровне, с целью оградить психику от негативных, травмирующих переживаний или воздействий» [9]. Средний уровень развития силы воли характерен для 70% респондентов, когда возникающие препятствия побуждают к активации деятельности; волевые усилия прикладываются при невозможности найти легкие пути решения проблемы. Высоким уровнем силы воли обладают 28% юношей и девушек, с легкостью решая всевозможные задачи, соглашаясь на сложные задания, выполняя даже неинтересные поручения. Значимое большинство опрошенных молодых людей активно реализуют свои потребности в саморазвитии, такой результат показали 67% из них. Такие люди активно используют способы саморазвития, самопознания, не бояться заниматься самовоспитанием, получая позитивные эмоции от самонаблюдения изменений в поведении, реагировании, и личности в целом. У 33% респондентов данного исследования сложившаяся система саморазвития отсутствует. Трудностями в становлении системы саморазвития могут быть: – отсутствие достаточной мотивации (развитие носит стихийный характер, подчиняясь законам адаптации); – отсутствие способов и/или приёмов саморазвития (низкое или высокое самомнение, завышенная или заниженная самооценка, конформизм или доминирование); – постановка неправильных жизненных целей (выбор профессии, спутника жизни, жизненного пути в целом); – агрессивные способы взаимодействия, реагирования, конфликтное поведение, конфликтность личности. «Конфликтность рассматривают как психологическое свойство личности, которое характеризует частоту вступления в конфликты и общую предрасположенность к конфликтному реагированию, конфликтному поведению» [10]. Испытуемых с показателями «остановившегося саморазвития» выявлено не было (0%). Корреляционный анализ проведен при помощи коэффициента ранговой корреляции (r-критерия Спирмена), результаты и критические значения для выборок представлены в таблице 2. Таблица 2 Критические значения r-критерия Спирмена и результаты корреляционного анализа Пол N при р ≤ 0,05 при р ≤ 0,01 rs Девушки 33 ± 0,34 ± 0,45 0,14 Юноши 24 ± 0,41 ± 0,52 0,76 Как показал корреляционный анализ, между интерпретационными показателями у девушек корреляция не достигает уровня статистической значимости. Статистически значимая положительная корреляция (при р ≤ 0,01) получена между показателями волевого потенциала и реализации потребностей в саморазвитии у юношей (r = 0, 76). Повышение способностей управления собственной волевой сферой, сознательный способ регуляции деятельности и поведения позволяет юношам лучше реализовать свои потребности в саморазвитии, самореализации. Процесс саморазвития – это сознательный целенаправленный процесс, определяющийся постановкой цели и задачи, наличием волевого усилия для достижения этих целей и реализации поставленных задач характеризуется произвольностью деятельности и поведения. Для успешного процесса саморазвития необходимо наличие следующих психологических составляющих: лабильность психической сферы, личная заинтересованность, активный социальный интерес, общая толерантность, саморегуляция деятельности, позитивное принятие себя, личная ответственность. При оценке различий между юношами и девушками по количественным параметрам волевого потенциала и реализации потребностей в саморазвитии применялся U-критерий Манна-Уитни (критические значения: UКр = 251 (при p ≤ 0,01), UКр = 293 (при p ≤ 0,05), полученные результаты представлены в таблице 3. Таблица 3 Сравнительный анализ исследуемых групп юношей и девушек по интерпретационным параметрам Параметры Волевой потенциал Реализация потребностей в саморазвитии UЭмп 243** 339 Примечание: ** – полученное эмпирическое значение (UЭмп) находится в зоне значимости при p ≤ 0,01 Как видно из представленных данных, полученное эмпирическое значение показателей реализации потребностей в саморазвитии (Uэмп = 339) находится в зоне незначимости, тогда как эмпирическое значение показателей волевого потенциала (Uэмп = 243) находится в зоне значимости (при p ≤ 0,01). Высокие значения волевого потенциала юношей более выражены, чем показатели этого параметра у девушек, высокий уровень силы воли выявлен почти у половины опрошенных юношей (такой показатель зафиксирован у 42% из них), тогда как лишь 18% девушек обладают высоким уровнем. Сила воли юношей находит свое выражение в большей степени, чем у девушек, волевые качества проявляются в полной мере при выполнении ранее принятого решения, а его выполнение выступает основным условием воспитания силы воли. К психологическим составляющим понятия «воли» относят различные свойства и качества: настойчивость, решительность, смелость, инициативность, критичность, рискованность, самоконтроль, уверенность, самообладание, выдержка, исполнительность, самостоятельность и другие. Гендерные различия, полученные исследователями в области психологии по уровню агрессивности [11], стремлению к доминированию [12], настойчивости, рискованности, энергичности [13], преодолению трудностей [14], уровню самоконтроля [15], проявлению решительности и т.д. косвенно подтверждают результаты данного исследования. Заключение Активность личности является основополагающей характеристикой саморазвития, определяется самостоятельностью и сознательностью и опосредует самопознание, самовоспитание и самоактуализацию, в свою очередь потребности выступают значимым источником активности личности. Наряду с формированием базовых социальных потребностей, в возрасте юности происходит активная реализация потребностей в саморазвитии, молодые люди апробируют и развивают индивидуальные способы самопознания и самовоспитания при необходимых и достаточных волевых усилиях. У юношей волевой потенциал имеет более высокие показатели, чем значения силы воли у девушек, молодые люди проявляют больше решительности, настойчивости при исполнении решения; у них выше уровень критичности и агрессивности в ситуации конкуренции; лучше развита способность к самообладанию и эмоциональному самоконтролю; более выраженное стремление к преодолению трудностей способствует успешной реализации потребностей. Потребности в саморазвитии выступают значимыми внутренними факторами процесса саморазвития личности, обеспечивая целенаправленность и активность. Реализация потребностей в саморазвитии, готовность к личностным изменениям и преобразованиям, определение зоны потенциальных возможностей эффективно осуществляется при наличии ряда психологических свойств, наиболее значительным из которых выступает волевой потенциал личности.